Что происходит в стенах спр, или о хамах, интриган

Напечатана в "ЛР" №11 2020 г.
ЧТО ПРОИСХОДИТ В СТЕНАХ СПР, ИЛИ О ХАМАХ, ИНТРИГАНАХ, САМОДУРАХ
В нескольких предыдущих номерах еженедельника «Литературная Россия» стали появляться материалы, которые свидетельствуют о том, что в центральном аппарате СПР не всё благополучно, а также не очень хорошо обстоят дела и в регионах. Одна из причин – это разделение писательского сообщества на «своих» и «чужих». Как это происходит, я попытаюсь обрисовать это явление и почему оно стало возможным и дать ему оценку.
В  «ЛР»№7 2020 была заявлена рубрика «кто продолжит разговор», вытекающая из материала Дениса Балтина «Нельзя спрятаться за чины» (отцы и дети Союза писателей России»).
Этот и другие авторы свидетельствуют, что проблема назрела и её не нужно замалчивать, как это делалось до сих пор. Но возникает сомнение, так ли «ЛР» станет печатать моё продолжение разговора о том, почему Иванов Н.Ф. набрасывает тогу цензора и берёт в руки хлыст укротителя и гребень цирюльника для причесывания писательских организаций. А неугодных объявляет «дебоширами», и это ему удаётся, коли писатели отворачиваются от тех, кого подвергают на местах гонениям. Такую тактику давно практикует его выученик Сорочкин В.Е. Но об этом горе-руководителе, который ломает через колено судьбы как начинающих, так и состоявшихся литераторов уже писано и переписано, но с того как с гуся вода. Поэтому о нём пора забыть...
Наверно, многие помнят, как два-три года назад велись нешуточные «разборки», кто виноват, почему Союз писателей под руководством ныне покойного Валерия Ганичева, плохо работает, а писатели дурно ладят между собой и не пора ли объединяться в единую организацию?
Но ни того, ни другого не состоялось. По какой же причине? Тогда вряд ли кто в центре мог предположить, что с восшествием на престол «главного писателя» Николая Иванова, в верховной писательской организации начнутся «трения между «отцами» и «детьми», что оно, это «трение», породит этические и нравственные проблемы.
Но кто такой Иванов Н.Ф. хорошо знали в Брянском отделении СПР. Сорочкин при его поддержке снимает с учёта настоящих: поэта Н.И.Ивакина и прозаика В.Н.Лескова.
Группа независимых писателей впервые узнала из публикаций в «ЛР», что в других регионах образованы Советы молодых литераторов для решения их проблем. Ещё недавно в Брянском крае СМЛ не был создан. Но вот он появился. Из кого он состоит, и кто им руководит, на сайте местной писательской организации ничего не говорится и близко. Почему? Но совсем недавно на сайте СПР (Брянчск) появилось сообщение о проведённом семинаре СМЛ. Его главная задача – поиск дарований. Совет представляли действительно молодые. Если судить по снимкам, представленным на сайте регионального СПР, самая старшая там – Н.Мишина. Хотя во главе стола сидел Сорочкин В.Е. Неужели в регионе нет настоящих молодых дарований? И его создали только для проформы, в подражание другим? А где же настоящие таланты? Если они есть, найдутся и поклонники. Как же, они имеются, но только в других местах! Неужели их нарочно так называемые «отцы» не допускают в свои «пенаты»? От Сорочкина из другого сообщества невозможно добиться какой-либо достоверной информации. Молодых здесь держат как бы в резерве. Два или три ими «выращенных дарования» даже побывали в Химках. Это прозаик Дмитрий Лагутин и детский поэт Кира Марченкова. Как они себя проявят дальше, покажет время, а пока их награждают, печатают, и они подают какие-то надежды развиться в хороших литераторов. Их там даже приняли в СПР. Ведь в брянском СПР молодых почти нет, а в областном литобъединении насчитывается до 142 человек резерва. Но они пока не тянут на подающих надежды. И никто не скажет утвердительно, что в будущем из них получатся настоящие поэты и прозаики. А если кто-то и тянет, то они там не очень желательны...
Если обозначить проблему шире, то невозможно не упомянуть тот факт, как в Брянске в последние годы самоорганизовалось молодое сообщество литераторов, и оно создало крепкое творческое ядро. И такое существует не в одном варианте, а делится на отдельные группы и никаким боком они не относятся к общественной писательской организации, которая гордо себя возвела в «высокий» профессиональный статус, которому они не соответствуют. Зато из иных, кто мог соответствовать, задвигают и замалчивают. Потому самостоятельные группы литераторов вынуждены игнорировать местный СПР. Хотя об их существовании известно даже в департаменте культуры. Сумели же как-то супруги Игорь и Ольга Умаровы со своими единомышленниками в прошлом году организовать свой творческий вечер на сцене одного из областных театров. Они на вольных «хлебах», и успешно ведут свою деятельность. Устраивают свои слёты и фестивали и не нуждаются в спесивых «отцах и «матерях»...
Чем обернулась смена руководства в некоторых региональных отделениях СПР? Расколом! И эта тенденция, похоже, будет с каждым разом нарастать, если местные СПР чем-то не угодят центру.
Н.Ф.Иванов, умеет укрощать строптивых, если судить, как он, в обход закона о СМИ, пытался подчинить своей воле «ЛР» и насадить газете цензуру. Ещё помнится скандал на всю Россию в Ярославской, Брянской писательских организациях. Да и в других. К примеру, не всё благополучно обстоит в Тамбовской, и можно этот перечень продолжать. А недавно вдруг поменялось руководство в Белгородском СПР.
В Брянске оно держится железобетонно под патронажем Иванова Н.Ф. А по-другому здесь не может быть, пока местного божка Сорочкина оберегает и опекает сам Н. Иванов. А чем обернулась кампания обмена членских билетов для неугодных писателей Николаю Фёдоровичу многим уже известно. Он насадил этот пресловутый обмен, как оказалось на деле, вовсе не для обуздания оголтелых графоманов, а для укрощения «строптивых»...
Мне уже приходилось по этому поводу упоминать как настоящих писателей «кинул» Сорочкин, который научился за двенадцать лет держать в страхе членов организации. Но на мои уведомления «центр» никак не среагировал, так как я не член писательской организации. Не получили новые членские билеты выпускники Литературного института им Горького поэт В.П.Макукин, прозаик В.Н.Лесков, поэт Н.И.Ивакин главный редактор журнала "Десна" С.С. Сеньков. С.С.Умер в сентябре прошлого года. А теперь там не желаю быть вообще. Да и при Сорочкине это невозможно. Он принимает только исключительно своих...
Не сегодня и не вчера возникла «традиция» принятия в СПР, мягко говоря, малоодарённых поэтов и прозаиков не только в Брянском крае, но и в других регионах. Отбор для принятия при Иванове в кандидаты членов организации начался не тогда, когда он был избран председателем центрального аппарата СПР, а задолго до него и ещё до последнего съезда, счастливого, для самого Иванова и несчастливого для многих писателей, которых стали делить на «своих» и «чужих».
Сегодня настоящий литературный дар при принятии в СПР необходимой роли не играет, а всё больше смотрят на деловые качества подающего заявление о приёме в писательские ряды. Особое предпочтение отдаётся тому претенденту, который является предпринимателем или каким-нибудь «высоким» чиновником. И немаловажную роль келейно отводят национальной принадлежности не большинства, а меньшинства, которое становится большинством...
Если писатель хоронится от правды, или её утаивает, тогда какой из него писатель? Он просто махровый приспособленец и конформист. Один знакомый мне сказал: «Элементы пятой колонны состоят из национально-либеральных черт. Новые их особенности я тебе не открою. Но они тактически хорошо усвоили патриотическую риторику и успешно ею пользуются при решении своих задач по размежеванию и разделению и привидение к хаосу в рядах истинных патриотических сил. Так что в своей подрывной работе они ею умело пользуются. Всматривайся в их черты, и ты безошибочно увидишь: кто есть кто. А по поступкам и плоды видны. Вот ты говорил, как твой роман о народной жизни они объявили вредным. Достаточно уже этого, чтобы понять, почему они так поступают. Разве им нужен народ, да к тому же русский...».
Я полагаю, он был совершенно прав, замалчивать, клеветать, оговаривать, стравливать – оружие завистников и космополитов. В Брянской писательской организации бессменно руководит Сорочкин, который как был маргиналом таким и остался. Для него вести политику объединения писательских сил – вредное занятие. Разве для политически образованного Иванова это не очевидно, или он сам поддерживает такой стиль маргинального руководителя, а подлинно вести патриотически – как бы чего не вышло. Чем они там, на Фокина, 18, занимаются, даже трудно себе представить, и остаётся только довообразить...
За последние два года сложилось устойчивое убеждение, что в СПР принимают, как выше замечено, мягко говоря, малоталантливых, а то и совсем без такового, тогда как по-настоящему талантливых не принимают не из-за каких-то там своих соображений, а просто из опасения как бы не появился яркий самобытный талант, чтобы тот не затмил самого, искусственно созданного, «поэтического светоча». Но им важно келейно знать каких ты кровей и каких ты убеждений, а если по натуре «бунтарь», «строптивец», тогда тебе тут делать нечего.
В своё время я прошёл через сеть так называемого негласного тестирования на предмет идеологической благонадёжности. Видимо, по важным для него показателям, не прошёл. Постыдно наблюдать, а ещё похабней испытывать, как плетутся интриги, которых до Сорочкина не было.
Один из начинающих мне признавался, дескать, он пришёл к нему, показал стихи, тот обещал прочитать и дать ответ. В следующий раз «мэтр» ему предложил походить на его семинары, а там будет видно, как поступить с его стихами. Между прочим, стихи тот писал неплохие, виделось дарование. Но Сорочкина это не убедило. Начинающий поэт тогда в писательскую организацию пришёл впервые. И тот вроде бы стал ходить. С третьего или четвёртого раза бросил посещать посиделки. Не буду называть его имя, и неважно кто это – парень или девушка. Хотя таких имён звучало ещё и ещё, тем не менее, на Фокина, 18 отбирают по своим критериям, и потом из малоодарённого начинают растить «поэта»... Но это уже не смешно.
И совсем не смешно, когда Сорочкин, с помощью библиотечных работниц, по-хамски выталкивает журналиста со своего мероприятия. На этот инцидент ответственное лицо среагировало своеобразно, и ничего, что он нарушил уголовную статью 144 УК воспрепятствование профессиональной деятельности. Директор библиотеки им. Тютчева С.С.Дедуля, когда тот пришёл к ней, ещё и накричала на журналиста, что он сам спровоцировал конфликт своим появлением... Такие реалии сегодня везде, а культуры в отношениях всё меньше и меньше...
У нас талантливых могут обозвать графоманами, а истинных графоманов – талантами.
Сегодня масса людей в современной литературе не разбирается. Понятия об эстетическом вкусе отсутствуют, и это творит не только поток «рыночной литературы», но и сами литераторы. Писательское призвание, кажется, безвозвратно обесценено и подорвано. А что делает СПР для его поднятия и популяризации? Практически ничего! Он только обустраивает междусобойчики или организует скучные малопрофессиональные презентации книг, и такие же творческие встречи проходят и с читателями, которых, в привычном понимании, у них нет. Обыкновенно приглашаются школьники, студенты, они сидят, не понимая, для чего их позвали. И по мере того как проходит встреча, они встают по одному, два, а то и по нескольку, и уходят, неловко в рукав хохоча, как необразованные дикари...
Зато мероприятие проведено, грантовские деньги отработаны. И такие встречи называют популяризацией чтения и приобщением подростков и молодёжи к литературе. Если писатели существуют только для себя самих, а читателей нет, то это не писатели, а освоившие ремесло стихоплёты, или «протоколисты» своих биографий...
А ведь в обществе между тем существует столько проблем! К примеру, этических, нравственных, культурологических, социальных, психологических, просветительских, педагогических и.т.д..
Но наиболее вызывает обеспокоенность такие невидимые процессы, как разложения русского сознания, в чём, кстати, участвуют и писатели-либералы. И таких сегодня немало зачесалось не только в СПР, но и в других творческих объединениях литераторов, художников, артистов шоу-бизнеса и т.д.
Чего стоят только одни развлекательные центры, которые изощрённо расхолаживают умы и развращают юные души. Первое, что они творят, это формируют мир безудержного потребления. И на всё нужны деньги, и вот заложенный в сознание вирус потребления толкает подростков на разные преступления...
Разве компьютерные игры могут научить чему-то умному, понимать мир, в котором они живут? Они приучают получать паразитические удовольствия, отучая от самостоятельного мышления, и создают игровые стандарты «кибероподобного» поведения, то есть они в обратном порядке деформируют психику, мышление и превращают человека в запрограммированного робота, для которого не существуют книги и живые чувства.
Это же не реалистическая литература, которая развивает мышление, психику, чувства, формирует эстетическое сознание и верное представление о жизни. Но сегодня она проигрывает «индустрии развлечений», куда входят и наркотики, и порнография, и бандитизм, и проституция.
Если коснутся вопроса приёма молодых в СПР (и не только), давно замечено, что отбор опять-таки ведётся в зависимости от характера претендента, чтобы тот был идеологически предан «отцам», тогда как «характерных», то есть ершистых и со своим мнением, каким, наверно, и является Георгий Шувалов, вот таких и воспринимают за тех, которых приняли ошибочно, по недогляду. Потому Шувалов и был обречён исключению из секретариата.
Вот и выходит, всем покладистым, парням-рубахам, в СПР открыта дорога, а ершистым, да строптивцам – наглухо закрыта. А ведь писатель без своего мнения, своего мировоззрения не писатель, а штатный работник технократической конторы.
Кстати, Иванов, «отец» строгих правил, строптивцев вычисляет с ходу, и к себе не допускает и близко. Потому ему пришёлся ко двору Сорочкин, и такие «покладники», как он, в большой цене.
В писательском сообществе прижился так называемый отбор своих – это построение по ранжиру свойственно только знатоку военного устава. Девиз Маяковского – нам нужны поэты хорошие и разные – не вписывается в брянской писательской организации. По стилистике и творческой манере они там как на подбор. Потому и складывается впечатление, что неординарные стихотворцы и прозаики там, как чуждые элементы, как в своё время была не принята в СПР замечательный поэт и прозаик, выпускница МГУ, Ольга Александровна Гончарова. А ведь её печатали толстые журналы.
А в наши дни неизвестно за что поплатились непринятием в СП Лариса Соколова, Наталья Шитикова и др. Если О.А.Гончаровой просто сломали судьбу литчиновники и поэты-лакировщики, которые у неё в творчестве не увидели близкую им манеру безликого стихосложения, то Соколову и Шитикову, как неординарные личности. Однако Гончарова и без членства в СПР всем творчеством значительно превосходит ныне здравствующих членов организации. Так что, уровень таланта не зависит от наличия в кармане членского билета. А зная то, чем собой представляет сегодня Союз писателей, то есть как клуб по интересам, при всём желании я бы отказался от мысли вступления в его ряды.
Восемь тысяч членов СПР – это целая армия. Но вряд ли из всего списочного состава можно назвать по-настоящему талантливыми даже половину.
Разве за честь состоять сегодня в такой организации настоящим писателям, коли сами руководители являются посредственностями, для которых писательский ценз и призвание больше не играет роли. И чтобы Иванов ни делал хорошего, разъезжая по регионам, он делает всё, чтобы местные руководители работали в одном с ним порыве единодушия и одобрения его «подвижнической деятельности». А стоило бы рассмотреть его творчество на предмет высокой художественности, выдержит ли оно со всеми его романами, повестями и рассказами испытание профессиональным критическим разбором и с точки зрения теории литературы?
Если раньше СП РСФСР считался с высоким авторитетом писателей, то и состоять в нём было почётно. А теперь эта организация скатилась дальше некуда и смотрится, как навсегда утратившая высокий духовный стержень, которая, как поводырь, вела инженеров человеческих душ к читателям и те отвечали признанием их звания, дарованные Богом.
Если это не так, тогда бы не происходило то, что мы наблюдаем, о творящихся внутри нездоровых процессах, которые раскалывают на части писательское сообщество...
Владимир ВЛАДЫКИН
Брянск.


Рецензии