Уже ненужный 2-й фронт. Последний бой

75 лет назад – 5 апреля 1945 года – начался последний бой Второй Мировой войны на территории Европы: в нём, на голландском острове Тексел (чуть севернее Амстердама), сошлись бойцы 822-го грузинского батальона «Царица Тамара» и немецкого 163-й полка морской пехоты.

Данное сражение называют «последним» потому, что, начавшись 5 апреля, оно продолжалось до 20 мая 1945 года. Тогда как вся остальная война закончилась, как известно, 9-го мая.

На самом деле, конечно, не только лишь вся. Так, в окрестностях Праги тоже как раз до 20 мая войска Первого Украинского фронта добивали дивный коктейль из эсэсовцев Второго танкового корпуса и «освободителей Праги» власовцев (там был мой дед – Пётр Прокофьевич Лисичкин, иначе бы я и не узнал об этом). А, скажем, в Прибалтике немцы на Курляндском полуострове держались до осени 1945 года. 

Но то всё неофициально. Поэтому и выходит, что мы свою войну 9-го мая закончили («на бумаге»), а грузины до 20-го сражались.

Откуда же взялся в Голландии грузинский батальон? Так сами немцы его там и поставили. По официальной версии – этот батальон сформирован немцами из бывших советских военнопленных грузинской национальности.

По неофициальной – там всё гораздо сложнее. Данный вопрос выходит за рамки настоящей статьи, скажу кратко – то были не совсем пленные. Наша пропаганда выстроила схему: человек попал в окружение, сдался в плен, его в концлагере морили голодом, и он согласился повоевать за немцев. Таких ещё называли «власовцами» и, по данным исследователей, в общей сложности на немецкой стороне воевало до миллиона граждан СССР.

На самом деле, в Приграничном сражении, в тех знаменитых котлах, сотни тысяч вооруженных мужчин в принципе не могли сдаться, с такой лёгкостью, численно меньшему противнику, якобы их окружившему. Это был даже не переход на сторону противника, это была «своя война», в которой немецкие войска были всего лишь союзниками взбунтовавшихся частей Красной Армии, точно так же, как англо-американцы были союзниками армии Советской (оставшейся под Сталиным). Красная Армия мстила коммунистам-беспредельщикам за 1937 год, за всем известные так называемые «репрессии» офицерского состава, которые на самом деле были лишь попытками поставить армию под контроль, очистить её от вот таких полководцев-предателей, потомственных аристократов – белогвардейцев, вынужденно и притворно перешедших на сторону Советской власти. Судя по Жукову, Хрущёву, Коневу и другим – это удалось не в полной мере. Тех, кто избежал «котлов» начала войны, т.е. не повернул оружие против Советской власти, указанные и другие полководцы потом толпой гнали на немецкие пулемёты, вооружив черенками от лопат и половинками кирпичей.

Именно поэтому было такое, совершенно непонятное нам теперь, отношение Советской власти к сдавшимся в плен. Их автоматически объявляли «изменниками Родины» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но дело в том, что они действительно были «изменниками» в чистом виде, только послевоенная пропаганда это скрывала, вывернув наизнанку: якобы глупый и кровожадный Сталин был чем-то обижен на тех, кого угораздило попасть в плен, вот и мстил им, даже после войны, после освобождения из плена прогоняя через фильтрационные лагеря.

Конечно же, не каждый, попавший в плен, был «изменником». Я о тех, что сдавались, с оружием, сотнями тысяч человек, едва завидев немца на мотоцикле с коляской. А на самом деле – они начали боевой поход от западной границы на Восток, даже не имея соприкосновения с немецкими частями. Они сознательно воевали против Советской власти «за всё хорошее». Вместе с немцами или без.

А, скажем, старший брат моего деда – Александр Прокофьевич Лисичкин – командир бомбардировщика, был сбит над Белоруссией 24 июня 1941 года, приземлился с парашютом «у своих», был взят в плен 6 июля в Минском «котле», сотрудничать с немцами отказался, сидел в офицерском лагере в Хаммельсбурге, неоднократно бежал и был пойман, погиб в ноябре 44-го. И всё это время его мать (моя прабабушка) в подмосковном Орехово-Зуево получала в собесе продовольственную, материальную и иную помощь, как родственница офицера-кормильца. А его братья (в том числе мой дед) продолжали воевать в рядах Советской Армии. То есть со статусом «пленный = изменник Родины» и с их судьбой бывало по разному.

Кроме перешедших на сторону противника граждан СССР (как военнослужащих Красной Армии, так и штатских, вступивших в немецкие ряды уже на оккупированной территории), был громадный пласт носителей русского языка – так называемых белогвардейцев, эмигрировавших из Российской Империи в 1917 году. Назову буквально пару фамилий. Это Главный идеолог Третьего Рейха – выпускник Московского ВТУ имени Баумана – Альфред Розенберг. Это немецкий «спецназовец № 2» (после Отто Скорцени) – Адриан фон Фёлькерзам, папа которого был камергером при Николае Втором, хранителем ценностей ленинградского Эрмитажа. Ну и целые подразделения казаков, всю войну воевавших за немцев.

Таким же образом создавался и Грузинский Легион в составе Вооруженных Сил Германии. Численность его оценивается около 30 тысяч человек. Создавался он в декабре 1941 года «из грузин-военнопленных и эмигрантов, скрывавшихся в Европе от Советской власти после того, как Грузия вошла в состав СССР».

Грузины проходили обучение на территории Западной Украины и Польши (конкретно этот батальона – в польском городе Радом), и начали боевые действия осенью 1942 года. Батальон «Царица Тамара», о котором здесь идёт речь, занимался антипартизанской борьбой. Также грузины служили в Северокавказском Легионе и в других легионах, подобранных по этническому принципу. Грузинский же легион проходил службу под командованием князя Михаила Цулукидзе, полковника Соломона Николаса Залдастани и других офицеров, служивших ранее Грузинской Демократической Республике (1918—1921).

Широко известен, например, отряд спецназа «Бергман» — «Горец», который насчитывал в своих рядах 300 немцев, 900 кавказцев и 130 грузин-эмигрантов. Его создали в Германии в марте 1942. Первым командиром отряда стал Т. Оберлендер, кадровый офицер разведки и крупный специалист по восточным проблемам. Подразделение имело в своем составе агитаторов и состояло из 5 рот: 1, 4, 5-я грузинские; 2-я северокавказская; 3-я — азербайджанская. С августа 1942 года «Бергман» — «Горец» действовал на кавказском театре — осуществлял диверсии и агитацию в советском тылу на грозненском и ищерском направлении, в районе Нальчика, Моздока и Минеральных вод. За период боев на Кавказе были сформированы 4 стрелковые роты — грузинская, северокавказская, азербайджанская и смешанная, четыре конных эскадрона — 3 северокавказских и 1 грузинский. Дело в том, что национальный вопрос на Кавказе достаточно сложен, поэтому грузин-христиан старались отделять от северокавказцев-мусульман.

В ряде случаев грузины показали себя, как союзники немцев, не с лучшей стороны, за что были подвергнуты наказаниям по правилам военного времени. Википедия сообщает: «… Множество грузин под немецким командованием было спасено (от репрессий со стороны немцев же) только благодаря заступничеству Александра Никурадзе, Михаила Ахметели и некоторых других грузинских деятелей, имевших голос в органах управления делами Рейха».

Ещё раз: грузинские деятели имели голос в органах управления Третьего Рейха – это именно то, о чём я выше говорил.

Так вот, на этом фоне, одна из частей Грузинского Легиона – 822-й батальон «Царица Тамара», признанный немцами неустойчивым, был переброшен сначала во Францию, а затем – для прохождения гарнизонной службы на голландском острове Тексел (севернее Амстердама). Это были дни, когда бывшие союзники Германии шарахались от неё один за другим. Так поступали целые государства: правительства Болгарии, Румынии, Венгрии последовательно расторгали союз с Германией и переходили на сторону СССР. Правда, в случае с Венгрией ответом немцев была операция по смене правительства (проведенная как раз упомянутым выше русским бароном Адрианом фон Фёлькерзамом), поэтому венгры остались единственными союзниками немцев до конца войны.

Не обошла эта тенденция и тех «союзников Германии», которых мы традиционно называем власовцами. Как раз в эти дни (через неделю после грузинского батальона) «перевернулись» и собственно власовцы (об этом я расскажу позже) – вышли из подчинения немцев и начали своё движение на Прагу, которую они потом, как уверяют либералы, «освободили» - и, добавлю, до 20 мая сражались в окрестностях Праги с частями Первого Украинского фронта, среди которых был мой дед, как сказано выше. Это та самая Прага, где позавчера (3 апреля) демонтировали памятник командовавшему Первым Украинским фронтом маршалу Коневу.

Итак, в ночь с 5 на 6 апреля 1945 года на голландском острове Тексел начал боевые действия против немцев 822-й грузинский батальон «Царица Тамара», численностью около 800 человек.

Сообщается, что у них не было огнестрельного оружия, поэтому в первую ночь грузины действовали исключительно ножами: считается, что за ночь ими было зарезано около четырехсот спящих немцев. Остров почти полностью перешел под контроль грузин. За немцами остались лишь бункеры береговых орудий, в одном из которых от своих подчиненных спрятался командир 822-го грузинского батальона, немецкий офицер Клаус Брейтнер.

«… Все было запланировано заранее, кто и как кого убьет. Каждый из нас чувствовал себя как на празднике, — вспоминал позже в интервью голландскому журналисту участник восстания Евгений Артемидзе. — Мы хотели пить кровь этих сволочей! Гитлеровцев резали в постелях, мстя за издевательства и голод в концлагере, за то, что заставили надеть ненавистную форму… да просто за всё сразу…».

Организаторы (известно имя одного из них — лейтенант Шалва Лоладзе, погиб в бою) рассчитывали на помощь англо-американских войск, которые всё это время крутились неподалёку, имитируя бурную деятельность. Грузины попытались установить связь с Великобританией, но отправленная ими к английским берегам лодка плыла слишком долго. А немцы высадили на острове две тысячи морских пехотинцев из 163-го полка.

Площадь Тексела около 500 квадратных километров, при этом остров довольно плотно застроен, на нем расположены восемь населенных пунктов, ставших узлами обороны грузин, вооружившихся трофейным оружием. Немцам приходилось проводить планомерную зачистку каждой деревни. Только активное использование огнеметов заставляло грузин отступать.

Даже когда в остальном мире война уже кончилась, на острове Тексел продолжался ожесточенный бой, в котором обе стороны несли большие потери. «Грузин не брали в плен, расстреливали на месте, — вспоминал Клаус Брейтнер. — Все знали: мы проиграем эту войну. Но сначала все мы хотели взять реванш, отомстить им».

В начале мая восставшие были окончательно выбиты из всех населенных пунктов. Местный маяк — последнее здание, которое грузины защищали, немцы выжгли огнеметами. Выжившим и сдавшимся грузинам было приказано самим рыть себе могилы, после чего с них снимали немецкую форму и убивали выстрелом в затылок. Уцелевшие солдаты 822-го батальона разбились на мелкие группы и перешли к партизанской борьбе, насколько позволял ландшафт ровного как стол острова. Бои продолжались.

«Никто не знал, что война закончилась, — вспоминал местный житель Алекс Койтельберг. — Первые слухи появились лишь 15 мая. Один человек с материка переплыл залив и сообщил нам новость: Германия сдалась. Мы обрадовались, развесили повсюду лозунги «Да здравствует освобождение!». Но немцы начали их срывать: Брайтнер отказался поверить в капитуляцию. Более того, в этот день вермахт провел парад в Ден-Бурге. Германия лежала, поверженная победителями, фюрер был мертв, а по нашим улицам маршировали отряды немцев под знаменами со свастикой, скандируя «Хайль Гитлер!».

Это был последний военный парад Третьего рейха в истории, он был проведен уже после окончания войны. Немцы праздновали преждевременно: на острове еще оставались грузины и они не собирались сдаваться. Бой на Текселе прекратился только 20 мая, когда там высадились канадские войска и разоружили немецких солдат. К этому времени в последней битве Европы погибли 565 грузин, 120 местных жителей и более 800 немцев. А также 20 канадцев (по другим данным – 117), потому что не все немцы согласились сдаться.

Канадцы передали 228 уцелевших грузин советскому командованию. Приехал посол, сказал много теплых слов, после чего их разоружили, посадили на корабль, довезли до Одессы, потом судили и отправили в лагеря – за службу в рядах немецкой армии. Разумеется, Хрущёв их всех реабилитировал в 1956 году, как и прочих власовцев.

Советский посол в Голландии до 1991 года ежегодно посещал памятные мероприятия на острове Тексел у скромного обелиска (на фото), установленного местными жителями в складчину, и произносил патриотические речи. Причем однажды он, войдя в раж, назвал погибших здесь грузин «настоящими героями Советского Союза».

В 1989 году тбилисское издательство «Мерани» выпустило роман Реваза Джапаридзе «Страстная неделя», рассказывающий об этих событиях. В 1968 году киностудия «Грузия-фильм» выпустила фильм «Распятый остров». Ещё один фильм об этих событиях: «Авиаторша с Казбека» (нидерл. De vliegenierster van Kazbek), 2010 года.

На фото: памятник (с гербом Грузинской Советской Социалистической Республики).

Интерактивная карта боевых действий:
https://yandex.ua/maps/?um=constructor&source=constructorLink


Рецензии