Работа с космонавтами. Воспоминание Неробеева В

Кроме задач, связанных с охраной границы, экипажи эскадрильи задействовались для обеспечения работы, специалистов Центра подготовки космонавтов СССР. В этих мероприятиях пришлось участвовать и мне.  Группу специалистов, как правило, возглавлял космонавт, чаще всего мне пришлось работать с космонавтами  Жолобовым В.М. и Береговым Г.Т. Почему к этой работе привлекались авиаторы-пограничники?  Дело в том, что на авиабазе ВВС, расположенной на  аэродроме «Советский», рядом с Воркутой, был один поисково-спасательный экипаж, но уровень летной подготовки у него был не  высокий. Задания он выполнял, как правило, в простых метеоусловиях. Поэтому ставку на него не делали. В августе 1979 года в Воркуту прилетела группа, возглавляемая дважды героем СССР, генерал - лейтенантом Береговым Г. Т.. Задача поставлена следующая: отработать действия по поиску и спасению космонавтов, произведших внештатную посадку в заполярной тундре и в Арктике. С этой целью нам необходимо было обследовать район Воркуты, Амдермы, острова Вайгач, потом перелететь в Салехард и вдоль 67 параллели, вдоль строившейся при И.В.Сталине железной дороги Салехард - Игарка, (в народе ее называют «Сталинка»), обследовать этот район.  Взлетели с Воркуты на Амдерму и сразу на о. Вайгач. Там произвели посадку. Космонавт Береговой Г.Т. с группой прошли на пост ПВО, потом на заставу, к пограничникам, обговорили свои вопросы и по приглашению начальника заставы сели перекусить. Через некоторое время звонок из Амдермы, аэродром накрывает низкая облачность, видимость резко ухудшается, если нужна заправка в Амдерме, срочно вылетайте. Доложил ситуацию Георгию Тимофеевичу. Ситуация под контролем, спросил он. Так точно, ответил я. Тогда вперед. При подлете к Амдерме диспетчер докладывает, в Амдерме высота нижнего края облачности и видимость ниже моего уровня. Ваше решение. Я понимал, если с первого захода не сяду, посадку запретят, придется лететь на Воркуту, не облетав заданный район. Прошу контрольный заход, запросил у диспетче Заходим по схеме. Штурман, говорю В.С. Новикову, после пролета ближнего привода, (Н=100 метров) ищи полосу, я захожу по приборам. Плавно гашу скорость, снижение 1-2 м/сек. На высоте 30 метров Новиков увидел немного слева огни полосы и доложил об этом мне. Ухватившись за боковые огни полосы, сажаю вертолет и после этого запрашиваю посадку у диспетчера, доложив, что попал в просвет и полосу наблюдаю. Диспетчера на севере грамотные ребята. В данной ситуации, диспетчер понял, я его не подставлю. Куда рулить не вижу, смотрю, диспетчер подсылает машины сопровождения. За ней заруливаем на стоянку. Нас встречает целая комиссия, начальник аэропорта, командир полка самолетов-перехватчиков Ту-128 , представители местных органов власти.
Выйдя из кабины, Георгий Тимофеевич говорит мне, (на чистом командирском языке) е…..

м…, как Вы здесь летаете? Вот так и летаем, иначе дома будем сидеть, ответил я.

Командир местного полка, спрашивает, ваши дальнейшие планы?

– Заправимся под пробки и далее по заданию.

– А как вы будете взлетать при такой видимости?

– Для нас главное сесть, а взлететь не проблема, – ответил я.
В том районе, куда мы должны лететь погода обеспечивала нам выполнение задания. В общем, задание выполнили, прилетели на базу.
Георгий Тимофеевич просит командира эскадрильи, на следующий день слетать в Салехард

и далее по «Сталинке», причем желательно, чтобы экипаж был этот-же. Полет не представлял особой сложности. Полярный Урал перелетели в облаках, сели в Салехарде. И вот здесь возникла интересная ситуация. Наша группа в течение примерно двух часов пообщалась с представителями местных партийных и государственных органов и прибыла на аэродром. Командир Салехардского авиаотряда предлагает космонавту Береговому Г.Т. и группе лететь на их вертолете. Надо отметить, пилоты у них все как на подбор рослые, в парадной форме, вертолет белоснежный, отдраенный к такому случаю, внутри ковры. Наш экипаж по сравнению с ними выглядел более скромно, в полевой форме и стареньких кожаных куртках, вертолет обычный, рабочий, зеленая, выгоревшая от времени краска, никаких ковров. Запасной бак в кабине закрывает фанерный чехол. Нет, говорит космонавт, я полечу с пограничниками. Часть членов комиссии соблазнилась красотой и удобствами, и полетела на гражданском вертолете. Прилетели на конечный пункт маршрута. Обсудив свои вопросы на месте, собираемся лететь назад. За это время экипаж набил вертолетные чехлы, (колесные), грибами подосиновиками (красненькими). Я в жизни не видел столько много грибов, а самое главное их не надо искать, их надо убирать, как овощи с грядки. Смотрю, к нам в вертолет садятся те, кто летел на гражданском вертолете. Георгий Тимофеевич спрашивает их, в чем дело, почему не летите обратно на том вертолете?

Да он у них какой-то трясучий, в воздухе елозит. Вот так, вспомнил я следующую байку: «Обманчива внешность, сказал еж, слезая с одежной щетки». А вот как правильно, точнее комфортно управлять машиной, нас еще в училище учил наш первый инструктор, капитан Крюков В.И.. Зачем Вы ручкой управления, работаете как совковой лопатой. Сидя с тобой в кабине, пассажир не должен видеть, как у тебя в руках движется ручка, работай плавно, но энергично и тогда машина будет нежно плыть по воздуху, позволяя наслаждаться полетом пассажиров. Так нам удалось преподать мастер- класс холеным и напыщенным коллегам из ГВФ.
После выполнения задания космонавт Береговой Г.Т. поблагодарил командование части и экипаж за выполненную работу, а меня пригласил в «Звездный городок», в удобное для меня время. На память он подписал мне, написанную им книгу «Угол атаки», я ее берегу как память об этом смелом и душевном человеке. Кажется, ему, дважды герою СССР, летчику космонавту, заслуженному человеку можно на других смотреть свысока. Но вот общаясь с ним, космонавтами Жолобовым В.М. и Хруновым Е.В. убеждаешься, какие они земные, порядочные и скромные люди. Даже намеком они не позволяют себе проявить в отношении собеседника высокомерие или бестактность. В подтверждении сказанного, вкратце опишу, как космонавты нашу группу встретили в «Звездном городке».
Зимой 1980 года в Москве состоялось расширенное совещание партийного актива Пограничных войск. На совещание были приглашены от нашей части, я и командир. После совещания командир говорит, звони своему другу, космонавту Береговому Г.Т., он тебя приглашал, давай воспользуемся такой возможностью. Набираю номер, отвечает референт, подполковник Иосиф Давыдов. Он в той поездке был, и мы познакомились с ним. Объяснил, зачем звоню. Перезвони минут через пять.
Иосиф отвечает и говорит: - Подходите к проходной «Звездного городка». На проходной дежурный офицер спрашивает: - Вы к кому? Объяснили, подождите минутку, говорит он. Точно, через минуту выходит, несет пропуска, рассказывает, куда нам идти. Заходи в здание, из коридора 3 двери, читаем, на одной надпись, «Начальник политотдела Климук П.И.», на второй - «Заместитель Начальника Центра подготовки» (фамилию не помню), на третьей, что справа - «Начальник центра подготовки Береговой Г.Т.». Александр Павлович Черский говорит:
- Стучи, ты его друг, ты его возил по Северу. Стучу, выходит Георгий Тимофеевич, увидел первого меня. Обнял и воскликнул: «Неробейчик» приехал. Пригласил нас в кабинет, минут 10 поговорили, он обращается к Иосифу Давыдову, своему референту: давай проводи ребят на станцию «Салют». Покажи спускаемые аппараты, тренажеры, в общем, все покажи, потом придете ко мне, а у меня через 5 минут встреча с делегацией Украины. Осмотрев станцию, спускаемые аппараты, тренажеры, сфотографировались на память на их фоне, и пошли в кабинет–музей Ю.А. Гагарина. Если-бы кто мне сказал, в 1961 году, когда в космос полетел первый человек планеты земля, что со временем придется воочию соприкоснуться с тем, что мы увидали, я бы не поверил. Выходя из кабинета, Иосиф говорит, ребята у нас такая традиция, выход из кабинета только через кафе. Пограничники хорошие традиции чтят и поддерживают. Зашли в кафе, Давыдов пригласил к нам за столик, космонавта Хрунова Е.В. Сделали заказ, пообщались с космонавтом за рюмкой чая. Евгений Васильевич Хрунов рассказал нам о космосе, космонавтах, о жизни в «Звездном городке», много расспрашивал нас о работе летчиков - пограничников и использовании авиации в охране госграницы. Потом встреча продолжилась в кабинете у космонавта Берегового Г.Т.

В феврале 1980 года, из Звездного высадился целый десант, который возглавлял летчик космонавт, Герой СССР, полковник Жолобов В.М. Одной из задач, стоящих перед этой группой, была проверка определения возможного пребывания космонавта в спускаемом аппарате в условиях холодной Арктической зимы, после приземления. Привезенный с собой спускаемый аппарат, перекрашенный в цвет морской волны и нанесенным на нем логотипом «СССР», выставляли в тундре, подальше от аэродрома. В него садился испытатель, в скафандре космонавта, в котором он возвращался с орбиты на землю. Правда, скафандр, после выполненного полета усовершенствовали. Изнутри, он был утеплен гагачьим мехом. Этот мех по объему занимал мало места и мало весил, при этом хорошо сохранял тепло. В испытуемом спускаемом аппарате первоначально создавали температуру, адекватную реальной, которая бывает при приземлении. В аппарате находился штатный аккумулятор, энергию которого испытатель мог использовать для поддержания температуры.
Когда физические возможности испытателя исчерпывались, он сообщал об этом ответственному за эксперимент руководителю. Так повторялось несколько раз, причем каждый раз испытателя меняли. Потом делался вывод о возможном времени пребывания космонавта в капсуле. Это время закладывалось как ориентировочное для поисковиков спускаемого аппарата.
И Кроме этого они привезли с собой вездеходы. Один на колесной базе, второй – внешне похожий на гусеничный тракторный вездеход. Отличие было в том, что у него не было гусениц и колес. Вместо них, по бокам тягача стояли шнеки. Они были похожи на вал мясорубки, или ротор снегоуборочной машины.- В чем преимущество этого новшества? На земле вместо колей, остаются косые, мелкие черточки. От  эксплуатации такой техники, почва тундры не нарушается. На восстановление покрова тундры от повреждения ее колесным или гусеничным вездеходом уходят годы. Зимой такая машина преодолевает уклоны более шестидесяти градусов и не буксует. Кроме этого, по просьбе Виталия Михайловича, мы совершили  несколько вылетов для рекогносцировки приполярного и заполярного Урала и прибрежных вод Карского моря. Полеты приходилось выполнять в сложных метеоусловиях, при низких температурах воздуха. После очередного полета, Валерий Михайлович подарил мне свою фотографию, с надписью.  Конечно, получить такой отзыв  космонавта, повидавшего в жизни многое, проверенного всенародной славой, любовью и уважением народа, было приятно. еще маленький штрих к сказанному. Представители Советских и партийных органов, руководство шахтоуправления «Воркута уголь», стремились пообщаться с космонавтом, чтобы он выступил перед рабочими коллективами. Космонавт Жолобов В.М. всегда шел им на встречу. После этих мероприятий, как правило, устраивался прием в узком кругу в его честь. Он соглашался, но всегда просил, чтобы мой лучшие друзья тоже присутствовали. Он имел в виду Александра Павловича Черского и меня, видно вертолетчики пришлись ему по душе или знак благодарности за ту работу, которую мы с ним делали.

На этих приемах, в не официальной и не принужденной обстановке, еще больше раскрывались человеческие качества этого удивительного человека. Он сам много шутил, с удовольствием и пониманием воспринимал шутки и юмор, исходящий от присутствующих. Создавалось впечатление, что в компании находится не знаменитый космонавт, а твой лучший друг. Особенно он любил свежие анекдоты.

С Виталием Михайловичем у меня сложились дружеские отношения. На память о наших совместных полетах он подарил это фото с его надписью.

По окончанию выполнения задания, космонавт на подведение итогов пригласил всех участников эксперимента и руководство города. Мы тоже присутствовали. В конце подведения итогов, испытатели и персонал группы, пригласили всех в отдельный зал, где были выставлены на просмотр вещи и используемое ими оборудование, там же находился скафандр космонавта.
- Кто желает примерить на себе скафандр? - Присутствующие замялись, желающих не было. Тогда Валерий  Михайлович обращается ко мне:
- Виктор, докажи, что ты соответствуешь своей фамилии, давай попробуй одеть скафандр, мои ребята тебе помогут.
Его помощник, подполковник Иосиф Давыдов, за кулисами помог мне облачиться в скафандр, в котором я вышел на обозрение публики. Этот выход был запечатлен на пленке. Один из снимков отослал родителям. По приезду в отпуск они начали меня пытать, скажи честно:

- Тебя зачислили в отряд космонавтов?
Рассматривая мою фотографию и слушая при этом мой рассказ о космонавтах, муж моей сестры сказал:
- А ты знаешь, я ведь тоже был испытателем космического оборудования. По истечению времени теперь могу Вам об этом поведать.
Оказалось, срочную службу он проходил в качестве испытателя космического оборудования в институте Космической медицины в Москве, в районе станции метро «Динамо». Вот что он поведал об одном из проводимых экспериментов. Перед учеными была поставлена задача, отработать вопросы питания космонавтов на орбите. Один из элементов этого вопроса испытывали на мне. Меня положили в стеклянный саркофаг в скафандре космонавта. На груди закрепили несколько емкостей с различными соками. Моя задача заключалась в том. Чтобы как можно дольше пролежать в саркофаге, питаясь соками на свой выбор. Что хочешь, то и пей – инструктировали меня. Два дня пролежал без проблем, вспоминает он. Тут он поясняет, как он питался. На емкости, из которой хочешь попить сок, открываешь вентиль и перекачиваешь нужное количество сока в центральный расходный бачок. Потом вентиль закрываешь, а из расходного бачка, высасываешь содержимое. На третий день заполнил бачок вишневым соком, но допить не смог, не было желания. Попозже, решил пообедать, в расходный бачок залил гранатовый сок, забыв, что не допил вишневый. Выпил половину, а когда повторно, через несколько часов, решил допить содержимое бачка, там оказалась броженная жидкость. Меня не предупредили, сто соки нельзя смешивать, реакция не замедлила себя ждать, я оказался в собственном д…е. Наблюдающий за мной полковник медицинской службы спрашивает:
- Как ты там, Володя?
Полежи, как я, в «стерильных» условиях, тогда поймешь как я – подумал про себя, но сказал  другое:
- Пока терпимо.
Сынок, прошу тебя, потерпи. Видно за результаты эксперимента с них строго спрашивали. Но больше сеток не смог продержаться. Сначала тело стало чесаться, почесать не было возможности, а потом вообще появились острые рези от разлагающихся отходов.
Эксперимент пришлось прервать, не смотря на отрицательный его результат, выводы были сделаны положительные. Причина была установлена, и в следующих испытаниях ее учитывали. Как видим, даже на этом примере, понятно, путь в космос был не простым, тернистым. В подготовке космонавтов участвовало множество людей различных профессий, которые делали все, чтобы они комфортно чувствовали себя на орбите.
На фотографии: космонавт Г.Г.Береговой с женой и детьми в тундре. Встреча с оленеводом- героем социалистического труда.


Рецензии