Бельгийская литература
Бельгийская литература на французском языке (13-17 вв.) во многом является достоянием культуры Франции. Первые памятники французской письменности относятся к 1200 г. В 13 в. Ф. Муске создал «Рифмованную хронику» - рассказ об исторических событиях до 1242 г. Льежский хронист Ж. де Тюэн перевел и издал в середине 13 века «Историю Юлия Цезаря» в прозе.
В середине 14 века появляются эпические сказания и песни о крестовых походах – «Годфруа Буйонский» и «Рыцарь с лебедем» (анонимные произведения. Куртуазная литература развивалась в 13-14 вв.) Манесье, используя сюжет о чаше святого Грааля, написал поэму, которую посвятил дочери князя Бодуэна 4. В 13 веке в Эно создано много рыцарских романов («Роман о владельце замка Суси и даме де Файель»). Менестрель Ж. де Конде был автором фабльо, лирических песен, сказок и повестей, носящих морализаторский характер. Поэту Ж. Фруассару (14 в.) принадлежат рондо, баллады, пасторали и большие поэмы. В его стихах встречаются реалистические описания и исторические события того времени.
В 14 веке получают развитие прозаические произведения на французском языке (Ж. ле Бель «Подлинные хроники»). В 15 веке развивается жанр новеллы (Антуан де ла Саль составитель сборника «Сто новых новелл»).
Литература 16 века развивается под знаком идей Возрождения. Ж. Лемер де Бельж – поэмы «Прославление Галлии и удивительные судьбы Трои», «Первое послание» и «Послание влюбленного попугая» - мотивы куртуазной литературы.
Большое влияние на бельгийскую литературу оказали французские поэты «Плеяды». Баллады, сатиры Л. Де Мазюр были под большим влиянием творчества П. Ронсара. Ф. де Марникс де Сент-Альдегонд, автор памфлетов в духе Ф. Рабле.
В 17 веке в бельгийской литературе отмечается некоторый застой (религиозные войны). Из Франции в Бельгию бежали многие известные писатели: Э. Бреше де ла Круа, А. Лене, барон де Валеф. Они оставили в этой стране много своих произведений.
К.Ф. Де Нели в своих трактатах пытался сочетать теологию с просветительскими идеями («Фрагмент об источниках истинного счастья»,1763). С 1756 года в Льеже выходит «Энциклопедический журнал», где популяризируются идеи французских просветителей. Создаются литературные кружки и общества, где плодотворно работают известные писатели – О. Б. Рейнье, Ж. Н. Бассанж, П. Ж. Энкар. В поэзии Энкара ясно звучит тема природы в духе Ж. Ж. Руссо.
В конце 18 века в Бельгии появляется множество песен, басен - Ж. Ш. де Линь в романе «Фривольные повести, или беседы Белиаля» изображает дух и события эпохи, рисует жизнь разных слоев общества. В творчестве А. Ван Гассельта чувствуется влияние В. Гюго (сборник стихов «Примулы»,1834). Реализм и романтизм переплетаются в гражданских и любовных стихотворениях Ш. Потвена. В таком же направлении работает и Т. Вестенрад (сборники «Буксир», «Лирические стихи»).
В 1-ой половине 19 века развивается жанр исторического романа. Под влиянием В. Скотта работает А. Мок, автор трех романов – «Наваренская битва, или Отсупник», «Морские гезы, или Бельгия под властью герцога Альбы» и «Лесные гезы, или Бельгийские патриоты 1566 года», 1828. Исторические сюжеты, связанные с историческим прошлым страны, изображает в своих трагедиях Э. Смитс («Мария Бургундская», «Жанна Фландрская»,1827).
С середины 19 века в бельгийской литературе реализм тесно соседствует с натурализмом (романы Леклерка «Серафен», 1860, «Тихий дом»,1872; произведения Л. Иманса «Семья Бювар» и «Малая мера»,1859).
Ярким событием была книга Ш.Де Костера «Легенда об Уленшпигеле»,1867 г.
В поэзии этого периода реализм занимает ведущее положение (Ф.Стевенс - гражданская лирика «Национальные стихотворения»; Э. Дюбуа – автор сборника «Думать и забывать», 1855).
В 80-е годы 19 века натурализм начинает тесно соприкасаться с реалистическим движением. В бельгийской литературе начинают звучать социальные темы – творчество Ж. Экаута (роман «Новый Карфаген» (1888)); Э. Демольдер в романе «Изумрудная дорога» рассказывает о судьбе художника.
В 90-е годы в литературе заглавную роль начинают играть декадентские влияния – драмы М. Метерлинка («Слепые») проникнуты мистическими мотивами; герои романов Ж. Роденбаха живут в атмосфере грез «Мертвый Брюгге». Принципы символизма отстаивал А. Моккель, поклонник французской поэзии. Поэты Ш. Ван Лорберг (сборник «Смутные видения»), А. Жиро, И. Жилькен тоже были большими поклонниками французского символизма.
В начале 20 века в бельгийской литературе преобладает жанр «регионального» романа, посвященный истории, поверьям, пейзажу отдельных уголков Бельгии. Этим произведениям присуща некоторая описательность, сентиментальность и натурализм (романы М. дез Омбио, Ж. Гарнир).
В 30-е годы бельгийский социальный роман выражает национальные традиции и демократические идеи (Ф. Элленс, Р. Вивье). Основная тема романов К. Бюрнье жизнь бельгийского подрастающего поколения, трудное детство («Глупость», «Стриженные головы»,1930).
Если посмотреть поэтические сборники того времени, то читатель увидит - (А. Эйгепарс. Сборники «Гербовники», «Памфлет», «Поэма для трех голосов», 1935). Лирика Р. Вивье (сборник «Неясная дорога»).
В драматургии был хорошо известен Г. ванн Зип – автор семейно-бытовых драм с реалистическим уклоном («Этапы», «Посевы», «Другие»,1925). Символические тенденции характерны для творчества Маргерит Дютерм («Дом с привидениями», «Мертвые воды»).
50-60 годы 20 века в бельгийской литературе на французском языке характерны любовью к своей стране и ее природе. В поэзии – Ж. Норж (автор лирики больших философских обобщений – стихи об Икаре).
Рассмотрим бельгийскую литературу на фламандском языке. До начала 18 века фламандская литература была составной частью нидерландской культуры. Затем в Бельгии насаждается французская культура и язык. По этой причине – национальная фламандская культура приходит в упадок. Только фольклор, исторические предания легенды сохранили чистоту фламандского языка.
Очагом фламандского романтического движения в начале 19 века становится Гент, где собираются представители литературы – авторы песен, баллад и легенд. Поэты раннего фламандского романтизма – Я. Ф. Виллемс (воспевал героическое прошлое своего народа, «Мария Брабантская»,1828; К. Ледеганк, в трилогии «Три брата-города», 1846, он рисует героическое прошлое Брюгге, Гента, Антверпена).
Из писателей-реалистов надо отметить Х. Консианса, в бытовых романах он рисует жизнь того времени, передает быт и нравы («Судьба»,1850). Во второй половине 19 века развивается реалистическая литература демократического направления (Д. Слекс, «Тибертс и К», «Планы мингера Перьяна».1867; А. Бергман, «Эрнест Стейс- адвокат»,1874). В направлении натурализма развивалось творчество Л. Бакелманса («Из серого тумана».1901, «Доллар и языческий город»,1904, «Трезвый влюбленный», 1954).
Общественные темы вносят в свои произведения ряд писателей из демократического движения – поэт П. Лангендонк, который близок французским символистам; романист Э. де Бом, автор психологического романа «Обломки» (1898).
В конце 19 века некоторые писатели от реалистического направления стали переходить к символизму («Ирис»). Характерной фигурой этого времени является Х. Тейрлинк - («Чудесный мир»,1902), («Обезьянка из слоновой кости», «Иоган Докса»,1917).
Фламандская драма этого периода имеет экспрессионистские корни (Тейрлинк, Г. Мартенс). Тейрлинк пишет пьесы с формалистическими световыми эффектами («Замедленный фильм»1922, «Сорока на виселице»1937).
Поэт - романтик Я. Ванн Найлен (стихи «Птица Феникс»1928, «Охотник на заре»1937).
Г. Валсхап, раньше изображавший деревню, стал отражать в своих произведениях эротизм (трилогия «Семья Роутгофтов»).
Поэт Б. Декорт в сонетах и балладах воспевает радость жизни и любви («Жерминаль», «Орфей проходит мимо»1940).
ВЕРХАРН
Эмиль Верхарн (1855-1916). Поэт писал на французском языке. В его творчестве символика была средством социально-философского обобщения образов реальной действительности. В книгах «Поля в бреду». «Призрачные деревни» (1895), в сборниках «Многообразное сияние», «Державные ритмы» (1910) – показана борьба человека за свое существование, утверждаются безграничные возможности его.
Като
«Слюну с могучих морд коровьих стерев,
Перекидав навоз и освежив подстилку,
В рассветном сумраке дверь хлева отперев
И подобрав платок, сползающий к затылку,
Засунув грабли в ларь и подоткнув подол,
Като, дородная и дюжая девица,
Садится на скамью. Скрипит дощатый пол,
А в полутьме фонарь, мигает и дымится.
Ступни в больших сабо. Подойник между ног.
Передник кожаный стоит на ней бронею.
Шары-колени врозь. И розовый сосок
Она шершавою хватает пятернею…»
КОСТЕР
Шарль де Костер (1827-1879).Он родился в семье управляющего папского нунция в Мюнхене. Окончил Брюссельский университет. Творчество де Костера корнями уходило в почву народной истории. Сборник новелл «Фламандские легенды» (1857) был навеян средневековыми преданиями, фольклором родной страны. На материале древней фламандской баллады Костер создал романтическое произведение о злодее-рыцаре и благородной девушке, избавляющей от него родной край («Сир Галевин»). В следующей поэтической легенде – «Бланка, Клара и Кандида», автор с некоторой иронией рассказывает о трех сестрах, которые решили удалиться от мира. Простодушное веселье, ликование духа и плоти присутствует в легенде «Братья Упитанной рожи», где автор изображает людей средневековой деревни с ее суевериями и с любовью к жизни. В 1861 году Костер издал «Барбантские рассказы», где тесно переплетены все литературные течения того времени – реализм, символизм и сентиментализм. Вершиной мастерства де Костера литературоведы считают произведение «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях» (1867). Своего героя писатель заимствовал из немецкой народной книги 15 века Тиль Уленшпигель – бродяга, насмешник бродит по стране.
Песня Уленшпигеля
«Пепел взывает о мщень.
Пришли палачи, принялись за работу.
Мечь, огонь и кинжал – инструменты у них.
Ждет подлых доносчиков щедрая плата.
Где раньше Любовь и Вера царили,
Насадили они Подозренье и Сыск.
Рази палачей ненасытных!
Бей в барабан! Да здравствует Гез!»…
«Легенда об Уленшпигеле» Лист 1
«Легенда об Уленшпигеле» Лист 2
«Легенда об Уленшпигеле» Лист 3
«Легенда об Уленшпигеле» Лист 4
Свидетельство о публикации №220040401074