7. Какой храм строят папы римские?

            В этой главе речь пойдет не о культовом здании.  Я намекаю на  два сюжета  Нового Завета: первый - адресованные будущим апостолам (посланникам) слова Иисуса -  «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Ев. от Матфея), и слова Иисуса сказанные на ступенях Иерусалимского храма Ирода -  «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (от Иоанна). Они раскрывают  одну из главных  целей Сына Божиего -  стремление  создать  новую  ВЕРУ. Храм – её символ.

          Ученики Иисуса  к середине  первого века во многих городах Палестины создали   христианские общины,  положив тем самым начало строительства задуманного Учителем, и за две тысячи лет христианство превратилось в самую крупную религию мира. Дело, начатое апостолами в наше время продолжают  три главных христианских конфессии: противоборствующие  Римско-католическая и  Православная,  и замкнувшуюся в себе протестантская.
 
           Давайте проанализируем,  действительно ли  Святой Престол (папа римский и его правительство, или курия), называющие свою католическую церковь «единственной  правильной христианской» и  «оплотом  истинной веры», является продолжателем строительства задуманного «Сыном Божиим»  храма, а Православию  надо признать власть папы римского? У меня есть много причин считать деятельность иерархов католицизма не соответствующих ни идеям христианства, ни идеалам человеческого сообщества. Ведомая папой римским католическая церковь  строит вовсе не задуманный Иисусом Христом храм.
 Вот  что заставляет меня делать такой вывод… 
 
            Католический Рим -  отец  европейской цивилизации.
Уже во второй половине  первого тысячелетия нашей эры  распространившееся по всему средиземноморью христианство оказались в разных условиях существования. На востоке – в Египте, Палестине, Малой Азии и на Балканском полуострове, в пределах  Византийской империи с её  сильной императорской властью, церковь занималась духовным воспитанием людей. В империи было запрещено сочетать духовную и светскую службу, а монарх  считался выше патриарха.

            Иначе обстояли дела на  западе бывшей великой страны. Западная  Римская  империя пала в конце V века, а на её  землях стали появляться  «варварские королевства» Франков, Вестготов, Вандалов и Аланов, Бургундов…   Эти  государства враждовали  между собой, не имели ни  стабильных  границ, ни устойчивых  власти и социального устройства. Здесь  в силу ряда причин  большим влиянием пользовалась церковь и её   римский  патриарх (с VII века – папа), показавшие свою  способность  не только  воспитывать  паству - верующих,  но и  решать  проблемы  светской власти.  Почему?

            Кадры решают всё!
  Влияние священничества в этих территориях  можно объяснить тем, что церковь  первой из всех институций того времени занялась подготовкой кадров, а это не только  знание  Библии, обучение  чтению, письму и счёту, но  и развитие интеллекта  человека,  умение  планировать  деятельность в постоянно меняющихся условиях. Согласитесь, такая подготовка поможет  не только влиять на духовное воспитание людей, но и решать проблемы мирской жизни. Далеко не все знатные лица обладали такими образованием и навыками.
               
          Подготовка будущих служителей церкви шла в монастырских и церковных школах.   В центре образовательного процесса были интересы церкви. Учёба  начиналась с зубрёжки  молитв, затем переходили к  чтению и  письму с использованием библейских текстов, заучиванию  таблицы умножения, счету. Большое  внимание обращалось  на освоение  латинского языка на котором велось католическое богослужение, и порядка богослужения.

         Поскольку церковные и даже монастырские школы  готовили преимущественно  служителей приходов, то при при епископских кафедрах стали открывать школы дававшие   «продвинутое» образование по   семи свободным искусствам:  грамматике, риторике, диалектике, арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Так готовилась    будущая католическая элита.
  По примеру церкви, для решения  практических потребностей растущих городов, стали появляться и  светские частные и муниципальные школы.
 
При участии церкви в XI -  XII веках  появились  и первые европейские высшие учебные заведения – университеты, создававшиеся  на базе епископальных  школ во  Франции - Париж, Шартр,   Италии – Павия, Равенна, Болонья.  Они  обычно  имели три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский, и готовили  специалистов по праву и медицине, но особый интерес был к философии и богословию, поскольку опирались на поддержку церковных властей.
          Главная цель университетской науки состояла в изучении Священного Писания и произведений святых отцов церкви - Священного Предания. Истолкование священных текстов было исключительной прерогативой церкви и связанных с ней университетских ученых. О том,что  подготовка этих  специалистов заботила университеты особенно, говорят сроки обучения:  будущие  юристы и медики учились  5—6, а богословы - целых 15 лет.

           Качественный рывок в развитии обучения произошел благодаря появлению книгопечатания, и главным побудителем этого  опять была церковь, нуждавшаяся в устранении основного недостатка обучения - чрезмерная дороговизна  рукописных книг, прежде всего  Библий.   Технологию   печатания книг разработал Гутенберг   (Ганс Генсфлейш), и в  1453 (1454 ?) году напечатавший свою первую Библию. Это событие произвело настоящую революцию в книжном деле: книги стали намного более дешевым и массовым продуктом. Это сказалось и на распространении знаний, что в свою очередь дало толчок   развитию  ремесел и производств... И здесь роль католической церкви представляется значимой.

            Так при участии католической церкви зародилось не только подготовка кадров священничества, но и  европейская система народного  и университетского образования –  фундамент будущего развития ремесел, науки и культуры. Разве это не заслуга Святого Престола?

              Власть как цель деятельности папы.
            Феодальная раздробленность с одной стороны, и кадровое превосходство
 католической церкви с другой, позволили  папе уже к началу второго тысячелетия возвыситься над князьями. В 800 году, например, папа Лев III короновал короля франков Карла Великого титулом императора Священной Римской империи. В те времена влияние церкви было почти абсолютным, а страх людей  получить  отлучение от церкви означал лишение  и защиты  Христа пугал людей больше, чем утрата жизни от власти и войн. Этого боялись  и простолюдины, и  знать.  Ни крестьянин, ни феодал, ни даже король не чувствовал себя в безопасности, он в любой момент мог предстать перед церковным судом по чьему-то доносу.

               Своё лидерство римский епископат  расценил и как признак  своей исключительности, дающей  право на главенство  в христианском мире. В 1054 году  папа предпринял  попытку подчинения константинопольского патриарха. Она для Рима  оказалась не только безуспешной, но  и привела  христианство к Великой схизме (расколу),  и появлению двух конфессий:  Римско-католической на западе с центром в Риме, и Православной — на востоке. Разорвав отношения с восточными, православными христианами,  папа  стал трактовать христианские догматы (не подлежащие изменениям  нормы) исходя из соображений целесообразности. Вот только насколько этот путь соответствует христианским идеям?

              Все раннее средневековье на западе Европы между королями  и церковью шло соперничество за полноту власти. В XII-XIII веках понтифику  удалось  возвыситься над герцогами, графами и  баронами Священной Римской империи – крупнейшего  государства Европы той поры,  и даже короновать её первого императора. Это время  называют имперским   периодом католичества.  История сохранила случаи подчинения папе Георгию VII   в 1075 году императора Генриха IV,  три дня простоявшего  босиком на снегу, вымаливая у понтифика прощение, или признание власти папы Александра III  Фридрихом 1 Барбароссой. Без папы или его представителей – легатов -  не решалась  ни одна важная  мирская проблема, даже касавшиеся права княжения. Вот тогда-то  у пап  и закрепили  интерес к  полной, имперской власти – и в духовной, и в светской сферах жизни, но это потребовало повышенного внимания к решению насущных мирских проблем, отодвинув священническую деятельность на второй план.   

             "Папская революция" и нормы  «канонического  права».

             На первый план вышла работа по упорядочению  отношений  как  между феодалами и   князьями, так и упорядочения  жизни простолюдинов, а для этого пришлось заняться законотворческой деятельностью. Особенно активно она  проходила  в XI—XII веках, названных  периодом  "папской революции", когда стали появляться   нормы «канонического  права». Буллы, энциклики и другие указы понтифика определяли   епитимии  (наказаний  от имени Бога) за убийство, ложную клятву, и некоторые другие уголовные преступления. Ими регулировались  договорные и семейные отношения, процедура наследования собственности, причем  эти  нормы  были  обязательными  как для клириков, так и для мирян,  во всех вполне самостоятельных католических европейских государствах.
            Так римский папа установил свое патронирование и в законодательной сфере Западной Европы.  И эта деятельность сыграла важную роль в последующей унификации законодательства европейских стран.
 
        Католическая  церковь и  культура.
           Еще об одной сфере деятельности католической церкви надо упомянуть: её роль в развитии европейской культуры. Церковь, заботилась о расширении своего влияния на людей, занималась строительством монастырей и  величественных храмов, что  способствовало развитию архитектуры и строительного дела в Европе.  Её  священники  перенимали  жизненные ценности прихожан -  потомков  римлян, сохранивших  интерес  своих предков к удовольствиям,  как  единственной  ценности  жизни.
              Католическая церковь  «заражалась»   идеологией  гедонизма: жизни в роскоши,  изысканной обстановке, что способствовало росту  интереса к живописи, архитектуре, музыкальному творчеству – того, что стало  основой европейской культуры.  Все сосредоточенные в Ватикане произведения  художников, скульпторов, архитекторов – это заслуга католической церкви и их пап.
              Перечисляя заслуги  католической церкви не следует забывать  и о целях ничего общего с христианством не имеющих – расширение пределов своих епархий  в целях  обогащения, путем применения  не только убеждения, но и  силы (крестовые походы), жесткости и хитрости. История полна примерами  такого рода действий, и это можно оценить как  прямое нарушение Святым Престолом    Заповедей Господа – основы деятельности  христианской  церкви.

        Я ничего из заслуг Святого Престола перед Европой не забыл? И можно сделать вывод, что весь западный мир своей  правовой упорядоченностью, развитой системой народного и высшего образования и последующим  промышленным развитием  обязаны деятельности католической церкви и римских пап? Но это только одна сторона деятельности римских пап и его команд, нам еще надо разобраться, какой храм строили они.
 
                Так что построил Святой  Престол?
  Почему столько  внимания уделяется папе римскому и  Святому Престолу?  Дело в том, что  желая победить Россию, наш принципиальный противник  Запад приступил к взращиванию в нашей стране идеалов римско-католической церкви. О том,  во что превратились при соучастия латинян христианские, они же и общечеловеческие ценности,  я уже касался в главе «Третья попытка уничтожения христианства».
 
            Откровенное отрицание христианских идей «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не желай …  ничего, что у ближнего твоего».  А сохранение общечеловеческих нравственных норм равноценно сохранению цивилизационного развития  и верующих, и атеистов. Строить жизнь людей,  отказавшись от гуманных межличностных отношений, равносильно строительству дома на песке и без фундамента. Такой вывод должны сделать даже неверующие атеисты.

             Но может быть у  Святого Престола - «оплота  истинной веры» -  есть  аргументы опирающиеся на  христианские догматы? Их я не смог найти. Мне известна принципиальная  позиция  Иисуса, Сына Божиего:   «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,  ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее».(Ев.  от Матфея).  Она неверующему человеку может показаться жестокой: не мир принес, но меч, … пришел разделить людей...
             На самом деле слова эти  следует понимать, что христианами могут быть только те, кто живет по «Божиим Законам».  И  Его  церковь не может отречься от своей  первейшей обязанности – стоять на защите  нравственных ценностей христианской веры и  воспитание человека в духе  Заповедей.
   
              Так  какой храм выстроили папы римские? Заложили  основы правовых отношений, образования, фундамента наук, интереса к архитектуре, живописи, музыкальному творчеству - всего  того, что называется европейской цивилизацией, и все? Но  это обустройство  ДОМА ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ.  Причем, за счет отступления от  нравственных норм христианства.  (Подробнее об этом в главе «Третья попытка уничтожения христианства».) Такая деятельность папы и его команды более соответствует деятельности христианской политической партии, но не церкви – дома  Господа.
 
           Заповеди как идеальная норма нравственности людей искажалась на всем протяжении христианской эры  при  прямом  участии католической церкви.  И в «имперский» период, когда папы фактически монопольно управляли  европейскими католическими странами, и сейчас, когда стали только помощниками ставленников  промышленных, финансовых и силовых структур. Только наивный человек за нынешней  сменой персон при власти не способен увидеть единственного  гегемона -  власть силы, власть денег. А это ведь напрямую противоречит второй Божьей Заповеди: «Не  делай себе кумира… Не поклоняйся им и не служи им…». И этот нынешний властный  монополизм   в странах западного мира формировалось  при участии Святого Престола.
 
           Так что, спросит читатель, автор предлагает отказаться от радостей  земной жизни? Разумеется, нет. Жить в обустроенном земном доме – это достойное желание каждого человека, только не за счет предательства общечеловеческих нравственных ценностей.  В этой связи мне хотелось бы напомнить всем защитникам дел Святого Престола  библейский сюжет описывающий  попытку  дьявола  искусить  Иисуса:
 «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне».  И ответ Иисуса:  «… отойди от Меня, сатана, ибо написано:  Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

             Не надо быть  верующим или знатоком Библии, чтобы понять:  забота о прелестях  земной жизни не может быть главным смыслом деятельности любой христианской церкви, а забвение  христианских норм   имеет все признаки отступления от Веры. Почему это не желает признать папа римский?
 
              С той поры, когда Святой Престол сотворил своё  детище – фундамент европейской цивилизации - прошли пять веков. Многое с тех пор изменилось, еще  в XVI веке от католической церкви отделились значительная часть  верующих  центра  и севера Европы по причине  отвлечения пап на светскую власть,  упадка нравов римской курии, и их сребролюбия - даже грехи отпускавших  за деньги (индульгенция!).
             В  наше время, в условиях доминирования атеистического мировоззрения,  сохранять  остатки прежнего величия  римским иерархам   оказалась  еще  сложнее,   казалось, пройдет еще немного времени, и  папу, и его курию ожидает судьба  литературного персонажа: «мавр сделал своё дело, мавр может уходить». Но интересы нынешнего божества – бизнеса - неожиданно предоставили папам еще один шанс продлить свое участие в общемировых делах!. Папа стал нужен! Но об этом – в следующей главе. 


Рецензии