Блейхман
Глава к книге "Петр Полетика". Возвращение.
Юлий Иванович Блейхман
24.11 1868 – 26.12 1909 (08.01. 1910)
композитор и дирижёр
Знакомство с Блейхманом состоялось благодаря общим друзьям.
Мемуар: «Однажды вечером наш сосед по квартире (в доме Тупикова, по Пантелеймоноской ул.), К. К. Бом, женатый на сестре скрипача Э. Э. Крюгера, привел к нам своего приятеля - довольно популярного в то время композитора Юлия Ивановича Блейхмана; жена спела ему два его романса: «Я на тебя гляжу» - на слова Вел. Князя Константина Константиновича (К. Р.) и «Ты помнишь ли». Успех был полный…».
Это знакомство очень быстро переросло в творческое сотрудничество. «После этого вечера Блейхман подослал к нам устроителей концерта в Дворянском Собрании…- просить Марию Ивановну спеть вместе с Валентиной Ивановной Кузою (примадонною русской Императорской Оперы - женою Блейхмана) написанную им для двух голосов с сопровождением скрипки, виолончели и гармониума „Serenade melancoligue “. Концерт этот состоялся и названная серенада была с успехом исполнена. Затем у Блейхмана оказалась просьба ко мне, а именно - разучить с моим хором, состоявшем тогда при Придворном Оркестре, оперу его - «Принцесса Грёза», предназначенную к исполнению в постановке на сцене Мариинского Театра».
(Об этом подробно в главах: мемуары, гл.4 и Театральные постановки).
Юлий Иванович Блейхман родился в Петербурге в 1868 году.
Его музыкальные способности проявились очень рано, с 8 лет он начал сочинять музыку. Музыкальное образование Блейхман получил в Петербургской консерватории. где его педагогам композиции был Н.Ф. Соловьев, а инструментовки - Римский-Корсаков. Желая расширить свои знания, композитор отправился затем в Лейпциг, где его учителями были композиторы Рейнеке и Ядассон.
Вернувшись в Петербург, в 1893г. он продолжил изучение композиции в классе Римского-Корсакова.
Его музыкальная деятельность началась с организации общедоступных концертов, которыми композитор дирижировал сам. В следующем году Санкт-Петербургское филармоническое общество пригласило Блейхмана в качестве дирижера концертов в сезоне 1894-95 гг.. Кроме того он выезжал с концертами в Москву, Одессу, Харьков и другие города России.
Как композитор, Блейхман получил известность и признание в основном в качестве автора романсов. «В известных сферах - писали о нем - это был самый популярный и любимых из русских композиторов. Он царил во всех салонах. Здесь им увлекались и восхищались» .
Сочинений для симфонического оркестра немного: одна симфония, балетная сюита, оркестровые вариации на тему П.И. Чайковского. Камерная музыка представлена пьесами для фортепиано, фортепианным квинтетом и скрипичной сонатой. Сочинял он и для хора a capellа .
Но более всего Блейхмана привлекал музыкальный театр, для которого он создал две оперы - «Севастьян Мученик» и «Принцесса Грёза», и, кроме того, несколько сочинений, которые можно назвать театрализованными ораториями - «Сцена у ручья» для солиста, хора и оркестра и Драматическая сцена "Князь Михайло Репнин»" для симфонического оркестра, хора и солистов . В смысле жанра примыкает к этим сочинениям и упомянутая Полетикой серенада, которая носит более камерный характер.
Описанная Полетикой петербургская постановка оперы «Принцесса Грёза» в Мариинском театре в Петербурге принесла автору невероятный успех. О ней много писали.
Современные Блейхману критики называли его «вагнерианцем» и давали разную оценку его творчеству. Но вот что спустя более чем столетие пишет о музыке Блейхмана его исследовательница, Е. Д. Кузина : «В свое время Блейхман был недооценен современниками: некоторые музыканты считали, что он «композитор второго разряда», так как «музыка его отличалась лишь салонной благозвучностью». Такое одностороннее мнение остается и спустя более века, и явно нуждается в пересмотре (…). Без сомнения, творчество Юлия Ивановича Блейхмана можно назвать ярким примером эпохи «модерна» и отнюдь не малым вкладом в развитие музыкальной культуры Серебряного века».
Юлий Иванович Блейхман прожил короткую жизнь, всего 41 год. В течение последних 12-ти лет он был тяжело болен, но смерть всё равно явилась неожиданностью для близких ему людей, в числе которых оказались и Полетики.
Мемуар: «Ю. И. Блейхман выразил желание сочинить и посвятить Марии Ивановне романс, просил нас выбрать текст; но так как мы с этим замешкались, то он сам это сделал и прислал Марии Ивановне романс под заглавием «Литовская песнь» (in modo populari) . Текст таков: «Ужалила мне пчёлка руку, вся раскраснелась она. Чтобы боль утихла, слёзы не душили, мать приложила земли. – Измена сердце мне терзает; где покой найти, самозабвенье. О мама, дорогая, землёю прикрой ты меня – землёю прикрой поскорей.»
Текст этот был не по душе Марии Ивановне. (…) Инстинктивно Мария Ивановна чуждалась всякого переживания, связанного с моментом смерти (а петь не проникаясь содержанием текста она не умела); по этой причине она и в данном случае долго отказывалась петь посвящённый ей романс. Но однажды к ней обратилась с просьбою по телефону жена Блейхмана, В. И. Куза , спеть этот романс. «Вы знаете, - говорила Валентина Ивановна, - как Юлий Иванович любит ваше пение; теперь он дежит больной, сделайте же ему удовольствие и спойте посвящённый вам романс. Мария Ивановна согласилась, но через два дня получилось телефонное сообщение о последовавшей кончине Юлия Ивановича. Вскоре за ним скончалась и В. И. Куза, видевшая, как говорят, незадолго до смерти своей в галлюцинации, как к ней вошла в спальню неизвестная женщина, вся в чёрном, подошла к кровати и стала её душить».
Образ композитора был запечатлен его современником, писателем, называвшим себя граф Амори. Его произведение называется «Побежденные: роман с последствиями» .
Свидетельство о публикации №220040400159
Борис Вугман 11.04.2020 11:41 Заявить о нарушении
Кей Тименс 17.04.2020 12:12 Заявить о нарушении
Борис Вугман 17.04.2020 12:45 Заявить о нарушении