Запись тридцать первая. Дай её мне встретить...

27.04.2001 …вечер Романа Низамиева. Как сказала Ольга Геннадьевна: "Такое впечатление, будто в Романа кто-то воплотился, настолько совершенны и завершены его произведения». Они сюжетные, как правило, почти каждый - рассказ, (да еще Роман их комментировал), но почти у всех есть подтекст. Я ему как-то предложила набрать  стихи на компьютере  («пусть у вас будет готовый набор, если где согласятся опубликовать»), с каким наслаждением я это набирала!
Роман родился 28 октября 1956 года. Отец и мать в Томске разными путями очутились, отец был в плену у немцев, поэтому его после освобождения выслали в Сибирь, а мать (из Башкирии) строила Сибирско-химический комбинат по оргнабору. Роман - татарин. Настоящее имя Рамиль (кажется), но к имени Роман привык, считает его своим. Держится просто, читает стихи артистично, очень умело (был вопрос - не участвовал ли в худ. самодеятельности, ответил: "Нет»). Родители умерли, когда ему было 20 лет (отец) и 22 (мать), наверное, поэтому не получил высшего образования. Учился до 8 класса в школе 32, потом пошел в техникум геологоразведочный, но ушел на завод, потом армия, потом – Томский инструментальный завод. Сейчас он инженер гидросооружений, женат, есть сын 9-ти лет.
Вечер был просто редкий из-за героя: талант явный, сложившийся, безо всяких вывихов - пишется и пишется. Рассказывал, что писал стихи с 11 лет. Как-то в школе отличился - написал такое прекрасное сочинение, что "русачка" аж двойку вкатила за "плагиат", мол, уже это читала, кажется, у Гоголя. В 29 лет писать стихи прекратил совсем. Но вот в августе 1999 года, после очередной серии "Коломбо", он вдруг написал шутливую реминисценцию по этому фильму, а следом также свободно написалась "Троица" (про поминки на кладбище), и потом пошло. За полтора года написалось около 100 произведений. Рассказывает, что иногда стихотворение идет целиком, иногда вдруг какая-то фраза, а он уже накручивает около нее остальное. Бывает, что придет и фраза, и сюжет, он пишет, но видит, что не удается, что хотел - "Сминаю лист и выбрасываю». В последнее время от сюжетных стихотворений стал отходить, сам это заметил, считает, что это рост.
Была между слушателями небольшая «схватка» по поводу стихотворения "Прощание друзей" ("Прощай, хозяин, я тебя прощаю"), про то, как привел мужчина усыплять старую (или вдруг ставшую обузой) собаку. Трогательное стихотворение как бы от имени собаки. И Ольга заявила, что её оно не тронуло, мол, нельзя собаке приписывать человеческие переживания, у нее своих хватает, о которых мы не знаем и т.д. С нею вступили в спор, Роман улыбался (у него вообще вид человека, которому все нравятся, но держаться он будет в стороне). И я, кажется, поняла О.Г. Хотя мне все равно стихотворение понравилось, но после дискуссии я тоже уловила его натянутость. Это действительно навешивание животному человеческого чувства, наивные рассуждения и сентиментальные переживания стороннего наблюдателя, вроде рассказика про бедного малютку, замерзающего под окном богатой родственницы, которая не подозревает о его существовании.
Поговорили о пользе образования, но никто, кроме меня, не встал на его защиту. Мол, есть талант - образование может и стать помехой, т.к. обозначивает рамки и границы - что можно, что нет. А это поэту – лишнее.
Удивляет в который раз Саша М. - то он у Жени на вечере спросил, почем водка в Израиле (больше ничего в Женином заграничном опыте его не заинтересовало), а то вот  у Романа - часто ли тот ходит в ресторан. Такие вот нас «любители поэзии» посещают.
Очень неадекватно вел себя Александр Т. Впечатление - был выпивший. Сидел рядом с Романом и все время что-то выкрикивал, бил его по плечу, начинал в такт размахивать рукою, переходил на панибратское "ты" и т.д. Только дипломатичность Романа спасала положение, он старался не реагировать на смутьяна.
Остальная же публика явно была довольна вечером.

НЕ ЗАБЫТЬ …
Я тебя почти не помню.
Я тебя уже не знаю.
Будто по лицу ладонью,
Память прошлого стираю.
И, встречая день с востока,
Устремляюсь к новой роли.
Я теперь уже далеко
От любви моей
И боли.
Я теперь другого склада.
Я - не голый,
Я - в одежде.
Мне уже того не надо,
Что во мне кипело прежде.
Но бывает - не слукавить,
сам себе могу ответить -
Боже, дай мне все исправить,
Боже, дай её мне встретить.

2002 г.


Рецензии