Евсей Каргин. История одного казака

В архиве наткнулся на интересный журнал начала 20 века. Журнал «Разведчик», посвящен он был в основном военной тематике. Он не плохо иллюстрирован, множество фото, статей о военной техники и воспоминаний военных. Внимание привлекло одно фото. На нем были Забайкальские казаки -атаман Манкечурской станицы урядник Кузнецов и атаман Актагучинской станицы вахмистр Каргин Евсей Васильевич.
Казаки изображены с венком. Как следовало из статьи два бравых станичника были в составе делегации от Забайкальского казачьего войска, возложившую к подножию памятника Императору Александру III-му серебряный, вызолоченный и оксидированный венок с широкими Георгиевскими лентами и надписью: «Царю-Миротворцу Александру III-му от признательного Забайкальского казачьего войска».
Примечательной мне показалась фамилия Каргин. В голове сразу всплыл образ советского актера Ефима Капеляна, который мастерски перенес образ атамана Елисея Каргина со страниц романа Константина Седых «Даурия» на экран в одноименной киноленте.
Действительно Евсей Каргин послужил прообразом книжного атамана. Каргин Евсей Васильевич, обладатель четырех знаков отличия военного ордена Святого Георгия, родился в 1876 году в поселке Батаканский Актагучинской станицы (ныне село Батакан Газимуро-Заводского района). Время не сохранило сведений о его отце или матушке, братьях или сестрах. Но писатель Константин Седых донес до нас сведения о его колоритной внешности и мужественном характере в образе станичного атамана Елисея Каргина в известном романе «Даурия». Отец писателя Федор Седых, бывший казак Больше-Зерентуйской станицы, хорошо знал Евсея Каргина, более того, участвовал вместе с ним в одних военных походах, и оба они имели за боевые отличия по четыре Георгиевских креста. Так что выбор молодого писателя был более чем понятен. В 1897 году 21-летний Евсей Каргин был призван на действительную службу в 1-й Нерчинский казачий полк. Казаки служили четыре года. Евсей отслужил три года и уже стал мечтать о возвращении в родную станицу, как начались беспорядки в соседнем государстве. Китайцы подняли восстание против присутствия в стране иностранцев, начались нападения на европейцев, жестокие расправы с дипломатами и коммерсантами. В Маньчжурии атаке подверглись русские представительства, занятые сооружением железной дороги до Порт-Артура. Европейские государства, в том числе Российская империя, решили направить в Китай экспедиционный корпус и защитить своих граждан. 12 июня 1900 года была объявлена мобилизация. 27 июня полк благополучно добрался до Благовещенска. В городе царила паника, с противоположного берега китайцы вели ружейный и артиллерийский огонь.
Защитников города было мало, прибытие забайкальских казаков подняло боевой дух. В бою с китайцами свою первую награду получил Евсей Каргин. Вскоре грянула новая война – уже с Японией. Старший урядник Евсей Каргин вновь на фронте – в составе 2-го Нерчинского полка, и вновь проявляет незаурядное мужество. В представлении к награждению знаком отличия военного ордена Святого Георгия 2-й степени было сказано: «12 июня 1904 г. проехал через занятую японцами деревню Даймадза, привезя приказания, и вернулся обратно. Провел невредимо сотни отряда подполковника Хрулева, которые присоединились к остальным сотням». После русско-японской войны Каргин несколько лет был атаманом Актагучинской станицы. В 1912 году побывал в Москве, возлагал венок к памятнику Александра III. Как и многих Забайкальских казаков в 1930-е годы Евсея Васильевича постигла участь репрессированного. 16 апреля 1931 года был арестован и приговорен тройкой ПП ОГПУ по ВСК по ст. 58-8, 58-10 УК РСФСР к ссылке на пять лет в поселок Нарым, Нарымского округа, Западно-Сибирского края, вместе с ним отправилась и вся его семья- жена Анна, дети Михаил (1904), Дормидонт (1910) и Ефросинья (1914). Его племянник Деонис еще в годы гражданской войны перебрался в Китай и давно жил в Трехречье. Сын Евсея Васильевича Михаил позже был призван на войну 30 августа 1941 года и пропал без вести в 1943 году. Второй сын Дормидонт Евсеевич обзавелся семьей, сейчас его потомки проживают в Латвии. Сам же Евсей Васильевич реабилитирован 2 апреля 1990 года прокуратурой Читинской области посмертно.


Рецензии