Ученье, выучка, сноровка. Охота на слова

В уникальное время мы живём. Пока звучит требование «СИДИМДОМА», можно многое познать и многому научиться. Не зря же говорят, что мастерство не пропьёшь.
А вы давно перечитывали, к примеру, «Слово о полку Игореве»?

Вспомним, что говорил буй-тур Всеволод Святославич перед походом  на половцев Игорю Святославичу:

 «Седлай, брате, свои борзый комони, а мои ти готови, оседлани у Курьска напереди. А мои ти куряни - сведоми кмети: под трубами повити, под шеломы възлелеяны, конець копия въскормлени; пути имь ведоми, яругы имь знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изострени; сами скачють, акы серыи волци в поле, ищучи себе чти, а князю славе».

Всеволод хвалился мастерством и выучкой своих воинов, даже набранных из земледельцев – кмети.

А вот тот же текст «Слова о полку Игореве» в переводе Николая Заболоцкого:

Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.
А куряне славные -
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены.
Сами скачут по полю волками
И, всегда готовые к борьбе,
Добывают острыми мечами
Князю - славы, почестей - себе!"

Хорошую выучку прошли воины брата Всеволода, храбро они бились с половцами, расслабились после первых побед, дороги мостили трофеями, но в конечном итоге проиграли битву и вызвали захватнические походы на землю русскую. Почему? В одиночку  выступили там, где требуется объединение усилий всех русских князей.

Находясь на самоизоляции, я имею много возможностей и времени заниматься тем, до чего обычно руки не доходят. В частности, пытаюсь понять, почему Россия проиграла объединённой Европе в Крымской войне (1853-1856), почему уступила японцам в 1904 – 1905 годах.
 
 Во-первых, я посмотрел новый документально-игровой фильм «Нулевая Мировая», режиссёр Денис Беспалый, сценаристы Андрей Назаров, Андрей Буровский, Василий Шевцов.

Войну 1853-1856 годов часто называют Крымской. Но битва за Крым  - только эпизод огромной войны за мировое господство. Российской империи противостояли  объединенные силы союзников — Англии, Франции, Турции и Сардинского королевства.
В неожиданном для русских Синопском сражении,  которыми руководил адмирал Павел Нахимов, была одержана блистательная победа над турецким флотом, потому что Нахимов серьёзно занимался учёбой матросов, добивался от них умения и сноровки вести стрельбу, управлять судами, поддерживать порядок на кораблях и в строю. Нулевая мировая дала яркие образцы храбрости, инициативы, находчивости офицеров и матросов. Но в целом войска были плохо подготовлены, у них было устаревшее оружие, а во главе нередко стояли бездарные начальники. Телесериал это хорошо доносит.

Параллельно я читаю книгу мемуаров графа Алексея Игнатьева «50 лет в строю», где автор анализирует различные ситуации, казалось бы,  другого времени, но приводящие к поражению. В нулевой мировой небольшой гарнизон Петропавловска на Камчатке сумел противостоять объединённому европейскому флоту, потому что во главе не было  предателей, а все действовали грамотно и сообща. В ожидании второго наступления англо-французского флота весь гарнизон и местное население было вывезено в устье Амура, и враг обстрелял и сжёг уже пустой порт и пустую крепость. Почти через полвека храбрости в войсках хватало, а вот организованности, слаженности и знания местности часто не было, и в мемуарах граф Алексей Игнатьев небольшими штрихами объясняет причины поражения, поскольку он сам был участником русско-японской войны,  она велась с  27 января (9 февраля) 1904  по  23 августа (5 сентября) 1905 года и стала первой большой войной с применением новейшего оружия: дальнобойной   артиллерии,  броненосцев, миноносцев.

Япония в ходе японо-китайской войны (1894—1895) нанесла Китаю сокрушительное поражение.  Эти победы Японии резко увеличивали её мощь и влияние, что не отвечали интересам европейских держав, и Германия, Россия и Франция решили японцев силой принудить и добились отказа Японии от Ляодунского полуострова, а затем в 1898 году он был передан России в арендное пользование. Япония усилила свою милитаризацию и стала готовиться  к новой войне, на этот раз против России.

В конце декабря 1903 года Главный штаб доложил  Николаю II,  что Япония полностью завершила подготовку к войне и ждёт лишь удобного случая для атаки. Но никаких экстренных мер со стороны Николая II и его окружения не было предпринято, высшие должностные лица планы подготовки кампании против Японии составили, но не осуществили. Адмирала  типа Геннадия Невельского не нашлось, а А. Н. Куропаткин, Е. И. Алексеев вместе с Главным морским штабом мало что сделали.  Все надеялись, что японец не нападёт. А он напал. Напал внезапно, без официального объявления войны.  Ночью 27 января (9 февраля) 1904 года японский флот обстрелял  русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура и вывел  из строя нескольких сильнейших кораблей русской эскадры. Японцы  беспрепятственно высадились в феврале 1904 года в Корее, а  в мае на Квантунский полуостров и перерезали железнодорожное сообщение Порт-Артура с Россией.

В общем, Россия проиграла, после осады Порт-Артур был сдан, остатки русской эскадры были потоплены осадной артиллерией японцев либо взорваны собственными экипажами. В феврале 1905 года наши отступили при Мукдене, а в мае русская эскадра, переброшенная с Балтики, потерпела поражение в сражении под Цусимой.

Война завершилась Портсмутским миром, подписанным 23 августа (5 сентября) 1905 года.   Россия уступила  Японии южную часть Сахалина,   арендные права на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу.

После победы над Японией в 1945 году Сахалин и Курилы стали опять  наши. Но японцы при поддержке американских военных и сейчас надеются их вернуть. Как только Россия ослабнет, агрессия может повториться.

Летом 2019 года я с сыном побывал в Китае, посетили мы Ляодунский полуостров, были в Порт-Артуре, посмотрели музей под открытым небом. Вывод, к которому мы пришли, неутешителен. Китайцы хорошо сохраняют память о нашем прошлом. В Порт-Артуре  сохранились  бастионы, можно посмотреть орудия того времени, есть карты. И очень много надписей на английском языке. Наши власти, наши посольство и консульства в Китае, как говорится, мышей не ловят. В метро можно услышать названия остановок на русском языке. Это воспринимается как издевательство. Тебе объявляют, что «следующая остановка…», а название её звучит по-китайски. Материться хочется. Неужели назвать остановку по-русски сложно, ведь потом говорят нам по-русски, чтобы мы не оставляли своих вещей? Выходишь на такой остановке, а на ней только иероглифы. А в музее, повторяю,  очень много названий и надписей на английском языке.  Янки подсуетились. А где российское консульство? Где следы его пребывания на китайской земле?

А потом мы были на нескольких кладбищах, где похоронены русские воины. Кладбища в хорошем состоянии, много памятников ещё советской эпохи, есть цитаты, отлитые в металле или вырезанные в камне по-русски слова Иосифа Сталина, Максима Горького, из документов сталинской эпохи. Мы не смогли найти братскую могилу, где похоронен наш однофамилец, призванный из Троицка. Я помню, как выглядела табличка с его фамилией. Нам сказали, что есть и другие кладбища, где похоронены русские, но наши таксисты таких мест не знали, а кроме китайского, никаким языком больше они  не владели, а наш переводчик, парень родом из Якутии, не всегда мог объясниться с коренными китайцами.

Итак, уникальность нашего времени в том, что период самоизоляции в связи с коронавирусом можно воспринять  в качестве всепланетных учений в условиях, приближённых к биологической войне. А ещё это время для самообразования, самообучения, самовыучки. Конечно, эту мысль можно выразить с помощью слов ТРЕНЕР, ТРЕНИНГ, ТРЕНИРОВКА, ТРЕНИРОВАТЬСЯ. Но русские слова передают смысл ярче и точнее.

Обратимся к словарю Владимира Даля.

УЧИТЬ кого, чему, учивать, наставлять, обучать, научать, преподавать что, передавать знанье, уменье свое другому. И медведя учат, не только человека. Трудно тому учить, чего сам не знаешь. Тупо сковано, не наточишь; глупо рожено - не научишь. || Учить, школить, держать строго, часто наказывая, для нравственного образованья, послушания.
Не учили, покуда поперек лавки укладывался, а во всю вытянулся — не научишь!
Учи жену без детей, а детей без людей, жури, брани, наказывай.
Легко людей учить: легко долгов не платить.
Мудрено тому учить, чего сами не знаем (не умеем).
Не уча (неуча) в попы не ставят.
За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают, да и то не берут.
Ученого учить — только портить.
Не учил отец, а дядя не выучит.
Учи, поколе поперек лавки ложится.
Бить того, кто плачет, учить, кто бы слушал.
Нет роженого, не дашь ученого, ума.
Бедность учит, а счастье портит.
|| Учить что, учиться, заучать, затверживать. Он учит урок свой. Мы учим теперь среднюю историю, нас учат ей. Учиться чему, быть учиму;
|| упражняться по своей воле, перенимать что у других, усвоять себе науку, уменье, знаниеи пр.
Век живи, век учись, а помри дураком !
Умный любит учиться, а дурак учить.
Учись доброму, а худое и само придет.
Не учись пиво пить, учись деньги копить.
И всему учился, да ничему не доучился.
Выучили сороку говорить.
Не весь доучился. Заучить наизусть.
Заучили его, и поглупел, затупили. Изучать механику.
Научись терпенью.
Обучать мальчиков ремеслам. Я тебя отучу лгать! Мы отучились на сегодня. Поучись-ка вежливости. Кой чему поучиваем. Его подучают, подущают.
Учись так, чтоб не переучиваться.
Приучайся к порядку.
Проучились весь день.
Проучи урок.
Актеры разучивают роли.
Я тебя проучу, угроза.
Учёный прич. страдат. кого учили, выучили чему. Ученый повар, столяр. || сущ. м. человек, посвятивший себя наукам. Ученое звание. Ученое сочиненье, беседа. Учение, ученье ср. действ. по знач. глаг. на ть и на ся. Займись ученьем урока. Мальчик отдан в ученье, в науку или в обученье. Ученье требует призвания. Ученье войска, обученье и упражненье в выправке, построениях, в ружейных приемах, стрельбеи пр. Ученье свет, а неученье тьма. Нам ученье ничего, только очень тяжело! солдатск. песня. Всякое ученье напору мученье. Ученье лучше богатства. Сытое брюхо к ученью глухо. На ученье идешь — жмут подтяжки; домой придешь, дожидайся растяжки (солд.). Отдать вещь в ученье (заложить). || Учение, отдельная часть, отрасль науки, образующая нечто целое. Учение о свете, о тепле есть часть физики. Учение фарисеев и садукеев, их толк, система, их выводы и заключения на известных, условных началах. Учение Коперника. Учитель, учительница; учильщик, учильщица каз. уф. наставник, преподаватель; професор; обучатель. Учительша, жена учителя. Учитель письма, рисованья, истории. Учителев, учительницын, что лично их; учительский, к ним относящ. Учительское место, звание; — приемы. Учительный муж, стар. ученый. — послание, поучительное. Учительствовать церк. учить, поучать, наставлять. || Быть в звании, в должности учителя. Учительство ученье. Вашим учительством паки востает ересь Адрианская, Камень веры. Учба вор. учёба новг. учоба кур. наука, ученье. Учеба не далась ему, и вынули из школы, нвг-борч.
Учёб м. стар. ученье, выучка. За учеб взять 20 рублев.
Училище ср. и учельня ж. твер. всякое заведенье, для обученья чему-либо: школа, гимназияи пр. Высшее училище, академия, университет. Приходское, народное училище. Училище земледельное, лесное. Училищные расходы, — пороки.
Ученик, ученица, обучающийся чему-либо. || твер. арх. кур. говор. вместо, учитель. учеников, ученицын, что лично их. Ученические работы. Ученичество звание и состоянье ученика.
Ученость, состоянье, качество ученого человека, основательное знание наук, полное изученье их.
Учебный, до обученья относящ. Учебные заведения, — книги. — часы. Учебное войско, постоянно упражняемое впример прочим. Учебный округ, подведомый одному начальству, попечителю округа. Учебник м. книга, руководство, для обученья составленная. Учливый человек, нардн. учтивый, вежливый, пристойный, скромный, противопол. невежа (невежда, неученый). Учливость, учливство, учтивость, вежливость, приличие. Толковый словарь живого великорусского языка

В социальных сетях в связи с пандемией по коронавирусу публикуют много советов, в том числе стихотворных, как потратить это время. А ещё много добрых советов, как предоставленное время использовать во благо своей семьи. Можно многому научиться доброму и полезному. На сайте КРАМОЛА встретил советы, связанные с  японскими традициями. По-моему, тут есть чему поучиться.

Японская  повседневная гигиена

1. Бывавшие в Японии наверняка обратили внимание, что от японцев или вообще ничем не пахнет или если чем-то пахнет, то это еле уловимый аромат какого-нибудь лёгкого парфюма. Причина в том, что японцы жуткие чистюли и принимать душ три  раза в день - это норма (два раза в день - минимум). Мыть руки при каждой малейшей возможности - это норма.
2. Японцы часто меняют одежду, а нательное бельё могут менять и несколько раз в день. Это норма.
3. В Японии не принято дотрагиваться до людей. Рукопожатие, обнимание и просто касание - это очень интимные действия и допустимы только в кругу чрезвычайно близких людей. Японский поклон - на все случаи жизни.
4. Дистанция. Японцы всегда сохраняют дистанцию. Стоите вы в очереди в магазине или к банкомату или ожидаете общественный транспорт, никто не будет дышать вам в затылок. Дистанция - более метра.
5. Не только в периоды эпидемий, а каждый день и круглый год (как и все предыдущие пункты) во всей стране проводятся САНИТАРНЫЕ ОБРАБОТКИ всех общественных мест и всего общественного транспорта (в СССР обрабатывали леса и парки). Многое происходит в автоматическом круглосуточном режиме. Так, лента поручня эскалатора обрабатывается дезинфицирующим антибактериальным раствором круглые сутки, когда уходит под пол (там стоит специальный автомат). Если где-то напряжённый поток людей, то такие места моют постоянно, а не по графику.
 6. Все туалеты в стране бесплатны, невероятно чистые и чрезвычайно хорошо оборудованы - вы можете везде и в любой момент помыть руки с мылом и вообще привести себя в порядок. Часто многие туалеты оборудованы специальными откидывающимися площадками, где вы можете сменить нательное бельё или полностью переодеться.
7. Почти во всех продовольственных магазинах установлены специальные раковины с дозаторами мыла.
8. Вся еда в магазинах расфасована и герметично упакована. Даже обычный картофель упаковывают в полиэтиленовые пакеты. Не все овощи бывают упакованы, но встречается это очень редко. Многие удивляются, когда покупают местный шоколад и пытаются его открыть, а он в герметичной капсуле, а не просто обёрнут фольгой.
9. Если японец заболел, то он надевает маску, чтобы не заразить остальных. Всегда. Это не стыдно и никто не будет показывать на него пальцем.
10. Японцы не любят выезжать за пределы своей страны. Внешний мир кажется им агрессивным, странным и опасным (и они, похоже, правы).
11. В Японии ЧРЕЗВЫЧАЙНО высокое качество продуктов и с очень маленьким сроком годности. Требование к качеству еды в Японии самое суровое в мире, так как японцы очень многое едят без тепловой обработки (яйца, морепродукты, овощи, фрукты и многое другое). Еда в Японии до такой степени свежая и невероятно чистая, что её можно есть сырой без всякого опасения. На такой еде пишут, что её можно есть сырой.
12. Японцы чрезвычайно подвижны. Они много бегают, играют в активные игры, занимаются спортом, что позволяет им сохранять бодрость и силу до очень преклонного возраста.
13. Японцы чрезвычайно умерены в еде. Встретить полного японца, даже в преклонном возрасте (особенно женщину) довольно сложно.
14. Я заметил ещё одну любопытную особенность. Европейские женщины, которые приехали в Японию и живут тут уже относительно долго, выглядят значительно моложе своих лет. Молодость японских женщин не только в генах. Вся обстановка (климат, продукты питания, стиль жизни, косметика) очень сильно влияет на человека,  живущего в Японии.
15. Деньги – самый грязный предмет (коронавирус может быть активен на бумаге в течение 4 дней), но множество японских банкоматов выдают исключительно чистые банкноты. Перед выдачей клиенту аппараты нагревают их до 200 градусов по Цельсию, тем самым дезинфицируя.
16. Наука для японского руководства – является приоритетной сферой – как результат, за последние 30 лет японцы получили 20 Нобелевских премий (российские разработки не принесли НИ ОДНОЙ).
17. Элита Страны восходящего Солнца бережёт своих людей. Такой пример - среди спасателей на АЭС Фукусима погиб лишь один японский "МЧСник", т.к. на всех были датчики радиоактивного заражения, и как только опасный уровень приближался к критическому, его тут же менял другой спасатель.
18. Продукты, выращенные в самых опасных зонах после той же Фукусимы все эти годы поставлялись в министерства Японии, и если высшие чиновники были здоровы, продукты попадали в магазины для обычных японцев.
19. Власти Японии вкладывают колоссальные средства в медицину (высоченные зарплаты врачам и большие - медсёстрам, оснащённые клиники, первоклассные лекарства). Сравните, смертность от инфарктов в Японии - лишь 31 случай на 100 тысяч жителей (в РФ - 381 случай) – разница в 12 раз!
20. Поразительно, несмотря на индустриализацию, Япония является одной из самых экологичных стран мира. Власти там решают экологические проблемы. Страна перерабатывает 90 процентов  отходов (Россия не больше 4 процентов). ИТОГ - по продолжительности жизни граждане Японии находятся на 1-м месте в мире, а после коронавируса разница с остальным миром станет ещё больше.


Рецензии