Жили-были, поживали или сказка о том, как строили

Пьеса для теневого театра.

Действующие лица:

Муха-горюха
Мышка-вреднюшка, серая хвастушка
Зайчишка-трусишка
Ежик-лучший в лесу сторож
Лисичка-сестричка
Волчок-серый бочок
Мишка-топтыжка
Комар-пискун и его комариный полк
Ведущая-сказительница

Под музыку выходит сказительница: гой еси, честной народ! сказка добрая идет!
я ее вам расскажу, и скажу и покажу!
а вы спинки распрямите, свои ушки навострите!
жили-были, поживали, в сказку выход ожидали: мышка серая норушка, всем известная хвастушка!
хоть и добрая хозяйка, но такая уж зазанайка…
зайка серенький трусишка, он всего-всего боишка! волк, лиса его увидит – обязательно обидят!
и колючий  добрый ежик, не видать ни рук, ни ножек!
он по лесу ходит, бродит, грибы, ягоды находит!
если кто в лесу грустит- еж грибочком угостит!
а еще летает муха! и зовут ее горюха!
нет у мухи нашей дома, лето прокружила в поле.
вот уж осень наступила… лес в дали позолотила.
муха по полю пошла…муха в сказочку пришла...

Под музыку открывается занавес: на экране поле (трава, цветы) слышен звук полета, прилетает муха (большая) летает на травой и жужжит, поет песенку.

Муха: жжжаль, жаль, что лето закончилось. осень пришла. А жить-то как, жить-то как теперь? На юг мухи не летают, слишком маленькие… как жже мне зззиму пережжжить?

Слева выходит мышка: ну, чего ты разжужжалась? Лучше бы летела домой, а то вдруг дождик пойдет?
Муха: а ты кто?
Мышка: я- мышка-вреднюшка, серая хвастушка.
муха: а почему вреднюшка? и почему вреднюшка?
мышка: да потому что вредная я и похвастаться люблю! долго еще жужжать над ухом будешь? лети домой!
Муха: так нет у меня домика! мы мухи домов не строим! мы на зиму спать ложжжимся. где-нибудь в щелке, в уютном уголочке. а вот если бы у меня был домик, разве я спала бы ззимой? я бы на лыжжжах, я бы на санках…!
Мышка: как же хорошо, что у меня есть своя норка, такая уютная, такая теплая, ремонт по последнему писку.
Муха:(робко) ах, милая мышка, не пустила бы ты меня ззиму переззимовать?
Мышка: я же говорю, норка у меня с дорогим ремонтом, и потом, мне в ней и одной не скучно живется.

 Мышка уходит, муха печально улетает.

Справа появляется лисья морда: вы слышали? уютная норка у нашей мышки? ...а я и не знала. Живу себе в лесу, полевые новости не слушаю. А тут такие события, такая удача чуть мимо не прошла. Что ж пора и мне обзавестись собственным жильем, да с хорошим ремонтом. Уходит.

Появляется муха с соломкой в лапах, бросает ее, летит с другой соломкой и так несколько раз. Появляется кучка соломки.

Муха облетает кучу и вздыхает: что ж, половина дела сделана, строительный материал я собрала. Только мы ведь мухи дома строить не умеем. С чего же начать?
 
Слышится тревожная музыка, муха отлетает в сторону: ой, что-то случилось. кто-то бежит сюда, спрячусь кА я и посмотрю.

Появляется заяц. Прыгает через кучу соломки, и падает. Дрожит его хвостик. грозная музыка стихает, вылетает муха, она облетает зайца садится ему на хвост и вместе с хвостом трясется.

Муха: почему-то трясется земля… ой, это же не земля, это что-то пушистое! И теплое! хм, вот построю себе домик, и это что-то пушистое и теплое к себе в дом затащу, и буду зимой в нем греется!
Заяц: не надо во мне греться! я же не шуба, я зайчишка.
Муха: зайчишка?
Заяц: ...ага...и к тому же большой трусишка.
Муха: а чего ты боишься?
Заяц: всего! ветра сильного боюсь, снега мокрого, а еще лису с волком!
Муха: а их-то чего бояться?
Заяц: лиса хитрая, волк сердитый! Того гляди съедят!
Муха: а где же ты от них прячешься?
Заяц: (со вздохом) нигде…дома у меня нет. Вот по полям да лесам от них убегаю. Ну, еще под кустами отсиживаюсь.
Муха: а ты чего-нибудь полезного делать умеешь?
Заяц: это например что?
муха: да я вот дом собралась строить, соломы натаскала. А как из соломы жилище собрать я не умею. Может, ты мне поможешь  построить домик, и мы с тобой вместе будем жить!
Заяц: ух ты! вот здорово! да я много чего умею! я дрова умею рубить! мы с тобой деревянный домик построим, а соломой твоей крышу покроем!
Муха: ураааа!

Звучит музыка, заяц заходит за одну сторону экрана и выходит с топором. Доходит до середины, машет топором, летят дрова.
Экран тухнет, выходит сказительница.
 
Сказительница: и принялись муха-горюха и зайчишка-трусишка строить дом! Заяц стены возвел, на крышу взобрался! А муха вокруг него летает, соломины подает! Да так они стройкой увлеклись, что не просто дом возвели, а домище! А точнее теремище! Комнаты в нем просторные, окна большие! А сверху башенку приделали, чтоб поля окрестные осматривать, а вечерами на звезды любоваться. Так они увлеклись делом, что не заметили, как наступил вечер, а за ним и ночь пришла…

Сказительница уходит, включается лампа и на экране стоит теремок. Появляется месяц, по очереди звезды. (вот тут бы сделать красивую сцену со звездами – либо они по очереди появляются и цветные, либо подсветка, можно организовать созвездия, собрать звезды в созвездия, как будто они сами сбегаются и разбегаются, пролетают кометы) Музыка, стихает и появляется солнышко. К теремку, бредет печально мышка, поет песенку.

Мышка: эй! кто в таком красивом теремочке живет? Кто в таком высоком живет?

Жужжит муха, вылетает из терема, кружит над ним и садится на крышу.

Муха: зззз, я, муха-веселуха
Из окошка: я зайчишка, теремок возводишка! а ты кто?
Мышка: а я…я – мышка-хвастушка, лисой обманушка (всхлипывает)
Муха: у куда подевалась мышка-вреднюшка?
Мышка: больше я не вреднюшка…поплатилась за свое хвастовство и вредность!Выгнала меня лиса из моей уютной норки! как же я теперь зиму проживу, без дома и припасов?
Зайчишка: а что ты умеешь полезного делать?
Мышка: …я пироги умею печь! Только у меня муки нет
Зайчишка: это не беда! зима еще не наступила! И на полях еще остались зернышки пшеницы. Мы соберем их, намелем муки и будешь ты нам зимой пироги печь. с капустой!
Мышка: ой, да это я легко! это я с удовольствием!
Муха: так добро пожаловать в теремок!

Мышка заходит. слышится песенка, появляется ежик. Подходит к теремку, нюхает его.

Ежик: Это что за теремок?
Из трубы идет дымок.
Видно, варится обед.
Есть тут звери или нет?..
Муха: есть, есть! я – муха веселуха! (жужжит вокруг домика, залетает в дом)
Зайчишка: а я зайчишка, раньше был трусишка!  и с нами мышка-норушка, пироги вкусные печюшка!
Ежик: ого, сколько вас! а я ежик – лучший в лесу сторож! возьмите меня к себе жить! я ваш теремок сторожить буду.
уха: возьмем-возьмем! нам сторож нужен!
Мышка, выходит из теремка: ежик, много ты прошел дорожек.  Много ежик ты видал, новостей б нам рассказал!
Ежик: это можно! а новости такие в лесу: в норке мышиной поселилась лиса. Живет в норке и жизни радуется. Да прослышали про новое лисье жилье волк с медведем и хотят они лису выселить.
Муха: а что же лиса?
Ежик: лиса хохочет, медведя с волком пускать не хочет!  Пригласила лиса Котофея-кота! тот урчит, мурчит, медведя с волком грозит проучить!
Мышка: вот дела…так волк с медведем про наш теремок прослышат и нас-то точно выселят. Мы же не лиса…Котофея, урчащего у нас, нет. (вздыхает)
Ежик: не переживайте, добрые мои соседи! А лучше давайте пригласим к нам жить-поживать комара-пискуна!
Муха: а какой от него прок?
Ежик:  будет прок! лишь дайте срок.

Муха залетает в дом вылетает с письмом: ну как еж ступай ты к комару-пискуну с приглашением.  пусть комар поскорее к нам вылетает!

Ежик с письмом на колючках уходит, все заходят в теремок. слышится грозная музыка. Гаснет свет (в это время убрать теремок) под песню «стой кто идет обыграть сцену, после выключить свет, поставить теремок и опять включить) слева и справа появляются волк и медведь.

Медведь: это что за теремок?
Волк: глянь, из трубы идет дымок!
Медведь: видно варится обед…
Волк: эй! есть тут звери или нет?
Вылетает муха: есть!  а вы кто такие и зачем пожаловали?
Волк: кто я? знает весь звериный полк, что я страшный, серый волк!
Медведь:  и меня что ль не признала? иль по лесу не летала?
Муха: да узнала вас, узнала! а сюда, зачем пришли?
Медведь: что за допрос устроила мне муха? да я тебя сейчас на одну лапу посажу, другой прихлопну!
Муха: ай-ай-ай! как не стыдно. я спросила зачем пожаловали, а ты медведь задираешься.
Волк: а затем и пришли, что услышали про теремок в поле. А так как нам жить негде, то мы, пожалуй, тут поселимся!
Муха: нет у нас места для грубиянов и задавак! Мы к себе только тех пускаем, от кого польза имеется. Вот от вас какая польза?
Волк: ты что муха? Кто тебя спрашивает есть у вас место для нас или нет? Не за тем мы пришли, чтобы у жужжалки разрешения на заселение спрашивать. А ну, выметайтесь из теремка! Все! А не то, не поздоровиться вам!

Муха делает круги над теремком: братец ежжжик где жжже ты? помоги! (улетает)
Вдруг раздается звук полета и звенящий звук: ззззз, ззздесь я! появляется комар-пискун.

Комар:  Вдруг откуда-то летит
       Маленький Комарик!

волк и медведь начинают хохотать.

Волк: ой, глядите-ка  – спаситель!
Медведь: от медведя избавитель! (хохочет)
Комарик: а в руке его горит маленький фонарик!
Волк: (сквозь смех) чем тебе эта лампа с фумитоксом поможет?
Медведь: (продолжая хохотать) или ты  нас решил ею уморить?
Комарик: а вот сейчас узнаете! (фонарик мигает, слышится звук летящих комаров, звук усиливается, фонарик мигает ярче, в какой-то момент гаснет свет, исчезает теремок и на экране появляются комары, они застыли) ребята в атаку!

Комары начинают летать по экрану с одной стороны в другую. Потом бежит волк, за ним стая комаров, затем медведь, за ним комары. затем медведь и волк, за ними комары – так несколько раз.

С криками: ой-ой-ой! мы больше не будем, больше сюда не придем! – медведь с волком убегают.
Выключается свет, ставиться теремок, вылетает слева комарик:  волк с медведем вдаль бегут! к вам теперь впредь не придут!
Муха: вот спасибо тебе комарик! Ты настоящий защитник! Заселяйся в теремок, места всем хватит!
Комарик: это я с удовольствием! а если кто еще сюда сунется, то мой комариный полк всегда рядом. (слышится комариный писк)
Мышка: проходите в дом, друзья, испекла пирог вам я!
Ежик: а я яблоки принес! кто хочет яблочка?

Голоса: я  хочу! и я, и я! все хотят по яблочку!
Голос: мойте лапы, и прошу к столу!

Выходит сказительница:
стоит в поле теремок-теремок!
он не низок не высок, не высок!
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Тут и печка и дрова,
И котел и сковородка.
Это что за теремок,
Теремок?
Он не низок, не высок,
Не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?


Если сценарий понравился вам и вы хотели бы поставить по нему спектакль, вы можете написать автору на эл. почту ale-ale72@mail.ru


Рецензии