Блейхман

В кругу композиторов. Забытые имена               
Глава к книге "Петр Полетика". Возвращение.

 Юлий Иванович  Блейхман
24.11 1868 – 26.12 1909  (08.01. 1910)
               
композитор и дирижёр

 
 

Знакомство с Блейхманом состоялось  благодаря  общим друзьям.
Мемуар:  «Однажды  вечером  наш  сосед  по  квартире  (в  доме  Тупикова, по Пантелеймоноской  ул.),  К. К.  Бом,   женатый  на  сестре  скрипача  Э. Э.  Крюгера, привел к нам  своего  приятеля  -  довольно  популярного  в  то  время  композитора  Юлия  Ивановича  Блейхмана;  жена  спела  ему  два  его романса:  «Я на тебя  гляжу» - на  слова  Вел. Князя  Константина Константиновича  (К. Р.)  и «Ты  помнишь  ли».  Успех  был  полный…».
Это знакомство очень быстро переросло в творческое сотрудничество.  «После  этого  вечера  Блейхман  подослал  к  нам  устроителей  концерта  в  Дворянском  Собрании…-  просить  Марию  Ивановну  спеть  вместе  с  Валентиной  Ивановной  Кузою  (примадонною   русской Императорской  Оперы  -  женою   Блейхмана)  написанную  им  для  двух  голосов  с  сопровождением  скрипки,  виолончели  и  гармониума    „Serenade melancoligue “.  Концерт  этот  состоялся  и названная  серенада  была  с  успехом  исполнена.  Затем  у  Блейхмана  оказалась  просьба  ко  мне,  а  именно  - разучить  с  моим  хором,  состоявшем  тогда  при  Придворном  Оркестре,  оперу  его  -  «Принцесса  Грёза»,  предназначенную  к  исполнению   в  постановке  на  сцене  Мариинского  Театра».

(Об этом подробно в главах: мемуары, гл.4 и Театральные постановки).


Юлий Иванович Блейхман  родился в Петербурге  в 1868 году.
Его музыкальные способности проявились очень рано, с 8 лет  он  начал сочинять музыку.   Музыкальное образование  Блейхман  получил   в Петербургской консерватории.  где  его педагогам  композиции   был Н.Ф. Соловьев,  а  инструментовки  - Римский-Корсаков. Желая расширить свои знания,  композитор  отправился затем в Лейпциг,  где  его учителями были  композиторы  Рейнеке  и Ядассон. 
Вернувшись в Петербург,  в 1893г. он  продолжил  изучение композиции в классе Римского-Корсакова.
Его музыкальная деятельность   началась  с организации  общедоступных концертов,  которыми   композитор дирижировал  сам.  В следующем году Санкт-Петербургское  филармоническое общество  пригласило  Блейхмана   в качестве  дирижера   концертов в сезоне 1894-95 гг.. Кроме того он выезжал с концертами в Москву, Одессу, Харьков  и другие города России.

 Как композитор, Блейхман   получил  известность и признание  в основном  в качестве  автора  романсов.   «В известных сферах - писали о нем  -  это был самый популярный и любимых из русских композиторов. Он царил во всех салонах. Здесь им увлекались и восхищались» .   
Сочинений для  симфонического оркестра  немного:  одна  симфония, балетная сюита, оркестровые вариации на тему П.И. Чайковского.    Камерная музыка представлена  пьесами  для фортепиано,  фортепианным  квинтетом  и  скрипичной  сонатой.   Сочинял он и для хора  a capellа . 
Но более всего  Блейхмана привлекал  музыкальный театр, для  которого он  создал  две  оперы - «Севастьян Мученик»  и «Принцесса Грёза», и,  кроме того,  несколько сочинений, которые можно назвать театрализованными ораториями -  «Сцена у ручья»  для  солиста, хора  и  оркестра   и  Драматическая сцена "Князь Михайло Репнин»"  для симфонического оркестра,  хора и  солистов . В  смысле  жанра  примыкает к этим  сочинениям  и упомянутая  Полетикой серенада,    которая  носит  более камерный характер.
Описанная Полетикой   петербургская постановка  оперы «Принцесса Грёза» в Мариинском театре   в Петербурге принесла автору  невероятный успех. О ней много писали.
Современные Блейхману  критики называли его  «вагнерианцем»  и давали разную оценку его творчеству.  Но  вот что спустя  более  чем  столетие  пишет о музыке Блейхмана  его исследовательница, Е. Д. Кузина : «В свое время Блейхман  был недооценен современниками: некоторые  музыканты  считали, что  он «композитор второго разряда», так как «музыка его отличалась лишь салонной благозвучностью». Такое одностороннее мнение остается и спустя более века, и явно нуждается в пересмотре (…). Без сомнения, творчество Юлия Ивановича Блейхмана можно назвать ярким примером эпохи «модерна» и отнюдь не малым вкладом в развитие музыкальной культуры Серебряного века».

Юлий Иванович Блейхман прожил короткую жизнь, всего 41 год. В течение последних 12-ти лет он был тяжело болен, но смерть всё равно явилась неожиданностью  для близких ему людей, в числе которых оказались и Полетики. 
Мемуар: «Ю. И. Блейхман  выразил  желание сочинить  и посвятить  Марии  Ивановне  романс,  просил  нас  выбрать  текст;  но  так  как  мы  с этим  замешкались,  то  он  сам  это  сделал  и  прислал  Марии  Ивановне  романс  под  заглавием  «Литовская  песнь»  (in  modo populari) .  Текст  таков:  «Ужалила  мне  пчёлка  руку,  вся  раскраснелась  она.  Чтобы  боль  утихла,  слёзы  не  душили,  мать  приложила  земли.   – Измена  сердце  мне  терзает;  где  покой  найти,  самозабвенье.   О  мама,  дорогая,  землёю  прикрой  ты  меня – землёю  прикрой  поскорей.»
Текст  этот  был  не  по  душе  Марии  Ивановне.   (…) Инстинктивно  Мария  Ивановна  чуждалась  всякого  переживания,  связанного  с  моментом  смерти  (а петь не проникаясь  содержанием  текста  она  не  умела); по  этой  причине  она  и  в  данном  случае   долго  отказывалась  петь  посвящённый  ей  романс.  Но  однажды  к  ней  обратилась  с  просьбою  по  телефону  жена  Блейхмана,  В. И.  Куза ,  спеть  этот  романс.  «Вы  знаете, - говорила  Валентина  Ивановна, - как  Юлий  Иванович  любит  ваше  пение;  теперь  он  дежит  больной,  сделайте  же  ему  удовольствие  и спойте  посвящённый  вам  романс.  Мария  Ивановна  согласилась,  но  через  два  дня  получилось  телефонное  сообщение  о  последовавшей  кончине  Юлия  Ивановича.  Вскоре  за  ним  скончалась  и  В. И. Куза,  видевшая, как  говорят,  незадолго  до  смерти  своей  в  галлюцинации,  как  к  ней  вошла  в спальню   неизвестная  женщина,  вся  в  чёрном,  подошла  к  кровати  и  стала  её  душить».

Образ композитора был  запечатлен  его современником, писателем, называвшим себя   граф Амори.  Его произведение называется «Побежденные: роман с последствиями» .



 


Рецензии
Уважаемый Кей Тимес! Мне легки и понятны Ваши описания и мотивы, зовущие Вас эти описания делать! Однако, возникает вопрос насколько, такому утончённому человеку, как Вы, могут быть доступны и понятны мотивы и цели моих миниатюр о ЗАГАДКАХ МАТУШКИ ПЛЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ?

Борис Вугман   11.04.2020 11:41     Заявить о нарушении
Цели и мотивы одни и теже: интересно - читаем. Вы пишете интересно и мне нравится угол вашего зрения,

Кей Тименс   17.04.2020 12:12   Заявить о нарушении
Спасибо! Но, Вы, завысили поставленную мне оценку! Наука о земле, после признания теории географа Вегенера о "дрейфе материков в 60-х годах, так рванула! Знания простых людей так отстали, что я пытаюсь хоть чуть-чуть рассказать о величайшем прорыве человечества в познании жизни МАТУШКИ ЗЕМЛЯ!

Борис Вугман   17.04.2020 12:45   Заявить о нарушении
За это лично я вам очень благодарна!

Кей Тименс   17.04.2020 13:49   Заявить о нарушении