По ленинским местам 6

      Продолжение. Начало в http://proza.ru/2020/04/03/1264

      Через день у нас началась основная программа путешествия. Первой точкой его стал город Куйбышев, хотя в годы жизни Ленина это была Самара. Ну, что это я иронизирую – город и сейчас называется Самарой.

      Вы думаете, что нам кто-то рассказал что-нибудь о Самаре? Что Ульянов вместе с матерью и сестрой прожил здесь более четырех лет? Что в Самаре он два года готовился к государственному экзамену, получил диплом юриста первой степени, а потом еще два года работал адвокатом и даже что-то выигрывал в суде? Ничуть!
      Это я узнал гораздо позже и по своей инициативе. Я даже не помню, в какой музей мы заходили и что там видели.

      А от города Куйбышев осталось ощущение жуткого мороза, заледенелых троллейбусов, на которых мы перемещались по городу непонятно куда, и желание спрятаться хоть где-нибудь от холода. Даже скажу больше – мы ждали, когда нас вернут в наш уютный и теплый вагон, чтобы забыть пробирающий ветер и холодину.
      Минус сорок и для местных жителей были не подарком. А что говорить про меня, трясущегося от пронизывающего мороза с ветром в своем демисезонном пальтишке...

      Да, у меня в тот день все-таки случилось одно приятное событие, которое оставило добрую память о Куйбышеве. Я там купил хоккейную клюшку, которой по приезду домой наводил ужас на соперников по игре в хоккей на асфальте. Мы рубились яростно, а куйбышевская клюшка помогала мне играть лучше, чем другие. За время наших многомесячных баталий крюк клюшки трением об асфальт был стерт наполовину!.. И после очередной победы я всегда вспоминал добрым словом город Куйбышев…

      Отогревшись ночью в нашем уютном поезде, утром мы прибыли в Ульяновск.

      - Ребята, одевайтесь потеплее! В Ульяновске также холодно, как и в Куйбышеве! – «обрадовала» нас старшая училка.

      «И что мне еще на себя натянуть?» - уныло размышлял я, заглядывая в свою тощую сумку.

      Потом придумал: натянул на себя спортивный костюм, в котором ходил по вагону, а уже на него – все остальное, что было у меня. Такая мелочь, но мороз в Ульяновске я перенес лучше. Возможно, из-за этого у меня в памяти хоть что-то осталось от посещения Ульяновска.

      По крайней мере, деревянный дом семьи Ульяновых у меня до сих пор стоит перед глазами. Но в Ульяновске имелось много и других зданий, связанных с Лениным. И нас еще куда-то водили, но это уже за гранью того, что моя память могла вынести. А уютный дом Ульяновых на улице Московской запомнился.

      Других домов, важных в жизни Ленина, мы могли и не увидеть. Что-то было перемещено в строящийся помпезный музей-мемориал Ленина, который открыли через три месяца после нашего посещения Ульяновска. Кстати, на стройку нас все-таки привезли, и мы тупо смотрели на корпуса строящегося мемориала. Да и бог с ним. Никаких эмоций от истории с Лениным в моей душе не осталось. Пожалуй, что и не было.

      Ульяновск еще оставил у меня в памяти то, как мы бездумно скупали всевозможные значки с изображением Ленина. Вариантов изображений было превеликое множество! У моих друзей деньги-то водились, а у меня их кот наплакал. Но я тратил и тратил свои скудные запасы на это никчемное дело. А еще какие-то открытки...
      Где-то до сих пор значки лежат в старой родительской квартире. И открытки там же. Подвернулись бы мне сейчас любители раритетов, отдал бы все это с дорогой душой. Бесплатно...
 
      Казань отстоит от Ульяновска еще ближе, чем Куйбышев. Но мы опять неторопливо ехали ночью, а когда приехали – нам объявили:

      - В Казани стоим два дня!.. Машинистам нужен отдых. Поэтому мы в первый день посещаем музеи, а второй день – проведете самостоятельно. Как пожелаете. Но поздно вечером поезд поворачивает обратно! Не потеряйтесь. Кстати, с погодой нам повезло: оттепель!

      Так и случилось, что в Казани мы провели самые насыщенные дни, и впечатлений хапнули много и разных: как со знаком плюс, так и со знаком минус. Всякое случалось. Зато что-то осталось в памяти, а этому обстоятельству в любом случае надо быть благодарным.

      После обжигающих морозов в Куйбышеве и Ульяновске погода в Казани к нам отнеслась ласково. Небольшой минус, приближающийся к нулю градусов, обрадовал нас больше, чем посещение очередных музеев.

      В Казани Ленин некоторое время учился в университете, пока не был отчислен за участие в сходке. Или, как говорят историки, пока он сам не написал заявление об отчислении. Семья Ульяновых опять снимала жилье, и в одном из таких домиков был устроен музей семьи Ульяновых, куда нас и доставили.

      И снова в памяти от посещения музея осталась только наша суета возле киоска с сувенирами: значки, значки… Помешательство какое-то.

      Кроме сожаления о тогдашней собственной глупости у меня сейчас возникает еще один вопрос: почему нам в Казани больше ничего не показали?! Уверен, что никогда из моей памяти, например, не удалился бы Казанский кремль. Если бы нас туда сводили. Или какой-нибудь старый район города со своеобразной архитектурой. Или еще что-нибудь примечательное только для Казани...
      Но что есть, то есть: музей Ленина? Значит, музей и баста.

      На следующий день, после завтрака, мы – три одноклассника – отправились в самостоятельное плавание по городу. Вовка «кешинский» с нами не пошел по одной простой причине – у него не было денег. Впрочем, в этом он нам не признавался. Но, судя по тому, что возле сувенирных киосков он никогда и ни в одном городе не крутился, это было так. А просто болтаться без дела по Казани он посчитал делом несерьезным.

      Хорошо, что железнодорожный вокзал находился почти в самом центре города. Мы шли не спеша и рассматривали окрестности. Первой нашей остановкой стал ближайший каток. Для ашхабадцев это была настоящая диковина.

      - Смотрите, а вон девчонки из нашего вагона коньки натягивают! – объявил я приятелям.
      - Давайте тоже попробуем! – загорелись Вовка с Серегой.

      Прокат коньков дорого не стоил, денег на это у меня хватило. О возможностях приятелей тем паче речь не шла. И вот мы уже экипированы для покорения ледовых трасс.

      Не прошло и пары минут, как выражение «корова на льду» стало нам более чем понятно. Испытали на своих боках по полной программе.
      А местный народ вокруг нас гонял на коньках мастерски, мы это оценили. Одно дело наблюдать за конькобежцами по телевизору, а другое – вживую. Тут понимаешь, кто такие хоккеисты и какое мастерство надо иметь, чтобы не просто кататься, а еще борьбу вести и шайбы заколачивать. Хоккеисты были нашими кумирами и в южном Ашхабаде, где лед почти не видели.

      Знакомство со льдом закончилось быстро, и мы, купив по паре пирожков с мясом, направились в местный центральный универмаг.


      Продолжение в http://www.proza.ru/2020/04/04/744
      


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.