Костёр

Когда я был маленький, мы жили на улице Луговой (дом №40) в городе Юрьеве – Польском. Луговая это была последняя городская улица на востосчной окраине города и имела вид заброшенной грунтовой дороги, которая проходила перед домами, окна, которых смотрели на Юрьево поле и на дальний луг за рекой Гзой. Юрьево поле это было большое общественное поле, где горожане каждый год выращивали картошку и капусту, а некоторые даже морковь и свёклу.

Весной у нас, ребятишек, был старинный обычай: в погожий солнечный день, после обеда мы шли на наше Юрьево поле жечь костёр. Сначала мы все ходили по полю и собирали охапки высохших картофельных плетей, из земли выдёргивали сухие капустные кочерыжки и всё это складывали в большие кучи на выбранном месте. Когда запаса горючего материала было уже достаточно, ребята постарше зажигали костёр.

Это был старинный ритуал. Сначала мы готовили место для костра, для этого  расчищали его своими босыми ногами (с весны до осени мы ходили босиком), потом в центре клали бумагу и сухую травыу и поджигали. Сначала появлялся еле заметный робкий огонёк и тонкая сизовато - белая струйка дыма. Когда трава хорошо загоралась, мы осторожно ложили сверху сухие картофельные плети.

Костёр очень быстро разгорался и мы уже начинали валить на него охапки плетей, которые быстро собирали на поле. Часто на поле плети лежали кучами их   было проще их собирать. Было интересно наблюдать, когда бросали очередную охапку: сначала из костра валил густой желтоватый дым, потом проскакивал  огонь, который сразу охватывал всю кучу. В это время мы только и успевали бегать и подбирать уже дальние кучки плетей, которые с осени были оставлены хозяевами картофельных участков.

Незаметно наступал вечер и ночь. Ночью у нашего костра было особенно красиво: яркое пламя окруженное чернотой ночи, ярко освещало наши довольные лица, пламя огня причудливо извивалось, поднимаясь выше нас, кончики языков как бы  отрывались и улетали в темноту неба. Вокруг костра земля, вытоптанная нашими ногами, засыхала,образуя кольцо тёплой земли.

Когда запасы плетей подходили к концу, но костёр ещё хорошо горел, старшие ребята начинали прыгать через костёр, пролетая сквозь его пламя. Мы, кто поменьше тоже прыгали, когда пламя становилось по ниже. Потом костёр догорал и от него оставался ковёр из мерцающих, слегка подёрнутые серым налётом красных мерцающих углей. Тогда самые смелые начинали бегать по этим углям. Потом бегали мы все, и никто не обжигался! 

Наступала чёрная ночь, а домой идти не хотелось, но костёр уже догорел, а все уже набегались и устали. Я долго не мог уснуть, всё вспоминал чернильную красоту  ночного неба и яркое пламя нашего костра. Во сне мне представлялся наш чудесный костёр и я думал во сне: надо попробовать завтра поробовать раздуть угли нашего  костра. 

Рано утром я вышел из дома и тут же пошел на то место, где вчера пылал костёр. Светило яркое солнце, а на месте костра был только круг серого пепла с маленькой кучкой в центре и никаких признаков огня.

Я руками разгрёб кучку пепла в центре костра и добрался до горячих чёрных углей. Сверху положил очень сухой травки и стал раздувать. Сначала летел только пепел, но я старался изо всех сил и вдруг случилось чудо: потянулась тоненькая струйка дыма! Я осторожно немного ещё подул и появился язычок пламени! Я смог разжечь вчерашний костёр!

Костёр разгорался, я подбросил плетей, но пламени костра не было заметно: светило яркое солнце. Того восторга, который был вчера, не было и в помине! Я был растерян и разочарован: почему у меня не повторилась вчерашняя радость? Ведь я же смог восстановить вчерашний костёр из небытия!      

      


Рецензии
Я восхищена этой Вашей миниатюрой.В Ваших личных сообщениях я сегодня написала Вам очень важную информацию.Пожалуйста зайдите в Ваши сообщения и прочтите её.Здесь мне не удалось её поместить так как писали,что Вы уже опубликовали сообщение с таким же текстом,с уважением,

Лилия Фрайзингер   27.10.2022 11:56     Заявить о нарушении
Спасибо Лилия! Я постараюсь и другие воспоминания из детства написать.

Николай Павлов Юрьевский   27.10.2022 12:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.