Откровение смертника. Следственное дело души

     Книга инока Всеволода Филипьева (монаха Салафиила) публикуется по изданию: 2017 год, издательство "Зёрна".




     Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он…
     (Деян. 9, 13)


     Люди любят рассказывать о мужестве тех, кто идёт на казнь; но разве нужно меньше мужества, чтобы… прикоснуться к горю своего ближнего?
     (Г. Грин)




     ПРОЛОГ

     Что же случилось тогда, в октябре 2010 года? В то время я так и не сказал своего «последнего слова».
     Ответ – в этой рукописи. Её основу я написал в горной афонской келье в декабре 2010-го, то есть почти сразу после печальных событий моей жизни. С тех пор я периодически возвращался к рукописи, но никогда её не обнародовал.
     В 2014 году меня постригли в мантию. Духовный отец дал мне имя Салафиил. Однако рукопись выходит в свет под именем инока Всеволода, то есть под моим прежним именем, которое было у многих на слуху в том горьком октябре.
     Для кого эта рукопись? Мне почему-то кажется, что она для тех, кому сейчас духовно тяжело, кто находится в беспросветном тупике. И ещё для тех, кто не верит в Бога. Но в первую очередь написанное здесь, наверное, нужно мне самому.
     Подготавливая в 2017 году «Откровение смертника» к изданию, я заметил, что за психологическим анализом ситуации не всегда различимо то, что для меня очень важно, хотя и очень больно. С этого сейчас и начну.
     Господи, я согрешил. Прости меня. Мне нет оправдания ни перед Тобой, ни перед людьми. Прости меня по милосердию Своему. Помоги мне, Боже, покаяться и вернуться к Тебе, потому что без Тебя я каждую секунду вновь и вновь умираю. И этой смерти нет конца. Прости.
     Итак, откровение смертника.

     Монах Салафиил (Филипьев),
                2017, Афон




     1. ЧИСТЫЙ ЛИСТ

     Пишу эти строки в спрятавшейся среди гор и лесных дебрей пустынной келье. Передо мной внизу ущелье широко раскрывает ладони, в них плещется холодное зимнее море. Вверху – стальное небо. Вокруг – лес и камни. На деревянном столе – листы чистой бумаги, рядом – кружка из нержавейки, в ней дымится горячий чай.
     Всё, что можно было потерять, я потерял. Но пока мне оставлена жизнь, и, думаю, одна из причин этого состоит в том, что я должен написать «Откровение смертника».
     Свою книгу «Ангелы приходят всегда» я закончил словами: «С чистого листа можно начать не только новую главу, но и новую жизнь… Или не начать».
     Я начинаю.
     Знаю, что в 2010 году моя земная жизнь должна была оборваться, и очень нехорошо оборваться. Не оборвалась!
     А всё-таки я умер тогда. Об этом и пойдёт речь.




     2. ТРАГИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС

     Родился я в 1969 году и не был крещён в детстве. Крестился в семнадцать лет. В двадцать два года пришёл в монастырь. Незадолго до того, как я оставил мир, началось моё стремительное воцерковление. Моя юность наполнена непростыми событиями, которые привели меня к решению встать на иноческий путь. Постриг в иночество я принял весной 1994 года.
     Начиная с 1992 года, три года я прожил в одном монастыре и затем тринадцать лет – в другом. Два года, с 2008-го по 2010-й, провёл в разъездах, не оставаясь долго на одном месте. Участие в миссионерской работе продолжалось и тогда.
     За прошедшие годы я встречал немало праведников: архиереев, старцев и даже юродивых.
     Окончил духовную семинарию и десять лет преподавал в ней.
     Тринадцать лет нёс послушание в известном зарубежном монастырском издательстве. Написал несколько богословских и художественных книг.
     По благословению с миссионерской целью создал интернет-сайт и вёл блог.
     Мне удалось посетить все главные христианские святые места мира.
     Как могло получиться, что после всего этого или параллельно с этим, я зашёл в беспросветный жизненный тупик?!




     3. ТАЙНА НЕВЕРИЯ

     Если есть тайна веры, то есть и тайна неверия.
     Для книги «Ангелы приходят всегда» в течение нескольких лет я собирал материалы по теме: «Отречение от Бога». Почему меня так волновала и не отпускала эта тема? Потому ли, что душа чувствовала опасность потери веры? Или, наоборот, потеря веры стала расплатой за жгучий интерес к данной теме?
     Важность этой темы для себя и для всех я объяснял тогда так: «В Христианстве большой акцент делается на то, как человек приходит к вере в Бога. И мало мы задумываемся над противоположным вопросом: как и почему случается уход человека от Бога? А ведь от ответа на этот вопрос зависят целые эпохи и судьбы народов. Тайна ухода человека от Бога определила 1917 год и то, что случилось после,– массовый отход от Церкви, потеря веры, невиданное богохульство и явный сатанизм. Представить только: вчерашний народ-богоносец стал рушить собственные храмы, убивать любимых пастырей, глумиться над всем святым, находить в этом изощрённое самоубийственное наслаждение. Всё это повторится и при антихристе. Но подобное несчастье – потеря веры в Бога – может случиться в любой момент с каждым из нас. Вот ведь в чём дело – с каждым! Очень важно задумываться, как и почему происходит отступление от Христа, почаще вспоминать, как хранили огонёк веры святые люди и что нужно делать, чтобы и нам его сохранить» («Ангелы приходят всегда»).
     Когда я собирал и обдумывал случаи потери веры, то представить себе не мог, что вскоре придётся описывать собственную историю.
     Что происходило со мной?
     Расскажу о том, что помню, без претензий на безошибочный самоанализ. Речь пойдёт о последних годах перед крахом…




     4. ИСТОЧНИК ПЕРЕСОХ

     С какого-то момента я заметил, что у меня пропали слёзы, словно источник пересох. Раньше слёзы приходили, когда вспоминались мои падения и великое Божие милосердие, когда посещало чувство покаянного умиления, когда трогало что-нибудь в житиях святых или вдруг по-новому прочитывались и глубоко переживались страницы Евангелия.
     Всё это кончилось и уже не приходило. Иногда я с грустью думал: «Вот здесь или вот здесь я был бы раньше тронут и плакал бы, а теперь спокоен». Только спокойствие это больше походило на окамененное нечувствие, став духовной привычкой. Как у хирурга может притупиться острота восприятия человеческой боли, так и у верующего переживание чуда духовной жизни может выродиться в повседневную привычку и серую обыденность… И как тогда остаться верующим?




     5. ЗАЛОЖНИК СВОЕГО ИМЕНИ

     С годами я превратился в заложника собственного имени.
     У меня даже сложилась давящая формула: «Обязанность быть святым». Имелась в виду «обязанность», возложенная общественным мнением, средой, ожиданиями людей. А ведь изначально эту «обязанность» я, по гордости, сам на себя возложил. Желание быть в глазах людей праведником являлось нераспознанным мною грехом самоугождения и человекоугодия.
     Такая неживая жизнь (ведь святым-то я не был) сначала беспокоила, потом томила, потом мучила и терзала изо дня в день.
     Кончилось это тем, что жил уже не я, а моё имя. А я мучился от того, что моя настоящая жизнь не соответствовала этому имени.
     Но опять-таки по гордости я считал, что моё имя – как знамя, как символ, как идея, а идея неприкосновенна.




     6. БЫЛИ БЫ РАДЫ ПОМОЧЬ, НО...

     Если бы люди видели происходившее в моей душе! Психологические мучения героев Достоевского меркли в сравнении с тем, что я переживал в реальной жизни.
     Возникают вопросы. А что же окружающие совсем не замечали того, что со мной происходило? Можно ли было вообще помочь человеку в такой ситуации?
     Близкие люди точно замечали, что со мной творится что-то неладное. И если напрямую не спрашивали: «Как твоё сердце? Мучает ли тебя что-то? Чем ты живёшь?», – то эти вопросы витали в воздухе.
     Вероятно, многие были бы рады помочь мне духовно… Но самое печальное заключалось в том, что я не был готов к изменению жизни и потому не принял бы протянутой руки. Ведь окончательный духовный выбор делается самим человеком.




     7. ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ

     Оправдываясь нуждами миссионерства и необходимостью держать руку на пульсе времени, я всё расширял границы дозволенного, разрешая себе светские книги, фильмы, сайты и тому подобное. Круг общения в миру также увеличивался.
     Всё сильнее разгоралась тяга к человеческому теплу, поддержке, дружбе, любви. Тяга, казавшаяся оправданной. Постепенно я стал разрешать себе отступления уже не в помыслах, а в жизни. Ну а здесь остановки быть не могло.
     Справедливы слова одного праведного иерарха, говорившего, что если бы не удерживающая благодать Божия, он впал бы во все без исключения грехи. А я самоуверенно  и легкомысленно не заботился о том, чтобы благодать Божия не покидала меня. Когда за мою скрытую гордость удерживающий покров благодати пал, то пал и я. И падение это было страшным.
     Нет ничего нового под солнцем. Сам же я писал в патрологии «Путь святых отцов» про одного из светочей Православия, в жизни которого «произошло нечто, хотя и встречающееся в аскетике, но обычно не в такой крайней форме… Он не просто вернулся к прежней рассеянной жизни, но впал в тяжкие и отвратительные грехи, о которых раньше и не помышлял… Ведя такую жизнь, преподобный… не порывал, однако, отношений с духовником, хотя и не исполнял его наставлений и не мог оторваться от греха. В его душе кипела напряжённая борьба, а ум стенал под гнётом противоречий… Оставленный благодатью, он вообще стоял на грани утраты веры».
     Увы, эти слова вскоре в точности исполнились на мне.




     8. ГРАНЬ ПРЕОДОЛЕНА

     В вышеприведённой цитате ключевыми являются последние слова об утрате веры.
     Те или иные грехи, к сожалению, неизбежны в нашей жизни и даже в жизни святых. Главное, чтобы не прекратить невидимой брани, не отчаяться, не махнуть на себя рукой, не потерять веры.
     В моём же случае я хотя и не сразу, но пядь за пядью отдавал свои душу и тело врагу. В итоге пришёл час, когда я потерял веру в Бога, точнее говоря, перестал верить Богу, стал сомневаться в истинности христианской жизни.
     Поскольку я перестал верить Богу, а не просто потерял веру в грубо атеистическом смысле, то мучился ещё больше. Легче было бы знать, что нет Бога, нет иного мира, нет бессмертной души и жизни после смерти. Но я не пришёл к материализму и атеизму. Всё моё существо продолжало знать, что материалистическая картина мира ущербна. При этом моя собственная христианская картина мира обрушилась во мне самом. Я сокрушил её камнепадом своих грехов. Прежнее обрушилось, а нового ничего не возникло. Изматывало и угнетало умозрительное борение с Богом, нашедшее отражение во взглядах одной из героинь книги «Ангелы приходят всегда» в главе «Бабочка и снег».
     То, что случилось со мной, было много хуже атеизма и неверия, ибо я фактически впал в богоборчество по трагической аналогии с сатаной: знаешь, что Бог есть, но ты с Ним не согласен. При этом подтверждаешь своё несогласие сознательно совершаемыми грехами.
     Зато грешить мне становилось всё легче. Совесть сначала сильно тревожила. Бывало, просыпался ночью в холодном поту, с сердцебиением и страхом. Затем душа болела всё меньше. Потом и совсем перестала болеть. Казалось даже, что внутренняя гармония с самим собой найдена, всё хорошо…
     Но самое страшное ждало впереди. Представить только мою дальнейшую жизнь! Разрушить свой сложившийся образ в глазах окружающих я бы не решился, продолжал бы ходить в заложниках собственного имени и вести двойную жизнь. Предстояло говорить и писать о том, во что уже не верил. Я продолжал бы безудержно тайно грешить и не каяться, а меня за некие прежние заслуги и книги продолжали бы уважать. И вот так, торжественно и с почестями, после смерти я отправился бы в ад к сатане, с которым стал внутренне близок.
     Очень грустный конец истории.




     9. ОДНА ТОНКАЯ НИТЬ

     Фёдор Михайлович Достоевский говорил о всепревосходящей любви к лучезарной Личности Христа. О том, что эта взаимная любовь превыше всего.
     В Христианстве глубинный, окончательный приход к Богу или последнее крайнее отречение от Него происходят не через рассудочные заключения, а через вступление в общение или разрыв общения души и Христа. Их личные отношения – вот что имеет решающее значение.
     Потому, когда я усомнился даже в некоторых основных положениях доктрины, ещё оставалась последняя удерживающая нить - искренняя, личная, живая любовь к Богочеловеку Иисусу Христу.
     Нечто лучезарное, цельное, сокровенное, невыразимое словами есть в Нём, в Его Личности, в Его Лике. Вот это и питает душу. И она, уже став рассудком и делом богоотступницей, всё же каким-то неизъяснимым образом остаётся со Спасителем... И значит, не всё потеряно! На этом основании любви ко Христу в душу может вернуться убеждённость в догматах, обрядах и всём прочем, что составляет полноту православной Христовой веры.
     ...Я смотрел на родной, такой близкий и такой надмирный Лик Спасителя на иконе и недоумевал: выходит, что я и мыслями, и делами не согласен с тем, как Ты учил жить, но я всё равно Тебя по-прежнему люблю и преклоняюсь, благоговею пред Твоим святым и лучезарным Образом и перед тем, как Ты прожил земную жизнь. 
     Всего одна тонкая нить… Выдержит она или порвётся навсегда?!




     10. ДАЛЬШЕ ДЕЙСТВОВАТЬ БУДЕТ БОГ

     Слабое предчувствие, что долго так продолжаться не может, было. Но время шло, ничего не менялось. Стало казаться, что так и будет… А что потом? Семь бед – один ответ.
     Иногда у меня вырывались предсмертные молитвенные вздохи души. Я молился: «Господи, вытяни меня, пожалуйста. Устрой всё ко благу. Спаси меня Сам!» При этом греховного образа жизни я не менял.
     Недавно я обнаружил, что в книге «Начальник тишины» ещё в 2003 году я написал молитву, про которую потом забыл. Зато про меня не забыли…
     Вот эта молитва: «Пресвятая Богородица, огради меня от греха, особенно тогда, когда мой бедный ум, пленённый страстями, уже не сможет Тебе об этом молиться».
     Молитва – великая и таинственная сила. Письмо может затеряться на почте, а молитва в любом случае не останется без ответа. В этом я теперь убедился.
     Ещё за меня молились любившие и жалевшие меня. Но, думаю, дело не только в молитвах.
     Здесь чувствуется неизреченность и глубина действия Промысла Божия. Чтобы понимать небесную логику, нужно иметь небесную душу, которой я не имею, и потому не знаю, как и почему случилось всё последующее…
     Но только вскоре Бог начал действовать Сам.




     11. СМЕРТНИК

     У Бога всё верно, всё правильно. Что говорить обо мне, когда даже о праведнике в Библии сказано: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез. 18, 24).
     С горечью я как-то записал в дневнике: «В одном из моих стихотворений ворон превращается в белого лебедя. А в жизни получается, что – в чёрного».
     В редкие минуты просветления горько бывало на душе, горько и темно. Никакого выхода я не видел.
     Развязка застала меня врасплох! По собственной вине я оказался в такой жизненной ситуации, из которой живыми не выходят. И это не в переносном, духовном смысле, а в самом прямом, физическом.
     Очнувшись у последней черты, растирая по лицу тёплую кровь, почувствовав рядом смерть в виде дула пистолета, прижатого ко лбу, я спасительно… испугался. И не потому, что хотелось ещё жить. Также не потому, что я боялся кого-то из людей. Вдруг стало ясно, что душе до дрожи страшно умирать без покаяния. Страх, навеваемый леденящим ветром тартара, я физически помню до сих пор.
     Опасность не была исчерпана этим случаем с кровью и пистолетом. С тех пор надо мной постоянно нависает смерть. Так будет до конца моей земной жизни… Только теперь у меня к этому другое отношение.
     А тогда, на самом пике опасности, я решил, что до жестокой и неминуемой развязки обязательно постараюсь исповедоваться. Ведь я давно лишил себя полной и откровенной исповеди. Неожиданно быстро такая возможность нашлась! Хотя исповедоваться пришлось кратко и по телефону, всё-таки один шаг от пропасти был сделан.
     И тут я заметил удивительное. Одновременно с принятием решения исповедаться душа задышала. Как-то естественно я начал молиться: вернулась молитва Иисусова. Дело в том, что, идя по стезе отступления, я совершенно не мог молиться Иисусовой молитвой. Возможно, нужно было перебороть себя и молиться, но не получалось: в душе всё увядало и замерзало. С молитвой у меня вообще всегда было так: я о ней читал, писал, говорил больше, чем на деле молился. Конечно, в лучший свой монашеский период молился, но и тогда не столь горячо и естественно, как это пришло сейчас, на границе жизни и смерти, когда я задышал молитвой. Это была молитва ко Господу Иисусу Христу о спасении души!
     Если бы я был убит тогда, то с точки зрения земной справедливости всё было бы правильно. Однако Милующий и Любящий Бог оставил мне жизнь. И это стало началом чуда.
     Впрочем, чудо это всегда было перед моими глазами: «Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 56). Но прозрел я только тогда, когда дело коснулось меня лично.




     12. СВОБОДЕН!

     Когда раньше я задумывался о возможности потерять достижения своей земной жизни, то меня охватывала тоска, граничащая с ужасом…
     Но вот я потерял всё, что в своём помрачении считал ценным: имя, авторитет, заслуги, преданность некоторых близких людей, хорошее материальное положение, перспективы роста – как в славе, так и в бытоустроении.
     Как ни странно, среди грянувшего, как гром, жизненного кризиса я вдруг почувствовал себя свободным. Когда всё в одночасье рухнуло, то, к собственному удивлению, я испытал неожиданное: посмотрел на звонкое осеннее небо, глотнул студёного воздуха и понял, что теперь-то – свободен!
     Я потерял всё – и не потерял ничего. Напротив, приобрёл нечто по-настоящему ценное, чего не имел. Разорвались не только цепи зависимости от чужих мнений и ожиданий, но главное, цепи гордого самоупоения и самокрасования, цепи двойной жизни и давящего страха разоблачения.
     Передо мной вновь была дорога, новая жизнь и Небо, которое я опять начинал слышать.
     Это было прекрасно. Подобное я испытывал только однажды, перед уходом в монастырь. Но тогда я сам готовил изменения своей жизни, а сейчас всё происходило помимо меня. Обстоятельства направляли и определяли. Не зря святоотеческая мудрость гласит: «Ищи волю Божию из обстоятельств».




     13. ВЕРА КАК ЧУДО

     Потерять веру. Обрести веру. Всего четыре слова, но сколько в них вмещается. Целая жизнь… и ещё чудо.
     Как происходит прозрение? Как человек обретает веру? Иногда на это требуются годы исканий, иногда – мгновение озарения. Такое озарение пережил жестокий враг Христа и христиан Савл, о котором говорили, что он сделал много зла (Деян. 9, 13). Однажды его внезапно осиял свет с небес. Он упал на землю и услышал голос Христа: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?.. Трудно тебе идти против рожна». Тогда Савл в трепете и ужасе воскликнул: «Господи, что повелишь мне делать?» (Ср. Деян. 9, 3–6). Так в одно мгновение убеждённый и ревностный гонитель Христианства стал его искренним и горячим служителем!
     Когда мне через обстоятельства и людей был оставлен только один вариант: идти в монашеское уединение, в пустыню, на покаянное житие под руководством духовника, я уже без сомнений воспринял это как Божий ответ на вопрос: «Что повелишь мне делать?». И я отправился.
     Здесь начались или, вернее, продолжились чудеса! Непонятно было, что это – наказание и ссылка или награда и благословение? С самого начала своего иноческого пути я желал жить пустыннической жизнью. Но, как известно, на неё просто так не благословляют. А когда я и желать перестал, дойдя до жизненного тупика, Господь вдруг через архипастыря и духовника благословил и дал мне покаянное уединение.
     Со всей очевидностью открылась и материнская забота Пресвятой Богородицы, к Которой я некогда обращался с особой молитвой о спасении, о чём сам впоследствии забыл. Ныне я был приведён на Святую Гору, находящуюся под покровом Пречистой Девы. И это вместо того, чтобы по справедливости быть отправленным в ад.
     Но самое главное – я стал свидетелем удивительного явления: воскрешения собственной души. Ледяное сердце моё под лучами благодати Божией оживало на глазах – клеточка за клеточкой. То, к чему я, казалось бы, навсегда потерял интерес – христианское учение, церковная жизнь, писания святых отцов, духовные беседы, монашество, – вновь приобрело для меня первостепенное значение. А всё прочее – мирское и временное – наоборот, утратило привлекательность, сделалось чуждым и неинтересным. Я сам себя не узнавал. Но это уже и не был я вчерашний, это был иной человек. Так я заново знакомился с собой.
     С волнением мне вспоминалось не так уж давно написанное в книге «Ангелы приходят всегда»: «…это только Ангелы всегда остаются Ангелами и бесы всегда – бесами, а у людей не так. Где видишь сегодня Ангела, там завтра может стоять бес, а вчерашний бес сегодня уже Ангел. Потому отвергать «человека-беса» нельзя, а то можешь отвергнуть будущего «человека-Ангела»… И вообще, не дашь ему возможности покаяться и спастись».
     Я всматривался в себя и думал, что если сейчас меня настигнет чья-то справедливая месть, то убьют уже другого человека. Того, прежнего, теперь уже нет, он умер, по крайней мере, духовно. Об этом могли не догадываться люди, но этого не мог не знать Господь. Наверное, поэтому меня не убивали и не убивали, на моё удивление…
     И ещё мне, наконец, открылось, что вера – это великий дар Божий, священная драгоценность человеческой жизни. Она обладает огромной силой, но она же необычайно хрупка. Ею нужно не просто владеть, но благоговеть перед ней и беречь, как зеницу ока.
     Много лет назад, в своём первом храме, от нашего незабвенного отца Феодора Соколова я услышал слова о том, что верой нужно дорожить и о вере молиться евангельскими словами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9, 24), то есть исцели моё неверие, помоги преодолеть его и обрести крепкую веру. Хорошо помню, что удивился тогда необходимости такой молитвы для воцерковлённых православных христиан. Но почему-то запомнил это наставление батюшки на всю жизнь. Сейчас стало ясно, почему…
     Действительно, надо дорожить верой и всегда молиться о её сохранении и укреплении. Вера – это чудо. А к чуду нельзя привыкать, иначе оно незаметно уйдёт.
     То, что я вновь обрёл веру, что вера вновь вернулась ко мне – самое спасительное, радостное, удивительное и чудесное чудо Божие в моей жизни.




     14. ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

     Пришло время открыться второму дыханию, которого я раньше сильно ждал, но уже потерял надежду. Речь идёт о втором дыхании христианского призвания и веры, втором дыхании любви к иночеству.
     Я действительно ждал его давно и в книге «Ангелы приходят всегда» неслучайно вложил в уста старца слова: «Помни, сынок: бег на длинную дистанцию требует размеренности усилий. А то можно сначала выложиться, а потом силы иссякнут. Так и в духовном делании нужно беречь силы, ведь бежать ещё долго – целую жизнь. Если кажется, что выдыхаешься, не робей, терпи и жди, когда откроется второе дыхание. Обязательно дождёшься».
     Почему я с такой уверенностью написал «обязательно дождёшься», не знаю. Лично я мог бы и не дождаться второго дыхания. Но у Бога – Свой план. Факт остаётся фактом: второе дыхание ко мне пришло. Оно пришло по великому милосердию Божию и заступничеству Пресвятой Богородицы!
     Когда я отправлялся на покаяние в монашеское уединение, то уже точно знал, что постигшее меня крушение – не конец моей иноческой жизни, как следовало из внешних обстоятельств, а её настоящее начало.
     С лёгким сердцем и вновь обретёнными смыслами я устремился в спасительную пустыню под духовное водительство своего старца.




     15. НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ
     (Записи первых дней)

     Сразу по приезде в отшелие, я стал записывать то, что чувствовалось и думалось. Хотелось сохранить, зафиксировать совершающееся живое чудо возвращения веры.
     Приведу наиболее значимые записи тех первых дней после исхода. (Эти строки публикуются впервые, они не вошли в мою книгу «Тайна Афонской пустыни. Дневник пустынножителя»).


+++

     Я перестал идти к Богу… А остановки не бывает… И меня развернуло к человеку. И, по большому счёту, не к другому человеку даже, а к самому себе: к желанию удовольствий.
     Когда духовно протрезвишься, поражаешься, как можно было так развернуться! Всё «человеческое» – такое жалкое в сравнении с Божественным. А мистически это была сатанинская подмена.
     Прости меня, Господи!


+++

     Здесь душа сразу вспомнила забытое состояние духовного Рая, мной потерянного. Это состояние я переживал в самые светоносные и спокойные моменты счастливой монашеской жизни в обители мирной трудов и тихих дней.
     Удивительно, как ныне, в этих смертных скорбях Бог сразу вернул мне чувство духовного Рая… Но если бы не вернул, невозможно было бы выжить, даже просто физически. Я бы умер от горя. Сердце или психика не выдержали бы.


+++

     Чем тяжелее и безысходнее становится, тем решительнее отпадают все сомнения в Боге. Воцарилась ясность и простота веры – живой веры в Живого Бога.
     Удивительно.


+++

     Смыслы возвращаются. Вновь радостно открываю, что я – христианин.


+++

     Вновь вернулось очень давнее, послекрестильное, ощущение тепла и света от нательного крестика, осмысленность ношения на груди образа Распятого и Воскресшего Господа. Это ношение крестика символизирует ношение и хранение Иисуса Христа в своём сердце.


+++

     Читаю Евангелие и святых отцов, словно глаза открылись.
     Когда «стряслось», сразу же вернулось утраченное желание молитвы Иисусовой…
     Душа жаждет молиться по молитвослову, молиться перед иконами: Спасителю, Богородице, Ангелам и святым.
     Душа просит всего этого впервые за последние годы.
     Молюсь.


+++

     Второе дыхание: учусь заново всему – смотреть, дышать, ходить, верить!
     Страшно мне теперь это говорить, ведь один раз не понёс, но по милости Божией обретаю смысл и цель жизни: быть христианином, чтобы жить, а не прозябать и, конечно, чтобы спастись. Всего себя, всю жизнь свою посвятить Христу и Христианству, избрав этот Богом дарованный, спасительный путь. Следовать по нему до конца.
     Помоги мне, Господи, не сойти с этого пути.


+++

     Сейчас для меня самое главное – полностью предаться в волю Божию! Понести всё, что определит мне Господь. А Он выше сил не даёт, а даёт только полезное для души. Понести всё: даже полное отлучение и предание проклятию от людей, если придётся. Значит, так надо. Это мой путь спасения. Пусть мой горький пример научит и предупредит кого-то…
     Предаю себя в Твою волю, Господи Иисусе Христе. Помоги мне всё понести. И спаси.


+++

     Если придётся лишиться всего – имени, моих книг и неких заслуг – не страшно, только бы вернуться к Богу!
     Важнее для меня ничего нет: вернуться к Богу и остаться с Ним.


+++

     С этими событиями отверзлось окно в Небо. Воздух, воздух, воздух!
Столько всего открывается ежечасно. Столько забытого старого и столько нового. Познание... Второе дыхание.


+++

     Ночью просыпаюсь с улыбкой и слезами благодарности Богу. Душа знает, что должна была умереть и пойти в ад. И что Бог помиловал и дал шанс. Великая благодарность Богу в сердце!


+++

     Счастье – это вмешательство Бога в наши планы, явное пришествие Бога в нашу жизнь. Это редко бывает так явно. Получается, я сейчас счастлив. Всё само делается вокруг меня. Есть только Божий выбор. Такое, конечно, мне дано по немощи моей. По-другому меня, к сожалению, было не остановить.


+++

     Жизненно важно – разобраться в  себе и с собой, в своих отношениях с Богом, миром и людьми. А не кого-то наставлять, учить и вести.
     Без первого, второе всё равно рухнет.


+++

     Стоит всё потерять, чтобы к тебе вернулось больше, чем всё. Потерять имя и лавры, чтобы вернулся смысл бытия во Христе и живая вера в Бога.


+++

     Когда вновь, по милости Божией, обретено делание покаянной молитвы Иисусовой, тогда не нужно ничего, а только возвращаться к ней вновь и вновь, чтобы согреваться и жить Иисусом Христом.


+++

     Никогда не думал, что в моей жизни ещё раз в полноте повторятся тайна и чудо обращения ко Христу, воцерковления, призвания к иночеству и к непрестанной покаянной молитве. Причём даже в большей полноте и глубине, чем в первый раз, ибо сейчас понимаю, что мне возвращается потерянное, казалось бы, навсегда…
     Слава Тебе, Господи!


+++

     Не то странно и удивительно, что я пал. А то, что Господь меня, падшего, не отверг и Сам за мной сошёл уже почти во ад.
     То удивительно, как чудесно Он меня из этого страшного падения поднимает. Верю Ему. Верую.


+++

     Как же не верить в чудо Божие?! Когда в жизни, как в сказке: убит, но вдруг даётся вторая жизнь, новый шанс.


+++

     Очень чётко понимаю, что моей жизни больше нет, она кончилась. Я живу сверх отведённого мне срока. Я проживаю время, подаренное Богом для покаяния. Я больше не свой, моя жизнь в руках Божиих. Сам факт моего спасения от лютой смерти свидетельствует о том, что Бог жив и Он есть Любовь.


+++

     Нужно честно сказать эти страшные слова, что до момента «второго пришествия» Христа в мою жизнь я потерял веру. Признаться себе в этом я боялся. Но это, увы, было так.
     Господи, Господи… Страшно жить без веры.
     А ныне – настолько неожиданное воскрешение! Так оно радостно пронзает душу. Разум изумляется, сердце ликует, всё во мне покаянно благодарит Единого Бога Троицу. Такое ощущение, что я проживаю самые счастливые дни своей жизни. А там уж, как Бог даст. Слава Ему за всё.




     16. МОЙ "СЕМЁНОВСКИЙ ПЛАЦ"

     Некоторые считают, что душевные муки страшнее и тяжелее физических. По крайней мере, они очень и очень томительны и болезненны для души. Утверждение, что словом можно убить, раньше воспринималось мною не так буквально. Другое дело теперь, с появлением всемирной компьютерной сети интернета.
     Виртуальное убийство человека путём его морального унижения и уничтожения, травли, предания имени поруганию и позору – вполне реальное, а не только виртуальное явление. К тому же эта казнь не имеет ограничения во времени, пока существует интернет.
     Царствие Небесное Фёдору Михайловичу Достоевскому, пережившему страшную пытку – казнь на Семёновском плацу. Выводят, приговаривают к смертной казни через расстрел, надевают на голову мешок, привязывают к столбу и… не стреляют! Объявляют о замене смертной казни другим наказанием. До этого объявления успеваешь «умереть» внутри себя, но остаёшься жить.
     В душе я чётко ощущаю себя стоящим на Семёновском плацу. И если бы это совершилось только один раз… В интернете убивают, убивают и убивают. Но остаёшься жить. А казнь повторяется снова. По-человечески это невыносимо. Если бы не врачующая благодать Божия, то душа не выдержала бы.
     Больше того, Господь, всё устраивающий к нашему спасению, даёт силу принимать происходящее с благодарностью!
     Выходит, что за гордое желание славы мне попущено «прославиться». Это и есть лучший призыв к покаянию. Чего же более?!
     Благодаря некоторой аналогии с интернетом, понимаю и то, что Страшный Суд будет на самом деле страшным, ведь там все тайные деяния, все неисповеданные грехи обнажатся перед всем миром. Сколько тогда стыда, позора, досады, скорби и горя придётся испытать друг перед другом. Но самое страшное: каждому из нас - перед Богом…
     Интернет по своей сути, разумеется, далёк от Страшного Суда Божия, ведь он несёт не только правду, но и ложь, выставляет напоказ не только то, что подвигает душу к покаянию, но и то, что её уродует. Всемирную компьютерную сеть умело использует великий иллюзионист и мастер путаницы – сатана, чтобы явно или скрыто бороться со Христом и Его Церковью.
     Но Господь поругаем не бывает! И мой виртуальный «Семёновский плац» интернета попущен Промыслом Божиим не только для моего личного отрезвления, но и для очередной победы веры над безразличием, маловерием и неверием.
     Если бы моя судьба не была вынесена на всеобщее обозрение, то, возможно, в моей жизни не произошли бы столь радикальные перемены.
     Правда, моё прозрение, начало покаяния и перерождения не связаны с публичностью и стали совершаться до моего «Семёновского интернет-плаца» у реальной, а не виртуальной границы жизни и смерти. Это точно.
     Однако, если бы не интернет-бичевание, я, скорее всего, не написал бы «Откровение смертника», не засвидетельствовал бы о Божественном милосердии к падшему и о вере как чуде!
     И если с помощью интернета меня непрестанно убивают, то убивают для мира сего, а не для Бога. Для мира я умер, чтобы каяться и жить для Бога. Мир сам, как хочет, судит и рядит. А у меня есть Бог, и всей своей грешной, но кающейся душой я стремлюсь любить Его...




     17. ПУТЬ КАЮЩЕГОСЯ РАЗБОЙНИКА

     На входной двери моей пустыннической кельи прикреплено Распятие, простое, деревянное. Когда я смотрю, как Сын Человеческий висит за нас на Кресте и под дождём, и под снегом, и под порывами ветра, и под палящими лучами солнца, и днём, и ночью, то думаю не только о великом подвиге Искупителя, но и о том, что вот так «на позорище» (ведь крестная казнь воспринималась, как позорная) Господь висит и сейчас в интернет-пространстве.
     Там все, от атеистов до сатанистов, от ищущих сенсации деятелей искусства до одержимых душевнобольных людей, могут глумиться над Господом: словами, изображениями, фильмами, клеветой, домыслами и тому подобным. И Он, Открытый всем ударам, Кроткий Страдалец, пьёт за нас эту Чашу.
     Христос невиновен. А я-то – виновен! И тем не менее мне так горько-горько нести свой позор. Хотя он несравним с тем глумлением и поруганием, что невинно терпит за нас Спаситель. 
     Как разбойник, умоляю Невинного Искупителя нашего, безжалостно распинаемого и в современной жизни, и в интернете: «Достойное по делам моим приемлю. Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Ср. Лк. 23, 41–42).   
     Слава Господу, что таким падшим, как я, дарован спасительный путь кающегося разбойника.




     18. ДРЕВНЯЯ ЗЛОБА

     Вновь и вновь спрашиваю себя: что же со мной случилось? Как стала возможна совершившаяся беда? Почему, найдя Спасителя и Его Церковь, я со временем охладел, потерял ревность, страх Божий и, фактически, саму веру?


+++

     Причиной моего падения стала гордость.
     Похоже, я подсознательно отвергал мысль, что ко мне, такому «образцово-кающемуся грешнику» и «смиренному иноку», вообще могут относиться предупреждения святых отцов о гордости.
     Незаметно для самого себя я взрастил в душе желание славы человеческой и прилепился к ней, питаясь и утешаясь ею, боясь её потерять.
     В последнее время меня тяготило несоответствие моего внутреннего состояния и того имени, которое я носил в церковной среде, но потеря этого «уважаемого» имени казалась полной катастрофой, крахом и концом жизни. Какое ослепление…
     Прости, Господи, и даруй мне Твоё смиренномудрие.


+++

     Другой причиной моего падения стало недооценивание роли и силы падшего верховного ангела и его демонов.
     Современный технократический, немистический образ мышления способствовал расслабленности и неосторожности по отношению к духам злобы. Словно брань с ними уже выиграна, в то время как она – в самом разгаре.
     Господь Иисус Христос неслучайно предупредил о великой опасности, исходящей от сатаны и его слуг, вложив прошение об «избавлении от лукавого» в молитву «Отче наш». Казалось бы, куда уж очевиднее?
     Теперь от всего сердца вопию: «Господи… изми мя от уст пагубнаго змия, зияющего пожрети мя и свести во ад жива» («Молитвы на сон грядущим»).


+++

     Ко всему прочему, я недопонимал важности самого дара веры и смертельной опасности этот дар потерять.
     А ведь были на этот счёт серьёзные предупреждения и знамения. К примеру, тема убиенного брата Иосифа Муньоса и сокрывшейся от нас мироточивой Иверской-Монреальской иконы возникла в моём творчестве неслучайно.
     В книге «Святорусское откровение миру» я описывал следующее (теперь открою, что речь идёт обо мне самом): «…этот человек начал испытывать сильное нашествие вражиих помыслов, внушавших ему сомнения в вере. Каждый, кто испытывал подобную мысленную брань, знает, как она тяжела. В довершение ко всему этот человек заболел и был вынужден несколько дней безвыходно провести в келье. В тиши своей кельи он стал молиться Господу, дабы получить духовную помощь. Как-то вечером он попросил у Господа знамения для укрепления веры. И вот утром следующего дня к нему в келью постучали; пришёл монах, который принёс только одну единственную весть: убит брат Иосиф. По словам того человека, в то мгновение его пронзила мысль: “Да ведь это и есть Божие знамение”.
     Мученичество брата Иосифа, бесспорно, – знамение, явленное для укрепления нашей веры… О чём же оно говорит и чему учит? Оно предвозвещает и свидетельствует о торжестве Истины, о победе, победившей мир – о вере нашей, о конечном торжестве Православного Христианства. Ведь за распятием и погребением Спасителя последовало Его всесветлое Воскресение. И каждый мученик, убиваемый палачами, обретает жизнь вечную» (очерк «Победа, победившая мир»).
     Перечитывая, удивляюсь тому, что, получив от Бога такое знамение веры и написав такие слова, я всё-таки утратил веру…
     Оказывается, борьба за веру – это самое главное в духовной видимой и невидимой брани. Современный старец Иосиф Исихаст открывает: «…главная цель врага заключается в том, чтобы поразить нашу веру и тем самым опозорить человека, как предателя и отступника… Всё совершается ради веры, но и держится всё только на ней. Если поражена вера, то колеблется и всё остальное» (монах Иосиф, «Старец Иосиф Исихаст»).
     Сознавая важность веры, теперь наряду с молитвой Иисусовой, буду молиться: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). Так благословил духовник.


+++

     Святые отцы называют сатану и его богоборчество, захлестнувшее ангельский и человеческий мир, древней злобой. Злоба эта многолика. Потому сказанное здесь не объясняет всего. Но и то, что я уже осознал, стало для меня спасительным откровением.
     Господи, избави от древней злобы лукавого!




     19. СМЕРТНИК - БЕССМЕРТНИК

     Если «Откровение смертника» увидит свет – это будет особенный день моей жизни – день моего избавления, ибо «правда… избавляет от смерти» (Притч. 10, 2).
     Кто-то скажет обо мне справедливые слова, подобные словам Анании о лютом гонителе христиан Савле: «Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он…» (Деян. 9, 13). Верю, что Господь по милосердию и премудрости Своей уже дал ответ для всех подобных случаев, сказав Савлу, ставшему впоследствии апостолом Павлом: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя… свидетелем того, что ты видел» (Деян. 26, 16).
     Всякому человеку, хотя бы один раз в жизни, духовно является Господь. И тогда бывает таинство Божественного откровения человеческому сердцу. Важно не пропустить эту встречу.
     Так уж получается, что чем грешнее человек, которому Господь являет Свою любовь и прощение, тем горячее бывает свидетельство спасённого о Спасителе (Ср. Лк. 7, 41–43).
     Пережитое мной откровение случилось по неисповедимым судьбам Божиим тогда, когда я потерял не только надежду, но и саму веру. Ныне я говорю о том, что увидел. Это свидетельство о неисчерпаемой сострадательной любви Божией к смертельно больному. А ещё – свидетельство о христианской вере как чуде.




     20. ПРОСТИТЕ

     Испрашиваю прощения у тех, кто не мыслит в христианских категориях. Будучи православным иноком, я плохо шёл, но это не значит, что Путь виноват. Мои падения за обочину Пути принесли не только страшную боль, но и опыт. Вывод из этого опыта однозначен: Путь оказался истинным и единственно спасительным.
     Прошу прощения у тех, кого прямо или косвенно обидел, оскорбил, смутил и причинил зло. Простите, ради Христа. Буду молиться, чтобы Господь Сам наставил, утешил и духовно обрадовал всех смущённых и обиженных мной. Если возможно, помолитесь обо мне грешном.
     От всего сердца прошу прощения у тех, кто с большой христианской любовью относится ко мне и кому тяжело и скорбно читать «Откровение смертника». Особенно прошу прощения у родных и близких людей.
     Хорошие мои, только Правда избавляет от смерти, поэтому я, по совести, не могу не сказать о случившемся. Не горюйте! Всякому человеку, особенно павшему низко, крайне важно, чтобы кто-то верил в возможность его покаяния и исправления. Благодарю вас за эту веру. По молитвам и вере вашей положено начало покаяния. И я снова – с Богом и с вами. Сатане, как он ни старался, не удалось разлучить нас и отлучить от любви Христовой. И дай Бог, чтобы не удалось никогда!




     21. ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВВЕРХ

     Даже если грехи прощены на исповеди, тёмная тень прошлого продолжает стоять за спиной до конца земной брани. Ошибусь вновь – всё вернётся с многократно умноженной силой. Как это уже однажды случилось.
     Ведь, уходя в монастырь, я покаялся в своей далеко не безгрешной жизни. И вот я стал иноком, писателем, преподавателем, миссионером, церковным и общественным деятелем – и к чему пришёл? К духовному краху. Мои религиозные знания никуда не делись, но без огня веры эти поленья не горят; они – всего лишь сырые дрова, которые постепенно гниют. Дай Бог, чтобы подобное падение опять не повторилось.
     Впредь хотелось бы жить Богообщением – покаянной непрестанной Иисусовой молитвой, ведь Богообщение – это дыхание Христианства. К этому меня всегда призывал и призывает духовник. Я же писал, говорил, проповедовал, изучал, искренне верил в Богообщение, но мало жил им. Дарованная в начале иноческого пути благодать молитвенного Богообщения постепенно угасла.
     Сейчас, к моему изумлению и радости, вновь чувствую сильную призывающую молитвенную покаянную благодать. Боже, помоги мне сохранять эту благую часть, ведь если я даже потеряю всё внешнее, она сохранится внутри, в сердце.




     22. ВЫБОР: ЦВЕТЫ АДА ИЛИ РАЯ?

     Ещё недавно я смотрел на грех глазами неверующего. Цветы ада неверующему зачастую кажутся безобидными или даже привлекательными. «С какой стати то-то и то-то называется грехом и почему этого нельзя делать?» – распространённый вопрос.
     Но вот что говорит опыт, если быть честным.
     То, что Церковь считает грехом, а мне кажется приятным и допустимым, постепенно полностью захватывает меня, подчиняет, связывает, заставляет служить только греху. Где же сейчас эти «запретные удовольствия»? Они проходят, как туман, и нет их. Они не утоляют и не насыщают меня, их всегда мало, хочется ещё и ещё, пока не вздрогну у последнего порога, увидев, что остался с «пустотой», что обманулся.
     В течение человеческой жизни сатана обычно прячется, чтобы складывалось мнение о внерелигиозности греха. Мол, удовольствия есть удовольствия и религия здесь не при чём. Нет-нет да и промелькнёт за этими «удовольствиями» лик люцифера. При всей мнимой внерелигиозности подобных «удовольствий» они приносят более сильную усладу, если воспринимаются именно как запретный плод, как грех.
     Когда я уверен, что живу без греха, ибо «грех – чья-то выдумка», на самом деле всё больше вязну в осатанелости.
     Зато опыт христианской жизни говорит, что смирение, молитва, пост, Исповедь, святое Причастие, чтение Библии и святоотеческих книг, дела милосердия и добра, любовь к Богу и ближнему приносят в душу духовную весну, и душа расцветает, словно прекрасный сад. И это цветение не кончается.
     Тайна в том, что душа по-настоящему живёт только тогда, когда соединяется с благодатным потоком христианской церковной жизни, текущим от земли к Небу в священную Вечность.




     23. СЕКРЕТЫ "ВЕЛИКОГО ИНКВИЗИТОРА"

     К сожалению, я не первый и не последний, с кем случилось падение.
     Думается, что утрата веры и внутренняя подмена христианского сердца антихристианским при кажущейся внешней неизменности есть скрытая и грозная опасность нашего времени. Это и есть современное гонение сатаны на Церковь, но не через внешних гонителей, а через самих христиан.
     Я совершенно согласен с Фёдором Михайловичем Достоевским, описавшим собирательный образ «великого инквизитора», который действует якобы от лица Церкви. Высшая цель «великого инквизитора» – убить Христа во имя Христа. Развивая мысль Фёдора Михайловича, можно сказать, что для осуществления своих планов «великий инквизитор» нуждается в помощи «обыкновенных инквизиторов» – подменённых христиан, остающихся по виду прежними, но уже с другим сердцем. Сожалею и каюсь в своей причастности к таковым «инквизиторам».
     Что может быть губительнее для Христианства, чем внутренне мёртвые, неверующие христиане – по сути антихристиане в обличии христиан? Они и других отталкивают от веры, и себя губят в конце концов. Идеальный сценарий для сатаны. Это и есть один из малых секретов «тайны беззакония», которая уже в действии.
     По своему печальному опыту говорю, что, отравив в душе веру, убив в себе Христа, «инквизитор» и сам не может жить дальше. Наступает финал трагедии: самоуничтожение. Вот она – идея духовной инквизиции, доведённая до логического конца: «инквизитор» уничтожает себя сам!
     И всё-таки всегда возможно чудо веры – воскрешение и обновление души. Но нужен хотя бы один взгляд души на Спасителя Христа, хотя бы один вздох души, страждущей и умирающей в скрытом богоборчестве.
     Господи Иисусе, Распятый Спаситель, помоги мне не быть распинающим Тебя «инквизитором» и прости меня!




     24. НЕ ТЕРЯТЬ СВЕЖЕСТИ ВЕРЫ

     Мой печальный опыт говорит, что высокая красота христианской веры может со временем примелькаться и поблекнуть.
     После моей духовной смерти и чудесного оживления во Христе с новой силой зазвучали для меня бессмертные истины христианской веры. Но без постоянной молитвы к Спасителю эту веру не сохранить.
     Господи Боже, помоги не терять свежести веры; смотреть на Святое Православие глазами ребёнка и новообращённого; не стать религиозным обывателем; всегда чувствовать главное таинство веры – присутствие здесь и сейчас Живого Бога; непрестанно взывать ко Христу, как младенец к матери; верить до конца.




     25. АМИНЬ

     Близится к завершению «Откровение смертника» – это следственное дело моей души.
     Какой же приговор вынес я сам себе своей прежней жизнью? – Смерть.
     Потому удивительно, чудесно и прекрасно, что Бог вынес противоположный приговор. – Жизнь. Обречённому дал надежду, заключённому – свободу, смертнику – помилование, безблагодатному – благодать, злому – любовь!
     «Как умолчит раб Твой, Владыко, вкусив великую сладость любви Твоей и благодати?» (прп. Ефрем Сирин). Никак не умолчит! Всё во мне благодарит, плачет, изумляется, кается, радуется и прославляет сострадание, милосердие и любовь Твою, Боже.
     Умоляю, даруй мне теперь, Всеблагой, так же крепко стоять в вере, как я сильно пал.
     Даруй мудрость и спокойствие в Тебе.
     Знаю, что должен принять и понести всё, что Ты ниспошлёшь. Помоги, Всемилостивый, принять и понести всё это.
     Ты не ошибаешься. Воля Твоя всегда блага. Ты ведёшь только ко спасению.
     Помоги мне, Господи, неустойчивому и колеблющемуся, быстро пламенеющему и быстро гаснущему, не терять упования на Тебя. Молю, обновляй во мне непрестанно главный твой дар – дар веры.
     Помоги, Премудрый, исполнить всё, что подобает. Если это Тебе угодно, помоги засвидетельствовать о Тебе. О том, что Ты есть. О том, что Ты – наш Спаситель. И о том, что Ты с великой любовью ожидаешь обращения каждого грешника и каждого смертника.
     Сама моя жизнь свидетельствует об этом: моё падение, предательство и Твоё чудесное и милостивое пришествие в мою жизнь, а затем начало моего воскрешения Твоею силою и возвращение к Тебе Единому, Живому и Сущему Богу.
     Без Тебя, Господи, нет жизни. Без Тебя – тьма и смерть. Миражи удовольствий тают, оставляя в душе ад. Вера в Тебя и есть Рай для души человеческой.
     Ты – Свет, Радость, Истина, Любовь, Красота и Жизнь.
     Научи покаянию и даруй в нём твёрдость, мужество и постоянство.
     Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй и прости меня, грешного. Спаси и сохрани всех нас.




     26. ВВЕРХ И ВПЕРЁД

     Прости, Господи, за то, что я порой с высокомерием смотрел на тех, кто падал прежде меня…
     А как упасть и не разбиться? Как не погрузиться в отчаяние, не обвинить в своих неудачах Самого Творца? Дабы не разочаровываться в нашем христианском пути, мне было нужно понять вот что.
     В жизни каждого христианина бывает период великого испытания, способный привести к падению или даже отречению от веры. Нет человека, жившего и не согрешившего. Залог святости христианина не в безгрешности, а в решимости встать и покаяться, сколько бы раз не упал.
     Место и время спасения – здесь и сейчас. Маршрут спасения – вверх и вперёд.




     27. НА ВЕЧЕРНЕЙ ЗАРЕ

     Немногое и многое изменилось со времени написания первой главы «Откровения смертника».
     Внешне всё почти так же. Передо мной деревянный стол, листы рукописи и даже, как тогда, кружка с горячим чаем. Только за окном кельи сейчас не стальное небо, а мягкая вечерняя заря. Она разлилась и сияет над соседней горой, словно нимб. Солнечные блики сливаются с алым светом лампады и отражаются на иконе Спасителя, озаряя келью.
     Лик Спасителя благ, прост, мудр, строг, исполнен сострадания и любви. Только Он, Сердцеведец, до конца знает, что происходит в наших душах... в моей душе. Словами не рассказать обо всём сокровенном. Достаточно, если мне, помилованному на земле смертнику, удалось, хотя бы отчасти, вместить в эти белые листы невместимое откровение…
     Простите.




     ЭПИЛОГ

     А для меня лично очень важен приговор, вынесенный моим духовным отцом после того, как я прочёл ему эту рукопись ещё в первом, черновом варианте.
     Он написал: «Слава милосердию Твоему, Господи. Инок Всеволод был мёртв и ожил».
     Только бы сохранить теперь эту Жизнь. О чём и прошу молитв у всех добрых сердец.

Святая Гора Афон, 2010 – 2017 годы




     МЫСЛИ О КНИГЕ
     (От издательства)


     Помещаем первые отклики, написанные во время подготовки рукописи к печати. Просим читателей и далее делиться впечатлениями об этой книге с издательством.




     Владимир Крупин
     (первый лауреат Патриаршей литературной премии, сопредседатель Правления Союза писателей России)

     НЕТ НИ ОДНОЙ НЕВЫСТРАДАННОЙ СТРОКИ

     «Откровение смертника» – явление уникальное, совершенно потрясающее. Не только в современной литературе, но и во всей современной жизни.
     Известный общественный деятель, популярный писатель и, наконец, монах вдруг во всеуслышание признаётся в своих грехах.
     О некоторых фактах в судьбе инока Всеволода (Филипьева) было известно интересующимся. Кто-то собирал сплетни, кто-то судачил в узком кругу. Друзья воспринимали эти факты с удивлением и огорчением, завистники и недоброжелатели – со злорадством и ехидством.
     Когда информация вышла в интернет, дело приняло уже широкий размах. И многие из тех, кто называл себя друзьями автора, дружно, как по команде накинулись на своего бывшего кумира, отвернулись от него, оказались просто предателями.
     После публикации «Откровения смертника» критикам и судьям больше нечего будет делать: автор сам себя осудил открыто и сильно.
     Многие видят, как человек грешит, а кто знает, как он кается? Нам ли судить кого-либо? Или мы сами без греха? Или забыли историю о благоразумном разбойнике? Святые отцы говорят, что нет такого греха, который бы не простил Господь, кроме греха нераскаянного.
     Эта книга учит покаянию. Возблагодарим Милосердного Бога, что Он дал нашему православному писателю монаху Салафиилу время на покаяние.
     Благодарим автора «Откровения смертника» за мужество и честность, с которыми он осмелился сам разрешить сложившуюся ситуацию. Будем молить Бога, чтобы монах Салафиил своей дальнейшей жизнью принёс достойные плоды покаяния. И чтобы всем нам, грешным, провести последующие дни по-христиански.
     Вспомним, как благодатно действует на людей прочтение его книги «Святогорец». Уверен, что такая же судьба ожидает и эту, и его будущие книги. У автора нет ни одной невыстраданной строки.
     Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, защити, помилуй и спаси всех нас.

23. V. 2017 г.




     Наталия Сухинина
     (писательница)

     СКАЗАТЬ ПРАВДУ

     Непосильная стояла передо мной задача – сказать правду. Вернее, даже не сказать, а просчитать опасность той правды, которая в «Откровении смертника» кому-то окажется в соблазн (как мы любим это слово!). А чтобы «соблазна» не случилось, у инока Всеволода было множество вариантов. Спрятаться за псевдонимом, выбрать форму повествования от третьего лица. Ввести в канву увлекательной повести всё с автором случившееся и этим оградить себя от возможности искушений. Да, да, да! И – нет, нет, нет! Все эти варианты спрячут правду за семью замками, причешут её до неузнаваемости и сведут на нет настоящие выстраданные чувства. И всё окажется – «типа». Популярное ныне словечко, бессмысленное, суррогатное – типа живёт, типа – любит, типа молится. И типа – страдает.
     У инока Всеволода, ныне монаха Салафиила, известного в России писателя, много читателей. Они доверяют ему. А он им доверяет? Да. А если да, то «Откровение смертника» должно, обязано (!) увидеть свет именно в таком виде. Без псевдонимов, без обтекаемых намёков, без «протокольных» одежд. Язык правды труден, но именно этим языком обязан говорить писатель. Иначе зачем огород городить…
     В «Откровении смертника» – не просто правда. В нём – выстраданная боль. Умереть, чтобы родиться. Это вам не страсти любовного треугольника. Потерять всё, чтобы обрести всё. Обрести смысл прекрасной, богоугодной жизни. А как же слабость и растерянность автора? Ведь нам он известен другим – знающим, мудрым, авторитетным. Не знаю, как вам, но мне в своё время, после прочтения его книги «Святогорец» хотелось схватиться за чётки, зажать их в руках до боли в пальцах и повторять, повторять спасительное: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».
     Для меня такой писатель – наставник. И, прочитав его «Откровение смертника», душой приняв боль и ужас страдающего покаянного сердца, я… узнала в «Откровении…» себя. Ужаснулась? Сначала – да. Потом же возблагодарила Бога за дарованный мне шанс. А автора – за нелицеприятную правду.
     Моё глубокое убеждение: вы держите в руках книгу мужественного человека. Такому мужеству надо учиться. Тем, кто учит одному, а живёт по-другому, мы не верим. Таких учителей десяток на пятак в день базарный. А вот тому, кто переболел сам, с уродливыми болячками, хрипами и надсадным кашлем, наше сердце открыто и благодарно. Нас предостерегают. Нам доверяют. Нас любят. Ответим на эту любовь. И помолимся за честного и мужественного человека.
     В духовной борьбе передышек не бывает. Автору «Откровения смертника» предстоит борьба. Чем поможем? Чем ответим на его доверие нам? Молитвой и исправлением собственной жизни.
     А мне ещё очень хочется по-матерински укутать его в тёплый шарф и раскрыть над ним зонтик. От дождя. От затяжных ливней. Да и от солнца палящего. Да и от злобы бесовской.
     Господи Иисусе Христе, помилуй…

2017 год




     Людмила Солодова
     (редактор православного издательства)

     ОТВЕТ НА "РАСЦЕРКОВЛЕНИЕ"

     Когда в России на Христианство восстало ярое безбожие с его палачами, пулями, штыками, пытками и тюрьмами, тогда воссияло множество мучеников и исповедников – свидетелей немеркнущей Истины.
     И вот наши времена. Казалось бы, возрождение России, возврат к исконному Православию. Появляются подлинные герои духа: убиенные оптинские новомученики, воин Евгений Родионов, священник Даниил Сысоев, умученный за рубежом Иосиф Муньос и шагнувшие вслед за ними на голгофу мирных времён известные и безвестные церковнослужители и миряне.
     Но краски в палитре жизни порой меняются быстрее, чем на мольберте художника. И вот приходит нежданное движение «расцерковления».Бывшие православные с гордостью заявляют о себе: "Я расцерковлённый", начинается новое отступление от Христа, на этот раз в отсутствии явных гонений. Ну а неверующие радостно кивают на отступивших и павших, оправдывая своё неверие чужими падениями.
     Князь мира сего совершенствует свои козни и ловушки, придумывает новые смертельные комбинации... И, к сожалению, нередко достигает своего: налицо - процесс отхода от христианской веры и Церкви в той или иной мере, особенно среди молодёжи.
     Соответственно временам и нравам, Господь через Свой неисповедимый Промысл являет для всеобщего вразумления таких людей и такие случаи, которые дают ответы на вопросы «духа времени». И то, что эти случаи зачастую полны искупительного трагизма, а не показного оптимизма, говорит об их глубокой истинности.
     Возможно, для кого-то подобным ответом или хотя бы пищей для размышлений станет трудная, почти невероятная, проходящая по грани жизни и смерти (духовной и физической) судьба писателя и мыслителя – инока Всеволода (Филипьева), нашего современника, попавшего, пусть и по своей вине, под шквальный огонь сегодняшних искушений, из-под которого мало кто выходит живым. Где гарантия, что завтра или уже сегодня кто-то из нас не попадёт в аналогичную ситуацию?
     Автор этих исповедальных записок, названных им «следственным делом души», прошёл даже не через «расцерковление», а через гораздо худшее… Прошёл и вернулся оттуда, откуда возвратиться можно было лишь благодаря чуду. Чуду воскресения души.
     Об этом – «Откровение смертника».
     «Откровение…» написано им на греческом Афоне – месте его покаяния. Там же он принял постриг с именем монах Салафиил. Дай, Господи, ему впредь жить только по воле Твоей.

     P. S. Когда мне предложили прочесть рукопись «Откровение смертника» с просьбой никому пока её не показывать, я позволила себе ослушаться и дала её прочитать одному монаху – человеку пожилому, прошедшему сложный и тяжёлый жизненный путь. Возвращая рукопись, он сказал, что прочёл её на одном дыхании и плакал над нею, вновь переживая свои собственные ошибки и грехи. Значит, записки «смертника» коснулись души грешного человека и вызвали слёзы покаяния.
     Я думаю, что это и есть главная цель книги «Откровение смертника», и эта цель достигнута.

2017 г.




     Игумения Афанасия с сестрами

     МОЛИМСЯ ЗА ТЕБЯ, БРАТ НАШ...

     Новое, ни с чем не сравнимое, шоковое впечатление от прочитанного!
     Благодаря глубокой искренности и обнажающему душу самоанализу, читателю предоставлена возможность заглянуть в такие тайники и глубины человеческой личности, перед которыми привычные и общепринятые аналитические и оценочные параметры отступили вспять и померкли.
     Напрашиваются вопросы, на которые остерегаюсь давать поспешный (а он, вероятнее всего, будет опрометчивым) и просто неверный ответ.
     Как мог оступиться человек, наделённый от Бога столь щедрыми дарами, умеющий через слово раскрывать Божественные истины, толковать и разъяснять их в богословских трудах, стихах и художественной прозе? Ведь практически каждый, соприкоснувшись с его творчеством, зажигался искрой вдохновения, начинал меняться, брался за освоение Иисусовой молитвы, проникался чувством покаяния и хотел обрести тот дар любви к Богу и людям, которым дышали строки его произведений. Как и почему он сам, автор этих строк, отступил от Бога, в минуты соблазна не воспользовался плодами собственных трудов и вдохновения и пал в пучину маловерия, плотских и прочих грехов, таких, из которых мало кому удавалось подняться?
     Что это было? Насколько он был искренен? Мог ли человек так говорить и зажигать другие сердца, будучи сам теплохладным, не веря тому, что пишет и чему учит? Убеждена, что сначала была искренняя вера и горячее боголюбивое сердце. Лично знаю многих людей, которых зажгло это сердце к добрым делам. Это – догмат и классика: не может человек дать любовь, если сам не любит, не может научить тому, чего сам не знает и не умеет, не может зажечь огонь в душе, если сам не горит. Монах Салафиил всё это имел, когда писал, до своего падения, и Господь, вне сомнения, был с ним. Поэтому ко всему им написанному есть расположение и доверие.
     Когда я размышляла на эту тему, мне вспомнился ветхозаветный пример из жизни святого царя и псалмопевца Давида. Будучи прославленным Богом, проявившим великую мудрость, любовь к людям и преданность Богу, он падает в блуд, посылает на смерть мужа своей избранницы. Казалось, куда ещё хуже?.. Подобные факты и в ветхозаветных, и в новозаветных историях далеко не единичны. Как их объяснить?
     Господь говорит в Святом Писании, что даже власы на голове человека посчитаны, и ни один из них без Его воли не падает. Мы знаем немало примеров падения богоизбранных и уже при жизни святых людей и, наоборот, примеры восстания великих грешников от страшных падений до уровня святости в очень краткие сроки.
     Кто осмелится возразить Господу? Кто оспорит Его непостижимое нашему уму милосердие и любовь ко всем нам без исключения. Отец Небесный ждёт покаяния, исправления, изменения жизни человека и поднимает его из пропасти, осветляет и прощает падшего грешника.
     Так было и с царём Давидом, и с автором «Откровения смертника», и с другими, и со мной, да и вообще с каждым человеком в большей или меньшей степени.
     Способный так писать, как автор этого откровения, поднимается в глазах многих читателей до уровня святости. Но человек не Ангел, и он подвержен человеческим страстям и слабостям. Не удержал дарованной благодати и пал человек. В глазах людей из «мнимого» святого человека превратился во «мнимого» преступника. Применяя слово в кавычках, возвращаюсь к евангельскому изречению, что суд человеческий отстоит от Суда Божия, как Небо от земли.
     Как же нам теперь быть с полюбившимися вдохновляющими произведениями автора, когда узнаём о случившемся с ним? Быть может, нужно уничтожить и Псалтирь царя Давида по той причине, что он впадал в смертные грехи? Конечно, нет.
     Даже поверхностный анализ и рассуждение говорят о том, что такие труды должны жить, а их авторам нужно помогать подняться. И они, пройдя через страшные скорби, опасности для жизни, осознав свою вину и проявив смирение и покаяние, смогут создать произведения более глубокие и сильные, чем до падения. На Святой Горе Афон монах Салафиил написал уже несколько новых книг.
     Кому-то Бог не попускает больших падений и мерзких грехов, которые в потенциале души своей они могли бы совершить. Милосердный Господь, зная нашу немощь и то, что мы сами себя потом не понесём и подвергнемся вечной муке, не попускает нашего падения, а воспитывает нас более щадящими, мягкими методами.
     Другим людям, как, например, автору сего откровения, выпало на долю вкусить «сладости» призрачной славы и мирских удовольствий, приводящих к бездне падений.
     Взирая на то, как после случившегося монах Салафиил с Божией помощью поднялся и продолжает подниматься и каяться, можно сказать, что эта планка им преодолена. Господь его испытал, простил, принял покаяние, даёт силы для дальнейшей борьбы и творчества, явно любит и помогает.
     И то, чем монах Салафиил делится с нами в своих писаниях из пустынной кельи Афона, с новой силой пробуждает светлые духовные чувства. Это я испытала на себе, прочитав одну из последних его книг «Тайна Афонской пустыни». Кто тогда против, если Господь с ним? Искушённый может и искушаемым помогать. У прошедшего такой непростой путь и доказавшего решимость и реальность исправления уже семилетним пустынножительством на Афоне есть чему поучиться.
     Мы молимся за тебя, брат наш во Христе, монах Салафиил, и верим, что ты ещё много принесёшь духовной пользы и своей душе, и тем, кто в тебя верит и любит.
     Господь с тобою!

17 мая 2017 г.



     Митрополит Иларион
     (Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей)

     «ПОБЕДА, ПОБЕДИВШАЯ МИР»

     Думаю, что «Откровение смертника» является важным человеческим документом – свидетельством для современных христиан, особенно давно служащих Церкви, рано или поздно сталкивающихся с опытом, описанным в «Откровении смертника», дабы при помощи Божией с апостолом воскликнуть: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша».




     СОДЕРЖАНИЕ

     Пролог

     1. Чистый лист

     2. Трагический парадокс

     3. Тайна неверия

     4. Источник пересох

     5. Заложник своего имени

     6. Были бы рады помочь, но…

     7. Вверх по лестнице, ведущей вниз

     8. Грань преодолена

     9. Одна тонкая нить

     10. Дальше действовать будет Бог

     11. Смертник

     12. Свободен!

     13. Вера как чудо

     14. Второе дыхание

     15. Нечаянная радость (Записи первых дней)

     16. Мой «Семёновский плац»

     17. Путь кающегося разбойника

     18. Древняя злоба

     19. Смертник – бессмертник

     20. Простите

     21. Вверх по лестнице, ведущей вверх

     22. Выбор: цветы ада или Рая?

     23. Секреты «великого инквизитора»

     24. Не терять свежести веры

     25. Аминь

     26. Вверх и вперёд

     27. На вечерней заре

     Эпилог


     МЫСЛИ О КНИГЕ (От издательства)

     В. Крупин
     Нет ни одной невыстраданной строки

     Н. Сухинина
     Сказать правду

     Л. Солодова
     Ответ на «расцерковление»

     Игумения Афанасия с сестрами
     Молимся за тебя, брат наш...

     Митрополит Иларион Восточно-Американский и Нью-Йоркский
     «Победа, победившая мир»


Рецензии
Произведения автора – духовная поддержка, – настраивают на жизнь со Христом! СпасиБо!

Наталия Медведева 3   14.10.2023 04:00     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.