Сама. глава 2. Мечтать полезно

 
  Прочитала первую часть своих мемуаров, и вижу как это скучно. Скучная жизнь скучного человека. Наверняка, это так выглядит.
  Но, надо учитывать время и среду, где я появилась на свет и росла. Это глухой   поселок, потом провинциальный город.  По советскому периоду сейчас многие ностальгируют. «Ах, если бы вернуть!» Я бы не хотела снова туда. Советский образ жизни, на мой взгляд, был скучным и тоскливым, мы этого просто не знали. Только и спасали мечты. Мечтали о светлом будущем, о райской жизни при коммунизме. «Пошел в магазин, взял себе еды, какой хочешь, и сколько хочешь». Мечты переносили в сказочный мир от серой и однообразной реальности. А ностальгируют больше по своему ушедшему периоду детства и юности. Я – нет! Я не хочу даже туда оглядываться. Как это у Давида Самойлова в стихотворении «Двор моего детства»: … Но как припомню долгий путь оттуда – Не надо! Нет! Уж лучше не пойдем!
 
  И как мы растили детей в восьмидесятые-девяностые годы! Сколько сил уходило на решение простых бытовых проблем. Не было у нас ни памперсов, ни стиральных автоматов, ни посудомоечных машин, а были очереди, талоны, и очереди. Но, не все так серо. О нашей жизни в те годы я пишу в рассказах «Русская колбаса», и в своих зарисовках «Провинциальный городок. А у нас во дворе», «Один из многих счастливых дней», например. Скучать не приходилось, попросту, некогда было. Весело жили. Потому что молодость. Только потом, когда рухнул этот пресловутый железный занавес, поняли, что мы жили в серости, разные оттенки серого вокруг, а цвет один.

  Нас совсем тогда, в семидесятые – восьмидесятые не мотивировали учиться. Меня, по крайней мере, нет. И моих подружек, насколько я помню, тоже. Все тогда говорили о получении специальности, и не больше. А вот замуж после двадцати …  Двадцать пять, и не замужем! – это уже «старая дева», это уже трагедия семейная. Поэтому, девушки тогда думали в первую очередь о замужестве. А тех, кто отдавал  приоритет учебе, называли «синим чулком». Девушек, успевающих все сразу: и замуж выйти, и родить вовремя, ведь, опять же, в 25 уже «старородящая»!, и получить высшее образование, устроиться на хорошую должность, в моем окружении было мало. Это уже немного из другой среды, не из рабочей и из другого города, такого, как Ленинград тогда. Но, были и у нас, более продвинутые уезжали в большие города.

  Мой муж - головастый, много читающий, с высоким IQ, но, он выходец из рабочей семьи. Простая семья, где всегда уважали рабочего человека, трудягу, превозносили даже. Свекровь моя, Валентина Михайловна считала, главное - работать, и хорошо зарабатывать. К чему тогда стремились? - К благосостоянию. Чтобы был ковер на стене, стенка мебельная, в ней хрусталь, потом больше: машина и дача.
  Она воспротивилась, когда муж ее(мой свекор) учился по выходным в вечерней школе. И хорошо, кстати, учился. Даже приходила домой классная дама его из вечерки, и сетовала, что толковый ученик оставил школу. Но, ученик имел троих детей - мальчиков, они растут, и хулиганят. По воскресеньям можно было выходить работать на завод за двойную оплату, и это семье было важнее, чем образование главного мужчины в доме. Чем раньше ребята пойдут работать, тем лучше,  – рассуждала мать семейства – Пять зарплат! – Вот о чем мечтала она. И все ее сыновья стали рабочими. Самое большее, окончили проф.училище.
  Я на самом деле хорошо отношусь к трудовому классу, сама из них. Работала  после техникума сварщицей на заводе. Не пошла, как многие мои однокурсницы, в контролеры ОТК, в отдел какой-нибудь, а хотела денег подзаработать. Молодая семья: муж в армии, маленький ребенок. И размышляла: а что, можно ведь вот так всю жизнь работать на одном месте, приходить на смену, отработал, и вольная птица, голова ни за что не болит. В обед в буфете «выкидывали» продукты: то куриный ливер, то котлеты, то суповые наборы. Поболтать в очереди о насущном, поделиться семейным. Вот так, как эти простые бабы из моей бригады. Родная бригада, как вторая семья. Ведь они никуда, кажется, дальше не планировали переустраиваться, тем более, образовываться, мои сотрудницы. Я ничего такого не слышала от них, пока стояла  день за днем вместе с ними в очереди за ливером, да пельменями. Главной задачей в то время было: «чем семью вечером накормить?», купила сосисок и рада: «вот сегодня своим (кто там, Света, Дима, или Рустик, Неля) отварю рожки с сосисками, побалую». И я на себя такую жизнь примеряла. Меня хватило ненадолго. Очень уж однообразно и скучно. Я потом еще на бухгалтера пошла учиться. Но, до сих пор думаю, что каждому не помешает потрудиться с низов в начале своей трудовой деятельности. Только вот не всю жизнь! Надо же и стремиться к чему то.
 Не могу представить, для меня это смерти подобно, всю жизнь на одном месте работать. День сурка бесконечный.

  Деверя мои: и старший, и младший, всю жизнь проработали на заводе. Один на прессовом производстве, другой в металлургическом. Младший, бывает, выпьет, и заговорит в нем рабочий класс:
 - А вот почему это нам все фильмы, да сюжеты всякие показывают об актерах, о певцах, и пр. …? А я бы вот хотел о рабочем человеке,на! Вот почему бы им не снять фильм,на, о простом рабочем человеке?! – С апломбом вопрошает он.
 - Дак ведь наелись уже, Юр. Сколько этой литературы соцреализма, фильмов о производстве, о рабочих. А чего такого особенного то происходит в жизни рабочего человека? Чтобы показывать? Все, как под копирку. Хорошо, если есть что-то помимо работы, хобби какое-нибудь, творчество. Ну, бывает же. Изобретатель если... А в основной массе, ну как проводит свое свободное время рабочий народ? Лежит на диване, ест, пиво пьет, бухает. Ему, рабочему то человеку, зачастую, самому ничего не интересно. Хорошо, если дача есть, да мужик рукастый, так хоть в пользу, а так...

  Все-таки, образование, чтение книг раздвигает пространство, мир становится не таким плоским.

   - А чего родители твои в город то уехали? - Спрашивала я у мужа.
   - Так степь, зимой заносы, дороги нет, в город не выехать, у отца посевная, … многие же уезжали, … кругом казахи, и учительницу в школе, знаешь, как звали, … Абсерик Муратовна.

 
   Моя свекровь по состоянию здоровья перешла с рабочей ставки прессовщицы (тяжелая это работа) в уборщицы: подметать пролеты в цеху. «Не мята, не клята», - так говорила она, когда и меня соблазняла перевестись на такую же нетрудную работу. Надо сказать, что трудясь сварщицей третьего разряда (такой присваивают сразу после окончания техникума) мне приходилось нелегко, особенно когда ставили на сборку багажника. Я работала на автомобильном заводе, на ВАЗе. Каждую неделю  происходила перестановка на нашем участке, мастер перемещал нас и перетасовывал с операции на операцию, чтобы не обидно было никому, а то один на гайках сидит, другой на щипцах крутится (подвесные такие приспособления на контактной сварке). И у кого разряд выше, соответственно, и операция доставалась сложней: с приспособлением «башмак», например, или на автоматической линии на сборке багажника. Сварка производится автоматически, но пока идет цикл, моя задача  была – натаскать запас деталей, которые во время остановки линии, нужно быстро разместить в специальную выдвижную конструкцию. Самыми тяжелыми были полы багажника. А я тогда была субтильной комплекции полу-девочка-полуженщина, особенно слабыми были руки. И на этих операциях я так уставала, что и утром, руки ныли, как свинцом налитые. «Приходи к нам в бригаду! У нас вон Раечка ушла в декрет, пока вместо нее. Мы и в буфете успеваем очередь занять, купить, что там выбрасывают, а после обеда так вообще сидим в раздевалке, да вяжем, если мастер не застукает. А главное, не мята, и не клята! Сделал свое дело, и голова не болит». «Ну вот, день прошел, и ладно» - еще помнится, частенько говаривала свекровь.
 
  Мой муж выучился кроме училища еще в автошколе, и так всю жизнь и проработал водителем. Хотя, мог бы и не всю жизнь на самосвалах, физику хорошо знает, и механик из него хороший. Много раз работал за начальника колонны, замещал. Не раз, и не два я его просила пойти хотя бы окончить техникум, пригодилось бы ему в том возрасте, когда уже здоровье пошатнулось от работы на Камазе. Не внял.
  И как он распорядился своим потенциалом? Стоит вон сейчас у подъезда, да просвещает старших пенсионеров и в политике, и в оздоровлении организма, и по даче. И учит, и дает советы. Профессор! Кислых щей. Живет в нем этакий инструктор, наставник.
  Тоже ведь можно использовать этот талант: заведи себе блог, и пиши статьи, снимай видео, чем черт не шутит, появится своя аудитория. А так, чего зря пар пускать? Кому это нужно?! Слушатели его в кавычках, такие же знайцы, сами любят говорить, а не слушать.
 
  Как-то я читала книгу Ирины Хакамады, и там она описывала себя в детстве: я была депрессивным ребенком, а что больше всего делают депрессивные дети? Спят и мечтают. Я не ручаюсь за достоверность цитаты, но суть та же.
  И я подумала тогда: Это про меня. Я всегда мечтала. Самое любимое было вечером перед сном мечтать. И я мечтала о семье. О том, что у меня будет хороший, любящий муж и трое детей. Рисовала себе в картинках, визуализировала это все: квартиру, обстановку, мужа-семьянина, хорошего отца красивых детишек.
  Ах, почему я тогда не помечтала о профессии, о том, кем я буду помимо семьи?! Сбылось то, о чем я мечтала: семья и дети, и устроенная семейная жизнь. Но, сейчас, в зрелом-перезрелом возрасте, когда дети живут своей жизнью, внуки уже подросли, муж, …  а за сорок то лет, это уже привычный образ жизни, без страстей, это уже как вода в пруду, подернутая ряской. «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Теперь, как никогда сожалеешь, что не приобрела профессию. Это недостача моя, которая мешает мне чувствовать себя стопроцентно счастливой. Я работала и банковским кассиром, и бухгалтером, и это все мне давным-давно стало неинтересным.
  Моя мама, хотя бы, была фельдшером, универсальной медсестрой, всю жизнь проработала по специальности. Ее, из дальнего лесного поселка, направили( убедили, настояли) поступать учиться в медучилище мама (моя бабушка), и старшая сестра. Она им благодарна. Если бы не это, кем бы она была?! Подсобной рабочей на стройке, каковой начинала свою трудовую жизнь после десятилетки?

  Мечтать – это важно. Ты, как будто, посылаешь запрос во Вселенную. И тебе помогают свыше. Конечно, надо идти к мечте, двигаться, стараться. Хотеть действенно.


Рецензии