Лишин

В кругу композиторов. Забытые имена
Глава из книги о Петре Полетике.


Григорий Андреевич Лишин   (1854 -1888)    

Композитор  и поэт.
А также: дирижер, пианист, мелодекламатор.
переводчик, либреттист, журналист,
               

 О Лишине П. И. упоминает в самом начале своих мемуаров, рассказывая о первом публичном выступлении Марии Ивановны:   « ...у него есть, между прочим, романс «У ног твоих рабой  умру…».  Исполнение  этого  романса  Марией Ивановной так  понравилось  Лишину,  что он  никакой другой певице этого романса аккомпанировать не хотел...».  Романс этот имеет свою историю.
О личности  композитора Полетика сообщает  любопытные сведения:  « … это  был  большой и чрезвычайно разнообразный талант.  Именно  он  впервые  ввёл  мелодекламацию  и  сам  мастерски  исполнял  произведения этого жанра  в концертах; аккомпанировал он превосходно, причем сразу читая с листа незнакомую вещь, легко транспонировал её в любую тональность; он же был известен как переводчик иностранных романсов и опер.   Помню такой случай: Музыкально-Драматический Кружок в Петербурге задумал исполнить  в сценической постановке  малоизвестную вещь  немецкого  автора  Рейнеке  «Король Манфред».  Дирижером  Кружка в то время был  Э. Ю. Гольдштейн, который и пригласил Лишина в кружок для поручения ему перевода этой оперы.  Лишин  взял клавираусцуг, прочитал текст тенорового романса в нём, и тотчас же, под аккомпанемент Гольдштейна спел его уже на русском языке.  Свидетелем этого я  был лично. Свой  далеко  не  дюжинный  композиторский  талант  Лишин  никогда не имел  достаточно силы воли  и  выдержки  укрепить  на  фундаменте  теоретического  изучения  музыки  и композиции;  между тем  Н.  А. Римский-Корсаков  взял  его  своим  учеником,  но  уроки  тотчас  же прекратились, так  как  Лишин  чуть  ли не на  второй урок притащил  сочиняемую им оперу «Граф  Нулин».
Один  из  романсов  Лишина  «Она хохотала»  с  очень  драматическим  содержанием удостоился даже  исполнения Ф. И. Шаляпина».

 
Г.А.Лишин прожил очень короткую жизнь, всего 34 года. После себя он оставил  множество романсов,  четыре оперы, хоровые и симфонические сочинения , несколько драматических пьес, оперные либретто ,  критические статьи  и книжечку стихов.

Он родился в аристократической семье, получил блестящее и разностороннее домашнее образование,  которое завершилось в Петербургском Училище Правоведения.
Стоит упомянуть, что игре на фортепиано  мальчика обучала мать, в прошлом – ученица Фредерика Шопена. Позже  его передали в руки лучших педагогов Петербурга.
Краткие вехи биографии: 1867 – 1875 – Училище Правоведения; по окончании  – назначение в Харьков, где Лишин  резко изменил профессиональное направление и поступил на должность второго капельмейстера  местного оперного театра. В течение года он  с успехом дирижировал операми русских и зарубежных композиторов , а следующем году создал передвижную – или, как он сам  её называл, «летучую» оперную труппу.  Им двигало не столько некое авантюрное начало или жажда свободы, но прежде всего - любовь к музыке, и – что неожиданно в столь молодом  человеке -  идея музыкального просветительства. В качестве аккомпаниатора и дирижёра  он в течение двух лет объехал со своей «летучей» труппой многие провинциальные города России . Помимо спектаклей труппа давала и множество благотворительных  концертов,  что неминуемо и  отразилось на финансах. Денежные затруднения возвратили молодого человека в 1878  в Петербург и он устроился  на государственную службу ;  служба эта продлилась  до 1880г, далее – свобода,   женитьба на певице  и снова гастроли с  небольшой оперной труппой по югу и востоку России (1883–1884 г.).
Оставшиеся ему недолгие годы  посвящены сочинению и исполнению собственных опер, симфонической музыки, да  и множеству других дел. В том числе – литературных.
Даром стихосложения  Лишин обладал  наравне с музыкальным. Эпиграммы «сыпались» у него  экспромтом, просто в разговоре. Множество его стихов были беспечно рассеянны в письмах и деловых бумагах.  Писал он и драматические пьесы, и либретто -  к собственным операм или по заказу. Его перу принадлежат многочисленные переводы на русский язык либретто иностранных опер. Этими переводами  Лишин  занимался вполне сознательно, он стремился к широкой  популяризацию оперной классики. Им переведено около 40  текстов различных опер и оперетт , и кроме того -  множество романсов .
«Надо сказать, в 19-ом веке в этой области музыкального искусства царил полнейший хаос. В результате безграмотности переводчиков рождались тексты с полнейшей нелепицей. При этом не указывать в издании имя переводчика считалось скорее нормой, чем исключением» . Переводы Лишина были легки, изящны и точны.  Его либретто «…дожили до наших дней; они публикуются, звучат со сцены – то в чистом виде, то с некоторыми изменениями, вот только его имя на титульном листе по-прежнему опускается, а иногда и вовсе заменено» .
Триумфального успеха Лишин достиг как мелодекламатор. К открытию этого нового  сценического  жанра  его подтолкнуло увлечение драматическим театром. Выступая, он  являл собою  в одном лице поэта, чтеца, композитора и аккомпаниатора – и в этом было его отличие от всех последователей этого искусства. «Читал он превосходно, лучше многих заправских актёров, без всякого ложного пафоса и ненужных подчёркиваний, переходя в случае надобности в певца; музыка его вообще отлично иллюстрировала его декламацию» - М.И. Иванов.
Не меньшей популярностью пользовались и его романсы. Их распевали любители и включали в свои концертные программы такие знаменитые певцы как Б. Б. Корсов, И. В. Тартаков, и Ф. И. Шаляпин. Да и сегодня многие из них у нас «на слуху»:  «Она хохотала» ,  «Колодники»  «Дождя отшумевшего капли…».  Знаменитый романс «О если б я мог выразить в звуке» тоже принадлежит Лишину,  притом и текст, и музыка. .
К этому надо добавить, что пианистом Лишин был превосходным и нередко аккомпанировал солистам сам, что тоже было залогом успеха. «Аккомпаниатором он был просто гениальным! Он улавливал и предугадывал каждое намерение артиста, помогал ему, учитывая все недостатки голоса, фразировки, умел выручить в неожиданной беде!» - писал о нем актер драмы В. Н. Давыдов. 
Как композитор и импровизатор  Лишин пользовался такой популярностью у публики, что даже Чайковский ревновал последнего к успеху. В письме к В. П. Погожеву  он сетовал, что «в  свои гастрольные поездки, не имея близких друзей среди рецензентов и редакторов, я ездил втихомолочку и, в то время как петербургские газеты с шумом трубили о каждом романсе г. Лишина, спетом в Стерлитамаке или Богодухове, обо мне писали очень мало» .

Из творческого наследия композитора при жизни были опубликованы романсы, фортепианные пьесы и 2 оперы: "Дон Сезар" и "Нулин". Все остальное сохранилось  в рукописях .
В 1908 году вышла в Петербурге книга Г. Лишина «Поэзия», собранная и изданная отцом и одним из братьев.

О человеческих его  качествах высказался князь Мещерский  «…и тем ценнее был его талант, что он один из немногих, и даже, кажется, единственный … не принадлежал ни к какому музыкальному лагерю и любил музыку всею своею поэтической душой.  ...Лишин был душа-человек в музыкальном мире, как во всех сферах сношений с людьми, и не заботился никогда о том, чтобы музыка дала ему карьеру.  Он сочинял, как играл, когда вздумается, и, как я сказал, с детскою беспечностью любил свою музыку»…
 И действительно, Лишин не заботился ни о карьере, ни о славе, был в жизни неприхотлив, прост  с  друзьями, женился по любви на актрисе  – словом, совершенно не кичился своим высоким происхождением. Складывается впечатление, что  никто в его окружении, включая и Полетику, и не подозревал, кем был композитор и поэт Лишин.
А был  он правнуком русского императора Павла 1*. 

-----
Г.А. Лишин был сыном Констанции Константиновны Константиновой и генерал- лейтенанта Андрея Федоровича Лишина.
Констанция Константинова - внебрачная (признанная) дочь великого князя Константина Павловича, Наместника  Польского.



               


Рецензии