Угол

– Ваня, может начнёшь работать? Уже пять минут урока прошло, а ты ещё так толком и не уселся – произнёс тихо подошедший к копающемуся в портфеле девятикласснику учитель математики. – Ни тетради нет, ни ручки. Быстренько доставай и включайся в работу.
– Чего вы ко мне привязались, Михал Петрович? Разве больше не к кому? Не в настроении я сегодня. Не хочу работать. Да и зачем мне эта ваша математика, – огрызнулся Ваня.
Михаил Петрович, хотел что-то сказать о пользе математики, о её роли в жизни современного общества, но благоразумно промолчал. Только проговоришь, повеселишь класс, а время потеряешь. Ну не нужна многим из них эта математика. Просто не нужна! Научились элементарным навыкам счёта и хватит с них.
– Ваня! В этом году экзамен, – только и произнёс учитель.
– Па-а-думаешь! Экзамен! Сдам как-нибудь. Спишу.
– А если я к тебе не подойду, не помогу? А если шпору заберу?
– Забирайте. Ставьте хоть двойку, хоть единицу. Вам же хуже. Не с меня, а с вас спросят, почему меня не научили. Кому будет хуже? А единица и двойка переводные отметки. Свидетельство о базовом образовании выдадут.
– А если с единицами и двойками не возьмут в профессиональный лицей или колледж?
– Мне не беда! Мне-то что! А вам хуже! В десятый класс припрусь. А что? По закону имею право. Обязаны взять в базовый класс. Так что будете учить меня дальше! В отличие от вас, обо мне государство позаботилось! Ещё и кормить будут бесплатно. Приду, поем и уйду, если захочу. Захочу приду, захочу не приду! А что мне сделают?  Можете мне позавидовать. Вам ведь так не позволено. Вас сразу уволят, – явно нарывался Ваня. – А мне можно!
Класс замер и ждал, чем же ответит Михаил Петрович. А у того зародился дерзкий план.
– Пользуешься Ваня своим положением, – продолжил Михаил Петрович.
– Могу себе позволить, Михал Петрович, – ответил учащийся. – А вот вы не можете воспользоваться своим служебным положением. Нет у вас никаких прав. Ни по шее дать, ни уши накрутить, а будете из класса выгонять, могу и не уйти.
– Да, Ваня, ты абсолютно прав. Не то теперь время. Раньше можно было наказать.
– А как наказывали раньше? – поинтересовался кто-то с последней парты, надеясь на рассказ учителя.
– Моя мама рассказывала, – начал Петрович, – при Польше всё было строго. Не выучил урок – сразу дай лапу! Лапа – это рука. Положишь лапу на парту, а ксёндз или учитель по ней линейкой. Метровой линейкой. Плашмя. Чтобы кости не перебить. Весь день рука горит.
– Да, не то, что сачкануть, даже не выучить нельзя было, – произнесла девочка на первой парте. – А как ещё могли наказать?
– Могли высечь розгами, ремнём. А дома могли ещё за неповиновение поставить на колени на гречку. Жутко колени болели после этого.
– А почему?
– Видите ли, гречка треугольной формы. Помните народную загадку: «У моей свинки три спинки». Так это о гречке.  Хорошо впивается в колени.
– И вы стояли на гречке?
– Нет, не довелось!
– Так вы учились хорошо?
– Учился я хорошо, окончил школу с медалью. Я уже не застал того времени. Я уже родился не в панской Польше, а в Советском Союзе, в Советской Белоруссии.
– А как наказывали в Советском Союзе?
– Ну могли легонько по шее дать, за уши надрать. Сообщить на работу родителям.
– А зачем на работу?
– Ну это, если уже ничего не помогало. Вызовут папу на ковёр к начальнику, пропесочат на партсобрании, да и лишат премии за плохое воспитание сына.
– Ну это уж слишком, – не выдержал Ваня.
– Но зато, как действенно! – добавил учитель. – Какое воспитание дома начиналось! Какое воспитание! Вот бы сейчас так! Твой лучший дружок был бы папин ремешок!
– Эх, хорошо, что сейчас не так? А что ещё практиковали?
– Крапива хорошо помогала. Для мягкого места непослушных временами очень полезна. Двоечников оставляли на второй год. Вызывали родителей в школу или ученика в кабинет к директору. Страшно боялись попасть в кабинет к директору.
– Это тогда! А теперь я могу кабинет директора и ногой отрыть! Что он мне сделает?
– А ещё, Ваня, за плохое поведение на уроке могли в угол поставить. А потом все в школе и дома рассказывали, как кто-то в углу стоял. Никто не хотел в углу стоять, – хитро прищурившись, добавил Петрович.
Он чувствовал, что Ваня клюнет. Уж очень он любил, когда на него обращают внимание. Особенно девочки. Так оно и произошло.
– Михал Петрович! А можно я в углу постою? Я же заслужил.
Этого Михаил Петрович и добивался. Наживка сработала. Ваня клюнул. Ему хотелось повеселить класс, а потом ещё целый день героем ходить, рассказывать про свои ощущения.
– Заслужил, Ваня, заслужил. Тебя никто за язык не тянул. Сам изъявил желание. Если хочешь, постой.
Ваня медленно встал и пошёл в один из углов у доски.
– Нет, Ваня! Так не пойдёт. Тут на тебя все глядеть будут. Я тебя попрошу занять угол напротив, в конце класса, который по диагонали.
– По какой ещё такой диагонали?
– Ну тот, который не рядом с окном.
– Хорошо, Михаил Петрович! С радостью займу. В окно глядеть не буду, прочувствую, каково это было постоять на уроке в углу.
– Смотри, Ваня, не мешай только нам. И не просись сесть на место.
– Первое я вам обещать не могу. На меня же обращать внимание будут. А вот сесть на место ни за что не попрошусь.
– Попросишься Ваня, попросишься! Поверь мне. Уж я-то знаю! Если не на место, то в другой угол…
– Плохо вы меня знаете. Не попрошусь. Зуб даю!
– Знаешь, Ваня, я зуб давать не буду. Всё-таки учитель. Но мог бы! Ты не выдержишь, обязательно попросишься на место. Посмотрим! – улыбнулся учитель. – Увидим, кто из нас прав.
Урок пошёл свои чередом. Учащиеся склонились над тетрадками. Решают примеры, задают вопросы. Кто-то решает у доски. Время от времени поворачиваются головы. Интересно же: как там дела у Вани? А Ваня кривляется и так, и этак – хочет привлечь внимание. Минут через десять Ване явно надоело. Эффект меньше ожидаемого. Но попроситься на место он не может – слово дал. При всём классе дал. Надо стоять, а до конца урока ещё почти двадцать минут. Многовато. Ваня полез в карман, достал мобильник и занялся кнопконажимательством. Минуты через две он призадумался. Тихонько перебрался в соседний угол, также тихонько обошёл остальные и занял место в своём законном углу. Через минуту он не выдержал и произнёс:
– Извините, Михаил Петрович! Вот уж не думал! Вы оказались правы. Можно я сяду на своё место.
– Садись, Ваня, садись!
До конца урока Ваня сидел тихо, а класс недоумевал. Что же могло произойти? Что же случилось? Как же Ваня так быстро сломался?
После звонка одноклассники подошли к Ване.
– Эх, круто ты смотрелся в углу! Вот только слово дал, а не сдержал.
– Сдержишь, тут! – улыбнулся Ваня. – Попробуй сдержи! Уж больно хитёр наш Михал Петрович, хитёр и расчётлив. Это же надо придумать! Четыре угла в классе. А он попросил меня занять именно тот долбаный угол.
– А чем же этот угол хуже остальных?
– Этот долбаный угол – единственное место в классе, где Wi-Fi не тянет.
Одноклассники дружно засмеялись.


Рецензии
Эх, Яша...
Махал Петрович нашел решение.
Но не все преподы могут его найти.

Виктор Улин   23.04.2020 15:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.