Отечественную войну выиграли советские учителя
Говоря о главной ошибке Гитлера, Егор назвал незнание психологии советского человека перед нападением. У Германии была военная разведка – Абвер, была политическая - СД, но обе успешно действовали в западных странах, там, где люди имели совершенно другое сознание и психологию, чем в СССР. Хотя даже в число военных аспектах Абвер ошибался. Немецкие агенты не знали ни о наших танках Т-34, о системах залпового огня, прозванных в народе «Катюшами», да и о многом другом. Но главная ошибка была в том, что Гитлер решил, что наш народ, обозленный раскулачиванием, репрессиями 30-х годов, не станет защищать режим большевиков, или как они говорили, «жидо-массонов». Но вышло совсем наоборот. Вот об этом и поведал Яковлев в своей беседе.
Начал он с истории царской России. Что представлял народ многонациональной империи перед революцией? Неграмотную, забитую массу крестьян и немногочисленный пролетариат, и небольшую прослойку дворян, промышленников, купечества и интеллигенции. За полученную в 1861 году землю крестьяне должны были расплачиваться долгие годы. Яковлев сравнил этот процесс с нынешней ипотекой. Полученные наделы земли были маленькие, и они еще больше уменьшались со временем, так как в многодетных семьях надо было наделять землей сыновей. Все трудились на земле и на немногочисленных заводах и фабриках за небольшие доходы, живя в скотских условиях. Это и порождало протестные настроения, которыми воспользовались большевики.
С удивлением узнал от Яковлева, что у Карла Маркса и известного русского социалиста Плеханова была публичная дискуссия на тему, возможно ли революция в России. Маркс стоял на своей точке зрения, что революция возможна в мировом масштабе во многих, промышленно-развитых странах, и Россия была в числе самых отстающих в этом вопросе с её неразвитой промышленностью и малым количеством пролетариата. А Плеханов не согласился с ним, заявляя, что в России с её общинным укладом возможно построение социализма, минуя стадию буржуазного строя. Далее Ленин воспользовался мыслями Плеханова, когда задумался о революции в России.
По завершению Гражданской войны большевики, которые сумели сохранить власть в стране, сразу стали заниматься борьбой с неграмотностью населения, и для этого привлекли молодежь, поставив перед ними такую задачу. Помните выступление Ленина на съезде комсомола? Хотя вряд ли, разве что девиз вождя – «Учиться, учиться и учиться!» Но борьба с неграмотностью населения была лишь первым шагом в проведении культурной революции в стране. Повсеместно строились школы, вначале начальные, когда всех детишек учил один учитель, все сидели в одном классе, но выполняли разные задания, для каждого класса свои. Об этом можно много прочитать в воспоминаниях различных исторических деятелей, выходцев из крестьянской среды. Например, об это написал мой дядя, Виктор Степанович Пастернак, ставший инженером, главным инженером, партийным работником вначале районного, потом городского и областного уровня, председателем Хабаровского крайисполкома, заведующим отделом ЦК КПСС. А начинал он свое образование в начальной школе небольшой деревни на берегах Амгуни в северном районе Хабаровского края. И таких учеников были миллионы.
Для примера приведу, как формировалась школьная сеть на моей малой родине, прииске Херпучи, рядом с которым были еще два села, работавшие в интересах золотодобывающего прииска. Старательская добыча в 1933 году стала государственной, были построены поселки, и в них сразу же появились школы. В самом большом – Херпучи – двухэтажного здание школы с интернатом, где с 1933 года по 1940 было семилетнее образование. А в двух других поселках – Оглонги и Удинск, были начальные школы, Желающие учиться из этих поселков жили в интернате в Херпучах. С ростом населения и образовательного уровня с 1940 года в Херпучах стала средняя школа, в Оглонгах – семилетка, и лишь в небольшом Удинске так и осталась начальная школа. Огромное количество выпускников этих школ получили высшее образование, сделали успешную карьеру в промышленности, на транспорте, армии, в медицине и образовании.
Но не только образование делает из неграмотного крестьянина или рабочего советского человека. Огромное влияние на них оказывала возможность получение высшего образования, культурно-просветительная работа – библиотеки, дома культуры, театры, кино. Сколько замечательных фильмов вышло на экраны в 30-е годы. И не только «Броненосец Потемкин», но и «Чапаев», «Суворов», «Трактористы», «Цирк», «Веселые ребята», другие замечательные фильмы.
Советскую власть не сразу, постепенно приняли известные деятели науки – Павлов, Мичурин, Циолковский, Крылов, писатели Алексей Толстой, даже Иван Куприн вернулся из эмиграции, чтобы умереть в России. Поэты «серебряного века» Блок, Есенин, Маяковский и другие продолжили творить на благо родной Отчизны. По количеству выпускаемых книг СССР давно переплюнул все страны мира. При этом печатались произведения классиков русской литературы – Тургенев, Островский, Чехов, даже Достоевский, не говоря о Пушкине и Лермонтове. Увлечение чтением было повсеместным, рос культурный уровень молодых людей в Советском Союзе. Так что вместо убитых или плененных в первые месяцы бойцов кадровой Красной Армии пришли воспитанные в советской школе, в советском обществе молодые люди, такие, как краснодонцы, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов.
Да, репрессии в СССР были, это глупо отрицать, как и были незаконные аресты и даже расстрелы ни в чем не повинных людей. Но об это я уже писал, не вижу смысла повторяться. Но все это касалось максимум 15% населения страны. Для остальных же в 30-е годы запомнились учеба в школе, в институте, участие в художественной самодеятельности, занятие спортом, в кружках ДОСААФ, посещение концертов, кинотеатров, дружба со своими сверстниками. Вот эти люди, для которых открылись широкие перспективы вместо нищеты и убожества их предков, и встали на защиту своей Родины, своей новой жизни. Одни воевали на фронте, другие самоотверженно трудились в тылу, а все вместе ковали Победу.
Я уже писал, что Гражданская война в СССР не закончилась в 1922 году, когда японских интервентов изгнали из Приморья, а вместе с ними ушли за кордон и остатки белых армий. Она продолжалась до конца 30-х годов, и во времена коллективизации, и ускоренной индустриализации, что вылилось в репрессии конца 30-х годов. Заговоры против советской власти существовали, это доказано. В том числе и так называемых «тухачевский» заговор среди высшего командного состава РККА. У либералов ходит мнение, что Сталин поверил Гитлеру, вернее, его спецслужбам, которые якобы передали в СССР компромментирующие Тухачевского и других начальников материалы о заговоре. Это не так, наше НКВД само разоблачило заговорщиков.
Но Гитлер поверил, что расстрел некоторых высших командиров, а затем и других командиров и политработников ослабил Красную Армию, что якобы и подтвердила война с Финляндией. Не учли, что боевые действия велись на ограниченном пространстве Карельского перешейка суровой и снежной зимой, к тому же силами всего одного военного округа.
Перегруппировавшись, наша армия быстро разгромила войска Финляндии, да и морозы ослабли. А что такое воевать зимой, немецкий вермахт понял через две года под Москвой, и потом – под Сталинградом.
Но финская война показала недостаточное ратное мастерства и рядовых бойцов, и командиров. Но переучить их до нападения немцев не удалось. Тем более, что в начальный период Великой Отечественной войны вступила выросшая численной в три раза, но недостаточно обученная армия, основные кадры которой состояли из родившихся еще при царском режиме мальчишек. К тому же часть новобранцев оказались из западных районов Украины, Белоруссии, прибалтийских стран, отравленных буржуазной пропагандой. Да и представители республик Кавказа, Средней Азии еще в большинстве умели только читать и писать, и их мировозрение формировали старейшины их тейпов или кланов. Они не прониклись перспективами построения справедливого общества с равными возможностями для каждого человека. Поэтому воинские части с большим количеством такого контингента рядовых бойцов не проявляли свойственного русским дивизиям упорства и героизма. Но даже этого хватило немцам почувствовать, что война на восток не будет легкой прогулкой.
В многочисленных воспоминаниях немцев, которые приводит Яковлев и о которых читал я, немцы высказывают удивление, что молодежь даже сельских населенных пунктов знает немецкий язык, умеет музицировать или знает балетные па… Увезенные к немцам в тыл русские проявляли завидную смекалку, могли отремонтировать сложную технику, которую не могли починить немцы. И хотя это не относится к теме, и не Яковлев сказал об этом, это почерпнуто мной из других источников, немцев удивило, что большинство русских девушек оставались девственницами, хотя их немецкие ровесницы уже давно жили с мужчинами.
Полученное школьное образование помогало нашим молодым солдатам быстрее овладевать военной техникой. Да и учились они приемам современного боя быстрее, чем пришедшее в конце войны пополнение в немецкой армии. По мнению другого историка Алексея Исаева, с 1944 года наш солдат и командир стал намного сильнее немецкого, а уж о союзниках Германии и говорить нечего.
Конечно, все это относилось не к остававшимися малограмотными представителям народов Кавказа, Средней Азии, тех народов, которые потом формировали мусульманские части, используемые где-нибудь в западной Европе. Да и подавляюще количество бандеровцев были малограмотны, следовали установкам своих вождей типа Бандеры или Мельника.
Я знаю, что в числе первых, еще до окончательной победы над фашизмом, из армии стали демобилизовывать учителей. Им досталось учить молодежь до войны, им надо было догонять учебный процесс, который прервался во многих местах в годы войны и оккупации. Именно так и было с моим отцом, который без отпуска, сразу после демобилизации, пробыв лишь несколько дней у родственников, оказался в Херпучах, добираясь туда на попутных машинах, чтобы заполнить вакансию учителя начальных классов. Это потом он стал учить детей математике, был завучем, потом директором школы. И все эти годы он учил детей и молодежь вечному и доброму. Учил их жить достойно, с пользой для своей страны. Поэтому оставил о себе добрую память у моих земляков.
Между прочим, мой отец – сын раскулаченного в 1931 году и реабилитированного в 1940 году засольщика рыбы из села на берегах нижнего Амура, все детские и школьные годы провел на спецпоселении. После реабилитации отца смог начать учебу в педагогическом училище, и уже со второго курса стал учиться и работать учителем начальных классов в небольшом отдаленном прииске, пока не был призван в РККА. Проявил себя в боях с японцами, награжден медалью «За боевые заслуги».
Завершая свою беседу, Егор Яковлев (кстати, очень грамотный историк, излагающий материал так, что его хочется слушать и слушать) сказал, что Великую Отечественную войну выиграли советские учителя. Именно поэтому я этой фразой и назвал свой небольшой материал.
Свидетельство о публикации №220040301158