Ашхабад-Казань. По ленинским местам 1

      В первой школе, одной из самых престижных ашхабадских школ, среди восьмиклассников прошел слух, что на зимних каникулах из Ашхабада будет отправлен целый туристический поезд по ленинским местам. Почему вдруг такое придумали – мы не догадывались. А сведущим взрослым идея была понятна: в год столетия со дня рождения вождя нужно было провести много всяких мероприятий.

      И вот кому-то в голову пришла идея устроить занимательное предприятие, чтобы в большом пассажирском составе из мягких купейных вагонов через всю Среднюю Азию докатиться до самой Казани, заскакивая по пути в Куйбышев и Ульяновск!
      На фоне наших обычных каникул, бедных на развлечения и новые впечатления, это выглядело замечательным путешествием.
 
      В моем классе часть народу возбужденно зашевелилась:

      - А здорово было бы поехать на целых две недели! И Новый год встречать где-то в пути!..

      Два моих близких приятеля – Вовка и Сережка – с поездкой определились быстро. Родители подтвердили им свое согласие, и они начали собирать необходимые справки.
      Лешке, с которым мы сидели за одной партой, к его глубокому огорчению было отказано...

      Таким образом, из нашей дружной кучки, что обосновалась в классе на первых двух партах, в аккурат друг за другом, остался только один я, чья судьба была не определена. Но желание поехать вместе с друзьями сжигало мою душу адским пламенем!..

      Однако была одна закавыка, которая отравляла мечты о поездке – мой возраст. Тот же самый «неизвестный» учредитель маршрута по ленинским местам определил, что участниками поездки смогут быть только ученики, достигшие пятнадцати лет. А мне было на полгода меньше...

      Сейчас на такие «закавыки» смотрят сквозь пальцы – если нельзя, но очень хочется, то можно. А тогда мои родители были озадачены без меры. Они ведь тоже решили, что меня можно было бы, как сейчас выражаются бизнесмены, мотивировать поездкой за успехи в учебе.
      Хотел добавить – и примерное поведение, –  но не решился: дома я все-таки похвальным поведением не отличался. Был  строптив, скрывать не буду... Хорошо, что хоть не до невыносимой степени, но изводил родных частенько.

      Так вот, повторюсь, мои законопослушные родители были озадачены – как же отправить отпрыска в поездку?
      А я каждый день ходил за мамой и трепал ей нервы:

      - Ну, поеду я или нет?..
    
      Это продолжалось до тех пор, пока кто-то не надоумил маму сделать эрзац-копию свидетельства о рождении с нужной датой. Ведь так просто!..

      Маме это решение давалось в муках. Она была очень правильным человеком, а тут, в ее представлении, необходимо совершить почти криминальное деяние.

      Но, скорее всего, мое нытье для нее было еще страшнее. Посему мой вопрос, в конце концов, разрешился: мама таки смогла себя пересилить, нужная «ксива» кем-то была начертана, и я стал пятнадцатилетним.
      Но я об этом еще ничего не знал и пребывал в унынии.

      Когда до отправления поезда оставалось всего ничего, а я уже потерял всякую надежду, мама принесла в школу последнюю справку.

      Я столкнулся с ней в школьном дворе и по привычке гнусавил ей в спину своим специальным ашхабадским говорком, который мои родители тихо ненавидели:

      - Сделали справку мне? Все уже сдали, а я не сдал... Ну, когда сделаете?.. 

      Мама обернулась и одарила меня таким гневным взглядом, что мой ашхабадский акцент испарился вмиг. Будто к земле пригвоздила своим взглядом... А что? Имела право, справку-то мама добыла.
      Когда до меня дошло, что все складывается очень удачно, и моя поездка стала фактом неизбежным, счастью не было конца. Наверное, в эти дни родители не могли нарадоваться моей покладистости. Хоть к ранке прикладывай!..

      Теперь, когда поездка у меня в кармане, родители озаботились моей экипировкой. Жизнь в Туркмении имела одну удобную особенность. Мы здесь никогда не задумывались над проблемой зимнего гардероба. Максимум, что нам было нужно зимой, так это демисезонный комплект одежды и более или менее теплая обувь. И это большей частью для взрослых! А дети бегали в основном в курточках и даже не всегда в ботинках. Зимы ведь в Ашхабаде почти не было.

      Но теперь ехать нужно на Волгу, где, судя по фильмам о военных годах, ветра и морозы буйствуют свирепые.

      Ботинки и свитер у меня были. А пальто пришлось купить. Но, как позже я определил, пальто было «на рыбьем меху». Тоненькое, практически осеннее пальтишко. Вот шапка мне досталась что надо. Ее извлекли из отцовских офицерских запасов, она имела кожаный верх и была обшита мехом из цигейки. Перчатками меня снабдил отец, отдав свои бывалые кожаные. В них я выглядел молодцевато, но, как оказалось, эффектные перчатки от морозов не спасали. Но кто на такие мелочи обращает внимание, когда предстоит далекое путешествие?
 
      В назначенный вечер отец отвез меня на ашхабадский вокзал, куда со всего города съехались участники поездки и провожающие их родители. Я с удивлением увидел немало подростков в возрасте заметно младше меня.

      А мама нервничала до последнего, мучаясь оттого, что обман наш вскроется, меня снимут с поезда и отправят домой... Бедная наша мама!..
      Она всегда переживала и боялась, как бы чего не вышло. Всю свою жизнь. Кто знает, почему она принимала все так близко к сердцу, почему ее душу часто охватывал страх? Откуда корни ее вечного такого ощущения? Некому ответить...

      Но дело сделано – я в вагоне со своими друзьями. И вот мы уже машем провожающим нас родителям.

      Ура! Свобода! Да еще целых две недели!

      - Хоуууууу! – с придыханием заревел тепловоз, и перрон на наших глазах попятился назад.

      Скоро за окном перестали мелькать фонари, поезд вытянулся из города и начал рассекать пустынные туркменские просторы.

      Продолжение в http://www.proza.ru/2020/04/02/1249


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.