Монетка от Богородицы

Монетка от Богородицы
Нина Калашникова

    Потрясение!
Иначе я не могу назвать то, что пережила в это воскресное утро перед Рождеством. До сих пор я нахожусь под впечатлением от рассказа моего мужа и хочу написать об этом. Наши дети и внуки должны знать, какая чистая и прекрасная душа у их отца и деда.
     Воскресным предрождественским утром мы возвращались из храма после исповеди и причастия. Традиционно, дойдя до калитки нашего двора, мы поцеловались и поздравили друг друга с принятием Христовых Таинств, и я спросила мужа, о чём он так долго говорил с батюшкой на исповеди.
- Пошли в дом. Позавтракаем, я проголодался. Потом расскажу.
     Заинтригованная, я накрыла на стол. К воскресному завтраку у меня всё было готово. Кушали молча. Разговор ...так, ни о чём. Быстро убрав со стола, перешли в зал и сели на диван. Муж обнял меня за плечи, прижал к себе и начал свой рассказ.

      Ты не представляешь, какой камень я сегодня с души свалил. Этот грех я носил на сердце больше, чем полвека...
       Мне было 7 лет, я учился в первом классе. Западная Украина, послевоенные годы, и ещё рыщут по лесам остатки бандеровских банд.
Как-то ночью раздался сильный стук в окно. Я проснулся. Мама спросила с тревогой: "Кто там?" Снова затарабанили, я испугался и забился в угол постели.
     Встал отец и открыл дверь. В дом ворвалось несколько человек, оттолкнули отца и стали требовать продукты. На наш ответ, что сами впроголодь живём, незваные гости начали шарить по полкам и углам. Дедушка, прошедший всю войну, накинул китель, - грудь в орденах и медалях, - поднялся и начал на них кричать. Ударом приклада в голову его повалили на пол. Бабушка запричитала и кинулась к деду. Мама подошла ко мне и, закрыв меня одеялом, прошептала: "Сиди тихо".
     Забрав из дома подчистую все продукты: картошку, хлеб, старое сало, бидончик подсолнечного масла, мешочек с мукой и банку с остатками мёда - бандиты направились к выходу. Они ушли, и через несколько минут на улице раздались выстрелы. А ещё через четверть часа к нам ворвались милиционеры и увели отца, обвинив его в пособничестве бандеровским бандам. Все доказательства деда, ушедшего защищать сына, кончились тем, что его лишили фронтовых наград, а отца осудили на 25 лет лишения свободы.
     И началась совсем другая жизнь.
В школе меня объявили сыном врага народа. Было страшно и стыдно. Больше я в школу не пошёл. Мама через день забрала меня, мы уехали к дальним родственникам и называли себя уже маминой девичьей фамилией.
    Через знакомых удалось сообщить отцу, где мы, и немного погодя, он прислал нам письмо. Письма из тюрьмы слали в треугольниках бесплатно, а получатели-родственники должны были оплатить почтовый сбор в 10 копеек. Письмо принесла почтальонка и потребовала плату, а у нас с мамой совсем не было денег. Тогда почтальонка ушла и унесла папино письмо.
     Я помню, как забился в сарае в угол и плакал, плакал, плакал ...о том, что папа в тюрьме, что мы даже письмо его прочитать не можем.
      И я начал молиться. На Западной Украине церкви не громили и не закрывали. Мы росли с верой в Господа и Богородицу. Я молился Божьей Матери и просил её о помощи. Она услышала мою молитву: что-то толкнуло меня в спину идти и искать деньги. Пошёл по дороге, не поднимая головы, и глазами шарил, искал, искал... В душе была вера, что я найду 10 копеек и мы прочитаем папино письмо.
     Захожу в магазин, смотрю по всем углам и вижу: 10 копеек лежат в уголочке, в мусоре. Я потихоньку, незаметно подошёл и поднял монетку. Не веря своему счастью, вышел из магазина и, не чувствуя ног, побежал домой! Я знал, что к вечеру почтальонка будет возвращаться и зайдёт снова к нам спросить, не нашли ли мы деньги. А где мы их могли найти?
     Мама сидела дома в слезах, опустив руки. Знакомых у нас здесь было мало, да мы и не говорили, что отец арестован. Старенькая бабушка, у которой мы жили, молчала. Спасибо ей, что пустила и спрятала нас. Денег у неё вообще не было. Теперь я представляю состояние матери, да и тогда всё понимал, хоть и ребёнком был. От таких потрясений дети нередко становятся сразу мудрыми, как старики.
     Я подошёл к маме, протянул руку и разжал кулачок. Никогда не забуду её глаза... Никогда!
     К вечеру почтальонка зашла и отдала нам папино письмо. Я не помню, что писал отец. Как-то стёрлось из памяти. Для меня, пацана, было важно, что он жив и что мама просветлела первый раз за всё это время. И главное - важно было то, что папа обещал скоро прислать ещё одно письмо. Значит снова надо будет 10 копеек, чтобы получить его.
     На другой день рано утром я побежал в храм и встал на колени перед иконой Богородицы, прочитал все молитвы и ещё своими словами поблагодарил Божью Матерь за помощь, за 10 копеек, за папино письмо и за мамины глаза. Со слезами попросил я послать мне ещё 10 копеек, чтобы получить следующее письмо от отца!
     И тут произошло чудо.
Иначе я никак это назвать не могу.
Я на коленях склонился в земном поклоне, прикоснулся лбом к полу у иконы и ...увидел 15 копеек. Я не поверил своим глазам. Взглянув на Богородицу, я замер. Её глаза также светились, как и мамины тогда, когда я разжал кулачок с 10-ю копейками. Взяв монетку и поднявшись с колен, встав на цыпочки, я прижался к иконе и долго плакал в пустой церкви, зажав монетку в кулачке.
     Никогда этого не забуду. Никогда.
Вскоре умер Сталин. Мы сразу почувствовали, что до нашей семьи нет никому дела и вернулись домой. Я снова пошёл в школу. От отца так долго не было писем. Может, он и писал на тот адрес, - не знаю.
     Прошло много времени, а я держал монетку в тайном месте, и никто не знал, что она у меня есть. Мама вышла на работу. Как-то всё стало налаживаться в жизни и без папы... Только боль не проходила. Каждый вечер мы молились об отце. А потом произошло то, что я никогда себе не прощу.
     В наш клуб привезли фильм "Садко", и все ребята бегали в кино уже по нескольку раз: смотрели и рассказывали, какой замечательный этот фильм. Только мы с соседом Васькой не смотрели ни разу: у нас не было денег. Васька был сирота. Его отец вернулся с войны инвалидом, долго и тяжело болел, и год тому назад умер.
     У Васьки был пятак, а билет стоил 10 копеек, и он ходил и плакал. Ему очень хотелось посмотреть эту чудесную сказку. Мне так стало жалко Ваську, что я решил дать ему пятак из своих 15 копеек. Ведь если придёт письмо от папы, то нужно всего 10 копеек. Значит, я могу отдать Богородицын пятак ревущему Ваське?
     Я взял его за руку и повёл в клуб. Подошёл к кассе, протянул 15 копеек и Васькин пятак. Я объясняю кассирше, что надо один билет и 10 копеек сдачи. Не поняла меня кассирша. Дала два билета и захлопнула кассу. Фильм начинался с минуты на минуту. А сдачу? "Мне нужно 10 копеек сдачи!" - кричал я. Но ответа не последовало. Кассирша закрыла окошко и ушла в зал.
     Надо было стучать, просить сдачу, но мне та-а-ак захотелось посмотреть это сказочное кино!.. Билет был у меня в руках... Вот он! И я ...пошёл вслед за Васькой в зал.
     Фильм был волшебным! Мне в те годы так мало выпадало радости, что я его запомнил, как сказочный сон. Но вернувшись домой, я очнулся. Передо мной светились сквозь слёзы то мамины глаза, то глаза Богородицы, то отцовский прощальный взгляд на меня, когда его уводили, а я высунулся из под одеяла. Я сидел в сарае в своём укромном уголке и плакал от отчаяния... Я понимал: то, что я совершил - преступление.
     С тех пор я носил в сердце этот камень и всё никак не мог исповедать свой детский грех, хотя в душе всю жизнь каюсь. Это - самый большой проступок в моей жизни. А сегодня решился. Отец Роман - наш новый священник, мой земляк и ровесник. Ему объяснять не надо. Он всё понял и отпустил мне мой грех. Ты не представляешь, как мне сейчас легко на душе.

     Я взяла руку мужа, прижала её к своей щеке и подумала: "Богородица! Спасибо тебе, что послала мне в жизни такого прекрасного и чистого человека! Он взглянул на меня и замер:
- У тебя сейчас глаза также светятся, как тогда у мамы, и как у Богородицы...
- Я люблю тебя, мой родной! Спасибо, что ты есть в моей жизни, - прошептала я, целуя его со слезами.

- А что было дальше? - немного успокоившись спросила я.
- Дальше?
- Да. Пришло письмо от отца?
- Ты знаешь, вот это в моей детской памяти не сохранилось.
Через год дело отца пересмотрели и его перевели на поселение в Воркуту. Я, мама и бабушка сразу же, засобирались и поехали к нему, и жили там. Хорошо помню, что в дорогу взяли с собой 20 больших коробок с яйцами. Всем селом собирали. Яйца и продавали, и ели в дороге,  так добрались. Воркуту я хорошо помню. Жили в бараке, в посёлке. Только в 1956 году его освободили и мы всей семьёй вернулись домой, на Украину.
А реабилитировали его, когда распалась страна.
Но! Про 15 копеек, которые мне Богородица дала на письмо, а я потратил на кино - я помню всю жизнь. И сегодня этот камень свалил со своей души. Спасибо, Господи, за всё.
    Муж перекрестился, а я теснее прижалась к нему, снова глотая слёзы.


Рецензии
Господи, если бы у всех были такие грехи, мы бы все шли дружно в рай!
Ваш муж - просто живой Ангел во плоти!
Одного ждала и не дождалась - что стало с их папой потом?
Вернулся или нет?..
Люблю, благодарю, обнимаю,

Натали Бизанс   02.12.2023 00:34     Заявить о нарушении
А что было дальше? - немного успокоившись спросила я.
- Дальше?
- Да. Пришло письмо от отца?
- Ты знаешь, вот это в моей детской памяти не сохранилось.
Через год дело отца пересмотрели и его перевели на поселение в Воркуту. Я, мама и бабушка сразу же, засобирались и поехали к нему, и жили там. Хорошо помню, что в дорогу взяли с собой 20 больших коробок с яйцами. Всем селом собирали. Яйца и продавали, и ели в дороге, так добрались. Воркуту я хорошо помню. Жили в бараке, в посёлке. Только в 1956 году его освободили и мы всей семьёй вернулись домой, на Украину.
А реабилитировали его, когда распалась страна.
Но! Про 15 копеек, которые мне Богородица дала на письмо, а я потратил на кино - я помню всю жизнь. И сегодня этот камень свалил со своей души. Спасибо, Господи, за всё.
Муж перекрестился, а я теснее прижалась к нему, снова глотая слёзы.

Нина Калашникова   02.12.2023 04:32   Заявить о нарушении
Точно такой же вопрос мне задал столичный журнал, в который я отправила этот рассказ.(уже не помню, в какой)
Почти все свои работы я рассылаю в журналы по электронке.
Их публикуют и шлют мне гонорары.
Это финал.
Я просто забыла сюда его добавить.
Сейчас добавила.
Спасибо, Ната.

Нина Калашникова   02.12.2023 04:38   Заявить о нарушении
Спасибо, Ниночка!
Рада за Вас!
Меня нигде не печатают. Есть на Ридеро, а через них на других ресурсах, но я с этого ни копейки не получаю.

Натали Бизанс   02.12.2023 12:10   Заявить о нарушении
А вы в журналы отсылали?

Нина Калашникова   02.12.2023 23:12   Заявить о нарушении
Нет, мне кажется не тот у меня жанр... Да и не знаю куда.
Может что-то порекомендуете?

Натали Бизанс   03.12.2023 17:20   Заявить о нарушении
А вы подумайте и напишите что-то такое, что будет интересно.
Коротко и живо.
Я начала с журнала "Непридуманные истории"
Там за рассказ с фото 700р.
Без фото 500р.
Журнальчик простой, дешёвый, но очень популярный.
Они любят что-то нереальное.
Типа:"Мой Ангел-хранитель"
Деньги небольшие, а популярность...
Все знакомые позвонили и поздравили.
Он читабельный.

Нина Калашникова   06.12.2023 07:01   Заявить о нарушении
Нина, благодарю!

Натали Бизанс   06.12.2023 13:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.