VII. Гл-6. Парашютные прыжки

*** VII. Девяностые. Запорожский Аэроклуб ***
               
     Успели мы на минеральных удобрениях поработать ещё в Мелитопольском районе в одном хозяйстве, пока не закончился, так сказать, «сезон» на сыпучие удобрения. Там полёты были интересны тем, что дозировка была большая – 200 кг на гектар, то есть за вылет накрывал Ан-2 всего 6 гектар и поля были близко. Поэтому полёты были короткими, четыре – пять минут. За один день кукурузник наш сделал около сорока вылетов. Как и везде было принято, кормили нас, как и всех своих работников из своей, бывшей колхозной столовой. Готовили в столовой хорошо. Можно сказать, что пища была вкусной, но имела одну особенность – в ней отсутствовало мясо. Такое вот «ноу-хау».  Такая вот традиция была заведена в этом хозяйстве в новые времена. По сравнению с соседними хозяйствами, ещё недавно бывшими колхозами, это хозяйство было относительно крепким, - бегали машины, гудели трактора, солярка была, удобрения, корма и семена.  Оказывается, ещё одно «ноу-хау» было в этом хозяйстве. Был у них «инвестор» - такое вот новомодное понятие. Какая-то богатая фирма из Запорожья обеспечивает хозяйство ГСМом, кормами и удобрениями, платит, хотя и небольшую зарплату, но регулярно. По окончанию сельскохозяйственного сезона в конце года «инвестор» этот забирает из хозяйства 80 процентов прибыли, 20 забирает себе директор хозяйства, бывший председатель бывшего колхоза. Все довольны. Капитализм! Мать его…

     Всё, закончился сезон подкормки полей удобрениями авиацией. Подкармливать поля, уже подсохшие, теперь, кто не потянул авиацию, будут наземным способом, рассеявателями всякими, сеялками. Это дешевле, но эффект подкормки самолётом во влажную землю гораздо выше, чем наземными средствами в подсохшую почву. Мы уже вошли во вкус авиахимработ. Нам понравилось. Теперь следующие работы будут в июне по пшенице жидкими препаратами против вредителей. Мы продолжаем добросовестно вникать во все авиационно-химические тонкости сельского хозяйства. Как говорят знающие люди, может быть ещё немного работы в мае, но мы не забываем и о парашютных прыжках. Надо готовиться, с парашютами решать, и вообще со всей этой организацией, по нынешним временам, практически пропавших парашютных прыжков. Сейчас по всей Украине, по-моему, только на Чайке и прыгают. Чайка -  это центральный аэродром ОСОУ в Киеве.

     Сняли с самолёта химическое оборудование, отмыли наш кукурузник от остатков химии и от новых химических запахов. Провели положенные регламентные работы на самолёте силами «нанятых специальных людей» из «Универсал Авиа».  Хотя работы эти были и не дешёвыми, но мы на это денег заработали. Подкупили на будущее в том же «Универсал Авиа» масла МС-20, кой-каких запчастей. Казак занялся ремонтом нашего УАЗика, надо на чём-то оперативно передвигаться. А то пришлось мне помотаться при наших химработах из Запорожья в Васильевку на электричке, -  всегда появляются какие-то проблемы, надо срочно ехать. Иногда мотались с Володей Дмитрийчуком на его Запорожце по полям, где бороздил просторы наш кукурузник. И днём и ночью, и в дождь, и в слякоть. А весной ездить по запорожским чернозёмным «склизким» полям даже на УАЗике было проблемой.

     Как-то поздним вечером возвращались из одного хозяйства в Запорожье с Володей и Мишей Пузановым, начал Запорожец чихать, вот-вот заглохнет, решили дальше не ехать и заночевать на аэродроме. Уже ночь, холодно, мы голодные, в домике из еды только мука, что осталась ещё от военно-транспортной комендатуры, соль и вода. Тоска. Затопили печь, вроде веселее стало. И тут Миша предложил сварить галушки. Как раз для этого всё есть, печка уже гудит, больше ничего и не надо. Налепили галушек, сварили. И заснули уже в тёплом домике и почти не голодные.
    
     Когда ездил на электричке, то станции не всегда были близко к месту нашей работы, приходилось на попутках добираться, а иногда и пешком топать. Иногда и спать было некогда, и поесть негде, но меня всегда поддерживала мысль, что лучше я буду 25 часов в сутки мотаться голодным и невыспанным, чем изнывать от безделия и чувства своей никчёмности, что я испытал в девяносто втором году, сутками валяясь на диване, когда не было никакой работы и я не знал, чем заняться после увольнения из Армии.

     Однажды, дожидаясь электричку в небольшом вокзальчике на станции Пришиб, наблюдал удивительную картину. На улице дождь и слякоть, промозглый ветер, холодно и паршиво, а внутри уютно, сухо и не холодно. И расположилась тут куча цыган. Как обычно - шумят, галдят и занимают всё пространство. Переодеваются и сушат обувь. И, с удивлением наблюдаю, что у них у всех на ногах одеты на носки обыкновенные полиэтиленовые пакеты. Фигею, - как просто и разумно. Такая мелочь, а ноги сухие, даже при дырявой обуви. Сразу дали знать о себе мои промокшие ноги. Надо взять на вооружение…

     Май, потеплело, лётное поле высохло. Надо теперь забирать у Валеры Бузату обещанные в аренду парашюты и готовиться к парашютным прыжкам Дело это обещает быть непростым со многими неизвестными. Ничего, будем вникать.

     Созвонились с Валерой Бузату, напомнили ему про парашюты. Обещает в ближайшие выходные сам привезти к нам на аэродром. Володя с Мишей оповещают всех знакомых парашютистов о том, что собираемся открывать парашютный сезон, приглашают на аэродром. Решили начать прыжки с уже опытными парашютистами, отработать, так сказать, процедуру. Володя звонит в Киев в ЦК ОСОУ, рассказывает, что планируем парашютные прыжки. Там довольны и «благославляют» нас. Тем более, что мы от них ничего не требуем и даже не просим. Мало какие Клубы сейчас на Украине работают и в Киеве в Центральном Комитете ОСОУ, начальники наши опасаются, как бы их не посокращали за ненадобностью. Вот, теперь у нас полное законное право официально и открыто заниматься парашютной деятельностью, не бояться всяких доброжелателей. Пока сами ещё не знаем, как это будет. Думаем, по ходу разберёмся.

     Привёз на своём Запорожце Бузату парашюты, как и договаривались 30 штук Д-1-5У и запаски к ним, ещё и касок привёз. Парашюты не новые по времени выпуска, но прыжков на них мало, в хорошем состоянии, все с документами, то есть с паспортами. Вроде парашюты соответствуют всем нынешним парашютным требованиям. Поместили их в наш склад, Миша Пузанов и Гриша Мазур занимаются ими, осматривают, проверяют.
 
     Первый прыжковый день, тепло и солнечно, прибыли из Запорожья, так называемые, спортсмены парашютисты – Пеньков, Погребной, Миша Багаев, Новицкий, Юра Зырянов, ещё кто-то. Как раз на «подъём» набирается, то есть на полную загрузку самолёта для выполнения полёта на выброску парашютистов. Это обычно десять человек.  Кое-кто со своими парашютами. У Пенькова ПО - 9, крыло. У Новицкого вообще какой-то «тандем», двухместный. Может брать пассажира. В будущем, думаю пригодится. Остальным придётся прыгать с «дубом», так называют учебно-тренировочный парашют Д-1-5У для начинающих парашютистов. Ничего, в будущем, думаю, разживёмся и чем-нибудь поприличнее.

     Миша Пузанов у нас командир парашютного звена, Гриша Мазур штатный парашютист-инструктор. Всё по-взрослому. Они будут заниматься организацией подготовки и проведения «прыжковой смены». Остальные парашютисты-спортсмены должны будут платить за прыжки. Вопрос не стоит в зарабатывании нами денег, только стоимость бензина. По нашим прикидкам это была совсем небольшая сумма с человека за прыжок. Никто и не возражал. Это раньше и прыгали, и летали в аэроклубах бесплатно, за прыжки ещё и платили. Теперь другие времена.

     В помещении той самой столовой, что у нас в городке, и занялись парашютисты укладкой парашютов, благо места там хватало. Укладывают спортсмены «дубы» на ручное раскрытие. В самолёте снова повесили троса для парашютов. Они там изначально были установлены, но на АХР мы их снимали.
     Для перевозки парашютов и другого имущества – брезентовых
столов, «колдуна», радиостанции и прочего, используем наш ГАЗ-66. На нём незаменимый наш Казак, на этом же 66-ом и на станцию в Васильевку за парашютистами ездил. Выбрались на лётное поле, установили колдун, разложили парашюты, прирулил Ан-2, будем делать первый подъём. Первый и в этом году, и вообще в Запорожском АТСК. Знаменательный майский день.

     Парашютисты надели парашюты, шлемы тоже есть. Выстроились, Гриша Мазур проверяет парашюты, экипировку парашютистов, установленные высоту и время на страхующем приборе, делает какие-то замечания. Всё по-взрослому. Идут гуськом в самолёт. Миша Пузанов за РП, проверяет по радиостанции связь с Володей, тот в Ан-2. Вот парашютисты уже в самолёте, Гриша закрывает за собой дверь и Ан-2 рулит на взлёт. 
    Прыгать будут с 1500 метров, хотя для спортсменов это мало, но Миша сказал, а он сегодня у нас Руководитель Прыжков:
    - Не фиг бензин зря жечь. Для начала пойдёт.

     Ан-2 вроде резво взлетает, но высоту набирает медленно, чувствуется, что загружен. Полторы тысячи набирать будет долго. Всё глуше звук мотора кукурузника. Набирает высоту по кругу. По сегодняшнему ветру уже понятно, с каким курсом будет заходить Ан-2 на «боевой курс». В первом заходе Гриша сбросит пристрелочный парашют, уточнится с ветром на высоте и уже во втором заходе должны прыгать парашютисты.

     Вот Ан-2 на боевом курсе, Володя в эфире запрашивает выброску, Миша по рации разрешает. Приятно слышать авиационный радиообмен, просто ностальгия. Вот слышно, как Ан-2 сбросил газ, это уменьшается скорость для выброски. Видно, как открывается дверь и тут же Ан-2 снова заревел мотором. Значит выброшен пристрелочный парашют и Гриша следит за ним в открытую самолётную дверь. Обычно, в качестве пристрелочного парашюта использовали вытяжной парашют от десантного парашюта Д-6. Подвешивали к нему небольшой груз, и он добросовестно своей траекторией падения «рассказывал» про ветер по мере снижения. Выпускающий, а это сегодня у нас Гриша Мазур, уже уточняет, в каком месте ему делать выброску парашютистов. Ну, а Ан-2 тем временем разворачивается уже на повторный заход. Снова запрос, разрешение и вот из двери Ан-2 вываливаются по очереди две фигуры. Вскоре над ними по очереди распускаются парашюты. Понятно, что для начала не делают спортсмены большой задержки с раскрытием парашюта, да и высота не очень позволяет. Нам сейчас важно отработать саму организацию прыжков, посмотреть, что и как. Уже понятно в каком примерно месте нашего довольно большого лётного поля будут приземлятся парашютисты и Казак едет туда на ГАЗ-66. В это время уже происходит новая выброска парашютистов. Ветер у земли небольшой, проблем с приземлением у парашютистов не должно быть.

     Так Ан-2 делает несколько заходов, все парашютисты успешно покидают борт и кукурузник наш, теперь уже пустой, почти пикирует. Двигатель на малом газу, мотора не слышно, только хлопки остывающего двигателя. Почти одновременно приземляется на поле Ан-2 и парашютист, покинувший самолёт крайним. Все парашютисты приземлились на поле, никого никуда не унесло. Кто-то тащит парашют на себе, кто-то едет на 66-ом. Первый вылет на выброску парашютистов на аэродроме Васильевка прошёл успешно. Ура!

     Все собрались, подрулил и Ан-2, хлопая дверью, ведь некому было закрыть её, - после покидания, выпускающего Гриши Мазура, в самолёте оставался один пилот – Володя Дмитрийчук.  Все довольны, хоть митинг проводи. Погудели, пообсуждали некоторые рабочие моменты, поделились впечатлениями и приступили к подготовке ещё одного подъёма.

     Выполнили в этот день два вылета на выброску парашютистов, всё прошло нормально, без проколов, даже сами удивились. Скромно отметили это событие, планируем каждые выходные проводить прыжки. Пока не начнём снова «химию».

03.04.2020 – Севастополь.

* - на фото: - Гриша Мазур – выпускающий -  аэр. Васильевка – 1997г.
                Фото автора.

Следующее
http://www.proza.ru/2020/04/03/1243


Рецензии
Я начинал свою лётную жизнь в АСК ДОСААФ, в планерном звене, а перед полётами обязательные два прыжка с парашютом - Д - 1 - 8 (Дуб). Как сейчас помню, 13 мая 1975 года, когда впервые шагнул за борт Ан - 2 на высоте 800 метров. Удар! И душа запела во весь голос... А потом в училище ещё два прыжка, на ПД - 47, с квадратным куполом, и приземление на кукурузном поле. Давно было, а воспоминания остались на всю жизнь... В конце 1980 - х гг. получил допуск на выброску парашютистов, но на практике опробовать его не довелось, переучился на Л - 410 УВП и в "лихие" 90 - е к Ан - 2 не подходил.
С уважением, Николай

Николай Панов   07.04.2020 11:33     Заявить о нарушении
Да, Николай, парашют всю жизнь сопровождает лётчика, в разной форме. Хотя, как правило, лётчики не любят прыгать.
С уважением,
Геннадий Чергизов.

Геннадий Чергизов   07.04.2020 14:30   Заявить о нарушении
В Гражданской авиации парашютов не было, а в ДОСААФ да, летали обязательно с парашютами. На планерах были ПЛ - 60, на спинке кресла крепились.

Николай Панов   07.04.2020 17:55   Заявить о нарушении
Интересно, а в училищах гражданской авиации будущие пилоты с парашютом прыгают?

Геннадий Чергизов   07.04.2020 18:27   Заявить о нарушении
Сейчас не знаю, а раньше в обязательном порядке - 2 прыжка.

Николай Панов   07.04.2020 21:57   Заявить о нарушении
И это правильно, хоть раз в жизни пилот или лётчик должен прыгнуть в НЕБО...

Геннадий Чергизов   07.04.2020 22:28   Заявить о нарушении
Мне тоже нравилось прыгать с парашютом,и за друзей приходилось,ну не любили летчики"тряпочную"авиацию. За время службы 110 раз, по плановой таблице, успел покинуть летательный аппарат,а этот волнительный момент, когда стоишь у обреза двери, трудно забыть. Нравился и ПТЛ-72,Парашют Тупого Летчика мы называли.А больше всего - УТ-15.

Александр Рогов   03.01.2021 05:53   Заявить о нарушении