Период порядка у малышей

Порядок является одним из трёх основных сензитивных периодов развития детей до трёх лет, который и в три года не заканчивается. Он может продолжаться до четырёх-пяти лет. Это говорит о важности порядка для малышей и об особой чувствительности детей к порядку. Это так же говорит нам о времени, наиболее благоприятном для развития того, что связано у ребёнка с порядком. И о частичной или полной невосполнимости упущенных возможностей развития, если в среде, в которой ребёнок растёт, отсутствуют условия и стимулы развития в данной сфере.
Чтобы развитие после рождения продолжалось гармонично, ребёнку необходим порядок и некое постоянство окружающей среды и условий. Прежде всего это связано с чувством безопасности, надёжности, спокойствия, стабильности. Многие дети очень болезненно реагируют на изменение привычного в доме.

Могут, например, отказываться заходить домой после прогулки, так как им кажется, что они пришли в чужое место, если мама сделала перестановку или переклеили обои в прихожей. Даже если убрали что-то привычное, заметное, что стало для малыша зрительным сигналом — вот, я дома. Например, в январе поменяли яркий настенный календарь на другой, бледный по цветовой гамме.
Ребёнок постепенно входит в этот материальный мир, постепенно в нём осваивается. Ему важны какие-то ориентиры стабильности — я узнаю, всё на своём месте, значит всё хорошо.
Неоднократно сталкивалась уже у взрослых людей с состоянием "перекати-поле". Когда человек не мог долго оставаться на одном месте. В одном случае, ребёнок вырос в семье пастухов, которые переезжали с места на место, но потом со временем осели в городе. Когда мальчик вырос и стал взрослым, он не мог более полугода оставаться на одной работе, постоянно срывался с места и искал что-то новое. Раньше пестрота записей в трудовой книжке создавала немало проблем. Молодой человек страдал от этого ещё и потому, что не мог понять в чём дело, что с ним не так.

А дело в том, что всё, что мы проживаем в раннем детстве до трёх лет, становится для нас "нормальным", привычным. И заложенные в подсознательную память программы толкают нас на поступки, о причинах которых мы не помним. Молодому человеку было рекомендовано найти деятельность связанную с разъездами, командировками. Ему подошла работа водителя "дальнобойщика".
Если вы смотрели фильм Шоколад (2000, режиссёр Лассе Халльстрём), там похожая ситуация. Как только начинал дуть особый ветер, мама с дочерью снимались с места и переезжали. И так это и передавалось от родителя к ребёнку из поколения в поколение...

Но тяга к перемене места не самая неудобная и неприятная особенность людей, выросших в условиях постоянных перемен. Детям проще гармонично "достраивать" себя, когда есть постоянство и порядок. Они спокойнее, увереннее в себе, в них меньше лишнего напряжения и тревожности. Они больше доверяют этому миру и жизни. У них меньше проблем с поддержанием порядка и ведением хозяйства, когда они вырастают.
Маленький ребёнок, имея внутреннее чувство порядка и потребность в нём, сам не знает как может быть организована жизнь, быт, семейный уклад, но испытывает сильный дискомфорт при постоянных переменах и беспорядке.

Одна из занимающихся в развивающей среде с полуторагодовалым малышом мам, услышав о периоде порядка, громко заявила: "Ерунда. Я фрилансер, человек творческий. Живу с сыном одна, надо работать. Мне некогда, дома всё время беспорядок, не убрано. При этом часто приходят посторонние люди — заказчики, принимаю их на кухне, можно сказать проходной двор. А с ребёнком же всё нормально!"
Надо заметить, что её ребёнок, особенно на занятиях, на фоне других детей, очень отличался. При том, что мальчик был в целом явно здоров, он был в очень задёрганном, суматошном состоянии, в состоянии "хаоса". Он не был способен сесть и позаниматься чем-либо хотя бы пару минут подряд, беспокоился, постоянно переходил от одного занятия к другому, брал, бросал предметы. Глаза его блуждали, руки действовали как бы сами по себе, все движения были не очень скоординированы. Он совсем не говорил, "не видел" других детей, вёл себя нервозно.

А для детей его возраста особенно важна сенсорная интеграция, когда всё действует слаженно. Движения рук и ног, до полутора лет развивающиеся отдельно, затем объединяются в единую систему движений, начинают развиваться связанно и гармонично. Ребёнок по идее становится более ловким, успешным, довольным, радостным от своих новых ощущений и возможностей управления телом. Он чувствует себя центром всего, что есть, всемогущим силачом и очень этому рад. Этот младенческий эгоцентризм совершенно нормален для данного возраста, это надо полно прожить, прочувствовать, чтобы затем своевременно отпустить.
Ребёнок активен, любопытен, карабкается куда только может. Ребёнку могут нравиться крупные предметы — он пытается, например, тащить кресло или большую корзину с бельём, пыхтит, сердится, что-то ворчит себе под нос. При этом у него нет цели перетащить предмет в какое-то конкретное место, как это могло бы быть со взрослым. Поэтому не надо помогать, это только его расстроит. Для малыша важен сам процесс, движения, усилия, так как его цели пока внутренние. До трёх лет функции только формируются, собственно развитие пойдёт после...
Но ничего подобного у этого мальчика не наблюдалось. При отсутствии внешнего порядка и постоянства в жизни, он испытывал практически ежедневный стресс и трудности в построении внутренней упорядоченности и гармонии, что негативно сказывалось на его состоянии и развитии. Это было очевидно всем взрослым, находящимся рядом на занятиях. А сознание его мамы просто "защищалось", не желая видеть очевидного.

Давайте разберёмся что конкретно подразумевается под порядком в данной теме. Можно выделить несколько разновидностей порядка, важных для маленького ребёнка.
1. Прежде всего, это пространственный порядок. Чем окружающая среда проще и упорядоченнее, тем ребёнку легче к ней привыкнуть и ориентироваться в ней. Большое нагромождение вещей, постоянное перемещение их, избыток игрушек только вредят, так как ребёнок находится "в состоянии хаоса" и невозможности сфокусироваться на чём-то конкретном.
Малышу необходимо, чтобы дома было чисто, убрано, чтобы вещи после использования возвращали на их привычные места. Проще запомнить и научиться чему-либо, когда для одного действия есть только один предмет и он всегда на своём месте. Важно, чтобы кресло для кормления, например, стояло на постоянном месте и было повёрнуто в одну и ту же сторону. Для ребёнка важны мелочи, детали.
Не рекомендуется менять место жительства, делать ремонт с какими-то заметными изменениями примерно до пяти лет ребёнка. Пик сензитивного периода порядка приходится на 2,5 — 3 годика.
Было много случаев, когда родители, узнав о такой важности порядка для детей, рассказывали, что действительно при смене съёмного жилья или после ремонта с изменением цвета обоев, дети плохо спали, нервничали, плохо ели, не хотели сами ничем без мамы заниматься, "цеплялись за юбку", хотя до этого уже могли немного поиграть сами, а у некоторых даже начинался энурез. Даже если в каких-то случаях и не было таких крайних проявлений, перемены в пространстве не проходят без следа.
А в хаосе даже взрослому трудно жить — он или будет находиться в суматошном состоянии или в ступоре.
Вспомните, когда вы приезжаете, например, на отдых, первым делом разбираете вещи и определяете им место — создаёте своё пространство.
Когда вы приходите на новое место работы, вам поначалу может быть не очень комфортно, вы неуверенно себя чувствуете. Вы не знаете где что или кто находится, стараетесь быстрее запомнить как что принято. Вы в стрессе.
А если вы ходите на какой-то курс, замечали, что обычно все слушатели садятся на одни и те же места? Так комфортнее, хотя кресла же не подписаны...

Однако, это не значит, что всё должно быть совершенно неизменно. Ребёнок растёт, появляются новые вещи, игрушки, занятия. А что-то приходит в негодность. Если малыш слишком привязывается, например, к игрушке — совершенно не может без неё ни есть, ни спать, ни выйти из дому, сильно боится, прямо бьётся без этой вещи в истерике, то налицо психологический перенос. Защищаясь от каких-то болезненных, стрессогенных факторов жизни, ребёнок наделяет игрушку особыми свойствами, не будучи способным создать всё необходимое внутри себя. Патологическая привязанность становится зависимостью и создаёт большие проблемы и общую не очень благоприятную тенденцию.
Тут важен возраст ребёнка. Это главное. Если такое "застревание" происходит уже после 2 лет, стоит обратить на это особое внимание и мягко и постепенно помочь ребёнку освободиться от этого к 2,5-3 годам. Для этого важно иногда менять что-то не очень значительное и объяснять предварительно простыми понятными ребёнку словами почему это делается. Принимать его эмоции и помогать пережить перемену.

2. Следующий порядок, на который стоит обратить внимание, это порядок во времени, ритуализация.
Общеизвестно, что режим важен для детей, для их здоровья. Чувство порядка занимает в этом не последнее место. Когда ребёнок только родился и его принесли домой, первое время он сонастраивается с ритмом жизни и природой в данной конкретной местности, в семье. Он адаптируется.
В распорядке дня, в ежедневных рутинах родителям важно быть последовательными. Дети настраиваются заранее на приём пищи, на купание, на сон, если есть такое постоянство в быту, в семейном укладе. Закладываются полезные привычки.
Ребёнок учится, что всё начинается, имеет свою продолжительность и завершение. Учится, впитывая в себя саму жизнь, так как малыши не понимают пока, что есть время.

Для развития детей повторение имеет особое значение. Не зря говорят "Повторение — мать учения". Последовательность даёт спокойствие, уверенность, чувство самоценности - "я знаю", "я разбираюсь в этом". Ребёнок не понимает хода часов, но внутренние часы ему подсказывают и он может, например, ждать папу в прихожей в нужное время, когда отец обычно приходит с работы.
Даже для взрослого, рационального по своей природе человека, весь день может пойти насмарку, если происходит что-то незапланированное, а ожидаемое отменяется.

3. Следующий вид порядка связан с сенсорными ощущениями.
Речь идёт о воспринимаемых ребёнком характеристиках вещей, к которым он привыкает. Это может быть цвет, звук, запах, вкус, ощущение руки или подошвы ноги, ощущение веса, формы предметов, в том числе длины или объёма... Помимо одиночных ощущений, могут стать привычными какие-то их сочетания.
Например, ребёнок, знающий что такое банан, может отказаться пробовать банан с красным цветом кожуры — есть такой сорт. Для него это что-то совсем новое. В подобном случае важно как-то изменить название, так как ребёнок воспринимает буквально. И важно не заставлять, если ребёнок не хочет пробовать непривычное.
Вообще, называние один из первых и основных способов обучения. Ребёнку интересно как что называется и он, даже ещё не умея хорошо говорить, характерными жестами и звуками может "спрашивать": что это? Тут важно постоянство, единообразие в назывании. Не нужно один и тот же предмет называть разными словами. Пусть бегемот будет всё время бегемотом. О том, что он ещё и гиппопотам, ребёнок сможет узнать, когда подрастёт.

К вкусовым ощущениям дети очень привыкают. Трудно накормить одинаковой овсянкой группу детей двух лет из разных семей, так как один привык к крупному помолу, другой к мелкому; один любит с изюмом и без него не ест, а другой такой каши с изюмом не пробовал никогда и экспериментировать, особенно вне дома, не готов.
Взрослые уже люди всю жизнь могут помнить запах и вкус маминых пирогов, которые накрепко связывают их с детскими воспоминаниями.

Был в моей практике и такой случай. Мама поручила папе искупать малыша. Через некоторое время из ванной раздался оглушительный детский рёв. Папа вышел с красным лицом и выражением растерянности и несостоятельности на нём. Искупать ему так и не удалось в тот раз — ребёнок вставал, рыдал, забирался на руки и категорически отказывался мыться. Попробовали повторить попытку на следующий день — то же самое. Было решено понаблюдать. Выяснилось, что всё очень просто. Дело было не в папе, который к тому времени уже успел надумать всякого про себя, как про молодого отца-неудачника. Просто мама сажала малыша в ванночку лицом к крану, а папа спинкой, отчего перед глазами ребёнка была "другая картинка". Вот так важен порядок и постоянство. Ребёнок не "притворяется", не "вредничает" - для него это действительно важно!
А в период отрицания как раз чувство порядка может и помочь. Если перефразировать просьбу, на которую ребёнок только что ответил своё привычное "неть" и попросить другими словами, малыш воспримет это как новую просьбу и, возможно, выполнит её.

Вырастая из одежды, ребёнок может наотрез отказываться надевать новое, непривычное. Ругаться и заставлять травматично и часто не даёт результата, портит отношения. Детский ум в период отрицания не приемлет никаких лобовых приёмов, только в обход.
Поэтому имеет смысл какое-то время покупать похожее. Если идёт период отрицания, то может выручить практика покупок одежды вместе с ребёнком, при предоставлении ему выбора из двух вариантов. С одной стороны, ребёнок понимает, что с ним считаются, его мнение важно. С другой, из двух вариантов выбрать ребёнок в состоянии, а при слишком широком выборе он растеряется и даже может расстроиться, так как пока ещё не может справиться с задачей, теряется.

Важен не только цвет и фасон, но и какие вещи по весу, на ощупь.
Например, ребёнок может долго ворочаться, капризничать и не засыпать, если поменяли зимнее одеяло, более тяжёлое, на летнее лёгкое.
И, кстати, даже для детей с проблемами в сенсорной интеграции как раз используются утяжелённые вещи. Это помогает расслабиться и успокоиться.

И взрослому порой трудно привыкнуть к новым ощущениям. Мы привыкаем к специям, которые постоянно используются в домашней готовке, к запаху нашего дома, к своему старому велосипеду и свитеру. Мы долго крутимся и не можем заснуть, оставшись ночевать у друзей на даче.
Поэтому, когда мы едем с малышом отдыхать, важно брать с собой его сенсорно привычные вещи — одеялко, горшок, ложку, чашку и тому подобное, чтобы избежать лишнего дискомфорта ему и проблем себе.

4. Далее поговорим о порядке, связанном с отношениями, с социальными ролями.
Примерно в районе 2,5 лет ребёнок начинает интересоваться общением и отношениями. В семье ему важно кто кому и кем приходится, кто какую нишу в домашнем сообществе занимает и какую играет роль. Ребёнку может нравиться рассматривать семейные фотоальбомы, спрашивать кто есть кто и как кого зовут. Это даёт чувство принадлежности, общности, семьи, родовых корней, тыла и защищённости. Ребёнок тренирует память, устанавливает привычный порядок, пытается повторять новые слова, имена. Для ребёнка семья это первый близкий круг. Далее могут идти родственники, друзья, соседи.

Эта тема важна так же и для безопасности, так как членам семьи можно доверять, а с посторонними нужно держать определённую социальную дистанцию. С чужими людьми никуда не надо соглашаться идти, ничего у них не нужно брать без согласия родителей, взрослых близких людей.

И вот представьте, что из другого города первый раз в жизни ребёнка приезжает бабушка. И вдруг мама, которая одна единственная "мама" дома для малыша, начинает бабушку называть мамой, а сама бабушка называет маму дочкой, а папу может быть и сыном. У ребёнка стресс, он ничего не понимает, он запутывается в этих переменах. Поэтому важно быть внимательным, предупредить ребёнка о переменах заранее, объяснить лаконично, простыми словами. Пока ребёнок не привыкнет, не нужно бабушке его брать на руки, трогать без его явного согласия. Важно дать малышу время.

Помимо этого, ребёнку очень важно видеть какие роли в семье играет женщина, а какие мужчина, как разделяется ответственность, обязанности. Самый лучший вариант, когда ребёнок рождается и живёт в гармоничной в этом смысле семье и просто впитывает это с пелёнок. Это будет для него нормальным и естественным всю оставшуюся жизнь, служа позитивным ориентиром, защитой от дисгармонии, которую позже он может увидеть вокруг.

Надо учитывать, что в некоторых гендерных вопросах жёсткие программы могут быть затем и помехой. Например, навешивание ярлыков типа "мальчики не плачут", особенно в устах мамы, или "мальчики не носят розовый цвет" и тому подобное. Часто маленьким детям нравятся занятия и упражнения, которые в мире взрослых больше имеют отношение к противоположному полу. Например, мальчику может понравиться мыть посуду, стирать, шить, а девочке попробовать забивать гвозди или пилить. Это просто интерес и получение первого опыта и вовсе не означает, что ребёнок как-то неверно ориентирован.

Если у маленького мальчика есть старшая сестра, он, например, может даже попытаться надеть платье, просто попробовать. Не нужно стыдить или запугивать, навешивать ярлыки. Лучше отнестись спокойно и при необходимости спокойно пояснить — это одежда твоей сестры, она девочка. Чаще всего эти явления связаны просто с детским повторюшничеством, с получением опыта и процессом познания и никак не связаны с гендерной ролью и имеющими далеко идущие последствия выборами. Поэтому в этой теме важна реакция родителей. Лучше всего дети запоминают то, что эмоционально окрашено. Поэтому эмоциями имеет смысл закреплять то позитивное, что родители хотят, чтобы сохранилось, а к остальному относиться спокойно, мягко перенаправляя внимание.

5. Следующий — порядок, который есть в природе, во внешнем мире.
Новорождённый, которого только-только принесли домой, начинает адаптироваться к природным ритмам — день и ночь, восход и заход солнца, новолуние и полнолуние, зима и лето... Он адаптируется, встраивается в то, что уже есть. Общая адаптация к жизни длится около 8 месяцев.

Ребёнок впитывает жизнь целиком и наблюдает — первый снег, первый дождь, первое жаркое лето, первый сильный ветер, распускание листиков весной и листопад осенью. Целостность и цикличность. Гармония и красота. Неизбежность и порядок вещей в природе. Собачки из лужи пьют, а детки — нет. Дома кошке нужен не только корм, но и водичка, а кушает она только два раза в день. Дома нашу кошку можно трогать, а на улице чужую — нет. Корову можно погладить, с мамой рядом, но так как она животное, надо быть осторожным, под ноги ей лучше не попадаться. И она не любит, когда трогают рога. К лошади сзади лучше не подходить. Если опустишь руку с бутербродом низко, коза его отберёт и потом уже не отдаст. На муравейник лучше не садиться. Цветы несколько раз в день не поливают, они от этого могут погибнуть.

На прогулке можно обращать внимание ребёнка — посмотри какие красивые облака, посмотри какая круглая луна. Но если через некоторое время на небе будет уже месяц, а вы назовёте его луной, это может вызвать протест или недоумение.

Важно заранее готовить малыша к поездке на отдых в местность с другим климатом и другой природой. Рассказывать, что море это большая вода и она солёная. Показать на картинках, что бывают не только хвойные и лиственные деревья, но и пальмы. А если вы, напротив, собрались в гости к бабушке в Мурманск, рассказать, что ночью там может светить солнце! Мир ребёнка расширяется постепенно. Иногда достаточно пояснить - у нас такой порядок вещей, а здесь такой, всё иначе. Особенно важно позаботиться о безопасности, чтобы в новой обстановке ребёнок не сделал что-то дома привычное, но в новых условиях недопустимое.

6. В завершение темы поговорим о порядке во внешнем виде и восприятии ребёнком себя, своего тела.

Внешний образ человека тоже имеет для ребёнка важное значение. Известны случаи, когда ребёнок говорил папе: "Ты чужой, уходи!", если папа сбривал бороду и усы или, наоборот, в командировке отращивал.

Малыши могут отказываться заниматься с педагогом, если та сменила причёску. Могут не узнать бабушку в выходном наряде на празднике. Могут долго и подозрительно, недоверчиво рассматривать мамино лицо, если она вдруг нанесла макияж, а делает это редко.

Для ребёнка важно и представление о том, как он выглядит сам. В некоторых случаях могут возникнуть проблемы, если ребёнка, который всё время ходил с длинными волосами, вдруг подстригли. Особенно если это сделали впервые и без предупреждения.

В развивающей среде у нас обычно есть низкое безопасное зеркало, в которое дети могут смотреться. Есть шляпы, шапки, кепки, накидки, тёмные очки, ободки для волос, кокошники, личные расчёски и это можно примерять и использовать. Детям нравится играть в изменение своего образа и наблюдать за реакцией на это других людей.

Большинство детей в период порядка и особенно, когда идёт интерес к мелочам, очень чувствительны к малейшим пятнышкам на коже или на одежде от красок, например. Стоит запастись терпением, пока он всё отмоет и ототрёт. И лучше переодеть, если он протестует против рубашки с малюсеньким пятнышком краски.

Зато этот период как нельзя лучше подходит для формирования хороших привычек, связанных с гигиеническими процедурами и уходом за собой, за своим внешним видом.

Стоит помнить, что когда малыши начинают понимать, что у них могут быть свои вещи, появляется "моё", для них личные игрушки и вещи как бы являются их психологическим продолжением. Они болезненно могут реагировать, если игрушка не на месте, запачкалась, если её берёт кто-то без разрешения. Личные границы важно уважать.

Дети старше 2,5 лет уже получают настоящее удовольствие, когда помнят где что лежит и сами кладут вещи на место. Это имеет смысл подкреплять положительными эмоциями: "Как у нас чисто и вещи все на своих местах. Мне так приятно!"

При уборке важен вопрос количества и размера предметов, способности ребёнка охватить поле деятельности. Например, по всему полу рассыпались каштаны. Двух-трёхлетний ребёнок, который уже делал уборку с удовольствием, с упоением сортировал простые предметы - машинки "в гараж", а мячики в корзину (важно продумать удобную систему хранения), вдруг отворачивается и делает вид, что не видит даже, что рассыпал каштаны. При этом он растерян и ему явно не комфортно. Дело в том, что его ум не способен ещё охватить такую сложную задачу. Если немного помочь, собрать каштаны в несколько кучек, малыш с радостью начнёт собирать и складывать каштаны в  предназначенную для них ёмкость.

Время сензитивного периода порядка прекрасно подходит для формирования навыков уборки личного пространства и игрушек — сначала вместе с мамой, а затем постепенно можно делегировать это ребёнку полностью. Ни в коем случае речь не идёт о насилии, чтобы заставлять убираться. Но интерес ребёнка к теме хорошо использовать ему же во благо. После четырёх тема уборки уже не будет реализовываться так успешно. После шести тем более.

Поэтому родителям подростков, которые в раннем детстве привыкли к беспорядку дома у мамы, бесполезно пенять на то, что у них в комнатах бедлам. Если это и может поменяться, то уже только с их осознанным свободным желанием, когда они будут создавать свои собственные семьи. Но это будет для них большим трудом и затратой сил, а для многих просто невозможно. Если же естественные навыки чистоплотности и порядка, позитивные привычки развиваются и закрепляются с раннего детства в обстановке уважения и любви, гармонии и красоты, то всё складывается своим чередом как наилучше.

Что ещё нужно давать ребёнку, так это время. Когда мама спешит и делает всё сама за ребёнка пока он маленький, так как он "долго возится", потом пенять уже будет не на кого.

Фото автора


Рецензии