Выкуривание комаров

Из цикла рассказов «Моё деревенское детство…»

Дихлофос стал своего рода ступенькой в непримиримой борьбе с насекомыми дома и на природе. Даже говорят, что некоторые специально нюхали его, чтоб забалдеть. Я этим не увлекаюсь и поэтому ничего сказать не могу. Мы его использовали так. В закрытую палатку делаешь несколько «пшиков» дихлофосом, ждёшь минут пятнадцать и готово, можно забираться и спать, комаров и мошек нет. Правда воняет немного, но можно мириться.
Сейчас используем «спиральки». Они тихонько воняют дымком, и комар погибает.
А как же жили до этого, когда Земля была плоской,  и не было такого чуда как дихлофос или спиральки?
Отвечаю -  просто, пользовались сосновыми шишками или сухим грибом трутовиком с деревьев. Можно гвоздичным одеколоном, но это на спор и взрослые мужики. Выпивает человек пузырёк одеколона «Гвоздика» и через пять-десять минут можно даже раздеваться, комары его уже не видят, или видят, но не хотят кусать.
Подробней остановлюсь на применении сосновых шишек и случая с ним связанного.
Туристический слёт – это военно/патриотическое  воспитание в виде соревнования групп по 6-8 человек от каждой школы района. Возраст участников  13-15 лет. В программу входит всё то, с чем сталкиваются туристы. Для меня это было любимое мероприятие. Если требовался геройский поступок или демонстрация силы, ловкости, сообразительности  и эрудиции – пожалуйста, я был готов ко всему. Мне очень нравились девочки, их внимание. В походах у костра я мог на гитаре исполнить   песни популярных бардов, если других исполнителей не наблюдалось. Со слухом у меня надо признаться не очень, но разве это важно, когда поёт душа, ни разу не освистали ведь, может потому, что боялись - я был очень резок и задирист. Отвлёкся.
Стояла прекрасная летняя пора, уже начали косить траву в лугах. Особый вопрос для туристов – это кровососущие, летающие насекомые. Днём их почти никто не замечал. Доставали слепни и оводы, они кусали сильно, но не часто. Комаров же днём было не много, нападали только те, которых выгнали из травы совсем рядом. С наступлением же сумерек на лагерь туристов опускалось облако насекомых. Торжество вампиров! "С заката до рассвета." Полчища мошки и комаров тучами наползали из низин, леса, от реки. Картина похожая на туман, который медленно, но неотвратимо начинает покрывать всю территорию, а в тумане...
 Утром от реального тумана кроме сырости ничего нет, а от комаров распухают уши и лицо, стоит чуть крепче заснуть. Если пищит над ухом один комар, то это где–то даже забавно, но, если гул идёт от тысяч комаров, то уже твой голос становится писком. Ближе к вечеру все палатки заготавливают пустые жестяные консервные банки. В них делают ножом дырочки и набивают сосновыми шишками или сухими грибами, ещё кусочек проволоки и, «дымилка» готова. Остаётся её на короткое время положить в костёр или использовать уголёк из костра, потом покрутить на проволоке, чтоб банка задымила. Банка источает сладковато – горьковатый дым.
 В палатке дымящуюся банку укладывают в алюминиевую миску в целях пожарной безопасности, и ждут пока дым не пойдёт изо всех дырок палатки.
Всё! В палатке комаров нет. Время после отбоя очень интересное, никто после наряжённого дня сразу не засыпает, укладываются, шепчутся, хихикают, запускают шептунов, а иногда с подкрякиванием или хуже того с повидлом, тогда взрыв хохота трёх палаток. Пока старшие по лагерю не начинают угрожать штрафами, народ угомониться не может. Сами участники слёта в палатках на ночь закутываются, используют накомарники, а днём предпочитают не мазать лицо и руки репеллентами, так как они, смешиваясь с потом, вызывают  зуд. Удобней всего веточка в руках, которая помогает разгонять насекомых. Даже под баян умудрялись танцевать, отгоняя комаров, веточками друг от друга. Ну, уж, если ноги кусали сквозь ткань или в обтянутый зад, тут уж приходилось терпеть, пока не кончится танец. От баяниста или гитариста насекомых услужливо отгоняли комаров ветками девочки. В час отбоя по лагерю, дежурные и я в том числе, готовились заливать костёр. Тут я заметил поднимающийся столб дыма, где–то рядом с моей палаткой. Сквозь редкие тучи светила луна, я летел между рядами палаток, едва касаясь ногами земли с криком «горим». Уже рядом с моей палаткой я сообразил, что способов тушить огонь, у меня практически нет, только что я старательно заливал оставшиеся головешки костра после тушения ведром воды. Да и мой запас жидкости для тушения палатки - это пшик, ну Вы понимаете. Однако, там спали мои товарищи. Дальний от входа правый край палатки явно горел. Раздумывать уже некогда, развязывать шнурки палатки – тоже, поэтому я решительно вскрыл палатку со стороны входа ножом, и только тут увидел, что палатка уже пуста, а ребята с вещами по другую сторону разрезанной сзади палатки. Вместе мы растащили тлеющую подстилку из-под палатки. Еловые ветки и осока с хвощом не успели высохнуть и не горели толком, а дымили. Одним словом, я поднял бурю в стакане. За несоблюдение мер пожарной безопасности нас оштрафовали и с утра смеялись, вспоминая  мой отважный поступок. Нам пришлось прямо на слёте зашивать палатку с двух сторон. Мне досталось сильней, я исколол иголкой все пальцы, пришивая  застёжки на лицевую сторону палатки, получилось ужасно, но функционально, крепко и памятно. Палатку после слёта списали и передали в частные владения для реставрации и последующего применения, забраковали мой труд.

   фото в свободном доступе интернета


Рецензии