Как однажды в карантине внучка меня порадовала

  «Дело было вечером. Делать было нечего». (Сергей Михалков) Это было в карантине. И тут ко мне подходит внучка с магнитной шахматной доской и пластмассовыми шахматными фигурками серебряного и золотистого цвета (подарок мамы). «Давай, дедушка, поиграем».
   «Давай, внученька».

   «Шахматы – гимнастика для ума» – это всякий знает. А обнародовал этот афоризм Яков Герасимович Рохлин — советский шахматист и деятель советского шахматного движения, мастер СССР 1929, родоначальник массового шахматного увлечения в СССР. Это изречение, с его лёгкой руки, стали приписывать В. И. Ленину. А получилось это так: «еще в начале 20-х годов, будучи на приеме у активного участника Октябрьской революции, старого большевика-ленинца Н. Подвойского, он спросил:
— Правда ли, что Ленин считал шахматы гимнастикой ума?
— Да, — ответил Подвойский.
Этого оказалось достаточно, чтобы это изречение, со слов Рохлина, растиражировали, и оно стало помогать распространению шахмат в нашей стране». (Опубликовал Alexander Yagushev , 08.04.2010).

   Я в 1990 году попробовал устроить дочку в 4 года на фигурное катание. Но её секцию около нашего дома закрыли. А дочка наотрез отказалась заниматься этим видом спорта. Тогда я решил устроить её во «Дворец пионеров» на Невском. Сейчас его переименовали в «Дом творчества юных». Там было большое количество групп и секций по разным детским занятиям и видам спорта. Я сам там занимался в 1962 г. в секции кораблестроения. Меня привлекло объявление о приёме детей с 4 лет в секцию шахмат при комитете олимпийского резерва. Мы с дочкой Тоней играли в шахматы. Я был не плохим любителем, изучившим теорию по книге Лисицина.

    Итак, я пошёл познакомиться с тренером. Им оказалась маленькая симпатичная женщина, Татьяна Анатольевна Сакаева (1946-2004), мать Константина Руфовича Сакаева (род. 13 апреля 1974, Ленинград) — гроссмейстера (1993 г.). Она посмотрела возможности дочери и взялась её обучать. Надо сказать, что это была «железная» шахматистка. Если её ученик не проводил атаку, то она считала такую партию «пустой». Дочка - Тонечка была ещё совсем маленькой. Она играла за столом стоя на коленках. Но, скоро научилась играть с шахматными часами на время и записывать свои партии. В её шахматной тетради в 1994 г. есть интересная партия в 36 ходов на 36 минут (0-1), Тоня - Никита Витюгов (ставший гроссмейстером в 2007 году). В 1994 он учился у Татьяны Анатольевны вместе с Тоней.
  Я 1993 купил ей «Синклер» и поставил простую шахматную программу. Затем, в 1996 году отец помог мне купить компьютер с процессором 486-DX2-66. На нём я поставил Chessmaster 4000. На нём Тоня занималась до 2000 года. Потом она получила первый разряд по шахматам. А потом решила, что шахматы занятие не перспективное.
   И вот, уже её дочка хочет сыграть со мной. И, закипела у нас  с ней шахматная баталия. Мы перешли в эндшпиль, и внучка, с моего совета, пошла на ничью.
   Я подумал, что внучка может серьёзно заинтересоваться шахматами и поставил на мой современный комп Lucas Chess. Эта программа специально адаптирована для маленьких начинающих шахматистов. Для самых маленьких собраны подходящие противники: муравей, пчела, черепаха, цыплёнок, орёл, панда...сова. Если муравей только правильно ходит, вообще не просчитывая варианты и не защищая своих фигур, то сова уже не плохо играет. Внучке понравилось играть со слабыми. Она просто гнала пешки до превращения их в ферзи. Тоже не плохое занятие в карантине.
   А вот с более сильными игроками (например: с цыплёнком) ей без знаний не справиться. «А учиться скучно. Зачем учиться, когда в программе «TROOM» сплошные приколы, а в «Гравити Фолз» - сплошные монстры». Чувствую, что из женщин моей семьи не выйдет Юдит Полгар или Цзюй Вэньцзюнь. Для них шахматы – занятие не перспективное. А Вам, дорогой читатель может пригодиться совет старого дедушки: - "Если у вас есть комп и маленькие дети, то попробуйте заинтересовать их обучающей программой Lucas Chess. Пока карантин самое время постигать шахматное искусство.
Что-то давно мировой шахматный престол не занимали русские. Всего Вам хорошего".


Рецензии
Шахматы в этой России непопулярны. Не знаю - почему. Я свою внучку научил играть еще до школы. И мы с ней частенько играли по вечерам. И я ей через раз проигрывал в "напряженнейшей" для видимости борьбе. Но особого интереса у нее к шахматам не проявилось и я прекратил с ней играть. Зачем время попусту тратить?

Виталий Овчинников   04.04.2020 14:05     Заявить о нарушении
Вот, вот. И мои дети пришли к такому же выводу. Только, внучка отказывается играть во все известные и новые игры (Спящие королевы, Детская монополия...). Единственно, что её устраивает бег по квартире. Но меня надолго в "догонялки" не хватает. Попробую заинтересовать её фильмами комедиями с Луи де Фюнесом на большом телевизоре. Сегодня она не смотрела, но, хоть поглядывала. Всего хорошего.

Евгений Радомысельский   05.04.2020 00:49   Заявить о нарушении