Самостоятельность как главный порождающий принцип

      Миры  с их фрактальным пространством - временем и причинно-следственными отношениями - это самое дно Вселенной, по которому уж точно снизу не постучат. Энтропия есть хозяйка этих миров: именно она уничтожает всё вещественное и телесное неумолимой последовательностью поступи из прошлого в будущее. Но если Вселенная всё-таки ещё существует, то значит, в ней есть силы, противостоящее энтропии. Это силы самовосстановления, силы разума. И если энтропия несёт временность, бренность существования, то разум есть вечность, есть бессмертие.

   В мире разума бесконечность и конечность, да и все другие противоположности сняты. То есть, они не кусаются: не стоят друг перед другом как противоположности, готовые уничтожению, к аннигиляции. Они снимают свои доспехи и вступают друг с другом в равноправный дружеский диалог. Ибо это мир целостности, а целостность, по сути своей, состоит из частей, которые относятся друг к другу как свои, как родные. Но эти части не клоны: они иные по отношению друг к другу. Следовательно, целостность есть взаимоотношение её частей как свои иные к своим иным.
Мир разума есть принципиально античужое образование: он не терпит никакого вмешательства, никаких чужаков, никаких приказов. Здесь всё решается полюбовно. По сути своей это мир ненасилия. Не так трудно понять, что личность - душа в этом мире есть своё иное. Только нельзя представлять этот мир благодатью с манной небесной: проблем и здесь хватает, но решаются они, подчеркнем это ещё раз, в дружеской обстановке.

   Если не хочешь всё это продвигать, то можешь найти себе занятие по вкусу. Есть и такие, кто возвращается в наш подлунный мир и начинает новый виток. Хочется еще раз напомнить, что в этих делах решает всё сама личность - душа. Именно на самостоятельности таких личностей основан мир ненасилия.
Право человека решать, быть ему или не быть многие обосновывают медицинскими и психологическими характеристиками. Другие определяют самостоятельность человека, отталкиваясь от юридических норм. Но на наш взгляд только превращение человека из биотела в личность гарантирует самостоятельность человека.

     Личность есть тогда, когда человеку удается совершить переход от человека зависимого, от человека - планетоида к человеку - звезде, который уже не нуждается в опеке. Во многом это определяется воспитанием: если оно чересчур строго, чересчур регламентировано, то (как это показывает опыт) мы можем получить преступников - рецидивистов. Но если воспитание есть в основном дружеский диалог, то вырастает личность. Правда, при этом надо помнить о том, что нельзя получить личность по заказу, пользуясь инструкцией, руководствуясь причинно-следственными отношениями.
Других наших работах мы уже обращали внимание, что появление личности вовсе не предусмотрено в биотеле. Поэтому в определенной степени вызревание личности в биотеле есть таинство. Именно это отсутствие автоматизма причинно-следственных отношений М. Мамардашвили имел в виду, когда писал, что рождение личности сродни непорочному зачатию. То есть, этим подчеркивается, что появление личности не есть заслуга причинно-следственных отношений, а заслуга творчества. Ибо человек становится свободным, когда целое, когда культура всего человечества становится культурой личности и опытом личности. С другой стороны личность оказывает воздействие на культуру на опыт всего человечества, критически пересматривая всё это, внося свои наработки.
 Итак, именно личность определяет чему быть, чему не бывать. Планетоид постоянно в чём-то нуждается и подвержен всяким влиянием. А вот личность есть звезда, которая сама всё отдаёт окружающим.
 
   Личность есть самость, есть то, что олицетворяет разум. Это есть самоусовершенствование, творчество. Личность есть тот повод, когда можно говорить о самостоятельности как о системообразующем, порождающем всё и вся принципе нашей Вселенной.
Это и есть мировой разум, где личность играет свою роль. Но подчеркнем еще раз, что личность ни в коем случае не есть часть мирового, вселенского разума: между разумом и личностью есть равноправные отношения, есть дружеский диалог. Тут нет иерархии, нет обожествления мирового разума, нет поклонения ему.

    Итак, наш земной мир - это мир, где царит энтропия. Не подчиняется энтропии только разум с его самоусовершенствованием, с его творчеством. Мир разума это с одной стороны есть целостность, где что-то чужое невозможно. С другой стороны главным объединяющим фактором является независимость, самостоятельность целостностей по отношению друг к другу.

   А вот в нашем подлунном мире независимость, самостоятельность часто является синонимом разобщенности. Просто энтропия с каждым часом всё уничтожает и уменьшает всё вещественное и телесное. Поэтому телесное и вещественное всё время нуждается в пополнении и поддержке извне. Это по сути своей, планетоиды, которые не могут существовать без поддержки извне и которая, как правило, тянет за собой и руководство извне, что иерархизирует систему.

   Совсем по-другому обстоят дела в мире жизни, в мире разума. Тут нет энтропии, нет причинно-следственных отношений, нет пространства-времени. Здесь не действуют законы, связанные с причинно-следственными отношениями: не действует закон сохранения энергии. Поэтому целостность есть по сути перпетуум-мобиле, которая вырабатывает больше чем ей это надо.

    В отличие от подлунного мира, где царит дефицит, целостный мир жизни есть изобилие всего и вся. Что это означает? Во-первых, при изобилии не так актуален счёт и подсчёты. Во-вторых, здесь нет замкнутых пространств, которые характерны для мира энтропии. Поэтому спираль-символ мира жизни нельзя назвать замкнутой фигурой. Нельзя с полной определенностью сказать, плоская это фигура или объёмная.  Можно только сказать, что это что-то не от нашего земного мира.
В изобилии количество не играет никакой роли, поэтому здесь все равны. Любая целостность самостоятельна настолько, насколько она этого хочет, изобилие - это свобода творчества, именно изобилие есть основа самостоятельности.

    При изобилии личность в обществе не должна подчиняться диктату проголосовавшего большинства, если она считает, что проголосованное вредит обществу. В этом смысле прав Прудон, который утверждал, что свобода-это не дочь, а мать порядка. В таком обществе не будет людей, оправдывающих своё поведение чьим-либо приказом. Именно в таком обществе появляются личности, именно такие личности создают общества. Таким образом, создание общества и создание личности есть процесс двусторонний, есть цель и средство одновременно.


Рецензии