На фоне Баха
кадр». В его фильмах звучит музыка Иоганна Себастьяна Баха, Альфреда Шнитке, Эдуарда
Артемьева… Когда я долго не смотрю Тарковского, у меня в памяти всплывают лишь его
гениальные кадры, всё великолепие его визуальной неповторимости. Бах звучит сам по
себе, есть ''кино Тарковского'' или его нет. Во всяком случае, когда я мысленно вспоминаю
Баха, я о Тарковском не думаю. Бах сам себе аккомпанемент и саундтрек, если можно так
выразиться в адрес божественного Баха. Если отстраниться от Тарковского, то я думаю, что
это спекуляция – делать музыку Баха саундтреком к чему-либо земному. На фоне Баха всё
''прокатит'', тем более Тарковский, кинолентам которого, я с этим согласна, даже Бах помеха,
а не то, чтобы иные более-менее даровитые композиторы. Долго не смотрела «Зеркало»,
безуспешно пыталась вспомнить, что за музыка звучит в одном из любимых мною у
Тарковского фильмов. В качестве ритмического (музыкального скорее) сопровождения
впечатана в память лишь изумительная поэзия Арсения Тарковского…
2. «Говоря о поэзии, я не воспринимаю её как жанр, - говорил Андрей Тарковский. – Поэзия –
это мироощущение, особый характер отношения к действительности. В этом случае поэзия
становится философией, которая руководит человеком всю жизнь». Тарковский никогда
не был диссидентом. Он казался странным, непонятным. Оттого его и травили. Его фильмы
полны запредельного подтекста, не поддающейся определению философии. Многие, кто
всерьёз размышляет об этом, ощущают внушительную недоступность, не-прощупываемость
плотной ткани его иносказаний. Естественную длительность кадра Тарковский мог растянуть,
увеличить настолько, что это провоцировало особую интенсивность зрительского внимания
и восприятия. Как ни странно (но в этом нет ничего странного), мне тексты фильмов Андрея
Тарковского не близки, он мог бы обходиться и без весьма претенциозных диалогов, без
экзальтированных вскриков «Счастья - для всех! Даром!!!» («Сталкер»).
3. Такое ощущение, что Андрей Тарковский всю жизнь экспериментировал, впрягая свой гений
в весьма кропотливую работу над каждым из своих драгоценных кадров. Зрители, чаще всего
сами того не осознавая, принимали участие в киноэкспериментах Тарковского над ними. Но в
''поисках себя'' больше всего истрачивался сам автор гениального кино, почитаемый во всём
мире. Сказать по правде, мне холодно в космосе Тарковского. Я не хотела бы, чтобы
мужчина, подобный ему, любил меня. Я рассуждаю, как женщина, но я - как женщина –
права. Невзирая на всю мою интеллектуальность и духовность, а также весьма чёткие
эстетические критерии. ''Любить по-Тарковскому'' жутковато… Особенно – в «Сталкере».
В своих, на первый взгляд, очень русских фильмах Андрей Тарковский заменил душу духом.
Некстати вспомнился фильм «Покровские ворота», который и близко не лежал на полке
рядом с шедеврами Тарковского. Как минимум раз десять в год телезрители в нашем
отечестве смотрят и смотрят этот фильм, в котором меня всегда смешит следующее:
«Высокие отношения!» - «Нормальные - для д у х о в н ы х людей!». Аперкот для
излишне ''духовного'' Тарковского.
4. «Я учился траве, раскрывая тетрадь, / И трава начинала как флейта звучать. / Я ловил
соответствие звука и цвета, / И когда запевала свой гимн стрекоза, / Меж зелёных ладов
проходя как комета, / Я-то знал, что любая росинка – слеза. / Знал, что в каждой фасетке
огромного ока, / В каждой радуге яркострекочущих крыл / Обитает горящее слово пророка, /
И Адамову тайну я чудом открыл…», - этой музыке стиха никакая другая музыка не нужна.
Арсений Тарковский чётко определяет своё кредо поэта – человека высокого этического долга.
Именно э т и ч е с к о г о, а не эстетического. Его называют последним поэтом Серебряного
века. Набоков был современником Тарковского. Они оба – каждый в своей мере –
ностальгировали о ''потерянном рае'' детства. И бабочки… И у Набокова, и у Тарковского –
непередаваемо-трепетное отношение к этим легкомысленным порхающим насекомым.
5. «Бабочки хохочут, как безумные, / Вьются хороводы милых дур / По лазурному
нагромождению / Стереометрических фигур: / Учит их всей этой математике / Голенький
и розовый амур. // Хореографическим училищем, / Карнавальным молодым вином/ Отдаёт
июньская сумятица / Бабочек, играющих с огнём, / Перебрасывающихся бисером / Со своим
крылатым вожаком. // И уносит их ватагу школьную, / Хрупкую, бездумную, безвольную, /
Ветер, в жизнь входящий напролом». Это стихотворение написано Тарковским-старшим
между «Зеркалом» и «Сталкером» Тарковского-младшего. Одной из своих учениц Арсений
Тарковский твердил: «Не пишите прозы.., не пишите прозы.., не пишите прозы…». И это
говорил очень здравомыслящий человек, который хорошо играл в шахматы, также, как
и Набоков.
6. «Всякий раз, когда ровное течение времени вдруг разливается мутным половодьем,
и наши подвалы затопляет история, люди серьёзные задумываются о значении писателя
для народа и человечества, а самого писателя начинает тревожить его долг. Писателя
я имею в виду абстрактного. Кого мы можем вообразить конкретно, особенно из
немолодых, те либо до того упоены своим гением, либо до того смирились со своей
бездарностью, что долгом уже не озабочены», - в своём эссе «Искусство литературы и
здравый смысл» Владимир Набоков невольно проговаривается и о себе самом…
Виртуозный художник слова Набоков с пренебрежением относился к трактовкам литературы
с точки зрения школ и направлений и презирал критиков, видевших в ней средство
общественно-политических посланий. Закосневший в жёсткой схеме своих идейно-
художественных убеждений писатель Набокову мало интересен: «…выглянет ли он из
раковины, чтобы разузнать о погоде? О спросе на вождей? Стоит ли и надо ли быть
пообщительней?..».
7. Надо бы вновь и вновь вглядываться, в каждый кадр Андрея Тарковского, как и в каждую
строку его отца поэта Арсения Тарковского: «Я не хочу ни власти над людьми, / Ни
почестей, ни войн победоносных. / Пусть я застыну, как смола на соснах, / Но я не царь,
я из другой семьи. // Дано и вам, мою цикуту пьющим, / Пригубить немоту и глухоту. /
Мне рубище раба не по хребту, / Я не один, но мы ещё в грядущем. // Я плоть от вашей
плоти, высота / Всех гор земных и глубина морская. / Как раковину мир переполняя, /
Шумит по-олимпийски пустота» (стихотворение «Сократ», 1959). Стройность поэтики почти
эллинская. Музыка стихов Арсения Тарковского – идеальный саундтрек для кино,
созданного гением Андрея Тарковского. Соскользнувшие с идеально отшлифованного
мрамора этого высокого мастерства – неизбежно падают на грешную землю, наподобие
крестьянина- ''икара'' из фильма «Андрей Рублёв»!.. Гениальным творцам всегда
недоставало гениальных созерцателей.
Свидетельство о публикации №220040400988