Ангел Украины

     Прошло 11 лет с тех пор, как несколько первых монахов миссионеров Ордена Святейшего Искупителя (Редемптористы) прибыли в Украину. Сюда их послали, по просьбе блаженной памяти митрополита Андрея Шептицкого, их высокие настоятели, чтобы начать или нет величайшее дело в истории нашей современной Церкви - формирование нового чина конгрегации для проповедования слова Божия и миссионерского служения для широких масс.
       Прибыли монахи жили неподалеку Якторова, в славном Унивском замке, который веками был резиденцией львовских митрополитов. В истории украинского народа этот, когда-то довольно известный, монастырь Ордена Василиан в Уневе занимает выдающееся место. В течение своего существования он был мощным центром материального и духовного добра украинского народа и одновременно мощной крепостью, которая часто защищала население от татарских нашествий. Жители Унева относились к замку с глубоким уважением и с определенным страхом. Дело в том, что этот славный монастырь, хоть и заброшенный в течение десятков лет, все же имел жителей, и между людьми распространялись достоверные рассказы о странных появлениях, которые наблюдались в монастыре ... Однажды вечером три монаха вошли в церковь, что расположена на внутреннем дворе монастыря, а когда вышли, за ними не осталось ни следа.
     Подобных случаев - множество; были и свидетели тех странных событий. Надо признать, что этот монастырь будто создан для загадочных рассказов. Расположенный среди обширных лесов, он до сих пор окружен огромными деревьями.

В церковных башнях гнездятся совы и вороны, а в полночь, прерывая ветер, раздаются душераздирающие крики. В такой атмосфере мы провели первые месяцы нашего быта в Западной Украине. Вскоре началась война. Победная русская армия вошла в Унев 28 августа 1914году. Сразу начали сажать и искать украинцев. Составили и списки галичан и всех "врагов". Во многих церквях "поставили" православных батюшек, целыми пригоршнями рассыпали рубли среди предателей. Вокруг монастыря бродили шпионы.
          В Уневе меня посетили два посланцы Петроградского "Святого синода" - Львовский губернатор граф Бобринский, который заповедал нам покинуть Галичину, и Евлогий, православный епископ, с несколькими апостатами и Перемышлянским комендантом клялись нас уничтожить ...
         Каждый новый день приносил новые испытания, и никакой помощи, совета, поддержки.
        Как-то 29 октября 1914 года, как никогда, мне не давали покоя печальные предчувствия. Было это вечером. Я вышел, немного пройтись под гигантскими елями монастырского парка. На дворе завывал ветер, настроение у меня было мрачное. Вспомнились события последних нескольких недель. Мои планы по возрождению украинского народа и труда среди его несоединенных сыновей развеялись ... Медленно и печально ходил под большими деревьями и прислушался к скрипу их ветвей, которыми играл ветер.
 
                ***

        Дорогой читатель, не знаю, ты веришь в духов ... Я не хочу обсуждать твои убеждения относительно этой темы, даже могу признать, что и сам до тех пор, пока не переступил порог Унивского монастыря, был недоверком в этой области.
      Люди смотрели на отцов с интересом и удивлением: как они живут в той келье ... и не боятся ... и не видят загадочных жителей, которые время от времени посещают монастырь и келью? Не знают, что спят под церковным двором, где под землей покоятся сотни скелетов украинских панов и монахов с древнейших времен?
       Меня не пугали подобные разговоры. И все таки имел какое-то ощущение, что под одной крышей вместе с нами обитают живые существа из потустороннего мира.
         Вечером 29 октября я молился дольше, чем обычно, в домашней часовне, которая находилась в правом крыле здания, неподалеку от древней башни, куда никто не заходил ... На той стороне была и моя комната, от которой рядом с  дверями часовни тянулся длинный коридор. Другие братья жили в другом конце замка. В том коридоре одного вечера два каноники, тогда у нас ночевали, видели священника в облачении, который шел в часовню служить Божественную Литургию.
          Это воспоминание, невеселые впечатления того дня и мои длинные и грустные мысли под старыми елями так напрягли мое воображение, что вечером, когда шел в свою комнату на покой, я встретился с темным существом, присутствие которого чувствовал.
        Я действительно встретил его. Показалось, что в конце коридора я увидел фигуру в длинном черном плаще. Мне перехватило дыхание, я стоял как вкопанный ... Склоненная фигура приближались медленно и, остановившись около меня, сказала: « Не бойся, тот самый идеал соединил нас в этой келье»
        Услышав такие ласковые слова из Царства Спокойствия, я набрался смелости и приглушенным голосом смог спросить: «Кто же ты, странный дух, чего хочешь?». Фигура выпрямилась: «Я веками уже нахожусь в этой келье ... Я охраняю ее, потому что она - мое царство. Для меня - большая радость встретиться с кем-то, кто понимает и разделяет мою печаль».
         Тот спокойный голос из другого мира был переполнен глубокой тоской. После короткой паузы, которую я не решился нарушить, он заговорил дальше: « Мой народ страдает под чужим игом, он не осознает, он бедный, он униженный. Чтобы заработать на кусок хлеба насущного, вынужден идти далеко в чужие края и работать рабом. Он должен быть большим, сильным и славным, как другие народы. Его самое большое несчастье в том, что он  потерял свою веру, и тираны отобрали у него надежду на лучшую жизнь».
      Мой загадочный посетитель замолчал, и мне показалось, что он хотел, чтобы говорил я. Я спросил его, что является причиной непрестанного гнета Украины и кто больше всего виноват во всех его несчастьях. Может россияне – фанатики, или варвары татары, или Австрия со своей политикой, или Польша - в силу своей ... Дух внезапно прервал меня: "Вы, смертные, обо всем судите своим ограниченным зрением. Конечно есть такие, которые провинились, и только Бог их рассудит. Я пришел, не для того, чтобы учить тебя мстить, или  ненавидеть. Спасение моего народа - в любви, согласии и единстве, - лицо духа становилось все больше выразительным и вдруг засияло. - Спасение моего народа недалеко. Всевышний посчитал его страдания. Уже скоро чаша наполнится ", - сказав эти слова, фигура склонилась, словно прощаясь. И действительно, я стоял один в длинном монастырском коридоре. На дворе шумел ветер, глубокую тишину нарушил крик совы ...

                ***

          Ночь прошла без сна. Я чувствовал, что меня переполняла странная сила. Я не знал, что это за сила, но чувствовал ее благотворительность. Кто это был, кто мне явился, но не захотел назвать своего имени?
         Я много размышлял: возможно, это один из мертвецов, покоящихся здесь более 300 лет? Может, это был основатель Унивского монастыря, или его зодчий? Мои мысли понеслись к отважному и набожному господину с Лагодова, что на собственные деньги построил первую святыню в честь чудотворной Божьей Матери. А может, пришел он, чтобы стать на страже иконы и святыни Преблагословенной Девы?
      Ни одна из этих мыслей не удовлетворяла меня полностью. Я надеялся еще раз увидеть своего гостя и решил выведать у него его имя и цель его пребывания в здании древнего Унивского монастыря. Из среды всех впечатлений я больше всего чувствовал глубокое и болезненное сострадание к тому духу, что так тяжело грустил и терпел, через несчастья украинского народа. Без сомнения, он должен был горячо его любить еще в своей земной жизни. Или ему было назначено терпеть искупления за грехи своего народа? А, возможно он, был жертвой, посредником, своего рода Моисеем, который заступается за народ?

                ***

          Итак, он веками находился среди просторных стен древнего монастыря и вместе с монахами молился, умоляюще протягивая руки к небу, за оборону монастыря и его обитателей во время татарских нашествий, охраняя, как бесценный памятник, эту келью, которая была будто бы  символом его дорогой Украины?
      Да, да, это настоящая тайна. И келья, которую так бережно хранили - это символ Украины, ее великого прошлого, это образ ее борьбы и страданий, ее современного упадка, надежды на большое и славное воскресение.
       На следующий день я снова ходил, а скорее молился, прогуливаясь монастырем. Мне казалось, что я нахожусь под наблюдением того Видения, и поэтому старался проникнуться его мыслями, чувствами, чтобы, таким образом приблизиться к нему и стать достойным ближе подружиться с ним.
        Впервые это здание в течение веков, претерпевшее столько бед, произвела на меня большое впечатление. Казалось, что украинцы - это и неистребимая твердыня, могучий народ, давший отпор векам страданий. Правда, архитектура этого сооружения не является изысканной. Так и тот народ, что не имеет гордости мира, но имеет - чистую душу, праведное сердце.
       Я зашел в школу и типографию монастыря. Это, как памятники древней украинской культуры, просторные и прекрасные комнаты настоятелей монастыря, памятники величественной культуры, которую принесли монахи украинцы. Я остановился перед серой церковью. На ее башнях боролись герои, заставляли грозных врагов отступать после ожесточенной борьбы. Так и современная Украина, сплоченная вокруг Креста, сможет возродить свою былую славу.
       Наконец я зашел в церковь и приклонил колени перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Никогда не казалась она мне такой величественной и милой, как сейчас. Любимая Небесная Мать, со своей Уневской святыни, оберегала весь украинский народ!  Так, это она помогала строить мощную келью со школами, монастырем и застройками - признаками великого украинского прошлого.

. Это Она притягивала к Униву тысячи иностранцев, будто символ миллионов верующих, разбросанных Украиною и Америкой. Это Она, у стен монастыря, возродила с земли чудотворный источник, чтобы подать силы тем, кто стремится к святости и свободе.
           Из моих уст невольно полились слова молитвы: «О Мать Украины, дай своему народу истинную веру и ясную волю; я отдаю на то все свои страдания, все свои труды и даже свою жизнь ». Горячо полилась эта молитва во мне, когда русская армия железной рукой пыталась уничтожить древнюю святыню ... Нет, Богородица не оставит своего народа.


                ***

          Я встал, скреплен в душе. Последние слова тайного гостя всегда будили во мне надежду и доверие. Мне тяжело было вернуться к действительности после встречи с существом из другого мира.
         Царские угнетатели украинского народа, его воли и веры никогда не давали нам покоя. Православные батюшки всячески пытались отправлять в наших храмах на свой лад. Российские жандармы следили за всем, что мы делали, и подслушивали нас. Самборский комендант дискутировал со мной по богословию и обрядности, вплетая в свои убеждения угрозы и лукавые намеки, что прогонит нас с Унева.
        Такова уж человеческая натура - позволить, чтобы на свой лад разные чувства завладели ее сердцем, поэтому после доверия наступает сомнение и страх. Так прошло немало месяцев. Мне казалось, что я, как ненужное зернышко, похоронен в далекой земле и что вся Украина вместе со мной тайно менялась на оккупированной врагом территории, до тех пор, пока Бог прикажет весне вернуться, чтобы разбудить в лучах солнца усыпленная жизнь.
         Помимо того, события развивались с двоякими последствиями - то добрыми, то злыми. Австрия пыталась отвоевать свою землю, но затем новая московская власть привела врагов Украины под ворота Уневского монастыря. Я следил за теми событиями с меньшей тревогой, чем раньше, потому что по опыту знал: миром правят, лучшие за  нас существа. Я постоянно чувствовал тоску, хотел снова встретиться с моим загадочным гостем, но не мог дождаться его появления. Для него, что уже веками находился в этой келье, эти несколько лет были, как несколько минут. Но для меня они казались вечностью.
          Был беспокойный день 29 февраля 1917 года. Это был один из тех дней, которые решают судьбы народов. Было очень холодно. Утром подул легкий ветерок, потом упал снег, но ветер его разогнал. В течение дня погода становилась все беспокойнее. Вечером началась ужасная буря.
          Я вышел на улицу, чтобы понаблюдать за величественным и одновременно страшным зрелищем.
          Думалось о том, каким маленьким является человек перед грозными силами природы. Каким бессильным есть все земное, все проходящее, думал я о Божьем Провидение, которое в своих руках держит судьбы каждого существа и каждого народа, разрушает их и воскрешает к новой жизни. Перед моими глазами появились образы истории с ее войнами, древними государствами - Вавилонским, Персидским, Греческим, Римским. Все народы жили столько, сколько Бог повелел им: потом на их месте появлялись другие. Какой народ может похвастаться вечностью и господством над миром? Серые стены, среди которых я ходил, видели десятки поколений, существовали и прошли. Те старые плиты гробниц, что выстелили двор, разве они со своими надписями не является свидетелями бесценности и суеты всех вещей?
           Острое дуновение вихря вывело меня с задумчивости и звонко ударило о стену монастыря, и вдруг появился сияющий рыцарь на белоснежном коне. Сложилось впечатление, что его одежды и оружие происходят из казацких времен. Откуда он взялся? Или восстал из одного из гробов, которых так много на этом дворе?
            Он проехал мимо меня, и я услышал короткие слова, произнесенные порывисто и с нажимом: Божье благословение с нами ... Воля сияет ... но еще много крови всплывет ... Терпи, дорога Украина, ты будешь великая и свободная ... »
            Рыцарь исчез. Казалось, что он шел на борьбу против врагов. Оставил после себя только жгучее сожаление в моем сердце, не дал мне сказать ему ни одного слова. Как я тосковал о его возвращении! Но не зря ...
              Вдруг стало спокойно ... Еще падал снег, но легкий, вихрь затих, и месяц робко выглядывал из-за туч.

                ***

              Счастливый и одновременно грустный пошел в свою келью.
              Кто был тот рыцарь? Или это мой бывший загадочный посетитель? С какой битвы он возвращался? Какие новые кровавые бедствия предсказывал украинскому народу? Когда, наконец, воссияет день окончательной победы?
            
             Все осталось для меня тайной. Я запомнил час и день этого Видения. Через несколько дней, дошли до нас вести о перевороте в России, о свержении царизма. Да, именно тогда все это происходило и не удивительно, что с такой яростью сорвалась эта буря. Странное стечение обстоятельств: созданная природа, политические силы и невидимый мир, сотрудничали тогда. Приложены все усилия, чтобы уничтожить чудовище, что веками угнетало волю и преследовало настоящую святую веру людей.
          Через несколько дней после освобождения, отовсюду приходили веселые новости; Сибирь опустела, тюрьмы открывали свои ворота, Председателя Католической Церкви в Украине - Митрополита Андрея выпустили на свободу. Каждый порабощенный народ старой России, как натянутая стрела, хлынул к прежней свободе и независимости. Украина также пережила порыв до своей долгожданной воли.
          И все это было слишком хорошим, чтобы долго существовать. Последние слова загадочного рыцаря особенно предостерегали от жестоких неожиданностей. Борьба не закончилась ни в России, ни в других местах.
          И правда, каждый день журналы сообщали про новые кровопролития. Германия, израненная в самое сердце, начала войну. Америка вступила в войну, Франция и Англия объединили все свои силы, самые большие человеческие гении ломали головы над смертоносными изобретениями, чтобы нанести противнику последний удар.
          Между тем в России вновь разгорелась борьба. Развращенную волю связал оковами другой враг - опьяненные от победы массы превратились в тиранов, цвет нации безжалостно истребили, каждое сопротивление затоплено в море крови. Кто только мог выбраться из того ада, бежал за границу. На всю страну, покрытую трупами, как хищная птица, бросился голодомор.
           Украина мужественно защищалась. Смелое крестьянство не хотело подчиняться новым господам. Раз за разом народ вставал, чтобы сбросить с себя ярмо тиранов, но его сковывали снова, и каждое новое  поражение стоило жизни тысячам лучших украинских сыновей. С грустью и унынием следил я за теми кровавыми событиями. Мне казалось, что им нет конца. Неуверенность и отчаяние подавляли меня.  Может слова Духа были произведением нездорового воображения?
        - Мой гость не возвращался. Казалось, что возможно, и не было в стенах Уневского монастыря существа с того света ...
         Наконец и для нас настало время покинуть Унивский монастырь и уйти в другой дом. Мы должны были попрощаться с дорогими зданиями, которые были немыми свидетелями многих удивительных впечатлений. Только лишь один Бог знает, как мне  трудно было оставить это место. Я покинул старый монастырь, образ Украины, что мне удалось спасти от уничтожения. Я покинул любимую икону Богородицы, я видел, как на прощание Она посмотрела на меня долгим взглядом. Я покинул, на конец, и моего загадочного гостя и пошел ...

                ***

            Прошло четыре года.
         
        Все то время, на землях бывшей России, разыгрывалась кровавая трагедия. С тревогой следил я за ее событиями. Какие ужасы надо пережить!
        ... На широкие просторы Украины, что вновь были связаны оковами огня и меча, нельзя было добраться. Бедные невольники, которые там жили, не имели права ни произнести название своей родины, ни вознести молитву к Богу.
        Как им помочь? Смогут ли когда-нибудь учить этих бедных детишек про бессмертие души, про Небесного Брата, что с Любви к ним, отдал свою жизнь? Эти бедные дети, единственной виной которых является то, что они родились в стране неволи, в которой обучают безбожию и безнравственности, должны пропасть!? Или я не должен попытаться вырвать их из рук противных врагов?
          Единственным светлым лучом среди этой печальной ночи страха и отчаяния, было для меня воспоминание о Духе с Унива. Чем больше разделяло нас время, тем милее он мне становился, и тем больше я хотел доверить ему боль сердца. Какая-то неведомая сила притягивала меня к древнему монастырю. А может я, еще раз, услышу голос загадочного Духа?
                Это было в ноябре 1923 года.
         Мне представилась возможность пробыть несколько дней в Унивской кельи. Не без волнения увидел я снова это здание, каждый камень которого был для меня достопримечательностью. Особенно сильно манили меня к себе темный коридор и галерея вокруг церковного двора. Я был убежден, что снова встречусь с моим гостем.
       Разве не говорил ли он, что Унив - это его владения, и что он живет в его стенах, которые охраняет? Однако не нашел я ни одного знака, который дал бы почувствовать его присутствие.
       В тот вечер, перед отъездом, я один стоял на балконе, выходящем в сад. Воздух был мягким, небо погожим. На небосклоне мелькали звезды. Монахи студиты, что стали жить, в той келье после нашего ухода, были в церкви и пели вечерню. Время от времени я слышал их голоса.
          Я дал волю своим давним воспоминаниям ...
       - Братья пели «Свете тихий ...»,- 
       и звуки их голосов становились все более отчетливыми. К голосам братьев присоединялись другие голоса - полные, небесные.
Прекрасные мелодии становились все более мощными, возносились все выше и выше, разливаясь высоко над монастырем, над всем  селом, все дальше и дальше, аж на всю украинскую землю:
      «Свете тихий ... Господи Иисусе, ясный свет святой славы Небесного, Бессмертного, Святого блаженного Отца, мы, дождавшись захода солнца, увидев вечернюю ясность, воспеваем Отца и Сына и Святого Духа. Ты достоин, чтобы вечно прославлять Тебя, во все времена волшебными голосами святых, потому что ты, о Сыне Божий, даешь жизнь миру, и поэтому весь мир прославляет Тебя ... »
       Действительно, небо и земля соединили свои голоса, чтобы прославлять Сына Божия, ясное светило святой славы. И я пел вместе с ними. Какая это сладкая роскошь!
       ... И вдруг, неожиданно предстал перед моими глазами печальный образ угнетенной Украины, где когда-то звучал тот же голос песни славы, где когда-то люди призывали Сына Божия, тихий свет Отца, и где теперь слышались голоса, крики ненависти и презрения.
      Неожиданно, вдруг услышал я слова: «Почему ты грустишь, когда небеса радуются? - и увидел перед собой таинственное Видение.
      Не ожидая моего ответа, Дух продолжал: «Я предсказывал тебе борьбу, свидетелем которой ты стал, тогда почему боишься? Украина пролила свою кровь за свободу, и она эту свободу  получит ...
     На украинской земле снова появится Крест, хотя и не без крови. Для всего мира наступят страшные времена. День приближается, уже наступает вечерний свет ».
     Дух дал мне понять, что я больше его не увижу.
     Я спросил, кто он.
    -  «Смертный человек, - ответил он, - ты спрашиваешь, какое мое имя? Я уже сказал тебе, что в этой келье нахожусь вечно. Я часто хотел поговорить с живыми, как вот здесь с тобой. И никто никогда меня ни о чем не спрашивал. Я жил для моего народа и с моим народом. Я вздыхал над его несчастьем.
     Я был с ним в изгнании, в холодной Сибири, в далекой Америке. Я вложил ему в душу Духа восстания против несправедливости и обиды. Я вливал силу в души его мучеников, страдавших за веру святую и свободу ...
     А теперь на Востоке и на Западе я разбужу новых людей, миссионеров, и они снова принесут веру в Иисуса Христа на украинскую землю.
     Я дам им силу сносить страдания преследований, мучений и смерти. Пусть сыновья мои прогонят страх из сердец, я - с ними.
     - Скажи им, кто я такой: я - АНГЕЛ УКРАИНЫ ».
          Он исчез ...
     Я потерял надежду увидеть его снова. Я выполнил его задание и поэтому теперь рассказал, что до сих пор постоянно и настойчиво хранил в глубине моей души.
         

     О Дух дорогой, что соизволил ласково мне показаться в стенах древнего Унивского монастыря, прощай ...
     Я прощаюсь с Тобой, как с Приятелем, как с Братом ...
     О если бы Ты показался и другим ... в их душах, в их сердцах ...
     Такое есть Твое желание, такая и цель этих строк...

                1925 год

 
Литературно-художественное издание:


о. Иосиф Схрейверс, Ч.Н.И

Ангел Украины

Перевод с украинского языка: Ольга Кручковская

31.05.2020 г. Б.


Рецензии