Капоретто

Городские часы пробили полдень. Я вышел из кафе и направился по указанному адресу. Пройдя церковную площадь,  свернул на узкую тенистую улочку. На углу этой улочки и находился дом, который я искал. Я постучался. За дверью заслышались шаги и неразборчивое бормотанье. Вскоре дверь распахнулась. Предо мной оказался седоватый итальянец средних лет.
- Вы тот самый молодой человек, что пишет книгу о войне? – Спросил он с улыбкой.
- Скорее я собираю военные воспоминания. - Ответил я слегка запинаясь.
- Надеюсь мои истории вам понравятся, ведь вы прибыли за ними из-за океана. Пройдёмте.
Мы вошли на светлую и просторную веранду.  Итальянец усадил меня за стол, а сам сделал нам кофе и сел напротив в кресло-качалку.
-Ну, что желаете услышать?
- Что-нибудь необычное, что-то действительно интересное. Но сперва я хотел бы задать вам ещё один вопрос… Где вы так хорошо научились говорить по-английски?
-Тут всё просто. Сразу после войны мы с женой уехали в Америку. Там я и выучил английский.  А сюда я вернулся лишь пару лет назад.
-У вас   весьма интересная судьба. Но о чём же вы мне всё-таки расскажете.
- Я расскажу вам о той осени, которая поменяла всю мою жизнь. Изменились мои убеждения и взгляды на мир.
***
Это была осень 1917-го. Мы отступали. Мелкий дождик накрапывал с хмурого неба. Большими колоннами мы шли по ещё пыльной дороге. Настроение у всех было подавленным. Рядом со мной шагал Анджело – Мой самый большой фронтовой друг. Я доверял больше, чем кому-либо ещё. Это и неудивительно. Анджело всем своим видом располагал к доверию. У него было доброе и открытое лицо, а сам он всегда был готов помочь в беде. Он много раз выручал меня в сложной фронтовой обстановке. В первую очередь – словом. Он относился к тому типу людей, которые умеют приободрить и настроить на правильный лад.
-Как думаешь, скоро это всё закончится? – Спросил я, отхлёбывая из своей фляги с водой.
- Что именно? Война? Дождь? Отступление? – Спросил Анджело в ответ.
- Всё сразу.
-Относительно скоро. Но лично меня это сейчас не беспокоит. Я лишь хочу поесть и отдохнуть. Знаешь, в тяжёлых условиях простые и насущные вопросы выходят на первый план, а все вопросы глобального и философского характера уходят на задний план. До них попросту нет дела.
- Точно.
Наш диалог прервал гул авиационных двигателей, который раздался откуда-то сзади.  Над нами пронеслись два самолёта. Один из них был нашим, а второй был австрийским или немецким. Неприятель нагонял.  Раздались выстрелы. Наш задымился. Стрельба продолжилась. Объятая пламенем машина рухнула в перелесок неподалёку от дороги, а враг скрылся из виду.  Бойцы остановились. М ы смотрели на клубы дыма, которые медленно поднимались из-за деревьев.
“Вперёд, быстрей! Нечего тут смотреть!”- Раздался голос капитана Моретти. Движение продолжилось. Вскоре все успокоились и путь продолжился.  Начало смеркаться. Мы остановились на стоянку. Зажигались костры, бойцы ставили палатки. Мимо прошагал полковник в окружении нескольких офицеров. Они направлялись в офицерскую палатку, что-то горячо обсуждая. Вскоре мы собрались у костра. Тут мне, пожалуй, стоит познакомить вас со всеми моими друзьями.
Антонио был представителем римской интеллигенции. Он был всегда опрятен и аккуратен, носил чёрные щегольские усы. Был всегда преисполнен самоуважения и отваги. Весьма умён, женат несмотря на свои молодые годы. Капрал.
Фаусто. Человек тяжёлый в общении. Умён и хитёр. Опытный солдат. Всегда готов прийти на помощь. Смел и ловок. Всем своим видом она напоминал мне лисицу. Капрал.
Мартино.  Ему 18. На фронте совсем недавно.  Носит звание простого солдата. Честный и открытый, хоть и не отличается особой смелостью на поле боя.
-Как думаете, мы здесь долго простоим? – Спросил Фаусто.
- Надеюсь нет. – Ответил Мартино.
- Боишься новой атаки? – С ухмылкой спросил его Фаусто.
- Да, мне ценна моя жизнь. Очень надеюсь на то, что скоро война закончится.
- Ты думаешь, что я настолько циничен, что не волнуюсь о своей жизни? Скорее я фаталист, но не циник. Я здесь уже второй год. Я видел много всего. Рано или поздно, ты примешь моё отношение ко всему происходящему здесь.
Отбой. Мы разошлись по палаткам. Повсюду были выставлены часовые. Мы засыпали беспокойным сном. Где-то в дали звучала артиллерийская канонада.
 На утро нам дали приказ окапываться. Мы копали траншею, как вдруг, поднялся шум.
-Тревога, тревога! – Кричал прибежавший к нам солдат.
- Прекрати орать, что случилось? – Спросил Фаусто
- Австрийцы. Они у ручья.
Мы продвигались несколькими группами к ручью. Капитан приказал нам разделиться. Мы с Анджело и ещё парой солдат двинулись вниз по ручью, а остальные остались здесь. Укрывшись за валуном, мы стали наблюдать за происходящим. Где-то за ручьём раздались крики. Замаячили фигуры в блёклой серой форме. Над нашими головами засвистели пули. Где-то справа зазвучали выстрелы.  Мы начали отбиваться. На миг всё стихло. Воспользовавшись моментом, Анджело выбежал из-за валуна и побежал вниз по ручью. Я хотел догнать его, но бойцы насильно удержали меня. Вскоре всё стихло.  Мы рассредоточились, стали потихоньку выходить из-за валуна. В кустах кто-то зашуршал. Все замерли. Из кустов вышел Анджело. Он весь сиял, ведь ему удалось взять пленного. Забрав его оружие, Анджело вывел его к нам. Увидев это, капитан Моретти был несказанно обрадован. Объявив благодарность за Анджело, капитан подчеркнул, что так должен сражаться каждый солдат.  Ближе к вечеру, наше настроение улучшилось. Даже раненные что-то тихонько напевали в своей палатке. Лишь в офицерской палатке было неспокойно.
-Видишь эту высоту? -, сказал полковник Романо, показывая некую область на карте…
- Так точно, вижу. –  Отвечал Моретти.
- Она занята противником. Завтра мы обязаны выбить его оттуда.
-Сделаем.
-Нет, неправильно. Мы обязаны сделать. Вот только дастся нам это нелегко. По данным разведки там много пулемётов.  Прорыты траншеи, окопы.  Это будет нелегко.  Наша главная задача – выбить их оттуда.
- А если к ним придёт поддержка сзади?
- Не придёт. Нападаем ранним утром. К тому же соседний полк проводит отвлекающий манёвр километром восточнее. Он их основная цель сейчас. Завтра всё решится мой друг, завтра.
Офицеры и не догадывались, что у стенки палатки всё это время сидел Фаусто. Он слышал весь их разговор. Уже через несколько минут, об этом говорили все. Многие были очень взволнованы. 
- Ты уверен, что всё услышал правильно? – Спросил Антонио у Фаусто.
-Абсолютно.
-  Шансов у нас немного, так? Расположение сил врага победное?
-  Не факт. Не стоит нагнетать. Я знаю тебя очень давно.  И знаешь, я заметил за тобой одну интересную черту. Ты всегда нагнетаешь.  Мы с тобой прошли через многое, так? И что мы делали?
- Всё, что от нас зависело.
- Давай и сейчас также.
Они пожали друг другу руки. Наступила ночь. Лагерь заснул беспокойным сном.
На утро мы наступали. Мы шли, подходили всё ближе.  Вскоре, мы побежали. Где-то справа ударили пулемёты. Но разве могло это нас остановить? Мы бежали вперёд, несмотря ни на что. Мимо ухо просвистела пуля. Затем ещё. Я пригнулся. Осталось совсем немного, ещё чуть-чуть и… окоп. Вражеский окоп. Где-то сзади разорвалась граната. Я завалился в окоп. Ещё одна разорвалась рядом. Гул в ушах, в глазах темно. Вдруг, впереди меня вырос немец. Он шёл ко мне. Я был не в состоянии ему противостоять. Моё тело меня не слушалось. В этот момент сзади раздались выстрелы. Он упал. Сзади ко мне кто-то бежал. Мартино и Анджело. Они подхватили меня. Усадив на землю, они привели меня в чувства. Обрызгали лицо водой, дали пить. Нашим удалось отбить ещё один окоп.  В траншеях неподалёку кричали немцы. В соседнем окопе сидели наши. С победным видом на меня смотрел Фаусто.
-  Бой только начался, Джованни. Всё впереди.
- Скорей бы он закончился. Я не хочу всего этого видеть. Всё это мне противно. Патроны, окопы, грязь.
-В таком случае у меня для тебя плохие новости, впереди этого всего будет ещё больше.
Мы затаились. Нам дали сигнал.  Снова бег. Впереди стоял небольшой каменный дом. Вернее, то что от него осталось. Там и скрывались наши неприятели. Выстрел, ещё. Вдруг, Мартино вскрикнул. Упав на землю, он более уже не двигался. Антонио остановился, попытался поднять его, но всё было тщетно. Тут уже ничем не поможешь.  Фаусто вбежал в осаждённый нами дом. За ним вбежали ещё несколько бойцов. Раздался взрыв гранаты. Остатки оконных рам вылетели из окон. Всё стихло.
Нас оставалось совсем мало. Было приказано отступать. Разбившись на небольшие группы, мы стали отходить к своим. Мы с Анджело попали в одну группу. И если с Мартино и Фаусто всё было уже ясно, то где был Антонио не знал никто. Мы уходили.
Был полдень, когда Мы встретили его. Его одежда была перепачкана грязью, на каске были следы от пуль, а плечо его было простреляно. Он почти не мог идти. Как оказалось, его группу разбили.  Анджело и я подхватили его. Несмотря на нашу помощь, идти ему было очень тяжело, из-за чего наша группа сильно замедлилась.
- Так нельзя. Капрал, мы не можем позволить себе двигаться так медленно. Мы не на прогулке. – Обратился ко мне Моретти.
- Но мы не можем его здесь бросить! – Возмутился я.
- Ну так придумайте что-нибудь!
- Так точно, капитан!
Мы с Анджело сделали что-то вроде носилок. Путь продолжался. Антонио становилось всё хуже. Иногда есть такое чувство, как будто помощь должна прийти из ниоткуда. Так и произошло.  Нам повстречалась колонна солдат, а также несколько машин с офицерами. Из одной из них к нам вышел полковник Романо.
-Капитан! Вот уж не ждал. Мы идём в контратаку. Здесь достаточно солдат, мы даже артиллерию прихватили. Отступлений больше не будет.
- Полковник, нам нужна ваша помощь. У нас один раненый. Ему всё хуже, не могли бы выделить нам один автомобиль, чтобы доставить его в госпиталь?
- Ладно. У нас как раз заднее сиденье пустует.
 Мы уложили туда Антонио. Машина направилась в обратную сторону.   
Ближе к вечеру капитан решил организовать привал. Отдыхали немного, ведь было важно успеть добраться до темноты. Наши были уже достаточно близко (так говорил капитан), но мы никак не ждали того, что случилось с нами на перекрёстке.
Из перелеска на дорогу один за другим выбегали немцы. Завязалась перестрелка. Вскоре перестрелка перешла в рукопашный бой.  Двое немцев повалили Анджело. Я хотел помочь ему, но не успел. Неподалёку от меня разорвалась граната, а я оглушённый взрывом скатился в канаву у дороги.
Очнулся я уже глубокой ночью. Голова болела от непрекращающегося звона в ушах. Нащупав рядом свою винтовку, я выполз на дорогу. Стояла тишина. Ни наших, ни немцев на дороге не было. Я спустился обратно в канаву. Идти по дороге, да ещё и в одиночку я не хотел. Надо было двигаться вдоль дороги, но не по ней. В кустах кто-то зашуршал. Это был Моретти 
- Капрал?  Вы целы?
- Так точно. А вам удалось уцелеть? – Спросил я, переводя дух от испуга.
- Меня ударили прикладом, после чего я потерял сознание. Очнулся в канаве.
- Да, повезло вам.
- Как и тебе.
Мы решили двигаться вместе. К утру, мы вышли к поселению. Там стояли наши. Нас сразу же направили в госпиталь, где я и встретил вновь Антонио. Ему было гораздо лучше.  Впереди нас ждало  ещё   много всего, но это уже совсем другая история.


Рецензии