Костёр моего детства

Когда я был маленький, мы жили на улице Луговой в доме № 40 в городе Юрьеве – Польском. Луговая была крайней улицей на восточной стороне города. Вдоль её деревянных, одноэтажных домов проходила грунтовая дорога, а за ней начиналось Юрьево поле. Для жителей города поле это было общественным огородом. Здесь выращивали картошку и капусту, а некоторые даже морковь и свёклу. За полем протекала речка Гза, а за ней был большой и красивый луг.

Мы, юрьевские ребятишки, весной по старинному обычаю на поле жгли теплинку (костёр). В весенний солнечный день, когда земля уже подсыхала, мы после обеда шли на поле. Здась мы собирали охапки высохших картофельных плетей, а так же выдёргивали сухие капустные кочерыжки. Всё это складывали на одном месте в большие кучи. Когда запаса топлива к вечеру было достаточно, ребята, которые постарше, зажигали костёр.

А перед этим у нас был ритуал: сначала мы готовили ровное, чистое место для костра:  босыми ногами (с весны до осени мы всегда ходили босиком) выравнивали землю, затем в центре этого круга готовили костёр: клали бумагу, а на неё сверху сухую траву и поджигали. Появлялся еле заметный огонёк и от него к небу тянулась долгожданная  тоненькая сизо - белая струйка дыма, на которую мы смотрели с благоговением. Потом трава разгоралась и мы сверху начинали осторожно ложить сухие картофельные плети.

Наш костёр очень быстро разгорался и тогда мы начинали валить на него охапками плети, которые нам снова приходилось собирать, бегая по полю: пламя костра их быстро пожирало. На поле картофельные плети в основном лежали кучками и нам их было легко собирать. Было интересно наблюдать, когда ложили очередную большую охапку на костёр: сначала из этой кучи шел желтоватый дым, потом в центре вдруг проскакивал огонь и охватывал всю кучу. Мы едва успевали собирать картофельные плети и подбирали уже дальние кучки и отдельные плети.

Так в хлопотах около нашнго костра незаметно наступал вечер и ночь. А ночью у нашего костра было особенно красиво: костёр окружала сплошная темень и он освещал наши довольные лица. Языки пламени причудливо колыхались, поднимаясь вверх, его кончики отрывались и улетали в чёрноту неба. Земля вокруг костра была так вытоптана нашими ногами, что засыхала в виде широкого гладкого кольца.

Когда запасы плетей кончались, но костёр ещё горел, ребята постарше начинали прыгать через костёр, пролетая сквозь пламя. Мы, кто поменьше, боялись прыгать в пламя, но когда оно становилось пониже, тоже прыгали. Когда костёр догорал и от него оставался мерцающий ковёр, покрытый серым налётом, красных углей, тогда самые смелые начинали бегать по углям костра. Потом бегали все, и никто не обжигался! 

Наступала чёрнота ночи, а над головой в бездне тьмы мерцали звёзды! Домой идти не хотелось, но костёр уже догорел, а все уже набегались и устали. Я долго не мог уснуть, мне вспоминалась чернильная ночь и в ней яркое пламя нашего костра. Мне так хотелось, чтобы наш чудесный костёр был вечным и я подумал во сне: надо завтра утром попробовать раздуть наш костёр, чтобы он загорелся снова. 

Утром рано я вышел из дома и сразу же пошел на то место, где вчера горел наш костёр. Светило яркое солнце, а на месте костра был только круг серого пепла с маленькой кучкой в центре и не было никаких признаков огня и дыма.

Я руками разгрёб кучку пепла в центре костра и добрался до горячих углей, сверху положил очень сухой травки и стал раздувать. Сначала летел только пепел, но я старался изо всех сил и вдруг произошло чудо: потянулась тоненькая струйка дыма! Я подул тихонечко ещё и чудо! Появился язычок пламени! Я смог разжечь вчерашний костёр!

Костёр разгорался, я подбросил плетей, но пламени моего костра не было заметно: светило яркое солнце. Того восторга, который был вчера, не было в помине! Я был растерян и разочарован: почему у меня не повторилась та же радость от вчерашнего костра? Ведь я же смог восстановить вчерашний костёр из небытия!?      

      


Рецензии
Николай Петрович! В Вашем рассказе хорошо передано настроение, ярко, образно, перед глазами предстает такой костер. У меня такой вопрос, в Юрьев - Польский из Владимира пассажиры едут на автобусе и проезжают ли они мимо Пеганово, где детский санаторий? Если это так, у меня в Пеганово заброшенная дача, скоро до нее доберусь. Но если Ю-П, тот самый, о котором Вы так хорошо пишите, то проеду вначале мимо дачи, а в этот город, дача подождет

Людмила Елсукова   26.12.2025 01:17     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.