7. Восставший из ила

ВОСТАВШИЙ ИЗ ИЛА

(Продолжение)

Практически сразу же после трагедии «нарисовалось» немало желающих поднять корабль и... заработать на этом кто личного престижа, кто денег. Более всего привлекали 64 дорогие и тяжелые бронзовые пушки.

Первым получил исключитальное право поднять «Васу» англичанин Йен Булмер, но потерпел фиаско. Потом это право перенял тот самый адмирал Класс Флеминг, который привлек для работ «человека, который мог ходить под водой» - Ханса Уловссона «длинного», но и их ждала неудача. Потом в Стокгольм повадились искатели сокровищ, изобретатели, авантюристы с их «прожектами» с помошью якорей и крючьев вырвать из ила и поднять на поверхность корабль весом с напитавшейся в дерево водой... под тысячу тонн(?!), да только изорвали у «Васы» борта...

Через 32 года, в 1660-м, швед Альбрехт фон Трейлебен и немец Андреас Пеккель с помощью водолазного колокола и героев-водолазов шведов все же начали снимать с лафетов и извлекать с глубины пушки, которых к 1665 году достали 53. Еще одну (из 64) подняли в 1683-м. Без пушек и пока еще без «исторической памяти» «Васа» представлял из себя... «деревянную посудину с камнями», поднимать которую нет ни возможностей, ни смысла, и о нем потихоньку забыли.

Шли десятилетия, складывавшиеся в века. На троне Швеции менялись короли. Поколения шведов уходили и приходили, и мало уже кто даже из ученых-историков обращался памятью, тем более не праздной, а заинтересованой, к безмолвному средневековому «покойному» в холоде и тьме на дне морском в Стокгольмской гавани - одному из многих затонувших на Балтике, с той лишь разницей, что большой и королевский.

Но, как оно в таких случаях бывает, - нашелся-таки фанатик, каковых поначалу причисляют к авантюристам и выставляют на смех, а потом вздымают на пьедестал истории перед целым светом, как героев. Именно к таким поборникам «трудной славы» научная судьба причислила 38-летнего шведа Андерса Франсена. Инженер и один из ведущих экспертов по военно-морской истории страны ХVI – ХVII веков с «упором» на затонувшие корабли, он был одним из тех редких истинных ученых, которые не гнушаются многовековой архивной пылью. Но скудость трехсотлетней давности архивов мало помогла, точные координаты места гибели корабля были утрачены или не существовали вообще, и Андерс Франсен «вышел в море».

Больше пяти лет он на «правах» нынешних волонтеров, то есть без чьей-либо финансовой поддержки, бесплатно, с помощью карт, кошки и самодельного лота-пробоотборника с лодки и методом траления метр за метром обследовал дно Стокгольмского залива, пока 25 августа 1956 года не поднял со дна вблизи острова Бекхольмен кусок почерневшего мореного дуба. Спустившийся на это место водолаз Пер Эдвин Фельтинг сообщил, что он нащупал во тьме доски обшивки борта и пушечные порты. Поднявшись в этот день на поверхность, Пер Эдвин Фельтинг по праву занял место рядом с Андерсом Франсеном на «пьедестале славы» в истории корабля «Васа», поскольку из этих пяти лет работы рядом с Андерсом Франсеном Пер Эдвин Фельтинг полтора года или 12000 (двенадцать тысяч!) часов провел за работами под водой.

После того, как «Васа» был найден, началось новое пятилетие подготовки его к подъему. Немалых хлопот и времени стоило Андерсу Франсену, чтобы убедить сначала круг ученых, а затем правящий двор в исторической и культурной ценности покоящегося на дне Стокгольмского залива средневекового корабля, необходимости поднять, восстановить его и превратить в музейный экспонат.
 
Король Густав Адольф, не тот Лев Севера, по династийному статусу «второй», «утопивший» собственный корабль, а теперь (с учетом регентов при малолетних монархах) уже девятнадцатый(!) после него правитель Швеции и представитель уже пятой(!) после Васы династии — Густав VI Адольф оценил и поддержал предложение уже на государственном уровне. Создали фонд, «раскрутили» идею до уровня общенационального исторического и культурного «движения», стали собирать пожертвования. Но - как поднять со дна моря в максимальной целости большой старый корабль весом в 1200 с лишним тонн?! Таких работ еще никогда не проводили.

В числе многочесленных предложений были фантастические: заморозить «Васу» в ледяную глыбу, отбуксировать всплывший айсберг на мель и дать растаять; натаскать на корабль мячей от пинг-понга, которые поднимут его. Из деловых же самым разумным стало предложение шведской спасательной компании «Нептун», предложившей проложить под корпусом корабля стальные тросы, прикрепить к ним вдоль бортов наполненные водой металлические понтоны, закачать в них воздух, и они поднимут «Васу». «Брустрёмс» - материнская компания «Нептуна» взялась даже выполнить работы бесплатно, а военный флот помог ей в этом.

Два года водолазы на глубине в тридцать с лишним метров, в холоде и полной тьме, в облачении, которое в то время только начало создаваться, ежеминутно рискуя жизнью, с помощью шлангов, струями воды, подаваемой под давлением, размывали под днищем корабля глину и гравий, делали узкие тоннели, в какие сами лишь могли протиснуться, протягивали за собой стальные тросы... А над головой их старый, более чем тысячетонный корабль с каменным балластом, кругом балки, доски, прочий мусор, в котором постоянно  путаются канаты, водяные и воздушные шланги - и все здесь, на дне держится и движется на одном мужестве...

Таких тоннелей промыто было шесть. Осенью 1959 года корабль  с помощью накачанных воздухом понтонов в шестнадцать этапов оторвали ото дна, частично подняли, а потом... еще два года те же водолазы уплотняли и усиливали корпус, монтировали новый крепеж и затыкали тысячи дыр в местах изоржавевших металлических болтов, ремонтировали поврежденную корму, устанавливали на пушечные порты новые люки с уплотнением.

24 апреля 1961 года в присутствии представителей газет, радио и телевидения со всего мира средневековый королевский корабль «Васа», благодаря трудам и собранным шведами средствам, был частично поднят из тьмы морских глубин на поверхность и ровно через 333 (!) года - треть тысячелетия! - впервые увидел солнечный свет.

Несколько дней с помощью мощных насосов  с него смывали «большую» трехвековую грязь, 4 мая он снова оказался на плаву, и его отбуксировали в док Бекхольмен. Первыми пассажирами на борту средневекового королевского фрегата были его спасители  — Андерс Франсен и руководитель водолазов Пер Эдвин Фельтинг.

(Продолжение с следующую пятницу)


Рецензии
Здравствуйте, Анатолий. В 2014 на Ветлуге обнаружили беляну ,предположительно 17 века. Но , увы .. С уважением.

Александр Евгеньевич Закатов   25.04.2020 17:25     Заявить о нарушении
Лично я в 2008 году на Двине примерно в 120 километрах выше Архангельска нашел на песках половину шпангоута шитой рыболовецкой шняки 19 века (а может, и 18) с остатками в сверленых дырках сосновых кореньев и уплотнительных шпеньков. Редчайший раритет, но настолько тяжелый, что взять не решились. Подобный нашли в 1988 году в центре Стокгольма в одном из фьордов, так шуму было! Публикаций в книгах!..
Все уходит...
Успехов!
Захаживайте.

АНАТОЛИЙ

Анатолий Вылегжанин   25.04.2020 19:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.