de omnibus dubitandum 113. 170

ЧАСТЬ СТО ТРИНАДЦАТАЯ (1908-1910)

Глава 113.170. МЕЧТЫ ЮНОШИ-КАЗАКА…

    Пост, выставляемый к памятнику Императрице Екатерине 2-й с запорожцами, что стоял в сквере против Атаманского дворца приковывал все мое внимание.

    В одно из воскресений я подошел к нему и вновь рассматриваю (в который уже раз) характерные крупные фигуры запорожцев в полном их облачении и вооружении, получающих грамоту от Потемкина-Таврического на право владения Запорожскому Войску землями от Тамани и до Александровского (Усть-Лабинского - Л.С.) редута.

    Я рассматриваю их с исключительной юношеской любовью ко всему родному казачьему. Мне хотелось быть часовым здесь. Мне казалось, что этим я выполнил бы какую-то свою историческую миссию, но… меня не назначают ни в какой наряд по сотне, так как я еще молод… «Щэ молодэ… зэлэно» авторитетно заявляет не раз мой взводный Дмытрый Юхвымич ПобедА.

    Я вижу часового нашей сотни, флегматично шагающего вокруг ограды памятника с обнаженной шашкой в руке, винтовкою за плечами, и завидую, отчаянно завидую ему, а он, мрачный и скучный черноморский казак, охраняя такой исторический памятник, вижу — абсолютно не сознает своей «исторической миссии».

    Он знает, что по уставу он есть «лыцэ бэзпрэкосновэннэ», которому нельзя разговаривать с посторонними и до которого «нэззя доторкнуцця» — он все же, проходя мимо меня и не глядя на меня, шопотом спрашивает «Ну, шо там у сотни?» то есть какие новости в сотне, из которой он отсутствует ровно одни сутки.

    Я ему на это ничего не ответил, а новости могут быть только самые простые, — ну кого еще наказал нервный, злой подхорунжий Опамах, вахмистр сотни — «а бо кого щэ вин вдарыв по шии?…», что тот щедро раздавал при случае.

    Напротив, передо мною, Атаманский дворец, в котором живет Наказный Атаман Войска генерал-лейтенант Бабич. Парные часовые казаки с обнаженными шашками стоят «вольно» у широкого входа во дворец, который для меня представляется таинственным и недоступным, и как я позавидовал дежурному по полку взводному уряднику, помощнику дежурного по полку офицера, когда он, проверяя караулы, затянутый в черкеску, при кинжале и шашке и при казенном Нагане на красном шнуре, быстро подошел к ним и они, не беря «на караул», вытянулись перед ним в положение «смирно» а он, гордый и молодецкий, откозырнув им, легкими прыжками через ступеньку широкой лестницы входа вошел в самый дворец.

    Я стою у самого величественного исторического памятника славным нашим Запорожцам, смотрю на эту картину военной казачьей службы и думаю-мечтаю: через год — буду урядником и также буду поверять военный караул у дворца своего Атамана… И мне от этого стало тепло и приятно на сердце

    Мечты мои не сбылись… ровно через три месяца я стал юнкером Оренбургского казачьего училища.


Рецензии