Алтагачан- заря красного Забайкалья

Гражданская война- это самое жестокое из всего, что могут придумать люди, когда свои убивают своих, не взирая на слёзы матерей и плач детей. В семидесятые годы прошлого столетия еще были живы участники той великой трагедии охватившей весь наш народ, ввергнувшей Россию в братоубийственною войну. Один из них, участник Гражданской войны Зимин Илья Филиппович, член Алтагачанской комунны, партизан 1- го кавалерийского полка с 1918 по 1921 годы.

Вот его рассказ о том как он стал коммунаром: - В конце 1917 года мой отец укочевал в Монголию, со своей невесткой и нас взял с собой. В монгольских степях пасли мы отару своих овец. Жили тихо, мирно, но как то раз прилетели на заимку пять человек белогвардейских монголов- харченов и давай хозяйничать. Как назло отец уехал в деревню, оставил деньги невестке, чтобы мы не нуждались ни в чём. Перевернув в зимовье все, но ничего не смогли найти, харчены наставили на женщину винтовки и приказали отдать все деньги, какие есть в доме. - Пожалейте нас Христа ради, - зарыдала она, но бандиты, винтовок не опускали, один из них, молодой, с черными усами, жёстко глядя на неё через прицел, смачно выругался и сказал, - Девка, если не отдашь деньги, всех перестреляем,- деньги у неё были в кармане, протянула деньги бандитам, тут я не выдержал, стремительно подскочил к ней и вырвал деньги из её рук. Молодой тогда был юркий, ловкий, как угорь, семнадцать лет всего и побежал во двор, вскочил на коня и полетел по степи, но ускакать далеко не удалось. Догнав, они выволокли меня из седла и поставили возле оврага, хотели вначале расстрелять, но видимо пожалели - Слышь, парнишка, - сказал старший из них, черноглазый харчен, с жиденькой бородкой, - Твое счастье, передумали мы тебя убивать, иди на все четыре стороны, пока цел, но если ещё попадёшься и будешь нам вредить, расстреляем без всяких разговоров, ты понял? - Понял,- ответил я сердито. Харчены ускакали, осмотрелся я, вскочил на коня и поехал домой. Пришлось нам слаживать вещи и кочевать из Монголии обратно. В Усть- Озёрную пришли с отарой овец на шестые сутки. Второго марта моего отца поймал и расстрелял белогвардейский разъезд. Лошади прибежали домой с пеной у рта, отец безжизненно лежал на окровавленной телеге, белые изрешетили ему всю голову, так было страшно и больно. Поспрашивали всех, оказалось его застрелил белогвардеец Топорков. После гибели отца мы переехали в Алекзаводский район в Кутманду. Оттуда я ушёл в партизаны, всем сердцем желая отомстить белякам за смерть отца.
Жестокость, беспрецедентная жестокость атамана Семенова, его глупость позвать на Забайкальскую землю дикие племена монгольских варваров и недавних врагов Росси японцев, все это озлобило народ и отвратило от Семенова многих сочувствующих ему людей. По началу в 1918 году когда Г.М Семенов пришёл в Забайкалье и на станции Борзя провозгласил независимость от Советской России охваченной революцией, народ встречал его как героя. Затем влекомый жаждой власти, обогащения и врожденной азиатской упертости ( у него была доля бурятской крови) Семенов не видел того, что он творит, что он по сути своей роет себе и всему «Белому делу» могилу, озлобляет народ, убивает тысячами русских людей. Терпение народа лопнуло и родило партизанское движение. Чрким и наеболее мощным проявлением партизанской борьбы стала «Алтагачанская коммуна». Важную роль в подготовке массового партизанского движения сыграли «лесные» коммуны. Все, кому угрожала опасность от карательных семеновских отрядов, скрывались в лесах. В октябре - декабре 1918 г. число ушедших в тайгу настолько увеличилось, что появилась необходимость организовать эту силу. Среди скрывавшихся в тайге были созданы боевые ячейки, которые положили начало партизанским отрядам. Эти первые базы, создававшиеся в таежных местах, и назывались «лесными» коммунами - первыми очагами развертывания партизанской борьбы. «Лесных» коммун по Забайкалью было много. Они располагались около Сергеевки, Шаманки, Кумахты, в падях Алтагачан, Конда и Чин-rap. Алтагачанская коммуна стала играть руководящую роль.
Организаторами ее явилась группа борзинских и шахтаминских рабочих под руководством М.И. Бородина из 18 человек, ее ядром стала группа коммунистов в составе С.С. Киргизова, Н.Я. Семенихина и И.Д. Музгина. Алтагачанские коммунары установили тесную связь со многими районами, проводили собрания в близлежащих поселках, развернули большую разъяснительную работу, готовя их к вооруженному восстанию. Была установлена связь с подпольными большевистскими организациями Читы, Нерчинска, Сретенска и других городов. В феврале 1919 г. Читинская подпольная организация передала через своего представителя Шитова, приехавшего в коммуну, 2 тыс. руб. и «явки». Было проведено совещание, на котором был намечен план боевой деятельности и установлен срок выступления коммунаров. В марте 1919 года на базе коммуны был образован партизанский отряд, первое вооруженное выступление которого состоялось 29 марта 1919 года. Эта дата считается началом массового партизанского движения в Восточном Забайкалье.
«Рано утром 28 марта 1919 г. отряд алтагачинцев в составе 64 человек, без боя вошёл в с. Курунзулай, а затем перешёл в с. Онон-Борзю, где к присоединились члены местной коммуны», – писал в 1979 году в монографии «Борьба за Советскую власть в Забайкалье» историк Владимир Василевский. Один из руководителей этой коммуны Степан Киргизов вспоминал: «В конце марта 1919 года белыми отрядами были заняты близлежащие посёлки, партийная группа решила выступить. Сборным пунктом наметили село Курунзулай. К этому времени в коммуне набралось человек 70, выбрали меня командиром, подняли красный флаг и конным строем двинулись на село Курунзулай. Это было 28 марта. Когда мы подходили к Курунзулаю, то из села Олдонды поступили сведения, что оно захвачено 3-м семёновским полком. Мы заняли Курунзулай, но население боялось открыто перейти на нашу сторону, так как не надеялось на наш успех и опасалось близости 3-го семёновского полка. Курунзулай пришлось оставить. Вышли в направлении на станицу Борзинскую». В Курунзулай прибыл не весь 3-й семёновский полк, а лишь одна 2-я сотня. 30 марта казаки были разгромлены. В бою погибли четверо офицеров и 22 казака. 118 белых сдались партизанам. Те провели скорый суд, по решению которого семь офицеров и шестеро казаков были расстреляны, остальные были приняты в партизаны.
Партизанское движение стало принимать массовый характер. Вскоре были созданы партизанские фронты, ставшие грозной силой. Даже в Читу, которую в октябре 1920 года вынуждены были оставить семёновцы, первыми вошли партизаны.


Рецензии