Безрассудство

Авария в Чернобыле произошла в апреле 1986 г.
Муж своим наобещал, что в мае приедем в деревню Вересница Гомельской области, чтобы познакомиться с родней и мечтал, как он проедет по деревне на собственной машине.
Вересница расположена на берегу Припяти и совсем рядом - зона заражения. Страшно было, ведь невидимая радиация после взрыва разлетелась по всем окрестностям. У них в деревне были введены ограничение на употребление сельхозпродукции, но деревню не закрыли и не выселили.
Мне было стыдно выказать трусость и не поехать, они же там жили постоянно. Отправились всей семьей. Потом, как вспоминала поездку, ругала себя за эту глупую беспечность.
Доехали примерно за 12 часов. Конечно, устали. Встретили нас приветливо. Познакомились с родней мужа. Деревня недалеко от реки Припять.
Запомнилось, что на реке стаи гусей пасутся самостоятельно, много было молодых гусят. Рассказали, что зимовать оставляют основных производителей, остальных забивают на мясо. Весной выпускают на волю, они все лето живут на Припяти, выводят птенцов, а осенью старые гусаки приводят свои стаи по домам на зимовку. Лишних гусей забивают на мясо, пухом набивают подушки и перины.
Картошку поедали колорадские жуки и дед Иван щедро опрыскивал посадки, разбрызгивая хлорофос веником из ведра. Безо всякой защиты - ни перчаток не надевал, ни респиратора, ни халата, в той же одежде и ходил потом.
У тетки Адама в соседнем доме еще был земляной пол, застеленный половиками. Просто утрамбованная земля без всяких досок. Нигде такого не видела в наших деревнях.
Вдоль домов протекал мутный ручей, где полоскались поросята, везде на пыльной дороге коровьи лепешки, грязно и неуютно мне там показалось.
У Лёши поднялась температура непонятно от чего, может аллергия на куриный суп, а может зубы резались. Он плакал, я сидела рядом и мечтала оказаться дома. Мне надоела эта теснота в чужом мире. В доме жили родители Адама и два не женатых брата. Адам где-то пропадал, они все работали, а я ходила с детьми на Припять и ждала, когда поедем обратно.
Я знала, что радиация засвечивает фотоплёнку. Вложила кусочки пленки в обувь, следила, чтобы дети почаще мыли руки, но они ели творог, молоко, клубнику. Мне было страшно - везде могла быть радиация.
Когда приехали в Ленинград, я купила дозиметр, перемерила радиационный фон на одежде, обуви, в которой ездили. Фон был повышен незначительно. Пленка из обуви тоже не была засвечена.
Успокоилась, вроде все живы и здоровы.
Сейчас бы ни за что не поехала в зону заражения, похвастаться машиной он мог и в одиночку. Никому не нужен был этот безрассудный риск. Просто тогда я еще верила в мужа и хранила мир в семье...
02-04-2020


Рецензии