I want to believe
И я понимаю, почему Блаватская их выдумала (впрочем, даже если это и выдумка, то лишь частичная, потому что существовали реальные люди, которые являлись их прототипами). Иначе она бы не смогла передать миру духовные знания. Мир погряз в материализме и ему нужна вера. Это факт. Кстати, тот же автор, Андрей Игнатьев переводит древние тантрические тексты. Там тоже много мифов. Но, тем не менее, как я понял, он является тантристом по своим убеждениям.
Читая Блаватскую, я смотрю на дух этого автора. А дух ее - сияющий. Это дух человека, который хочет найти совершенную жизнь и стать совершенным человеком. Это дух человека, который, вопреки несовершенству этого мира, верит в высшие духовные ценности и идеалы. Все остальное не столь важно для меня.
С ее книг в начале 90-х годов начался мой духовный поиск. Я отдаю дань уважения ее творчеству. Я на нем вырос. Впоследствии, я имел возможность познакомиться с более серьезной и глубокой литературой, например, книгами по буддизму, но тогда мне была доступна только лишь такая информация.
Игнатьев упрекает Блаватскую в том, что ее познания не были столь глубокими, и что писала она путано. Но не нужно забывать, что, во-первых, она сочиняла свои книги в конце 19 века, т. е. в то время, когда только начинался расцвет науки. Во-вторых, она была женщиной, с присущими ей особенностями. Например, она была подвержена игре воображения, она не обладала сугубо научным и рационалистическим складом ума и т. д.
Для автора-женщины, жившей в 19-м веке, она писала хорошо. Ее обман остается на ее совести, но в чем-то он извинителен, так как происходил он из благих побуждений, о чем я написал выше. Да и не на обманы, прежде всего, следует обратить внимание при изучении ее творчества, а на описание в ее книгах тех феноменов, которые известны с незапамятных времен. А в этом ее книги согласуются, как с древними источниками, так и с современными компедиумами загадочных явлений - имеется в виду литература, посвященная теме АЯ, НЛО, пси-
фактора и т. д.
Это личное дело каждого - верить ему в теософских махатм или нет, верить ему в тантру или нет, верить в Шиву или нет. Кстати, ведь и несуществование Шивы можно точно также доказать, на том основании, что древние индийцы, якобы, выдумали это божество в своих мифах.
А может быть все таки есть Шива, и есть махатмы? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему. Если для Андрея Игнатьева жизненно необходима вера в Шиву, то вряд ли кто-то сможет доказать ему, что Шивы не существует, даже если приведет весомые факты и аргументы. Также точно и с верой в махатм. Потому что аргументы эти есть аргументы неверия, а мы хотим верить... I want to believe [1].
В мире науки нет места фантазии и мечте, нет места иным мирам и сверхспособностям человека, нет места поискам мудрости и просветления. Не всем по душе такой путь. Элементы научного мышления можно с успехом использовать в своей жизни, но делать из науки идола значит отказываться от огромного мира, который лежит по ту сторону повседневного опыта [2].
Примечания
1. «Я хочу верить» - надпись на плакате Фокса Малдера, героя американского сериала «Секретные материалы».
2. Сравните с цитатой: «...может быть, мы подойдем к ослаблению того противоречия, которое наблюдается между научным представлением о космосе и философским и религиозным его постижением. Ведь сейчас все дорогое для человечества не находит в нем - в научном образе космоса - места» (В.И. Вернадский, цит. по: Б.М. Владимирский, Л.Д. Кисловский. Путями русского космизма. - М., 2022, с. 31).
Свидетельство о публикации №220040302294