Встреча с комендантом

  Семье из трёх человек дали освободившуюся однокомнатную квартиру напротив промтоварного магазина. Ещё одну семью должны были подселить, но женщина, которая получила квартиру, не желала совместно жить с той семьей и пригласила нашу маму.
   Мы быстро перевезли имущество: двухспальную кровать, мое лежбище- топчан, столик, две табуретки и кухонную утварь.
   Через несколько дней пришёл комендант и приказал самовольно занятую квартиру освободить. Мама в слезы, после длительных допросов, пыток для признания вины, отбывания срока за не вину, всю жизнь испытывала страх перед милицией сказала, что вернёмся в сарай. Я встал перед комендантом и зло прокричал:- « МАМА пусть вернётся в тот сарай, мы с сестрой не вернёмся , только наши трупы можете выселить  из этой квартиры. Неуверенно повторил  указание комендант  вышел из комнаты и похромал в магазин. Вскоре вышел и направился в центральную контору. Мы остались жить в квартире и никто к нам больше не приходил. Решил поработать в строительстве. Начал чистить брёвна от коры, но там так много брёвен, а денег- копейки за погонный метр Объявили, что нужны грузчики для погрузки и разгрузки кирпича из города Канска.  Собрались мы у проходной ремонтных мастерских: ждём машину, подошла машина - все в кузове. Пришёл комендант, обошёл машину и приказал ребятам немцам покинуть кузов машины. В кузове остались двое местных ребят, но они тоже слезли с машины.
    Мне было стыдно и до слез обидно перед собравшимися людьми. Комендант спокойно пошёл через лог в контору торгового предприятия. Я догнал его в логу, показал свои документы: -« Посмотрите документы и не позорьте меня перед людьми «. Молча посмотрел документы, вернул их и продолжил свой путь.
   Вскоре меня в подмастерья пригласил печник- Павел Васильевич, от него они постоянно уходили из- за низкой оплаты. Меня печник удивил знанием школьной программы : физики, химии, математики. Он был мастером печного дела, бывший политический заключённый отбывал ссылку. В первый же день рассказал о своей революционной деятельности, что лично Колчак его расстреливал. Я удивился и спросил:- « А почему вы десять лет отсидели, а не Колчак?» « Такие уж были времена
«- ответил Павел Васильевич. В мои обязанности входило: разобрать печь, очистить кирпич, во время кладки готовить раствор, а после укладки проштукатурить печь и убрать мусор .
   В тот день работали в квартире коменданта. Разобрал печь очистил и сложил кирпич, приготовил раствор. Павел Васильевич сказал , что сходит в ларёк и скоро вернётся и начнём кладку. Я знал что до обеда теперь его не будет, иногда такое себе позволял.
   Лето было засушливым и в этот день от центральной конторы отправляли людей в Ирбейский район на заготовку сена. Основная масса отправляемых- переселенцы. Комендант по списку их отправлял. Пока Павел Васильевич принимает для бодрости, я решил фундамент довести до уровня пола, такое ему нравилось. Положил несколько кирпичей, поднял голову- на окне стоит телефон. Подошел к окну, звоню в коммутатор и прошу дежурную срочно передать провожающим, что комендант продаёт поросят, они уже большие, сами едят- есть кабанчики и свинки. Пусть люди не задерживаются и комендант пуст идёт деньги собрать. Положил трубку, несколько кирпичей уложил и опять иду к телефону. Звоню и спрашиваю дежурную передала людям? Дежурная зло ответила, что передала. Я насторожился, надо уходить. Пошёл на пустырь и засел в кустах. Из кустов наблюдаю. Появился Павел Васильевич, что - то он раньше обычного идёт.
   Вошел в квартиру, теперь, до обеда поработает, только успевай подносить раствор и кирпич. Решил ещё посидеть в кустах, раствор есть , кирпич рядом.
   По улице столб пыли, несётся автомобиль директора к дому коменданта. Из машины вышли двое мужчин и направились в дом. Вскоре вышли и уехали. Немного ещё поседел в кустах и пошёл к дому коменданта. Павел Васильевич расстроенный , с опущенной головой сидит на кирпичах. Захожу и говорю:- « Работа лежит- Павел Васильевич сидит и думает, что пора на обед сходить». « Ты где был?» - спрашивает меня.» Утром оставил телогрейку на улице, сбегал домой и занёс ее в избу- вдруг дождь пойдёт «- ответил я . Павел Васильевич сидит и повторяет:- « Делаешь людям добро, приехали как собаку обругали, участковый пообещал увезти на нары в райцентр». « А
За что отругали, что печь долго  кладём .»- спросил я. « Ничего не понял , рычали и о каких- то поросятах говорили» - ответил он. « Наверно, у кого- то украли поросят и вас подозревают «- произнёс я . Павел Васильевич зло посмотрел на меня, поднялся, снял фартук и бросил его на кирпич: «- Пусть сами кладут свою печь, поросят не крал, пошли на обед». « К вам , наверно, в обеденный перерыв с обыском придут и увезут в райцентр на допрос, коль вас подозревают» - произнёс я. « Не знаю, у меня нет поросят и никогда их не держал, пусть проводят обыск». « Мне после обеда приходить на работу?»- спросил я. « Не представляю, какая работа может быть, когда тебя подозревают в краже чьих- то поросят»-  произнёс Павел Васильевич.


Рецензии