1. Загадка Маяковского... Лиля его не любила

1. Загадка Маяковского… Лиля его не любила.

                Исследования.


     Вопрос тайн, популярного, знаменитого, известному всему миру поэта Маяковского Владимира Владимировича, у меня возник с работой над циклом « Трагедия Есенина». Творили, жили в одно время, кумирами в славе трагически закончили путь на земле, почти в одно время…

Масса нестыковок, описание писателями, журналистами их поведения в обществе тех лет. Личное, отношение поэтов с разными женщинами.
Двадцатые годы, время революционной патриотической поэзии… Лирика на втором плане. Там, где лирическое и место любовным текстам.

Лирика бытовой жизни, тут же противоречия нужности поэзии, если на первом плане еда и как её добыть…
Через произведения поэтов для народа, если труд никто не покупает.
Стимул к писательству ослаблен обстоятельствами невостребованности… Печаль Сергея Есенина тех лет в одном из писем, «В России, кроме еврейских девушек, никто нас не читает».
Поэзия агиток в ходу, шло становление государства.

     В. Маяковский, знаменитый, популярный поэт...
По известным словам поэта – певца В. Высоцкого, «кончил жизнь трагически»,
«С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло».

С середины 60-х и начало 70-х, время, когда был бум исследований биографий Лермонтова, Есенина, жизнь в народной молве поэта Маяковского, была в стороне… Интерес был отдельный к факту «лёг виском на дуло»…
Были «самиздатовские» записи мемуаров Л.Брик, тогда мало обсуждались. Процесс смерти…, почему застрелился, зацикленность темы преобладала.
В конце 80-х, с гласностью, тему обсуждали живо в том же ключе.
В период развала Союза, 90-е, «новые демократы», кроме как навязать мнение, поэта убили чекисты, к исследованию жизни Маяковского ничего не прибавили.

Ни шатко, ни валко тема была, остроты не было.
Пошло развитие бытовых ПК и интерес к Интернету. Только тогда поступки Маяковского, что было вокруг него, как жил, творил, заиграли красками загадок, тайнами бытия в его времени.

Интернет статьями, обсуждениями на форумах, проявлось тайное… - предвзятость основного свидетеля, «жены» Лили Брик. Её мемуары напоказ… Нестыковки, придуманное…
Она не знала, что будет Интернет и состоится свод свидетельств, таинств документалистики, расшифровки эпизодов эпохи, в которой они жили. Л.Брик прожила долгую жизнь в 86 лет, умерла в 1978 году, Интернета в народе ещё не было…

     Для пояснения вопроса читателям, я взял из инета одну из публикаций в ЭКСМО.
Фрагментарно, в сокращении. 
Начало,
«Несколько слов об одной из самых скандальных семей XX века»

«Пожалуй, только ленивый не интересовался историей любви Владимира Маяковского и Лили Брик. В этом ярком союзе важную роль играл еще один человек, первый муж Лили — Осип. Долгое время все трое жили в одной квартире, а в голодные и холодные годы ютились в единственной отапливаемой комнате, что, конечно, не могло не вызвать множество разных слухов...»

     Лиля Юрьевна Брик «Воспоминания об Осипе Брике»:
«Приходится писать, как было на самом деле. Слишком много врут, даже для очевидцев слишком много. Слишком много домыслов — вольных или невольных. Больше вольных.
Писать не хочется. Не хочется вспоминать. Только начнешь, а «уже у нервов подкашиваются ноги...».

Итак, Володя влюбился в меня сразу и навсегда, также как Ося влюбился в Володю.
… Я уже писала о том, что Володя пришел к нам, сразу посвятил мне «Облако» и с тех пор посвящал мне каждую строчку.
Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня, это было нападение.

Два с половиной года у меня не было спокойной минуты — буквально. Я сразу поняла, что Володя гениальный поэт, но он мне не нравился. Я не любила звонких людей — внешне звонких. Мне не нравилось, что он такого большого роста, что на него оборачиваются на улице, не нравилось, что он слушает собственный голос, не нравилось даже, что фамилия его — Маяковский — такая звучная и похожа на псевдоним, причем на пошлый псевдоним. Ося был небольшой, складный, внешне незаметный и ни к кому не требовательный, — только к себе.

… заставляли думать сплетни и клевета. Сколько их, мерзких сплетен! Как нарочно в ответ на «пожалуйста, не сплетничайте». И сколько их было при жизни Володи. Но тогда мы на них не обращали решительно никакого внимания. Они к нам совсем как-то не прилипали; мы их не слышали даже. Сплетен было больше, чем это нормально, вероятно оттого, что Володя был очень заметен не только стихами, но и всем своим видом и поведением, да и влюбленных в меня, пожалуй, было больше, чем это нормально, а вокруг каждой любви, особенно несчастной — всегда много сплетен.
Наша с Осей физическая любовь /так это принято называть/ подошла к концу.

… случилось: мы всегда жили вместе с Осей. Я была Володиной женой, изменяла ему также, как он изменял мне, тут мы с ним в расчете. Во втором вступлении к поэме о пятилетке, которое он начал писать в виде письма ко мне, так и сказано «...с тобой мы в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид». Он переделал эти строчки в предсмертном письме на: «я с жизнью в расчете...». «Я» и «жизнь» для Володи были синонимами.

Мы с Осей больше никогда не были близки физически, так что все сплетни о «треугольнике» и «любви втроем» и т. п. совершенно не похожи на то, что было. Я любила, люблю и буду любить Осю больше, чем брата, больше, чем мужа, больше чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах, ни в какой литературе. Я люблю его с детства. Он неотделим от меня. Может быть, когда-нибудь я напишу об этой любви. … Я не могла не любить Володю, если его так сильно любил Ося…»

     Исторические противоречия или неправда Л.Брик… Как она описывала жизнь втроём и что было на самом деле. То есть, литературная мемуарная любовь… скромная, где – то красивая, чувственная и постельная явь.
Её, с опубликованием мемуаров, даже травили в конце 50-х, только за то, что написала об этом, о жизни втроём. Об этом тогда, тем более женщине, ни – ни…

Поэт Андрей Вознесенский вспоминал: «Уже в старости Лиля Брик потрясла меня таким признанием: “Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал”... Она казалась мне монстром, — признавался Вознесенский. — Но Маяковский любил такую. С хлыстом...»
Несоответствие свидетельства огромное… Что для печати одно, совсем другое, что было на самом деле.

     Видится явное, смысл мемуаров, тексты дневников специально для потомков, взлёт значимости Маяковского для страны, а она была рядом, даже владела им.
Такой же метод использовала поэтесса Анна Ахматова, дневники оформляла смыслом, потомки оценят, оставит след на земле непорочностью, она не виноватая страницами трагедий  в её прожитой жизни.…
И вековое, женское тщеславное, язвенное - женскому окружению ей завидовать, а то и восхищаться…

     Отступление в 19-й век.
Вера Вяземская, побывавшая, в том числе, любовницей Пушкина, прожила долгую жизнь в 95 лет. Ради сохранения семейной тайны, о чём исследования впереди, что только не навспоминала о поэте… Написала вместе с сыном, Павлом Вяземским, профессиональным мистификатором, ещё больше и разительное несоответствие, в молодости одно, в старости совсем другое. Метод – сплетни, оговор, употребила весь набор коварства при защите себя, сделать себе наследие и клану Вяземских, чтобы «комар носа не подточил»… Выгородить свои жизненные женские промахи.

Нам интереснее разгадывать такие загадки и  что останется оценкой ещё более привлекательной, до разгадать поступки великих литераторов  последующим поколениям.

… «… в 1925 году Лиля и Осип официально развелись, но при этом продолжали жить в одной квартире. У Осипа появилась другая женщина: Евгения Соколова-Жемчужная, жена режиссера Виталия Жемчужного. Вначале этот брак был гостевым: Евгения никогда не ночевала в квартире Бриков-Маяковских, но почти ежедневно бывала там, да и от первого мужа женщина тоже, вроде бы, уходить не собиралась…
Несмотря на обвинения в том, что Брики жили за счет Маяковского, именно Осип в 1915 году на свои деньги опубликовал знаменитую поэму «Облако в штанах», которую не принимало ни одно издательство…

Лиля и Осип не изменили своему решению остаться вместе и после смерти Владимира Владимировича. Поэт застрелился в апреле 1930 года, а уже осенью в квартиру въехал второй официальный муж Л. Ю. — молодой военачальник Виталий Примаков. Путешествуя с ним по России, Брик писала «Осеньке» нежные письма, рассказывая о своих радостях и горестях. Семья воссоединилась, как только Виталий получил служебную квартиру в Ленинграде, в которую очень скоро переехали Осип Брик и Евгения. Счастье длилось недолго. Летом 1937-го Примакова расстреляли, а уже осенью того же года Лиля с новым спутником, Василием Абгаровичем Катаняном, уехала в Коктебель…»

… «…становится страшно…  свободные взгляды на сексуальную жизнь… отношение к потерям. «Один застрелился, другого расстреляли — ну так что же, бархатному сезону пропадать? Вакансии заполняются мгновенно, а покойников помнят, если надо, и забывают, если прикажут», — заметил поэт, переводчик и историк литературы Валерий Шубинский.

… Осип умер в феврале 1945 года от остановки сердца. И, возможно, это была единственная смерть, которая так глубоко шокировала его бывшую жену. Современники вспоминали, что Лиля несколько дней ничего не ела и еще долго хранила память о покойном муже и близком друге.

В дневниках актрисы Фаины Раневской можно найти запись: «...Вчера была Лиля Брик, принесла “Избранное” Маяковского и его любительскую фотографию. Она еще благоухает довоенным Парижем. На груди носит цепочку с обручальным кольцом Маяковского, на пальцах бриллианты. Говорила о своей любви к покойному... Брику. И сказала, что отказалась бы от всего, что было в ее жизни, только бы не потерять Осю. Я спросила: “Отказалась бы и от Маяковского?” — Она, не задумываясь, ответила: “Да, отказалась бы и от Маяковского. Мне надо было быть только с Осей”. Бедный, она не очень его любила...».

Сотрудница ЧК (по некоторым данным), она была близка к левацким кругам. Женщина, ничего не сделавшая для спасения одного из своих мужей…»

Продолжение следует.


Рецензии
Давно хотелосб найти такой материал о любимом поэте!
Вернусь и буду читать более тщательно, " с чувством,
толком, расстановкой!" А чтоб Вас не потерять, занесу
Вас в "Избранные".

Валентина Марцафей   15.04.2020 20:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.