Отечественную войну выиграли советские учителя

Недавно я прослушал беседу историка Егора Яковлева о главных ошибках Гитлера во Второй мировой войне. Беседа была проведена давно, почти 5 лет назад, к 70-летнему юбилею нашей Победы. Но все, что было сказано, созвучно моим понятиям о той войне.

Говоря о главной ошибке Гитлера, Егор назвал незнание психологии  советского человека перед нападением. У Германии была военная разведка – Абвер, была политическая -  СД, но обе успешно действовали в западных странах, там, где люди имели совершенно другое сознание и психологию, чем в СССР.  Хотя даже в число военных аспектах Абвер ошибался.  Немецкие агенты не знали ни о наших танках Т-34, о системах залпового огня, прозванных в народе «Катюшами», да и о многом другом. Но главная ошибка была в том, что Гитлер  решил, что наш народ, обозленный раскулачиванием, репрессиями 30-х годов, не станет защищать режим большевиков,  или как они говорили, «жидо-массонов». Но вышло совсем наоборот.  Вот об этом и поведал Яковлев в своей беседе.

Начал он с истории царской России. Что представлял народ  многонациональной империи перед революцией?  Неграмотную, забитую массу крестьян и немногочисленный пролетариат, и небольшую прослойку дворян, промышленников, купечества и интеллигенции.  За полученную в 1861 году землю крестьяне должны были расплачиваться долгие годы. Яковлев сравнил этот процесс с нынешней ипотекой.  Полученные наделы земли были маленькие, и они еще больше уменьшались со временем, так как в многодетных семьях надо было наделять землей сыновей.  Все трудились на земле и на немногочисленных заводах и фабриках за небольшие доходы, живя в скотских условиях.  Это и порождало протестные настроения, которыми воспользовались большевики. 

С удивлением узнал от Яковлева, что у Карла Маркса и известного русского социалиста Плеханова была публичная дискуссия на тему, возможно ли революция в России. Маркс стоял на своей точке зрения, что   революция возможна в  мировом масштабе во многих, промышленно-развитых странах, и Россия была в числе самых отстающих в этом вопросе с её неразвитой промышленностью и малым количеством пролетариата.  А Плеханов не согласился с ним, заявляя, что в России с её общинным укладом возможно построение социализма, минуя стадию буржуазного строя.  Далее Ленин воспользовался мыслями Плеханова, когда задумался о революции в России.

По завершению Гражданской войны большевики, которые сумели сохранить власть в стране, сразу стали заниматься  борьбой с неграмотностью населения, и для этого привлекли молодежь, поставив перед ними такую  задачу. Помните выступление Ленина на съезде комсомола? Хотя вряд ли, разве что девиз вождя – «Учиться, учиться и учиться!»  Но борьба с неграмотностью населения была лишь первым шагом в проведении культурной революции в стране.  Повсеместно строились школы, вначале начальные, когда всех детишек учил один учитель, все сидели в одном классе, но выполняли разные задания, для каждого класса свои.  Об этом можно много прочитать в воспоминаниях различных исторических деятелей, выходцев из крестьянской среды. Например, об это написал мой дядя, Виктор Степанович Пастернак, ставший  инженером, главным инженером, партийным работником вначале районного, потом городского и областного уровня,  председателем Хабаровского крайисполкома, заведующим отделом ЦК КПСС.  А начинал он свое образование в начальной школе небольшой деревни на берегах Амгуни в северном районе Хабаровского края. И таких учеников были миллионы.

Для примера приведу, как формировалась школьная сеть на моей малой родине,  прииске Херпучи, рядом с которым были еще два села, работавшие в интересах золотодобывающего прииска.  Старательская добыча в 1933 году стала государственной, были построены поселки, и в них сразу же появились школы. В самом большом – Херпучи – двухэтажного здание школы с интернатом, где с 1933 года по 1940 было семилетнее образование. А в двух других поселках – Оглонги и Удинск, были начальные школы,  Желающие учиться из этих поселков жили в интернате в Херпучах.  С ростом населения и образовательного уровня с 1940 года в Херпучах стала средняя школа, в Оглонгах – семилетка, и лишь в небольшом Удинске так и осталась начальная школа.  Огромное количество выпускников этих школ получили высшее образование, сделали успешную карьеру в промышленности, на транспорте, армии, в медицине и образовании.

Но не только образование делает из неграмотного крестьянина или рабочего советского человека. Огромное влияние на них оказывала возможность получение высшего образования, культурно-просветительная работа – библиотеки, дома культуры, театры, кино. Сколько замечательных фильмов вышло на экраны в 30-е годы.  И не только «Броненосец Потемкин», но и «Чапаев», «Суворов», «Трактористы», «Цирк»,   «Веселые ребята», другие замечательные фильмы.

Советскую власть не сразу, постепенно приняли известные деятели науки – Павлов, Мичурин, Циолковский, Крылов, писатели Алексей Толстой, даже Иван Куприн вернулся из эмиграции, чтобы умереть в России.  Поэты «серебряного века»  Блок, Есенин, Маяковский и другие продолжили творить на благо родной Отчизны.  По количеству выпускаемых книг СССР давно переплюнул все страны мира. При этом печатались произведения классиков русской литературы – Тургенев, Островский, Чехов, даже Достоевский, не говоря о Пушкине и Лермонтове. Увлечение чтением было повсеместным, рос культурный уровень молодых людей в Советском Союзе. Так что вместо убитых или плененных в первые месяцы бойцов кадровой Красной Армии пришли воспитанные в советской школе, в советском обществе молодые люди, такие, как краснодонцы, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов.

Да, репрессии в СССР были, это глупо отрицать, как и были незаконные аресты и даже расстрелы ни в чем не повинных людей. Но об это я уже писал, не вижу смысла повторяться. Но все это касалось  максимум 15% населения страны.  Для остальных же в 30-е годы запомнились учеба в школе, в институте,  участие в художественной самодеятельности, занятие спортом, в кружках ДОСААФ, посещение концертов, кинотеатров, дружба со своими сверстниками.  Вот эти люди, для которых открылись широкие перспективы вместо нищеты и убожества их предков, и встали на защиту своей Родины, своей новой жизни.  Одни воевали на фронте, другие самоотверженно трудились в тылу, а все вместе ковали Победу.

Я уже писал, что Гражданская война в СССР не закончилась в 1922 году, когда японских интервентов изгнали из Приморья, а вместе с ними ушли за кордон и остатки белых армий.  Она продолжалась до конца 30-х годов,  и во времена коллективизации, и ускоренной индустриализации,  что вылилось в репрессии конца 30-х годов.  Заговоры против советской власти существовали, это доказано. В том числе и так называемых «тухачевский» заговор среди высшего командного состава РККА.  У либералов ходит мнение, что Сталин поверил Гитлеру, вернее, его спецслужбам,  которые якобы передали в СССР компромментирующие Тухачевского и других начальников материалы о заговоре.  Это не так, наше НКВД само разоблачило заговорщиков.

Но Гитлер поверил, что расстрел некоторых высших командиров, а затем и других  командиров и политработников ослабил Красную Армию, что якобы и  подтвердила война с Финляндией.  Не учли, что боевые действия велись на ограниченном пространстве Карельского перешейка суровой и снежной зимой, к тому же силами всего одного военного округа.   

Перегруппировавшись, наша армия быстро разгромила войска  Финляндии, да и морозы ослабли.  А что такое воевать зимой, немецкий вермахт понял через две года под Москвой, и потом  – под Сталинградом. 

Но финская война показала недостаточное ратное мастерства и рядовых бойцов, и командиров.  Но переучить их до нападения немцев не удалось. Тем более,  что в начальный период Великой Отечественной войны вступила выросшая численной в три раза, но недостаточно обученная армия, основные кадры которой состояли из  родившихся еще при царском режиме мальчишек.  К тому же часть новобранцев оказались из западных районов Украины, Белоруссии, прибалтийских стран, отравленных буржуазной пропагандой.  Да и представители республик Кавказа, Средней Азии еще в большинстве  умели только читать и писать, и их мировозрение формировали старейшины их тейпов или кланов. Они не прониклись перспективами построения справедливого общества с равными возможностями для каждого человека.  Поэтому воинские части с большим количеством такого контингента рядовых бойцов не проявляли свойственного русским дивизиям упорства и героизма.  Но даже этого хватило немцам почувствовать, что война на восток не будет легкой прогулкой.

В многочисленных воспоминаниях немцев, которые приводит Яковлев и о которых читал я, немцы высказывают удивление, что молодежь даже сельских населенных пунктов знает немецкий язык, умеет музицировать или знает балетные па… Увезенные к немцам в тыл русские проявляли завидную смекалку, могли отремонтировать сложную технику, которую не могли починить немцы.  И хотя это не относится к теме, и не Яковлев сказал об этом, это почерпнуто мной из других источников, немцев удивило, что большинство русских девушек оставались девственницами, хотя их немецкие ровесницы уже давно жили с мужчинами.

Полученное школьное образование помогало нашим молодым солдатам быстрее овладевать военной техникой.  Да и учились они  приемам современного боя  быстрее, чем пришедшее в конце войны пополнение в немецкой армии. По мнению другого историка Алексея Исаева,  с 1944 года наш солдат и командир стал намного сильнее немецкого, а уж о союзниках Германии и говорить нечего.

Конечно, все это относилось не к остававшимися малограмотными представителям народов Кавказа, Средней Азии, тех народов, которые потом формировали мусульманские части, используемые где-нибудь в западной Европе. Да и подавляюще количество бандеровцев были малограмотны, следовали установкам своих вождей типа Бандеры или Мельника.

Я знаю, что в числе первых, еще до окончательной победы над фашизмом, из армии стали демобилизовывать  учителей.  Им досталось учить молодежь до войны, им надо было догонять учебный процесс, который прервался во многих местах  в годы войны и оккупации.  Именно так и было с моим отцом, который без отпуска, сразу после демобилизации, пробыв лишь несколько дней у родственников, оказался в Херпучах, добираясь туда на попутных машинах, чтобы заполнить вакансию учителя начальных классов.  Это потом он стал учить детей математике, был завучем, потом директором школы. И все эти годы он учил детей и молодежь вечному и доброму.  Учил их жить достойно, с пользой для своей страны.  Поэтому оставил о себе добрую память у моих земляков.

Между прочим, мой отец – сын раскулаченного в 1931 году и реабилитированного в 1940 году засольщика рыбы из села на берегах нижнего Амура, все детские и школьные годы провел на спецпоселении. После реабилитации отца смог начать учебу в педагогическом училище, и уже со второго курса стал учиться и работать учителем начальных классов в небольшом отдаленном прииске, пока не был призван в РККА. Проявил себя в боях с японцами, награжден медалью «За боевые заслуги».

Завершая свою беседу, Егор Яковлев (кстати, очень грамотный историк, излагающий материал так, что его хочется слушать и слушать) сказал, что Великую Отечественную войну выиграли советские учителя. Именно поэтому я этой фразой и назвал свой небольшой материал.


Рецензии