П. Розенборг. Дэвид Бом как идеалист

ДЭВИД БОМ КАК ИДЕАЛИСТ
П.Розенборг

"Общепринятые формулировки квантовой теории, и квантовой теории поля в частности, непрофессионально расплывчаты и неоднозначны. Профессиональные физики-теоретики должны уметь делать это лучше. Бом показал нам путь"
Джон Стюарт Белл

“Разве не ясно из малости мерцания на экране, что мы имеем дело с частицей? И разве из дифракционных и интерференционных картин не ясно, что движение частицы направляется волной? Де Бройль подробно показал, как на движение частицы, проходящей только через одно из двух отверстий в экране, могут влиять волны, распространяющиеся через оба отверстия. И так влияют, что частица не идет туда, где волны гаснут, а притягивается туда, где они взаимодействуют. Эта идея кажется мне настолько естественной и простой, чтобы разрешить дилемму волна-частица таким ясным и обычным способом, что для меня является большой тайной, что ее так часто игнорировали" (Джон Стюарт Белл, 1986)
Хотя Дэвид Бом был известен в основном как физик, предложивший революционные (хотя и спорные) формулировки квантовой механики, он также был очень серьезным философом и видел, что его интерпретация квантовой механики имеет серьезные последствия для того, как мы видим мир в целом. Действительно, для Бома физика была своего рода фундаментальной онтологией, и эта онтология, по его мнению, требовала своего рода философского идеализма. С течением времени будет становиться все более очевидным, что если интерпретация квантовой механики Бома верна (а я думаю, что это так) и ее философские разветвления верны (а я думаю, что они верны), то эти прозрения также имеют глубокие политические разветвления, хотя первоначально они могут казаться удаленными от таких вопросов. Во всей этой серии работ я не буду предполагать какого-либо знания основных научных понятий, о которых идет речь, и объясню их так, как если бы они были принципиально новыми для читателя.
Бом принципиально отверг широко цитируемую Копенгагенскую интерпретацию квантовой механики. Наиболее фундаментально Бом отвергает онтологический индетерминизм и субъективизм последней, утверждая в пользу так называемой “скрытой переменной” интерпретации квантовой механики. Вместо того чтобы согласиться с Бором и Гейзенбергом в том, что некоторые явления по своей природе индетерминистичны, Бом был убежденным детерминистом (свобода воли - это ложное понятие), и настаивал на том, что волновая функция (переменная величина, математически описывающая волновые характеристики частицы, заданные в терминах вероятности или возможности нахождения частицы в определенном месте в определенное время), развивающаяся в соответствии с уравнением Шредингера, дает только частичное, но не полное описание системы. Полное описание потребует уточнения фактического положения частицы (частиц).
Конечно, Копенгагенская интерпретация значимости волновой функции принципиально ставит под сомнение концепцию исчерпывающей спецификации действительных положений частиц. Бом отверг этот вероятностный подход и утверждал, что то, что мы не можем с абсолютной уверенностью определить все аспекты положения и поведения частиц, не означает, что они не существуют. Мы не должны проецировать нашу собственную эпистемологическую неопределенность на саму реальность. Вместо этого он утверждал, что существуют “скрытые переменные”, что влияют на наблюдаемые явления способами, которые просто слишком сложны или неясны для нас, чтобы мы могли определить их с помощью любых имеющихся у нас инструментов.
Таким образом, теория квантовой механики Бома известна как “причинная” или “онтологическая” интерпретация квантовой механики, потому что она фокусируется на причинных механизмах и свойствах, и у нее что-то сказать о фундаментальной природе самой реальности, и она не просто останавливается на любых измерениях, которые мы навязываем явлениям.
Физик и Байесовский философ Эдвин Томпсон Джейнс сформулировал то, что он назвал “ошибкой проекции разума”, чтобы возразить против Копенгагенской интерпретации квантовой механики. "Изучая теорию вероятностей, - пишет он, - я испытывал смутное беспокойство, видя ссылки на “гауссовские случайные величины”, или “стохастические процессы”, или “стационарные временные ряды”, или “беспорядок”, как будто свойство быть гауссовым, случайным, стохастическим, стационарным или беспорядочным является реальным свойством, подобно свойству обладать массой или длиной, существующим в природе. Действительно, некоторые стремятся разработать статистические тесты для определения наличия этих свойств в своих данных… Как только человек постигает эту идею, он видит повсюду заблуждение проекции ума; то, чему нас учили как глубокой мудрости, лишается своих притязаний и вместо этого воспринимается как глупое non sequitur. Ошибка возникает в двух взаимодополняющих формах, которые мы могли бы обозначить так: (А) (мое собственное воображение) ; (реальное свойство природы), [или] (Б) (мое собственное невежество) ; (природа неопределима)” (Jaynes E.T. Probability Theory as Logic // Maximum Entropy and Bayesian Methods. Ed. P.F.Fougiere. Dordrecht,2012. P.2).
Этот принцип аналогичен тому, что Уильям Джеймс назвал заблуждением психолога. "Величайшая ловушка психолога заключается в смешении его собственной точки зрения с точкой зрения ментального факта, о котором он делает свой доклад. В дальнейшем я буду называть это "заблуждением психолога" par excellence. Заблуждение психолога - это то заблуждение, которому психолог особенно подвержен, когда он читает в своем уме то, что истинно для него самого; особенно когда он читает в низших умах то, что истинно для высших... Опасность, которую следует избегать, известна как "ошибка психолога". Это происходит оттого, что экспериментатор склонен предполагать, что испытуемый будет реагировать на стимул или приказ точно так же, как он сам реагировал бы в данных обстоятельствах” (James W. The Principles of Psychology. V.1. N.Y.,1952. P.128).
По словам Альфреда Кожибского, "карта - это не территория" и “слово-это не вещь. Или, говоря словами Алана Уоттса, " меню-это не еда"/ В наших нынешних обстоятельствах мы могли бы сказать, что волновая функция не является определенным положением и поведением частицы (хотя, конечно, те, кто настаивает на копенгагенской интерпретации функции, будут отрицать существование исчерпывающего набора независимых от разума характеристик, которые мы можем предсказать для частицы).
Также известная как теория де Бройля–Бома, механика Бома не требует принятия некоторых менее умных (на мой взгляд, идиотских) гипотез, обычно связанных с копенгагенской интерпретацией или интерпретацией многих миров. Хотя некоторые могут считать, что философские спекуляции в квантовой механике опасно приближаются к этому, один из моих фундаментальных аргументов на самом деле заключается именно в том, что только с помощью объяснительной модели Бома мы можем избежать квантового Y, потому что нам не нужно говорить о Вселенной, которая постоянно распадается на множество других вселенных, или о том, что кошки мертвы и живы одновременно.
В отсутствие измерений для сторонников Копенгагена Вселенная - это просто набор возможностей, а не набор реальных конфигураций векторов. Мне трудно понять, почему они чувствовали необходимость навязывать такую фундаментальную случайность реальности. Именно с этой точки зрения ее сторонникам имело смысл аргументировать в пользу так называемого корпускулярно-волнового дуализма или коллапса волновой функции, согласно которому соответствующие факторы парадоксальным образом обладают характеристиками как волн, так и частиц одновременно, в зависимости от того, наблюдаются ли они.
Согласно Луи де Бройлю, чьи гипотезы предшествовали Бому, нет никакой необходимости постулировать мистическую природу материи, которая заставляет ее переходить от волн к частицам в зависимости от того, наблюдается ли она. Вместо этого у вас просто есть частицы, вложенные в волнообразные векторы, которые толкают их вокруг. К сожалению, Нильс Бор убедил де Бройля отказаться от своей детерминистской интерпретации волн. Позднее Бом настаивал на том, что де Бройль прав, и включил свои идеи в собственную механику. Для Бома Эйнштейн был прав: Бог (или, говоря языком Бома, импликативный порядок) не играет в кости со Вселенной.
Механика Бома требует немного больше математики. В дополнение к уравнению волновой функции Бом утверждает, что существует “направляющее уравнение”, которое описывает, как частица движется внутри этой волновой функции. Это направляющее уравнение выводится из самой волновой функции.
Хотя  фон Нейман намеревался математически опровергнуть возможность существования “скрытых переменных " Бома, это уравнение применимо только к локальным явлениям, в то время как нелокальность составляет центральную черту теоретической структуры Бома. Бом был убежденным холистом, в чем-то напоминавшим Гегеля, Шеллинга, Лейбница, Анри Бергсона и А. Н.Уайтхеда, и верил, что вся реальность-это непрерывный процесс изменения и взаимной причинности, в котором все влияет на все остальное. Более того, Бом полагал, что самая фундаментальная природа реальности находится вне пространства и времени, и поэтому ни локальность, ни темпоральность не имеют никакого конечного смысла вообще (в интерпретации, аналогичной теории Вселенной блока Эйнштейна-Минковского).
В конечном счете это означает, что индетерминизм, который мы приписываем самому квантовому миру, на самом деле просто влечет за собой наше собственное наблюдение, воздействующее на наблюдаемые нами явления способами, которые мы не понимаем, что предсказуемо делает эти явления непредсказуемыми. Гипотетически мы могли бы определить точный курс и поведение всех частиц или волн, если бы могли наблюдать соответствующие явления, не влияя на поведение частиц или волн, и таким образом демон Лапласа выживает в квантовом мире.
С философской точки зрения это означает, что механика Бома столь же привержена философскому актуализму (в противоположность поссибилизму) и необходимости, как и механика Ньютона. Напротив, в Копенгагенской интерпретации квантовой механики наблюдаемые явления являются возможными состояниями до тех пор, пока они не будут наблюдаться, и в этот момент их поведение становится актуальным. Томас Янг впервые продемонстрировал волновые свойства света еще в начале XIX века. В этом эксперименте точечный источник света был сделан для освещения двух узких, смежных щелей в экране, что позволило нам увидеть свет, проходящий через щели на втором экране. Испуская поток электронов, мы можем видеть, что материя также проявляет волнообразные свойства. Тем не менее, электроны и фотоны также действуют как частицы, а не просто волны. Это ясно из-за того, как они делают один удар по экрану электронно-лучевой трубки.
Примечательно, что интерференционные картины электронов сохраняются даже тогда, когда мы (например) уменьшаем число электронов в пучке до одного в секунду. Это означает, согласно общепринятой интерпретации квантовой механики, что электроны не могут мешать друг другу, а должны мешать сами себе. Хотя интерференционная картина требует наличия двух щелей, это озадачивает, когда фотон проходит через одну щель. Как он “знает " о существовании другой щели? Мы либо должны думать о фотоне как о волне, которая попадает в обе щели, либо о фотоне как о расщепляющемся и проходящем через каждую отдельно. В конечном счете, основное решение этой проблемы состоит в том, чтобы отвергнуть идею о том, что фотон или электрон имеют определенное местоположение. Как мы увидим более подробно, с точки зрения механики Бома, это решение неприемлемо.
Независимо от того, принимаете ли вы механику Бома, эксперименты, изучающие понятие запутанности в физике, доказывают, что это реальное явление. Однако одна из предполагаемых слабостей механики Бома заключается в том, что она не учитывает ни общую, ни специальную теорию относительности, что делает ее неполной, тогда как более традиционные интерпретации квантовой механики имеют квантовую теорию поля, которая действительно объясняет относительность.
Интерпретация Бома основана на следующих принципах:
• Каждая частица движется по определенному пути;
• Мы не знаем, что это за путь;
* На состояние N частиц влияет 3n-мерное поле, которое направляет движение частиц, Де Бройль назвал его пилотной волной; Бом назвал его ;-полем. Это поле оказывает пилотажное влияние на движение частиц. Квантовый потенциал выводится из ;-поля”.
Часть того, что сделало работу Дэвида Бома столь противоречивой, - это спекулятивный уклон, который приняли некоторые ее компоненты. Например, он постулировал основание, выходящее за пределы времени и пространства, называемое “импликативным порядком”, который, как он утверждал, содержит скрытые субквантовые переменные, функционирующие как скрытые причинные механизмы, лежащие в основе операций квантовой механики. В конечном счете, то, к чему он стремился, было своего рода субквантовой сферой, и поэтому в этот момент мы видим, что он выходит даже за пределы квантовой механики к субквантовой механике.
Но книга Дэвида Бома 1980 года "Целостность и импликативный порядок" была не просто спекулятивной, но математической и строго сформулированной на концептуальном уровне. Он представляет себе реальность в этой работе как конституируемую неким взаимным потоком между внепространственным и вневременным импликативным порядком и пространственно-временным экспликативным порядком, разделенным своего рода метафорической линзой.
Он говорил о импликативном порядке как таковом, потому что слово "имплицировать “означает "складываться вовнутрь". Именно в этом смысле импликативный порядок, лежащий в основе всей реальности, является “имплицитным", который этимологически связан со словом и входит в его семантический корень. Для Бома в каждой точке пространства-времени Вселенная заключена в этот импликативный порядок, который ее порождает.
Понимание этого является ключом к пониманию сверххолистической природы онтологического идеализма Бома. Вместо атомистических объектов, которые просто пассивно сидят там, все во Вселенной складывается во все остальное. По этой причине всякое изменение имплицирует и влияет на все векторы во Вселенной (параллели с идеалистами, такими как монадология Лейбница и учение Гегеля о внутренних отношениях, должны быть очевидны для тех, кто знаком с их мышлением).
Бом был озабочен не только теоретической физикой, но и ее последствиями для человеческой субъективности. Он рассматривал мыслительный процесс как процесс, в котором одна мысль заключена в вашем сознании, затем разворачивается к определенной мысли, затем складывается обратно, а затем разворачивается другая мысль и так далее. Но в чем же заключаются эти мысли? Заключенная в тотальность самого импликативного порядка, а не просто в изолированное или индивидуальное картезианское cogito, онтология Бома имеет радикально антидуалистические импликации.
Он концептуализирует это, прося нас представить себе самый низкий возможный пространственный диапазон, находящийся в самом низу мерной шкалы. Пространство и время больше не имеют никакого значения на расстояниях 10^-35 метров (планковская длина) и временах 10^-44 секунды соответственно. Именно в этот момент теория относительности, теория пространства и времени, основанная на континууме, сталкивается с трудностями, но только если мы предположим, что последнее слово по этому вопросу было за Эйнштейном. В нерелятивистской физике Бома относительность, так сказать, не абсолютна.
Однако в соответствии с теорией относительности Бом признавал, что каждая точка Вселенной является центром, из которого пространственно-временной континуум спонтанно выражает себя как экспликативный порядок, как продукт импликативного порядка.
Именно за пределами планковской длины, утверждает Бом, мы должны столкнуться с границей, которая отделяет внешний экспликативный порядок от внутреннего импликативного порядка. Интересно, что Макс Планк, который, как и Бом, считал первичным сознание, а не материю, настаивал на том, что фотон может иметь только отдельные, фиксированные энергетические состояния, разделенные целыми числами.
Таким образом, Бом отвергает картезианскую точку зрения о непрерывности материи, так что, вспоминая парадокс Зенона, между любыми двумя точками возникло бы бесконечное число точек. Джон Уилер, напротив, утверждал, что на очень коротких расстояниях непрерывные пространства распадаются на пенообразную структуру, и пространственная разница становится скорее прерывистой, чем непрерывной. Точно так же Бом рассматривает планковскую длину как своего рода дискретный разрыв в конце пути, который отделяет экспликативный порядок от импликативного. То, что сохраняется со стабильной и постоянной формой в экспликативном порядке, постоянно колеблется между обновлением и поддержанием посредством свертывания, а затем растворяется посредством развертывания. Форма исчезает, когда обновление прекращается.
Хотя общая теория относительности Эйнштейна говорит о четырех измерениях, немецкий математик Теодор Калуца предложил чрезвычайно малое пятое измерение, в котором дополнительные частотные и фазовые поля могли бы помочь Эйнштейну разрешить его затруднения относительно соединения гравитации и электромагнетизма. Точно так же шведский физик Оскар Клейн использовал квантовую механику, чтобы вычислить размер этого крошечного 5-го измерения как 10^-30 см в окружности. Это позже стало известно как теория Калуцы-Клейна. Эйнштейну эта идея очень понравилась. Это очень близко к тому, что Бом использует планковскую длину 10^ - 33 см в качестве границы, отделяющей импликативный порядок от экспликативного.
Бом видел, что эти два порядка связаны через функцию преобразования Фурье, через которую проходит взаимный поток “спектральной” информации между обоими. Бом называет это взаимное / диалектическое движение "головизором", который, как он утверждает, основан на импликативном порядке. Весь космос состоит из этого движения, и оно происходит так быстро, что, несмотря на то, что оно состоит из дискретных движений при разрывных извержениях, разделенных планковским временем, оно кажется непрерывным.
В своем сотрудничестве с Карлом Прибрамом Бом выдвинул гипотезу, что сознание действует голономным образом, как и все остальное в мире. Подобно материальному миру, сознание, таким образом, постоянно заключено в импликативный порядок, а затем развернуто в экспликативный порядок с такой невероятно быстрой скоростью (5,4 х 10-44 секунды), что наше сознание кажется непрерывным, даже если его моменты дискретны. Интригует то, что эта точка зрения, как бы странно она ни звучала, имеет некоторый философский и теологический приоритет в христианской традиции, например в трудах римско-католического схоласта Франсиско Суареса, который утверждает, что творение и сохранение вещей Богом “только концептуально различны”, или протестантского теолога Джонатана Эдвардса, который говорит, что Бог непрерывно создает и хранит все вещи. "То, что Бог поддерживает сотворенную субстанцию или вызывает ее существование в каждый последующий момент, полностью эквивалентно непосредственному произведению ее из ничего в каждый момент времени ... Так что этот эффект отнюдь не отличается от первого творения в принципе, а лишь косвенно" (Original Sin // Works. V.2. N.Y.,1844. P.489). Сходные взгляды можно найти в трудах Беркли, Лейбница, Мальбранша и Декарта.
Бом говорил о квантовых “частицах” как о колеблющихся в пространстве-времени и вне его в самом начале своей карьеры, но позже он заменяет понятие атомистической частицы полностью понятием “холономности”, которая, по его словам, охватывает весь разум и материю во Вселенной. Поэтому вместо того, чтобы говорить о частице, движущейся или переносимой волной, Бом говорил бы о волне, входящей и сворачивающейся, или о том, что она сворачивается внутри и во всей Вселенной, а затем сворачивается обратно. Вскоре после этого (время Планка) другая волна охватывает новый момент в несколько иной точке. Эти точки расположены так близко друг к другу, что то, что мы наблюдаем, выглядит как один и тот же существующий объект. Импликация-это “свертывание " мира во всю Вселенную, то есть импликативный порядок, выходящий за пределы пространства и времени.
Экспликация-это “развертывание" мира из целого, то есть пространственно-временной экспликативный порядок. "Каждый момент развертывания / свертывания имеет краткую продолжительность . . . . Мир-это экспликативный порядок, постоянно разворачивающийся из импликативного порядка, а не существующий экспликативный порядок” (Цит. по: Globus C.G. The Transparent Becoming of World. Amsterdam - Philadelphia,2009. P.50). Как бы странно это ни звучало, но если то, что он говорит, правда, Вселенная создается и разрушается невероятно большое количество раз в секунду (действительно, сколько бы разрушений ни происходило в планковское время каждую секунду).
Бом выделяет три важных понятия при формулировании своей космологии:
1. Смыслjактивный информационный поток; то есть активность энергии в самом воспринимающем субъекте.
2. Форма-конвейер или транспортировочный контейнер встроенных значений.
3. Информация — это та сила, которая создает "форму" внутри того, что воспринимается в экспликативном порядке; иногда ее называют "активной информацией".” Например, у радиоволны форма изначально неактивна, но по мере того, как форма входит в электрическую энергию приемника, информация становится активной. Таким образом, информация только потенциально активна в радиоволне, но становится окончательно активной, когда приемник может ответить на нее своей собственной энергией.
Как утверждает Бом: "Тогда я хотел бы предположить, что активность, виртуальная или действительная, в энергии и в теле является смыслом информации, а не сказать, что информация воздействует на сущность, называемую умом, которая, в свою очередь, каким-то образом воздействует на материю тела”. Таким образом, нет никакого разума, который “затем” воздействует на отдельное тело декартовым образом, но скорее энергия, воплощенная в энергии тела, является смыслом информации, которая вытекает из импликативного порядка и находит свое завершенное значение в экспликативном порядке. Таким образом, мозг и тело функционируют как приемники энергии.
Активная информация в теории Бома должна пониматься как своего рода планковская длина диаметра “точки” или “голосферы” (потому что это сфера, которая соединяет экспликативный порядок с импликативным порядком, который, заключая экспликативный порядок в него, соединяет его с остальной Вселенной), которая излучает волны закодированной информации, выходящей из импликативного порядка в центре, наружу в пространство-время в расширяющихся оболочках. Даже если радиоволна как отправитель имеет очень мало энергии, приемник имеет ее больше и способен делать очень впечатляющие вещи с этой энергией.
Дэвид Бом все больше подчеркивал важность своей новой концепции квантового потенциала, сокращенно Q. Это стало краеугольным камнем его попытки доказать, что в квантовой механике существует реальная причинная детерминация. Этот Q, утверждал Бом, действует на квантовые частицы, такие как электроны и протоны, и что он выражает активность нового вида импликативного порядка.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии