Взгляд дилетанта

       В конце семидесятых, начале восьмидесятых,  меня время от времени привлекали на приемку новых военных кораблей, построенных на Хабаровском судостроительном заводе. Корабли были  различных проектов. Помню, попал я как-то на приемку первого или, как его называли, головного в серии корабля. То есть первого в заказанной серии. Работа эта была важная, требовала особой внимательности и даже педантизма. В команде военной приемки были хорошие специалисты, военные моряки, каждый, как говорится, дока в своей области. И только я был далеким от  морских дел человеком, потому как не отличал на корабле бак от полубака и понятия не имел, что такое кокпит. Но свое дело я знал не совсем плохо и с работой плохо ли, хорошо ли, справлялся.
       Так вот. Вернемся к головному кораблю...Все темы испытаний корабля были проведены, по всем секциям были подготовлены справки, точнее, протоколы, осталось только последнее испытание. Суть его заключалась в часовом прохождении судна на пределе мощности двигателей, то есть в режиме "самый полный вперед". После этого проверялись все главные узлы и системы корабля. Все было нормально, пока не дошли до выходной буксы вала главного гребного винта. Вскрытие муфты показало, что опорные подшипники вала пришли в полную негодность. Это, конечно, очень озаботило команду сдатчиков, то есть представителей завода. Главный конструктор проекта счел, что виноваты подшипники, дескать, они были не очень хорошего качества.
       Заказали еще комплект подшипников, но уже у другого завода. Пока ждали их доставку, пока их переустанавливали, шло время, мы болтались на рейде и занимались, кто чем может, чтобы убить скуку.
       Наконец, подшипники пришли, их смонтировали, главный конструктор перекрестился и судно пошло на испытание.  Последующая проверка показала, что и эти подшипники  были плохого качества, потому что они и на этот раз развалились в хлам.  Короче, команду сдатчиков залихорадило. Они засели за расчеты в кают-компании, что-то там считали, спорили, снова считали...Но ответа не было. Было решено заказать подшипники из Чехословакии. Доставили их самолетами, быстро. Третий выход, и третье фиаско - подшипники были разбиты.. Ни более густое масло, ни подшипники разных заводов, ничто не спасало ситуации. Расчетчики опять сидели в кают-компании и опять спорили до хрипоты.
       Как-то раз я, слоняясь от скуки по судну, заглянул к этим спорщикам. Немного потолковал с ребятами, с главным конструктором. Он показал мне чертеж этой самой буксы, и я увидел, что это практически, с некоторыми отличительными нюансами, чертеж буксы заднего колеса моего "Запорожца", только тут были однорядные опорные подшипники, а в буксе автомобиля подшипники были упорные, то есть конические. Я на чертеж смотрю и думаю: а с чего это на таком нагруженном месте, на главном валу поставлены такие слабые  подшипники?- и  сказал главному, что вот есть такая машина - "Запорожец", там есть похожий узел, только, конечно,  с другими размерами и подшипники там стоят упорные...почему у вас поставлены опорные?   Конструктор несколько минут смотрел на меня помутнёнными глазами, потом спросил, почему я все время молчал и ничего не говорил про эти упорные подшипники? На это я ему сказал, что как-то не привык подсказывать профессионалам, являясь дилетантом в этом вопросе. Заказали упорные подшипники, смонтировали. Программа "самый полный вперед", проверка - подшипники как новенькие.
       Председатель комиссии, капитан первого ранга, затребовал еще одно, повторное, испытание в этом же режиме. Опять все в полном порядке. Команда сдатчиков ликовала... Было принято решение о приемке корабля, и мы вернулись на завод. Директор завода был в курсе всех этих событий, поэтому, когда мы встретились в его кабинете, он поздравил нас с окончанием работы, а мне подарил бутылку грузинского коньяка "Греми" с десятью звездочками на этикетке и в шутку позвал после окончания службы работать к нему на завод.
       Вот так иногда дилетанты, ничего не знающие о проблемах техники, помогают профессионалам в их нелегком труде, от которого, случается, заклинивает мозги.  А все потому, что в те года приходилось ремонтировать автомобили самому...автосервисов почти не было.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.