Права и обязанности диаконов

Диаконы третья священная степень богоустановленной иерархии. Так же как и прочие клирики, они являются помощниками священников в совершении таинств и управлении делами прихода.

Так же как и священники, низшие клирики обязаны послушанием своему епископу, особенно в таком вопросе, как поставление их на высшие церковные степени:

Определено также: если какие;либо причетники и диаконы будут непослушны епископам своим, хотящим по необходимым обстоятельствам своих Церквей возвести их на высшие степени в Церкви своей, такие да не служат и в той степени, из которой возведены быть не захотели.

(Карф., 31)

Но из этого правила есть исключение:

Клянущиеся не принимать рукоположения, когда произнесли клятву, да не принуждаются нарушать оную. Ибо хотя и мнится быть некое правило, снисходящее таким, однако мы дознали опытом, что не благопоспешествуется поступившим против клятвы. Должно же рассматривать и образ клятвы, и слова, и расположение, с которым они клялись, и тонкие в словах прибавления, и если ни с какой стороны нет никакого облегчения от силы клятвы, то подобает совершенно оставлять таких.

(Васил., 10)61

И своему непосредственному церковному начальству:

Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону, да будет отлучен от общения церковного.

(Апост., 56)

Не подобает диакону сидеть в присутствии пресвитера, но с повелением пресвитера сесть. Подобно и диаконам иметь честь от иподиаконов и от всех причетников.

(Лаодик., 20)

Так же как и епископам и священникам, прочим клирикам нельзя самовольно, без повеления своего правящего епископа, оставлять место своего служения:

Освященному или причетнику не должно путешествовать без повеления епископа

(Лаодик., 42)

Не дозволяется клирику в одно и то же время числиться в церквах двух градов, сиречь в той, к которой он начально рукоположен, и в той, к которой перешел, как большей, из желания суетной славы. Творящих же это возвращать к собственной их церкви, к которой начально рукоположены, и там только им служить. Если же кто от одной церкви в другую переведен, такой да не имеет никакого участия в принадлежащем прежней церкви, как то в зависящих от нее мученических храмах, или в богадельнях, или в странноприимных домах. А дерзающих после определения сего великого и Вселенского Собора делать что;либо ныне воспрещаемое святой Собор определил низлагать с их степени.

(IV Всел., 10)

Клирикам, определенным к церкви, непозволительно, как уже мы постановили, определяться к церкви иного града, но должны быть довольными той, в которой начально удостоены служения, за исключением тех только, которые, лишась отечества своего, по нужде пришли в другую церковь. Если же какой;нибудь епископ после этого определения примет клирика, принадлежащего другому епископу, то суждено нами быть вне общения церковного и принятому, и принявшему до тех пор, пока перешедший клирик не возвратится в свою Церковь.

(IV Всел., 20)

Отныне клирик да не определяется к двум церквам, потому что это свойственно торговле и низкому своекорыстию и чуждо церковного обычая. Ибо мы слышали от самого гласа Господня, что никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф.;6,;24). Поэтому всякий, по апостольскому слову, оставайся в том звании, в котором призван (1Кор.;7,;20), и обретайся при единой церкви. Ибо что для низкой корысти в церковных делах бывает, то становится чуждым Бога. Для потребностей же этой жизни есть различные занятия, и ими, если кто пожелает, да приобретает потребное для тела. Ибо апостол рек: Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии (Деян.;20,;34). И это наблюдать в этом богоспасаемом граде62, а в прочих местах, по недостатку в людях, допустить изъятие.

(VII Всел., 15)

Удостоверением того, что клирик находится в чужой епархии с согласия своего епископа, должна служить представительная грамота:

Освященному или причетнику не должно путешествовать без правильной грамоты от епископа.

(Апост., 41)

Клирикам чужим и незнаемым в другом граде без представительной грамоты собственного их епископа отнюдь нигде не служить.

(IV Всел., 13)

Максимальный срок, на который клирики могут отлучаться от места своего служения, не подпадая под канонические прещения, – три недели:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто;либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей Церкви, но, пребывая во граде, в три воскресные дня в продолжение трех седмиц не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения.

(Трулл., 80)


Рецензии