Способные школяры это не учёные!

Способные школяры  –  это не учёные!

К вопросу о кухарках, которые правят государствами.

Испокон веков в системе «стадного» образования действует такое пещерное правило:
Ежели школяр оказался способным и хорошо усваивающим «материал», его начинают всячески подвигать в науку. Аспирантура, докторантура и прочие псевдонаучные курсы и программы,
А как же иначе, ведь способный!
Обычная стадная человеческая путанница, не умеющая различать человека, легко схватывающего готовые догмы и творческую личность, когда оба вида мышления совершенно различные.
У способного и прилежного школяра развито успешное восприятие даваемой ему информации.
У творца – затруднённость в послушном и охотном восприятии догм, ибо сильно развита критичность мышления и склонность в самостоятельному дУманию.

Эйнштейна, после окончания им Цюрихского политехникума по специальности: «Учитель физики и математики», НИКТО из преподавателей не захотел брать в аспирантуру! И работу ему  найти было нелегко! Жил в бедности, пробавляясь частными уроками. Хорошо, что отец его друга Марселя Гроссмана имел связи и устроил Эйнштейна экспертом третьего класса в Бернском бюро патентов.
«Я развесил часы во всех точках пространства, – смеясь, говорил позже о своей теории Эйнштейн,  -- и только в одном месте их не было –  мой кармашек!»
Был настолько беден, что даже для часов на цепочке не было денег!
«Эйнштейн? – Переспросил  преподаватель математики политехникума Герман Минковский, когда ему рассказали о Теории Относительности, – это тот, который вечно пропускал мои лекции? Вот, уж не подумал бы, что из него выйдет что-нибудь толковое!»
Это не помешало ему, выдающемуся математику, незадолго до смерти, создать математический аппарат Специальной Теории Относительности, называемый теперь «Четырёхмерным формализмом Минковского».
(Отмечу в скобках, что здесь его мышление «Легато» простёрлось слишком далеко, «перехватило через край». По теории Минковского, время стало такой же координатой, как три пространственных (потому и «четырёхмерный формализм»).
С этим «урАвниванием» трудно согласиться, так как время  – это никак не аналогичное пространству измерение. В пространстве мы можем свободно передвинуться из одной точки в другую. Во времени мы не можем по произволу это сделать, более того, все точки в пространстве (свободном от полей) и все направления равноправны (это называется однородностью и изотропностью), чего о времени с его однонаправленным ходом сказать никак нельзя. Это совершенно другое измерение!)

Моя неприязнь к КУЛЬТУ математики известна, она не имеет ничего общего с моим вполне уважительным отношением к собственно математике. Но математика – это не некое космическое образование во Вселенной, это способ мышления именно людей, посему абстрагироваться от людей и говорить лишь о некой «чистой от людей математике» просто невозможно.

Итак, математика – это такой же чисто человеческий институт, как торговля, религия, наука, проституция и всё прочее.
Значит и ему свойственны все черты любого такого занятия и, в первую очередь,  догматизм.
Ведь что такое механизм математики? Это первоначальное установление  постулатов, аксиом, то есть неких основополагающих понятий, принимаемых без доказательств. Затем – свод правил, алгоритмов, в строгом соответствии с которыми следует манипулировать этими понятиями и их производными. Причём НИ МАЛЕЙШЕГО ОТКЛОНЕНИЯ от этих жёстко заданных алгоритмов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ! Таким образом мы пришли к заключению, что основой математики является непререкаемый ДОГМАТИЗМ! А значит люди, у которых проявляются специфические способности к этому занятию, прирождённые догматики, фанатически следующие (как муравьи) только по проложенным дорожкам и тропкам догматов!
Вывод, должен признаться, для меня самого совершенно неожиданный, но к нему привела вышеописанная логическая цепочка. Для меня лично, математики находились в интеллектуальной элите человечества и вдруг...  Догматики-начётчики, подобные средневековым схоластам...?
Эмоционально – страшное разочарование и даже растерянность...
Получается, что люди убегают в мир догм и неких вымышленных постулатов не из-за желания ДУМАТЬ логично и свободно, а наоборот, думать самоограниченно, как паровоз на железнодорожном узле  может двигаться лишь по тем путям, куда его направляют стрелки?
С одной стороны, это вроде бы и хорошо: Дисциплина мышления, нет хаотических блошинных прыжков мысли, с другой – неизбежная машинная заученность эрудированных роботов.
Почему?
Потому, что так вообще  устроено наше мышление – слепое подчинение доминантным идеям, некогда вбитым в голову, ещё неспособную критически воспринимать информацию и методы её обработки. А дальше, муравьиная застройка сознания очередным самоодуряющим лабиринтом запретов, лжестенок, лжевходов и лжевыходов, а, главное, множества ТУПИКОВ!

Так, о чём, бишь, мы начали разговор? О прилежных и способных школярах.
Из вышесказанного следует, что «способные» ученики, студенты, аспиранты – это люди , легко схватывающие ДОГМАТИЧЕСКИЙ образ мышления и он ОТУПЛЯЮЩЕ становится уже их способом думать, точнее, объярлычивать, ещё точнее -- становится суррогатом настоящего мышления. А суррогатно мыслить – это же любимейшее занятие двуногих. Подменять настоящее, честное.и ТРУДНОЕ занятие легковесным навешиванием дешёвых ярлыков, ВИДИМОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ! Что может быть приятней?

Ещё одна проблема с этим способными школярами:
Они очень быстро в достаточно юном возрасте замечают свою способность легко, «на лету» усваивать информацию и обучаться правилам манипулирования ею. Но это ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННЫЕ! Это не реальные проблемы, а разжёванные и полупереваренные кусочки пищи, какими кормят своих детей многие животные. В реальной же жизни, природа ставит перед нами не УЧЕБНЫЕ задачи,  и не задачи вообще, а явления! И мы даже не знаем, где начало и где конец, где причина и где следствие. Главная наша задача в попытке понять что-то неизвестное и незнакомое это – умело сформулировать саму проблему, именно её, а не её видимость.
УХВАТИТЬ ведущую шестерёнку.
И вот, оказывается, что все эти способные да толковые школяры как раз этого делать не умеют. НЕ ПРИУЧЕНЫ. Им бы учебные, адаптированные подавай. И ещё хуже. Привыкнув с юных лет к своей ЛЁГКОСТИ в решении учебных задач, они не приучены к честному и многотрудному мышлению, ведь им всегда всё давалось легко! Пробуют раз, пробуют два, а потом сникают и перестают думать вообще: Что не удаётся – перестаёт привлекать.
Вот и вырастают из тысяч способных школяров бездарные научные разнорабочие, подсобники!
А разве можно растить ПО-НАСТОЯЩЕМУ способных?  НЕ школяров?
Это же «от Бога»!
Да, у некоторых – «от Бога».
Но растить нужно и МОЖНО!
С детского возраста приучать честно думать, а не отделываться догматическими увёртками и объярлычиванием. Ставить по любому предмету перед учениками не ГОТОВОЕ блюдо с проваренной и прожаренной интеллекутальной пищей, а миску с сырым материалом. И пусть сами готовят! Давать нечто, проблему или даже просто явление, и пусть ученики сами придумывают ему объяснение. Оно будет наверняка абсолютно неверным и даже нелепо смехотворным, но ПРЕКРАСНЫМ, ибо это создал ИХ мозг!
А ЗНАНИЯ когда же давать??? – Вопль догматиков-учителей, длящийся уже два миллиона лет из пещеры шамана в стаде людоедов и до наших дней из классных комнат и аудиторий.
Знания – это лишь информация.
Главное – уметь её обрабатывать. Когда это умения стало БЕЗУСЛОВНЫМ рефлексом, привычной манерой ДУМАТЬ, человек сам будет находить пробелы в своём знании и тут же восполнять его! Ибо будет знать точно, ЧТО ЕМУ НУЖНО для решения данной проблемы!
Не забивать голову массой ненужных сведений, а развивать лишь умение обрабатывать входящую информацию. А остальное – само приложится!
(Воплощение Закона Оптимального Знания,)

А зачем нам СТОЛЬКО учёных? И так уже – явное перепроизводство!
Перепроизводство НЕ учёных, а наукообразных бездарей и проходимцев!
Настоящий учёный – ЭТО ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ, а не кресло, ни дипломы, ни титулы да степени, и весь прочий ВНЕШНИЙ камуфляж!
Кроме того, речь не об учёных, а о трезво и не догматично мыслящих людях, которые нужны всюду! И которых практически нет! Чему наглядное свидетельство – уже два месяца длящаяся всемирная  истерия и паника, бессмысленные амёбоподобные акции властей, вместо спокойных и целесообразных действий в борьбе с эпидемией китайского вируса.
(И похож он вовсе не на льстиво названную «корону», а на плавающую корабельную мину с выступающими «пальцами» – взрывателями!)
Догматическое бездумие вместо трезвой оценки и соответствиующих ситуации действий!

Возвращаюсь к подзаголовку:
Вот, что значит, когда каждая кухарка «умеет» управлять государством.
А откуда взялись эти кухарки?
Из способных школяров и проныр!
3 IV 2020


Рецензии