Луч солнца

Эта моя статья, интервью с Хасанбеком Чшиевым, вышла в свет на странице еженедельника «Терские ведомости». Ссылка: http://terskievedomosti.ru/articles/pomnit-kosta-22331
Каким мы должны помнить Коста? Какой образ великого поэта должен возникать в умах россиян и всего человечества?
1 апреля – печальная для всего осетинского народа дата – день памяти Коста. В этот день перестало биться сердце великого поэта Коста Левановича Хетагурова. Осетинская культура понесла невосполнимую утрату. Но величие кавказского провидца осталось непревзойденным. Спустя более ста лет, имя мессии Коста в списке выдающихся осетин по-прежнему продолжает занимать первое место.
На мой взгляд, кандидат исторических наук Хасанбек Чшиев высказал ряд справедливых мыслей. Уже скоро будет День памяти Коста. Будут цветы у подножия памятнику поэту на Театральной площади, будут венки у могилы поэта в ограде Осетинской церкви. У памятника на проспекте Мира могут быть пресловутые окурки и шелуха от семечек. Все это красноречивее соцопросов показывает, что люди не признают за данной скульптурой того содержания, которое в нее пытаются искусственно втиснуть.
Во Владикавказе на Проспекте Мира, в качестве подарка горожанам и гостям столицы республики, уже давно появилась бронзовая скульптура «Коста». Не являясь ни искусствоведом, ни специалистом по литературе конца 19 в. - нач. 20 в., и, разумеется, не претендуя на истину в этих дисциплинах, хочу выразить свое суждение по этому поводу, мнение рядового жителя Владикавказа. Я не стал бы занимать внимание читателей, если бы не оказалось, что это мнение совпадает с мнением большого числа моих друзей и знакомых, таких же простых горожан.
Смешанные чувства у меня вызывает скульптурная композиция «Коста», и в первую очередь, место и форма ее подачи горожанам и гостям столицы.
Возможно, я неправильно воспринимаю современные художественные концепции, это вполне может быть. Тем не менее, памятник вызывает негативные ассоциации. Возможно, это связано с тем, что я проучился в советской школе до 10 класса включительно. Возможно, это связано с тем, что мне довелось после этого еще 5 лет отучиться в вузе, и в течение этого времени, а также, нередко и потом, много читать Коста и о Коста. Возможно, мое субъективное восприятие связано с этим, и в этом вся беда. Но как бы то ни было, последняя скульптурная композиция непроизвольно вызвала у меня несколько вопросов.
Оговорюсь заранее, что у меня нет негативного отношения к скульптору - автору произведения. Художник, как творческая натура, может видеть жизнь через разные призмы, и заслуженный, именитый автор имеет право отразить в металле, личное, прочувствованное им самим отношение к такой сложной и многогранной исторической фигуре как Коста. Однако место и форма «подачи» Коста народу, вызывает неоднозначные чувства, которые и послужили причиной этого высказывания.
1.Памятник классику, основоположнику осетинской литературы и литературного языка?
К.Л.Хетагуров - основоположник осетинской литературы, первый профессиональный осетинский поэт и художник, один из основоположников осетинской живописи, драматург, блестящий журналист, публицист, этнограф и т.д. Т. е., человек, сделавший для осетинского народа, его культуры, литературы и т.д., то же, что сделал Гёте для Германии и Пушкин для России. При всем при этом памятник Коста на проспекте представляет собой маломерную композицию «а-ля реалити» - поэт изображен сидящим на «обычной» скамейке, «на уровне асфальта», мусорных бачков, окурков у самых его ног, банок пива, и нас с вами, уважаемые читатели.
Вопрос: неужели многомиллионный немецкий народ и русская интеллигенция, включая РАН, глупее осетин? Если - нет, то почему они в центре своих столиц, в такой же форме, не «приближают» к народу Гёте и Пушкина, а напротив - ставят основоположникам величественные памятники, на внушительных постаментах?
Есть, мнение, что это - шаг, приближающий Коста к нам, спускающий его, так сказать, с виртуального, «избитого» официозом постамента великого человека и приобщающий его к народу. Уважаемые, надо понимать, что нам невозможно приобщить его к народу - он уже задолго до нас, навсегда к нему приобщен, он сам себя, «ржавыми гвоздями» своей жизни, сам, по своей воле и любви, навечно приобщил себя и к своему народу, и к мировой культуре.
А то, к чему его сейчас «приобщили», не сослужит хорошую службу ни нам, ни его имени. Он этого, во всяком случае, не заслужил.
Говорят - надо спустить его с официозных высоких постаментов и приблизить к нам. К кому к нам? Как, каким образом, гигант может приблизиться к пигмеям? Насильно, через надругательства, так - да! Не он должен к нам, приближаться, мы должны пытаться приблизиться к нему, из года в год, из десятилетия в десятилетие.
Вот ругают молодежь, подростков, которые неуважительно относятся к этому памятнику. А как они должны к нему относиться в таком виде и в таком месте?
Те, дети, что из уаздан мыггаг, и кое что знают о жизни, робко подходят поближе, разглядывают, и иногда, смущаясь, фотографируются стоя с ним рядом. При этом видно невооруженным глазом, как в их головах рушится школьная программа как минимум трех учебников - по истории Осетии, языку и литературе. Особенно, когда, отойдя поодаль, они видят, оглянувшись, как другие представители нашего будущего, запрыгивают ему на колени, закидывают по-свойски руки на плечи, чокаются с ним банкой пива, и в таком виде снимаются на камеру сотового телефона. При том, смею утверждать, что ни первые, ни вторые - не виноваты. Форма и место расположения памятника провоцируют наших младших, как минимум на непочтение старших (Коста на полтора века старше их), а также и на нигилизм к культуре и литературе. А провокация юных, неопытных душ на ошибки, не менее греховна, чем те кто «ошибаются». И как это вяжется с воспитанием, с кавказским менталитетом, с отношениями «старший - младший»?
Так в чем же дело? Почему у нас в данном случае официоз и реальная жизнь вошли в такое резкое противостояние? Все достаточно просто. Специалисты знают - есть специальные малые скульптурные жанры, жанровая скульптура, это - особый род памятников и для них отводится особое месторасположение. В этом жанре, например, выполнены малые, в человеческий рост, памятники комедийному актеру Евгению Леонову, цирковому клоуну и актеру Юрию Никулину, и поставлены они в оживленных местах. Также в этом жанре сделана известная скульптурная композиция «Чижик - Пыжик». Наконец - и «Нардисты», в этом жанре, поэтому они здесь и в таком месте - к месту. Малый жанр, и профессионалы это знают, специально делается, в основном из расчета на туристов. К малым формам сразу прилепилась «легенда» - потри бронзовой скульптуре некую ее часть и твое желание сбудется. Вопрос: уместен ли в этом ряду основоположник осетинской литературы и литературного языка?
2.Коста как воин.
В восточной философии есть понятие о трех путях, которые могут привести земного человека к Богу и, соответственно, к бессмертию: - путь воина, который усердно самосовершенствовался в военном деле, честно сражался и, при необходимости, погибал в бою; путь религиозного деятеля - монаха или священника (сюда же относились и философы) - т.е. «те, кто познает»; и - путь творцов. Путь, по которому идет демиург, поэт, художник, писатель, идет, неся и создавая творческую гармонию - логос, несмотря на ежедневное сопротивление этому профанного, как внутри себя, так и извне. На мой субъективный взгляд, Коста прошел два пути: творца-поэта и воина, солдата, который не только умело и стойко сражался на своем пути, но и победил. И не надо представлять его пораженцем.
У Коста не было тех условий жизни, что были у Гёте и Пушкина, ему пришлось не только пробиваться всю жизнь, но и при этом успевать и иметь мужество творить. Да, он прожил тяжелую жизнь, и конец ее был трагичен, была болезнь, связанные с этим тяжелые последствия и т.д. Но все что ему надо было сделать для победы на своем «пути», он, несмотря ни на что, сумел сделать до того, как погиб.
Во время похорон Коста произошло знаковое событие, которое описывает в своих воспоминаниях классик литовской литературы В. Венуолис - Жукаускас. Несмотря на указ о запрете въезда в город вооруженных горцев, во время погребения Коста прибыло много вооруженных «не только кинжалами и саблями, но и с ружьями. Вначале полиция пыталась обезоружить непослушных, но когда с гор стали спускаться все новые и новые группы вооруженных горцев, полицейские отступили... Похороны прошли без музыки...» Однако, по окончании церемонии вооруженными горцами были произведены ружейные залпы. Этот воинский салют, осознанно или интуитивно данный нашими достойными старшими в 1906 г. в память и в честь Коста, который официально никак не был связан с военной службой, является безусловным символом окончания земного пути воина.
Попросите кого-нибудь из современных вам молодых менеджеров, промоутеров, фермеров, прочитать стихи современных осетинских поэтов на память. Не прочтут, не могут современные лауреаты заставить современных промоутеров выучить 4 строчки из своих произведений. А Коста - смог, «заставил»! Его стихи знали в Осетии, рассказывали и пели, не только образованные люди, но и в массе своей, не знающие грамоты простые сельчане. Знали при его земной жизни! Почему?
Прошу не рассматривать мой последний пассаж камнем в огород современных литераторов, которых я читаю и очень уважаю их труд в наше, часто неблагодарное время. Секрет лежит на поверхности: Коста - основоположник, классик, т.е. победитель. Его имя навечно вошло в золотой фонд мировой литературы, а его идеалы и принципы будут переходить из века в век. И здесь в Осетии мы будем всегда гордиться ими, особенно перед младоевропейскими гуманистами.
Вопрос: правильно ли, что победитель изображен в позе и в образе побежденного? И что бы сделал с нами Уастырджи (или Св. Георгий Победоносец), табу йын уад, если бы мы изобразили Его в центре города в виде каппадокийского пленного?
3. Охрана памятника и охрана памяти.
А. Охрана памятника.
Некоторые вопросы вызывает и охрана памятника, точнее ее отсутствие. Если это шедевр современного искусства, как нас убеждают статьи и репортажи в прессе - то наш долг обеспечить круглосуточную охрану такого ценного объекта. Не так ли? Таким образом, с момента установки шедевра, он становится частью нашего культурного наследия. И теперь, если ему будет нанесен урон, то получается, виноваты службы, не обеспечившие охрану культурного наследия РСО-А. А охрану обеспечить надо, так как:
Во-первых, есть бродячие (ох простите за оговорку), точнее, - культурно отдыхающие после тяжелых физических, умственных и нравственных трудов тинэйджеры и молодые люди. И эта, перемещающаяся по проспекту, причем не только днем, но и вечером молодежь часто ведет себя с этим памятником, так как мы это уже знаем. Недавно в Моздокском районе был совершен акт вандализма по отношению к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне. Если не пожалели мемориал, то и здесь всякое может быть, не так ли?
Во-вторых, иногда не очень трезвые, иногда тоже не только днем, гуляющие гости столицы норовят отпилить себе на память часть нашего культурного наследия. И потом ищи вандала где-нибудь в Магадане или Кутаиси. Владикавказ - перевалочный пункт для многих приезжих. Вот они фотографируются с местными достопримечательностями и уезжают с фотографиями, под которыми стоят подписи: «Я - с «нардистами», «Я - с «худым мужиком». Это факт. Но правильно ли это? Памятник поставлен для нужд туристов и транзитников?
Б. Охрана памяти.
На мой взгляд, она отличается от охраны бронзовой скульптуры, так как касается чувств и памяти о реальном человеке. И касается как неравнодушных граждан РСО-А, так и родственников Коста. И почему кто-то думает, что эта память ничего не стоит? Выставили «на асфальт» - тогда охраняйте днем и ночью. В принципе, по закону и по факту, после некоторых уже имевших место быть случаев, родственники Коста имеют право сейчас подать в суд в части отстаивания чести и достоинства их сородича.
4. Религиозный аспект проблемы.
Все мы знаем и почитаем общеосетинский праздник «Хетаджы Уастырджийы барагбон», табу йын уад! В просторечье - Роща Святого Хетага, она является местом паломничества и для северных и для южных осетин. Всем известно также, что он родоначальник фамилии Хетагуровых. Таким образом, де - факто, в венах Коста текла часть крови того человека, ради спасения которого Уастырджы явил свою силу у с. Суадаг. Вы об этом не задумывались? А вдруг случится кощунство? Будет совершен акт вандализма. Пусть даже непреднамеренный.
Вопрос: кто в этом будет виноват?
5. Коста и счастье.
Во многих публикациях и статьях о Коста красной нитью проводиться мысль - Коста был глубоко несчастным человеком, с неудавшейся жизнью и пессимистическим взглядом на нее. И для обоснования этой мысли приводятся, как правило, его же строчки - «Я счастия не знал...» Однако, давайте-ка задумаемся, что такое счастье, и может ли каждый сказать про себя, что он счастливый человек. Тем более, что благодаря современным сериалам мы уже знаем что и «Богатые тоже плачут» В 1899 г. вышел сборник «Ирон Фандыр», еще до революции его комедия «Дуня» была поставлена в театре не только во Владикавказе, но и в Пятигорске, Ставрополе и Тифлисе (кстати, это одно из первых в России произведений феминистической направленности - куда только смотрят наши современные «гендерные исследователи»). К началу 20 в. Коста уже - живой классик осетинской литературы и языка, пользующийся уважением и часто трепетом не только у простого народа и образованной молодежи, но и в среде буржуазии и части высшего сословия. И это далеко не все. Каждый из нас был бы счастлив, имея тысячную долю от его «послужного списка». Тогда почему он пишет «Я счастия не знал» Надо отделять значение, которое вкладывает в это понятие рядовой обыватель, и «счастье» гения. Для него счастье означало, прежде всего, гармоничное развитие своего народа и своей страны.
В конце 19 - нач. 20 вв. в Осетии достаточно активно шло промышленное развитие, создавались и активно развивались кирпичные, черепичные, кожевенные и другие заводы, горнорудное производство, строились гидростанции и новые фабрики. Активно развивалось помещичье землевладение, и сельскохозяйственное производство. Коста все это прекрасно знал. И в это же время появляются такие стихи Коста как «Мать сирот» или «Додой». Почему?
В данный период, после крестьянской и других реформ 1861-1864 и разрушения основ общинного хозяйства, а также и общинной психологии, в осетинском обществе появляются два полюса. С одной стороны - освобожденные без земли крестьяне, масса безработных, проблемы связанные с помещичье-буржуазными отношениями, и с другой - новоявленные миллионеры, которые учились жить в постродовом, постобщинном строе. По свидетельству современников, Владикавказ к первым годам 20 века обладал большим числом ресторанов, духанов и высококлассных публичных домов, однако этого уже тогда было мало для всех желающих, и определенная часть из состоятельных осетин становилась завсегдатаями соответствующих заведений Тифлиса и Ставрополя. В глубинке Осетии нередки были случаи голодной смерти детей, особенно в зимний период. Коста знал и это. На мой взгляд, его проникновенные строки были направлены к сердцу и мысли тех своих соотечественников, которые должны были обратить внимание на это. В определенной степени Коста попытался стать объединяющим звеном сложного пореформенного осетинского гражданского общества. Отсюда и трагизм строф, и иногда гипербола в изображении. Причина в этом, а не в «пессимизме» сломленного проблемами своей личной жизни и «сатрапами» царизма поэта. Хотя именно последнее и приходит на ум, глядя на оный памятник.
Об этом говорит и сам Коста. В стихотворении «Друзьям-приятелям и всем, кто надоедает мне слезоточивыми советами», есть такие строки - «Я жизнью доволен своей...» (подчеркнуто мной - Х.Ч.) Его жизнь, это его осознанный выбор, и она может быть названа как счастливой, так и трагичной, но никак не пессимистичной.
Предложение. От себя лично и от имени своих друзей и коллег, тоже рядовых горожан, мы предлагаем открыто обсудить вышеназванные вопросы, а также перенести памятник за ограду Дома-музея К.Л.Хетагурова, в чудесный зеленый дворик.
Прошу прощения у читателей за повтор, но возможно мое видение проблемы ошибочно и никакой проблемы вообще нет. И на самом деле малая скульптура соответствует всем критериям и стоит там, где надо. Буду благодарен специалистам литературоведам и искусствоведам за объяснение:  как же все обстоит с их точек зрения?

Книги Виктора Буйвидаса
Блог Буйвидаса: https://buividas93.livejournal.com/
Итальянское убийство: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/italyanskoe-ubiystvo/
Пробивка: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/probivka/
Пьеса для шпионки: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/pesa-dlya-shpionki/
Тройной капкан: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/troynoy-kapkan/
Угол смерти: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/ugol-smerti/
Формула удачи: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/formula-udachi/
Сумасшедшее рандеву: Книги на всемирном Amazon: https://www.amazon.com/   


Рецензии