Любимая учительница

     Необычная история написания книжечки "Психология женщины" связана с любимой учительницей русского языка и литературы старших классов - Александровой Анной Александровной.

      В возрасте двадцати одного года, переехав жить в Ленинград, в отпуске я обязательно навещала свою учительницу на малой родине - в Лихославле. Анна Александровна радовалась моему приезду, широко распахивала дверь и я входила.
      За чаем она с интересом расспрашивала о жизни в большом городе,  работе, и сама рассказывала о школе, себе, дочери, живущей в Москве. 
Провожая, учительница всегда что-нибудь меня давала с собой: шоколад или - коробку конфет.
                *   *     *
 
       А однажды актрисе Екатерине Судаковой из Лито "Маяк",которое мы посещали, мне пришлось пообещать принести рассказ, (она была категорически против моего молчания). Все писали стихи, у меня же стихи - слабые, поэтому я подумывала о прозе, однако ещё не зная, как к ней подступиться...
       И мне ничего лучшего не пришло в голову, как написать о конфликте в детском учреждении. Причин для возмущения у прачек всегда достаточно: это - тяжелый физический труд, низкая заработная плата при высоких ценах на продукты, неустроенные женские судьбы...*

       Посмотреть рассказ*, сказать: что в нём не так я и попросила Анну Александровну, когда в очередной раз приехала в отпуск к родителям. Такого рода просьба - единственная в своём роде. Проделала она это с лёгкостью профессионала. Всё произошло неожиданно быстро, даже записать за ней не успела бы, поэтому постаралась все её поправки запомнить.

       Настала пора поблагодарить учительницу и уйти, как вдруг под очками я заметила блеск недобрых огоньков. Казалось, с ней что-то творилось. Сразу же  и я почувствовала что-то неладное в себе. На тот момент в её памяти промелькнула давняя история, которую она мне как-то рассказала: ещё ученицей младших класса свои первые пробы пера она доверила математичке... Грубое вмешательство и резкая критика навсегда отстранили её от сочинительства, оставили в душе болезненный след. С тех пор она ничего не писала.
 
        Интуиция не обманула меня - та история многолетней давности докатилась и до меня, проступила испариной на лбу. Угловатый, неуклюжий  рассказ ещё слабо стоял "на своих ножках" и мне не хотелось, чтобы со мной обошлись также...
        Наступила атмосфера враждебности, при которой стало неловко сразу встать и уйти, поэтому я ожидала, что скажет маэстро ? И молилась Деве Марии, чтобы педагог не произнесла обидных слов в мой адрес.   
        Из-за моего внутреннего противостояния учительница медлила, что само по себе было не свойственно ей. Сигнал, посланный на небо снизошёл на неё благодатью и она подыскивала слова, менее ранимые для меня. Словно из отдаления я услышала приемлемое для меня:
     - Конечно, не - Пушкин... Проза - лучше, чем стихи. Талант, несомненно присутствует, но его надо оттачивать!
       Наши дома стояли через дорогу по диагонали, слепило июльское солнце, клумбы - в цветах, но для меня, словно в одночасье, всё померкло. Как в тумане я пересекла улицу Карла Маркса, и дома без сил опустилась на диван. Когда в комнату вошла мама, взглянув на меня, обеспокоилась:
      - Доченька, у тебя что-то случилось ?!
      - У Анны Александровны была... - призналась я.
      Мамин ответ - однозначен:
      - И зачем ты к ней ходишь? На тебе же лица нет! Не ходи больше к ней!

                *     *     *

     Две недели я не находила себе места и все считала дни: никогда ещё с такой поспешностью я не стремилась покинуть родительский дом и уехать от мамы - так "чесались руки" скорее написать что-либо существенное и тем самым доказать себе: на что я способна.
     А вот и - отъезд! Скорый поезд врезался в изумрудную колоннаду леса, и на протяжении всего пути, миг за мигом  восстанавливала я в памяти поездку за грибами. Всего три дня назад мы с отцом ездили в лес, - это день, полный приключений: заблудились, грибов не нашли, на поезд опоздали...  Через семь часов "Юность" прибыла в Ленинград, а  у меня - готовый рассказ"Лесная быль".
     По приезде отвезла рассказ в набор, а через неделю редактор позвонил:
     - Везите всё, что у вас есть! - скомандовал Александр.
 
     Он - молодец: по мелочам не работает, и если берётся за дело, -то ему материала сразу на книжку подавай! Пришлось серьёзно поработать, рассказов не доставало, а последние главы дописывались и забирались буквально из-под рук! Через год издать вторую книжечку прозы для меня это - непозволительная роскошь! После выхода первой книжки, по своей лености, я бы предпочла "почивать на лаврах", если бы со мной не приключился данный эпизод...


                *     *      *

     В последствии я по достоинству оценила роль строгой Анны Александровны в моей судьбе: заслуженно посветила ей книгу и разместила в ней её фотографию.
     Наши отношения продолжились до 2009 года: моими визитами в отпуск, поздравительными телеграммами ко Дню учителя, ко Дню рождения. Одна из них вернулась с ответом: "Адресат умер"
     Светлая память моей любимой учительнице Анне Александровне Александровой. Я благодарна своей любимой учительнице за неповторимые уроки литературы,(класс слушал её не моргнув!), за строгость - именно она возымела на меня действо. И то, что в десятом классе я сделала свой верный выбор в жизни - избрала литературную деятельность, - в этом, несомненно, есть Её заслуга.

 
 ________________________
 * рассказ "Когда вы становитесь львом"









 Санкт-Петербург    
         


Рецензии