Арабеска xviii века. Сплетни

          Из письма княгини Анны Александровны Грузинской-Голицыной к её родственнику по мужу князю Александру Михайловичу Голицыну.
       Царское Село, 18-го июля 1796 г.
       «Болезнь помешала мне две почты писать к вам. Я так сильно простудилась, что по милости неудобной здесь нашей квартиры, принуждена была переехать в город и там пролежала 8 дней в постели, я так сильно кашляла, что в одну ночь думала, что меня удушит.
        Третьего дня вечером я возвратилась в Царское Село, но так как простуда моя еще не совсем прошла, то я и не явилась к императрице; думаю сегодня быть у неё….
        ….Я вижу, что я наскучила вам, дорогой мой князь, моим длинным письмом, в котором нет ничего интересного.
        Забыла вам сказать о графине Зубовой (дочери Суворова) {Наталья Александровна Суворова была замужем за Николаем Зубовым, братом фаворита Екатерины II}; вижу её ежедневно при дворе и очень с ней сблизилась, что не трудно, потому что она очень доброго сердца и очень глупа. Действительно её простота изумительна; однажды, я заговорила с ней об ея брате [ Аркадий Суворов – сын А.В. Суворова-Рымникского] и сказала ей:
- «Пожалуйста, графиня, наставьте  вашего брата каждую почту писать к матери; это жестоко оставлять несчастную и бедную мать в стороне, отдаленную от ея детей, которыя совершенно забыли об ней, при том, она в такой бедности, что едва ли выдержит и наложит сама на себя руки; когда её видели в последний раз, она была в самом жалком положении, а теперь, говорят, ещё хуже».
         Я спросила графиню, отчего она сама не пишет к своей матери, имея возможность утешить этим несчастную и доказать свое доброе сердце, которое все хвалят. Она мне отвечала: - «Разве она очень не здорова и жалка? Брат мой пишет к ней каждую почту, могу вас в этом заверить, потому  что я оправляю его письма; но мне невозможно ей писать, это совершенно другое дело, есть обстоятельства, которые не позволяют мне это делать».
        Зная ея добрую душу, я уверена, что она это делает только по глупости. Она обедает каждый день с императрицей, этой чести не имеет ни одна из придворных дам, но от этого она не делается любезною, или разговорчивою и едва говорит, - императрица тоже с ней не разговаривает никогда».


 


Рецензии