Байдарочный поход

БАЙДАРОЧНЫЙ ПОХОД

Лера пришла в слезах.
-Света, выручайте. Поехали с нами на байдарках по северным озёрам. Гена давно мечтает, маршрут взял, но не хочет со мной. У нас всё плохо, почти до развода доходит, может быть в походе помиримся, не могу я без него…
Света вспомнила их первое путешествие, вспомнила, как супруги переругивались, как Лера ревновала мужа без повода и вздохнула.

Байдарочный опыт был ещё маленьким. Два года назад, их друзья, семейная пара художников пришли к ним домой. Гена, жилистый невысокий мужчина с чёрной бородой и прямыми чёрными волосами, похожий на монаха и Лера, его жена крупная женщина с красивым лицом и темпераментным кавказским характером.

 Однажды, муж Светы, Серёжа пожаловался им на серую однообразную жизнь в большом городе, сказал, что мечтает о походах, поездках в горы, вспоминал свои студенческую жизнь и стройотряды.

Тогда они также предложили поехать в месячный поход на байдарках на север. Гена был заядлым рыбаком, и они с Лерой ездили на озёра рыбачить с резиновой лодкой.  Как-то увидели байдарочников и позавидовали им.
- Мы сейчас в магазине рядом с вашим домом видели в продаже байдарку. Себе мы уже купили, денег дадим, получили только что за заказ.
Света и Серёжа видели байдарки только по телевизору и никогда даже не думали о путешествиях на них.

 Уже через два часа два огромных длинных рюкзака лежали посередине комнаты. В одном рюкзаке были алюминиевые трубки и куски вёсел, в другом огромный брезент – чехол с прорезиненным дном. Полдня собирали лодку, она была длинной шесть метров и еле поместилась в комнате.
На следующий день рюкзаки привезли на городскую речку, собрали лодку на берегу и опробовали её на воде. Света была в ужасе – под тонким брезентом, ногами она чувствовала волны, лодка казалось вот-вот перевернётся.
 
За месяц первого плавания она привыкла к лодке, хотя всё равно, побаивалась, когда отплывали далеко от берега.
 Вспомнила, как они в первый раз на какой-то станции выбросили почти на ходу мешки с грузом и попрыгали сами. Потом долго собирали на берегу, заваленном мешками, лодки, а местные жители с интересом смотрели, как туристы такое количество барахла поместят в узенькие байдарки. Всё запихали непрофессионально, взгромоздились сверху вещей. Переплыли первое небольшое озеро, чтобы выйти на безлюдном берегу и поставить палатки, но берега оказались болотистыми, и они целый день тыкались носами байдарок в камыши, но не могли причалить.  Пошёл дождь и поднялись волны, когда они увидели коров, спускающихся к водопою и причалили среди их стада, на заляпанном лепёшками берегу.

Всё это повторить особого желания у Светы не вызывало, но отчаяние Леры смягчило её,
-Нужно поговорить с Серёжей, - пусть он решает.
-Хорошо, мы завтра придём.
Серёжа тоже колебался, но желание месяц провести на северных озёрах перевесило.
.
К поездке они готовились. Света пошила мешки для продуктов. Серёжа нарезал резиновых полос из автомобильных камер для крепления груза под стрингерами байдарки. Света сделала непромокаемые чехлы для спальников, чтобы их приспособить под сидения.

И вот, наконец -то они на воде. Байдарки аккуратненькие, груза не видно – весь под стрингерами и в грузовом отсеке, сиденья мягкие, удобные. Погода прекрасная для середины июля. Впереди целый месяц путешествия и таинственные названия Ундоша, Унозеро, Кенозеро, Скарлахта и лахты, лахточки – что-то древнее загадочное, с морскими плавниками и волнами.
В путешествии всё перемешалось – реки с камнями, порогами и завалами, где приходилось переносить груз и байдарки, рубить деревья топором, Берега диктовали отдых – нужно было плыть до подходящих стоянок. Комары и мошка в безветренную погоду просто убивали. Следы зверей по берегам попадались всё чаще.
Дикий север, где сойти с маршрута можно было только через месяц, ни дорог, ни транспорта в глуши не было. Не было и людей.

В начале маршрута, когда добирались до воды на паровозике, который перевозил лес по узкоколейке, солдатики, охраняющие заключённых, спёрли у них ложки. Потом две алюминиевые ложки им подарила доброжелательная семья, живущая в заброшенной деревне – средних лет женщина и мужичок, уже отбывший срок.
 
Немного отдохнули только на озёрах. При хорошей погоде тихая прозрачная вода, песчаные пляжи. Рыба, которая ловилась в изобилии. Грибы, на опушках буреломного леса. Нашли прекрасную стоянку со столиками и навесом.  Поставили палатки.
Потом решили искупаться. Света, худенькая высокая, с затянутыми в два хвостика каштановые волосами осторожно входила в воду. Она не боялась холода, её пугала глубина. Серёжа, широкоплечий, крепкий, с небольшой русой бородкой, которую стал отращивать в походе, чтобы не тратить времени на бритьё, бегом, обдав жену брызгами, нырнул в воду и поплыл красивым кролем.  Гена и Лера поплыли за Серёжей. Света с завистью вздохнула, вышла на берег взяла шампунь и губку –плавать она не умела.

Вечером сидели у костра, озеро было тёплым и маслянистым от заката, алюминиевое  весло байдарки, стоящее у дерева, посылало алые лучи на противоположный берег, синеющий где-то далеко- далеко и отвечающий маленькими оранжевыми всполохами то ли костров, то ли окошек.
Уха была необыкновенной, напиток из фляги быстро убывал, а черника со сгущёнкой-вкуснее всякого дорогого десерта.
Казалось песни сами лились под гитару, и четвёрка была довольна и счастлива.
Почти неделю они провели на стоянке. Сплавали на соседний остров в деревню с несколькими домиками и церквушкой за хлебом. Насобирали и насушили целебных трав. Пора было плыть дальше.

Уже на стоянке начались ссоры между Геной и Лерой. Света и Серёжа не вмешивались,  как-то на их фоне их отношения становились  только лучше, они с полуслова понимали друг друга. Лера как хвостик везде сопровождала мужа – на рыбалку, в лес. Он нигде не мог побыть в одиночестве. Света и Серёжа находили себе разные занятия – он шёл на рыбалку, Света собирать ягоды или травы.  Может быть поэтому они с радостью общались в конце дня. Серёжу раздражали ссоры Леры и Геры и как-то он с сарказмом пошутил, что им вместе бездельничать нельзя – они могут быть счастливы только на лесоповале.

Река была быстрой и довольно широкой, можно было грести в своё удовольствие. Света и Серёжа синхронно перебрасывали вёсла, зеркальные лопасти которых, схватывали солнечные лучи и утаскивали их в струящуюся за бортом воду.  Нос лодки нырял в пенистые буруны между завалов камней на полной скорости. Они уже знали, что лодку нужно направлять в самые страшные пенные потоки и это не опасно, опасна гладь вокруг,  где затаились под водой валуны с острыми краями, о которые они рвали лодку в первом походе.

Обогнали Гену и Леру. Они снова выясняли отношения. За поворотом причалили к берегу и решили подождать ребят. Через некоторое время появилась байдарка. Лера что-то выговаривала мужу, и он, зло выругавшись, вскочил на ноги, выпрыгнул из байдарки и поплыл к противоположному берегу. Лера по течению поплыла дальше, потом налегла на вёсла и скрылась за поворотом.
Серёжа со Светой удивлённо переглянулись, сели в лодку и поплыли против течения, чтобы забрать Гену. На берегу его не было. Серёжа привязал лодку и пошёл его искать. Только через час пришли они к лодке.
 Гена был зол и вообще не хотел возвращаться.
- Задолбала, лучше сдохнуть здесь.
Сели в лодку, настроение было испорчено. Через некоторое время увидели Леру. Она сидела с удочкой. Стала жаловаться, что их лодка перегружена, поэтому они отстают. Осадка байдарок была одинаковая, но Серёжа перегрузил часть груза в свою лодку.

Север хорош тем, что и после захода солнца очень долго не темнеет. Плыли до позднего вечера и встали на ночлег поздно, но река была пройдена. Приходилось спешить, т.к. походного времени оставалось немного, а билеты домой были куплены заранее.

Утром, позавтракав, собрались в дорогу – впереди было самое большое озеро, озеро-море, по которому ходили катера. Им нужно было переплыть на противоположный берег, чтобы закончить маршрут.
Погода была хорошая, течения не было и грести приходилось в полную силу. Небольшая рябь на воде, похлюпывала о борта лодки. Противоположный берег был еле виден в сиреневой дымке и вокруг была только вода, да с правой стороны виднелся небольшой островок.
Лодки, казалось стояли на одном месте и противоположный берег не приближался. Договорились друг от друга не отдаляться и плыть рядом.

Неожиданно небо затянули облака и подул ветер. Озеро превратилось в море, волны становились всё выше, нос лодки повисал над волной, ткань и алюминиевые прутики скрипели и, казалось, что она сейчас переломится.
Решили повернуть к островку, но волна била в борт и заливала байдарку.
-Галсами идём, галсами, навстречу волне, -закричал ребятам Серёжа, поворачивая байдарку, но Лера и Гена в панике гребли в острову, не слыша его.
Байдарка была перегружена и волны перекатывались через неё. Брезент, затянутый сверху пропускал часть воды и на дне её становилось всё больше.  Они гребли вдвоём и Света не чувствовала страха, хотя вода уже стекала по спине и ноги были мокрыми.
Она подумала, что их маршрут «дикий», не зарегистрированный, нигде не знают о них и перед отъездом они никому не сказали куда едут и что плавать она не умеет и не знает удержит ли её новый жилет, который она не проверяла. Но все эти мысли пролетели мгновенно и она продолжала грести.
К счастью, ветер немного поменял направление и их вынесло на берег. Лера и Гена уже вытащили свою байдарку и снова ссорились. Все были мокрые.

К вечеру дождь перестал, и они смогли развести костёр и поужинать. На следующий день дождя не было, но волны и ветер не утихали. Время поджимало. Ночью озеро немного успокаивалось. Были видны огоньки буйков, вдоль которых по расписанию проходил большой пассажирский катер. Нужно было только переплыть часть озера, чтобы добраться до причала, но озеро было неспокойным.
 
 Решились только к следующему утру. Ещё было темно, но волны притихли, и они вышли часа в четыре утра. Видны были огоньки буйков.  К обеду пришли к пристани. К приходу катера собрали байдарки и вещи. Были удивлены, увидев на катере компанию профессиональных байдарочников, а они ещё больше удивились, узнав, что они, любители, переплыли на байдарках озеро, которое ни один байдарочник переплывать не решался.
Поход не помог, Лера и Гена через пару месяцев развелись…

2020


Рецензии