Он летал на Берлин

     Война не прошла бесследно, принеся горечь утрат в каждую семью, но народ выстоял и победил. Сегодня для каждого из нас очень важно понимание той Великой Победы, которая 75 лет назад досталась неоценимым подвигом советского народа. Сейчас мы радуемся яркому солнцу и мирному небу над нашей независимой страной и понимаем, что это - заслуга,прежде всего,ветеранов войны,которые являются  настоящими патриотами, живым примером мужества и героизма.
     О том, что довелось пережить в суровые годы, делится своими воспоминаниями участник Великой Отечественной войны Федор Иванович  Кривоногов. Он родился 15 февраля 1926 года в селе Выдриха Шаманаисинского района Восточно-Казахстанской области. Когда началась война, закончил 8 классов и вместе с другими ребятами заменили, ушедших на фронт трактористов, хотя они мало что смыслили в технике. Как и многие сверстники,Федор рвался на фронт и парня призвали в армию еще до совершеннолетия - в сорок третьем. Науку военного времени он изучал во 2-й Ивановской высшей офицерской школе штурманов и летчиков авиации дальнего действия ночных экипажей, которая дислоцировалась тогда в туркменском городе Мары. 
     На фронт был отправлен в августе 1944 года,  летал стрелком-радистом  на тяжелом бомбардировщике дальнего действия ИЛ-4.
- Сначала наш 445-й авиаполк базировался на аэродроме деревни Шаталово на Смоленщине. От линии фронта на тот момент его разделяли полсотни километров. Мы совершали вылеты за семьсот и больше километров вглубь территории противника, - рассказал ветеран. - Летали исключительно ночью и эскадрильей. Взлетали один за другим с разбежкой в две минуты. Сначала цели высвечивал самолет - «осветитель», потом наступала наша очередь.
     Бомбы сбрасывали в основном на портовые города Клайпеду, Либаву, Гданьск, Гдыню, Кенигсберг. Участвовали во взятии Кенигсберга и Берлина в составе прославленной 57-й Краснознаменной Смоленской дивизии.
-  На Кенигсберг мы сделали также два дневных вылета,что было редко - вспоминает Федор Кривоногов. – В бомбардировке также участвовали транспортные «Ли-2». Немецкие истребители пытались нас атаковать, но наши «яки» их перехватывали, мы тоже держали строй: приближался «мессер» - открывали огонь. В общем, и фрицев удавалось отогнать, и зенитки над Кенигсбергом не достали…  Конечно, когда идешь бомбить крупные объекты, испытываешь мандраж: большие заводы, железнодорожные узлы, морские порты, аэродромы основательно прикрывались ПВО. Но страха не было, была лютая ненависть к врагу! И тяжелая работа. Уставали за полет сильно,особенно - летчик, который управлял самолетом 6–7 часов. Чтобы тот хоть немного отдохнул, штурман на некоторое время брал управление на себя с помощью съемной ручки. Во время полета был режим полного радиомолчания. Ночью штурман определял местоположение самолета по пеленгам радиомаяков, небесным светилам. На своей земле ориентиром служили и световые маяки  (один из них, кстати, находился в Могилеве). С полутора тоннами бомб, которые подвешивались в ручную,  Ил-4 заметно, тем более при встречном ветре, снижал скорость. Возвращались не все: подожженные зенитным или истребительным огнем «ильюшины» в темноте были далеко видны… На всякий «пожарный» у каждого был пистолет «ТТ», на экипаж -  «десантный» автомат Судаева, ну и НЗ-паек:  в фанерной коробочке несколько плиток шоколада, по 100 граммов печенья и сахара, таблетки для хлорирования воды. Все это было запломбировано в брезентовом чехольчике и надевалось на ремень рядом с пистолетом. После дальнего полета летчик и штурман выходили из самолета, шатаясь от изнеможения, у стрелков–радистов от сильного напряжения болели глаза.
     Каждый вылет мог оказаться последним: враг ловил советские борты прожекторами, чтобы потом ударить зенитками.  Особенно стрелку-радисту Кривоногову запомнился вылет 19 марта сорок пятого на порт Гданьска (тогда — Данцига). Зенитные батареи врага атаковали их «Ильюшина» и командиру экипажа Дмитрию Меженину, чтобы уйти от атаки, пришлось маневрировать - заходить в порт с моря. Боевую задачу экипаж выполнил: бомбы легли на пришвартованные немецкие корабли. Но фашисты тоже не сдавались: по бомбардировщику чиркнул луч прожектора, рядом стали разрываться снаряды. Вдруг борт тряхнуло, загорелся один из моторов, кабину наполнила едкая гарь. Однако, летчик сумел совершить вираж и сбить пламя. «Назад возвращались на одном моторе со снижением курса. Думали, придется сажать машину вынужденно, но сумели добраться до аэродрома», — рассказал фронтовик и добавил, что приходилось видеть и другое: как на их глазах полыхнул один из самолетов эскадрильи, куда попал немецкий снаряд. Экипаж мог покинуть горящий борт, но поступил иначе: продолжил идти по курсу и сбрасывать бомбы — пока самолет не взорвался…
     Во время Берлинской операции только за 6 суток самолеты  авиации дальнего действия обрушили на цели более 3000 тонн бомб.
- Поднялись ночью с аэродрома в Польше и подлетели к Берлину уже на рассвете, — вспоминает Федор Иванович. — И такое   сумасшедшее чувство восторга, радости и гордости нас охватило! Мы — над столицей Германии! Город горел, нашей целью был железнодорожный узел. Берлин нашпигован зенитками, но по нам почему-то не стреляли, мы аккуратненько сбросили бомбы. Ложимся на обратный курс. Командир по внутренней связи предупреждает: «Смотрите внимательно». Хотя мы, стрелки, и так вертели в своем «колпаке» головами во все стороны…  Видим, пара «мессеров» сзади мелькнула. Прильнули к пулеметам, но «худые» скользнули  вниз и исчезли. Может, топливо у них кончалось? Нам повезло…
Однако, во второй раз, здесь, в небе над Берлином, их самолет зацепил фашистский снаряд, но экипаж сумел вырулить и вернуться к месту дислокации.
     Конец войны Кривоногов Ф.И. встретил в Польше.  9 мая полк готовился к боевому вылету на Либаву  в Латвии, где еще сопротивлялась группировка немецких войск. Экипажи уже сидели в самолетах, когда вдруг взлетела красная ракета. Вылет отменили: «Либава капитулировала! Конец войне!» Из самолетов в небо ушли трассирующие  пулеметные очереди — стрелки-радисты салютовали Победе. Войну герой закончил в девятнадцать лет.
     Весной 1946 года 170-й гвардейский авиационный Смоленский Краснознаменный полк, в котором он служил, перелетел на постоянное место дислокации в Быхов.   После десяти лет послевоенной службы  фронтовик ушел в запас и уехал вместе со своей семьей на малую родину - в Казахстан. И вновь оказался на передовой: учился в сельхозтехникуме и высшей партийной школе, был комсомольским и партийным лидером. Работал также главным агрономом  хозяйства, территория которого сопоставима с Могилевской областью. В Алма-Ате повезло повстречаться  с советскими лидерами Леонидом Брежневым, Никитой Хрущевым и Пантелеймоном Пономаренко. Потом его семья вновь вернулась в Быхов, где работал руководителем совхоза, начальником райсельхозпрода, председателем сельсовета. Долгие годы Фёдор Иванович являлся председателем Быховского районного Совета ветеранов. Его вклад в развитие района оценили по достоинству и 28 июня 1999 года ему было присвоено звание «Почётный гражданин Быховского района». 
     Так сложилось, что пятеро из шестерых детей Федора Ивановича поселились далеко от Быхова. После смерти жены вести хозяйство в частном доме стало тяжело, и его забрала в свою могилевскую квартиру дочь Татьяна. В ее семье - с любимыми внуком и внучкой — прожил 8 лет, потом предложили квартиру в Могилевском Доме ветеранов.  Сибиряк по рождению, он считает своей Родиной - Беларусь, поскольку прожил тут большую часть жизни.
     Военные подвиги Федора Кривоногова отмечены медалями «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги», а также — орденом Великой Отечественной войны II степени. Но есть и мирные награды — два ордена «Знак Почета» и медали «За освоение целинных земель», «За трудовую доблесть».   В 2019 году  ему торжественно вручили юбилейную медаль «75 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков». Ветеран и сегодня остается в  гуще общественной жизни, он встречается с детьми, молодежью, посещает трудовые коллективы, проводит встречи в военных частях.
     «Нас осталось очень мало, но мы все отдали для нашей Родины, чтобы сейчас жить в мире и чтобы наши внуки и правнуки никогда не пережили ужасы войны. Молодое поколение должно помнить и свято чтить подвиг дедов и прадедов». - Такими словами заканчивает свои воспоминания  Федор Кривоногов.               


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.