Правила жизни или свод Законов

Человек, - правитель иль дервиш - живущий в
ладу со своей совестью всегда в почете у всех миров.
Если государством руководит один человек, значит, все позитивное
и негативное в стране может исходить только от этого человека.
Потому что все подчинено этому человеку. Это видит Бог, это знает
 народ, этому свидетели духи предков. Они и спросят в час Истины. 

Мухаммед Ибрахим


У каждой страны свой путь развития. Этот путь выбирает народ. Много раз слышу критику в адрес некоторых стран, что, мол, эта страна живет не так как живут другие и так далее… Легче всего критиковать и давать советы. Ну если народ молчит, народ терпит – значит это ему по нраву. Когда терпению приходит конец – начинается вроде чего-то как, например, «арабская весна», «оранжевые», «тюльпановые» и другие перевороты-революции. Сам я против всяких переворотов-кровопролитий. Можно все делать и проводить без потрясений. Только для этого должно созреть общество, если уж не каждый второй член, то хотя бы 20-30 процентов от общего числа населения. Если этого нет, то тщетны потуги любой оппозиции.
Больше того, хочу сказать, что не нужно наказывать, «раскулачивать» нынежнюю буржуазию, миллиардеров и миллионеров. Не нужно их изгонять из насиженного места, имею ввиду Родину, если у них нет на это своего желания уезжать. Ведь они такие же сыны и дочери своего народа, как и все остальные. Когда придет новая власть они сами поймут, что надо соблюдать «новые правила игры» и будут поддерживать все те добрые начинания, которые будут подниматься в стране. Не говоря уже о тех, кто искренне заблуждался и нанес непоправимый ущерб нации и стране. Больше того, даже человек, который чувствовал безответсвенность, умышленно «заблуждался» понимая все, веря и надеясь «на авось», когда наступает «момент истины» приходит в себя. Отрезвляется. Давно доказано, что если ты сегодня задаешь «правила игры», завтра же ты, или твои потомки, будут вынуждены подчиняться иным правилам. Ничто не вечно. Народ помнит все. Чем гуманнее ты был при жизни к окружающим, тем гуманнее будут к тебе живому, или уже ушедшему в мир иной, к твоим потомкам, и, наоброт.
Любая страна и его народ могут жить достойно. Для этого нужно, чтобы «у руля» государства стояли порядочные люди. Экономику можно развивать и поднимать и на «голом месте». Что, разве мало примера? А сколько стран и народов не имеющих ни нефти, ни газа, ни других полезных ископаемых… И живут даже лучше, чем те, кто имеет богатые земные ресурсы. Все зависит от того, кому народ доверяет свою единственную жизнь и будущее своих детей. Вся вина и беда человека в том, особенно обличенных богатством и властью, что он не верит в наступающую ответственность после деяний, как позитивных, так и негативных. Каждый сегодня и здесь хочет жить хорошо и комфортно. Старшее поколение забывает, что оно ответственно за последующие поколения.  А значит, нужно относиться ответственно не только за свою жизнь, но и за будущее своих детей. Нужно ответственно относиться за будущее страны. Если народ будет проявлять безответственность к таким важным вопросам, то его самого и его потомков ждет разочарование и хаос, которые неоднократно приводили человечество к катастрофе.
В любой стране много экономистов, настоящих экономистов радеющих за успешное развитие страны. Их много и в нашем Казахстане. Я знаю экономиста, который может поднять с колен любую экономику, любую страну – это Ерментай Султанмурат, человек имеющий потенциальный опыт в экономике. Я бы его назвал народным академиком от экономики. Он мог бы поставить твердо на ноги сначала район, потом область, потом и страну. Если я скажу, что, к сожалению, народ, общество и страна не видит тех, кто действительно может служить им,  то я ничего не скажу. Потому что таких сожалений не счесть и от них проку нет. Это беда народа и проблема страны. Я не скажу, что у нас плохое экономическое развитие. Но она была бы еще лучше, если бы в ней участвовали продвинутые практики-экномисты, не теоретики. Теоретики, всегда имели разницу в понимании жизни, ситуацию намного отдаленную от истины, нежели профессионалы-практики. Не предположения и прогнозы, а конкретные жизненные расчеты приводили и приводят к успеху промышленника, животновода, агрария, экономиста, политика и других.
Некоторые государства Центральной Азии богаты нефтью и газом. И этими богатствами может пользоваться все цивилизованное человечество при справедливом партнерстве. И, прежде всего, тот, на чьей территории находиться это богатство. Как отмечает большинство, не кучка людей должна пользоваться богатством, - это достояние всего народа, который живет на этой земле. Неравномерное распределение природных богатств приводит человечество к разделению на богатых и бедных, это, именно это, в первую очередь, приводит общество к социальной розни, недовольствам. Как отмечает народ, за все происходящее позитивное и негативное в своей стране отвечает первый руководитель, на кого возложена обязанность быть гарантом исполнения законов и Конституции страны. И когда, некоторые руководители говорят, что они не знали о том или ином беспределе, творящемся на вверенном им территории – народ это воспринимает как издевательство над собой. И это, в конечном счете, приводит к волнениям в обществе. Народ как источник власти доверил свою жизнь и будущее своих детей этому человеку, а он имея в руках всю силу и полноту власти, рычаги воздействия на любые негативные проявления не использует свои права и возможности, как этого требует Конституция страны.
Простые люди, не обремененные властью или богатством очень хорошо понимают что такое смерть, и что жизнь коротка, чтобы ею неразумно распоряжаться. Как отмечают многие народы мира, только этого не понимают правители. Народ не понимает, когда человек наделенный властью весь свой жар и пыл направляет на свое личноей благополучие и обогащение своих близких за счет тех, кто доверил ему эту власть. Еще в свое время великий мыслитель Ибн Сино отмечал:
Краток век, каждый вздох наш, быть может,
                последний,
Не терзайся о мире заботой бесплодной,
Смерть играет без устали в нарды: мы шашки,
Мир – доска, день и ночь, как две кости в
                руках небосвода.
Мы живем в мире парадоксов. Природа рождает всех искренними и преданными своим друзьям, сородичам, инстинктам. Все существа, все животные остаются верны им до конца. Все, кроме человека. Он один безжалостно и безбожно нарушает заповеди. Есть вещи, которые делают человека жестоким и безбожным: завсить, власть, невежество. Два качества – зависть и невежество - неданы животным, другим существам, кроме человека. Власть есть и у животных. Например, возьмем волков. Но это власть особая, отличная от людской. Она отведена вожаку для того, чтобы заботиться о себе подобных. Эту власть волк употребляет для того, чтобы спасти тех, кем повелевает! Много ли таких повелителей среди людей? Нет таких! Им власть нужна прежде всего для личного блага, для своего авторитета, для того, чтобы показать свое величие и исключительность. Никто не пожертвует собой, как этот волк, ради спасения подвластных. Все наоборот, тысячи и тысячи людей приносят в жертву во имя прихотей властелинов. Люди, более разумные существа, ведут себя более жестоко и коварно, чем другие, не наделенные разумом. Вспоминается мне мудрость Востока:
Создал всех людей Аллах,
Человек – былинка, прах.
После смерти в царстве божьем,
Все равны: и раб и шах.
Почти сорок лет я нахожусь в творческой среде. Судьба позволяла мне изучать труды великих людей и встречаться с выдающимися личностями современности. Восхищался гениями и талантами. Удивлялся дарованиям, которые способны изменить мир, но их не подпускают люди, сидящие у власти. Не хотят менять ничего те, кому мир законов предоставил возможность проявить себя в лучших чертах. Пьянящий дурман власти, окутав кайфом безответственности, зомбирует человека на его исключительность и избранность. Все что чрезмерно -вредно для человека,  идет через искушение. Злоупотребление любым доверием, уважением приводит к плачевному результату. И это все вокруг нас, рядом с нами.
Те, кто достойно приходит к власти и с достоинством уходит, всегда в почете как при жизни, так и тогда, когда уходят в мир иной. Великий правитель моголов (Индии)  Бабур писал, что подобного Улугбеку правителя (внук Тамерлана) и воспитателя больше не было. Улугбек правил страной сорок лет и не было более чем он справедливого и честного правителя в мире. Это редкость. Спустя пятьсот лет об этом удивительном правителе слагаются легенды о его благородстве и скромности. А те, кто цепляется за власть и использует ее в своих личных интересах, оказываются, в конце концов в беде и несчастье. Потому что, чем больше человек во власти, тем больше он допускает ошибок. Лицемеры находящиеся вокруг властителя вместо того, чтобы помогать ему указывая на промахи, и вести страну вперед, наоборот, своими льстивыми речами загоняют легендарную личность в тупик, втаптывают в грязь. Создают отрицательный имидж для того, кто им покровительствует. Все это делается для того, чтобы скорее занять его место.  Поэтому поводу, великий врачеватель древности (XI век) Али Ибн Сино писал:
Встретишь этих невежд, двух-трех гордых ослов
Притвориться ослом постарайся без слов.
Ибо каждого кто не осел, - эти дурни
Обвиняют тот час же в подрые основ.
Нет ничего случайного в природе и жизни людей. Все закономерно. Если не доволен один, ты можешь его заточить, убить, но если недовольны тысячи – то это уже проблема. Вместо несправедливо наказанного одного будут появляться как грибы после дождя тысячи. Это уже сигнал, бьет и звенит колокол по тебе. Вовремя одуматься и остановиться – это удел умных людей. Игнорирование – смерть. Пример из современной жизни: Муаммар Каддафи растерзан толпой, пожизненное заключение Мубарака, Пиночета, ряда правителей Африки и других. Вчерашний день – сегодня уже история. Обвинять конкретно кого-то одного, трех, … десятерых в том, что они посягают на твою власть – это смешно. Это небольшое число людей может быть представителем тысяч и тысяч людей недовольных твоей деятельностью. Все дело в том, что только избранным дается смелость и геройство, отстаивание справедливости вокруг. Не каждый может осмелиться и решиться, обрекать себя на сознательное самоуничтожение ради других. И этот жертвенный поступок народ понимает подсознательно. В нужный момент люди пойдут круша все на своем пути ради того, кто отдал свою жизнь за восстановление справедливости, за отстаивание чести и достоинства народа, и наконец, за будущее своих детей, чтобы они жили в справедливом обществе. 
И с такими личностями власть должна себя вести с большой осторожностью. Потому что этот человек верхушка айсберга, чье, основная масса находится не видимой в толще воды. Когда люди начинают себя чувствовать «как птичка в клетке», когда каждый их шаг приносит им неудобства, когда за них решают как себя вести и как жить – все это удручает как общество, так и отдельно взятого человека. И, что хуже всего, когда допускающее неправедные действия власть, вместо того чтобы прислушаться к голосу разума своего подданного, обвиняет его в грехах, которые он не совершал. Такая нечестная игра  еще больше распаляет общество, готовое в любой момент взорваться. Все институты изучения общественного мнения, в основном, работая на интересы правителя игнорируют настоящее положение дел в угоду власти. Как тут не вспомнить великого Омара Хайяма, который жил за тысячу лет до нас и изрек:
В этом мире на каждом шагу – западня.
Я по собственной воле не прожил и дня.
Без меня в небесах принимают решенья,
А потом бунтарем называют меня.
Есть у меня такой афоризм: «Мы живем не в мире слов, а в мире поступков». Восточная мудрость гласит, «от того, что говоришь халва-халва во рту сладко не станет». «Тот мужчина, который не держит слово уподобляется женщине», - считают также на Востоке. Когда люди устают от обещаний разочаровываются в человеке. И это уже не сулит ничего хорошего словоблуду. «Слово» и «дело» являются мерилом бытия человека. И особенно это проявляется когда человек имея все для того, чтобы выполнить обещанное, ровным счетом ничего не делает. Общество устает от таких людей. И они лишаются доверия. Никакие ухищрения, силы не заставят верить в этого человека. А если такое продолжается на протяжении многих лет, то кредит доверия окончательно и бесповоротно исчерпывается.  Уметь держать «слово», уметь понимать что за праведные и не праведные дела нужно отвечать - это удел мудрых людей. Сопровождающие человека на протяжении жизни взлеты и падения всегда пропорциональны и равномерны. Чем больше тебе судьба прощала твои грехи, одаривала своей благосклонностью, тем больше вероятность обратного, при чрезмерном допущении сознательных ошибок. Больше того, когда, ты, выходец из того же племени-роду, находясь «на возвышении», на гребне успеха, карьеры начинаешь пренебрежительно относится к себе подобным – это уже начало катастрофы. Обратный счет неуспеха в твоей жизни начался в тот момент, когда ты впервые допустил это пренебрежение. И если ты внимательный, давно пора понять, все то, негативное, которое ты начал переживать началось после твоего отречения от человеческих ценностей. Все ценности бытия человека определены Священными писаниями. Тот же Хайям отмечал:
Если жизнь твоя нынче, как чаша полна –
Не спеши отказаться от чаши вина.
Все богатства судьба тебе дарит сегодня –
Завтра может случиться, ударит она!
Конечно, вроде бы ничего страшнего, и это справедливо, когда, ни кто-нибудь, имеется ввиду детей, а сам отвечаешь за свои грехи. Чем выше возвышается человек над людьми, тем больше его ответственность перед Создателем. За все в ответе тот человек, которому доверено решать многое в этой жизни. «Все беды и несчастья приходящие людям от людей, в том вина правителя!», - отмечали мудрецы всех времен и народов. Только при справедливом царе устанавливается справедливое общество. Разве мало в мировой истории примера, когда народ называл своего правителя кровопийцей, душегубом, развратником, лжецом т. д. и т.п.  И был проклят своим народом. Философ Востока Саади еще восемьсот лет назад писал:
Превыше Сатурна коль вознесся твой трон,
Властитель, услышишь ли жалобный стон.
Так чутко дремли, чтобы жалобы крик
Мгновенно в твой слух беспокойный проник.
Ведь если обижен кто в царстве твоем,
Ты также виновен в насилии том.
Кусая прохожих, виновен не пес,
А тот человек, у кого он возрос.
Наверное не зря великий поэт средневековья Алишер Навои сказал, что «не надо считать человеком того, кто не заботится о своем народе». Кем ты ни был, богатым или бедным, лицом от власти или не работающим на власть, пустухом или кочегарем и т.д., если ты не делаешь все зависящее от тебя, чтобы вокруг тебя было хорошо, уютно, то грошь тебе цена. Не надо отворачиваться, когда видишь, что кто-то не так говорит или не так поступает. Оглянись, посмотри и увидишь сколько людей нуждаются в поддержке и понимании. Когда старший по возрасту в присутствии младшего проявляет свою черствовость, эгоизм, непонимание чужого страдания и боли – все это оборачивается бумерангом, через некоторое время. Наше невнимание к младшим, к старшим, инвалидам, больным, к тем, кто хуже живет - все это обрывает преемственность человеческих ценностей. В результате появляется бездуховное общество. Где нет единого духа народа, нет и патриотизма – это общество обречено. Душа, сама по себе, изначально дана человеку, чтобы она вела его к благостным целям и делам. Со временем от множества соблазнов она черствеет у тех, кто слаб. Проявление агрессии, подлости – удел этих же людей. Только вера в справедливость, неукоснительное соблюдение правил жизни, путь и стремление к истине – ограждает человека от негативных потсупков и освобождает от излишних тревог, забот. Только открытая душа, искренность позитивных убеждений, умение давать людям оптимизм, веру в лучшее – вот удел настоящего сына своего народа, настоящего сына земли. Все тот же Ибн Сино писал:
За истиной иди – и путь найдешь вперед.
Отринь земной соблазн – в душе весь мир
                живет.
Поистине душа – божественный светильник,
И свет наук она, себя сжигая, льет.
  Надежда умирает последней. И я надеюсь, что мои братья и сестры живущие кто на Востоке, а кто – на Западе, поймут, что нет лучше всего в жизни, чем чувствовать любовь и уважение рядом стоящего, рядом живущего. Для тех, кто любит мир не бывает далеких расстояний. Пусть парус надежды, нас, каждого землянина, наполняет любовью и чувством сопричастности к всеобщему благоденствию, мира, взаимопонимания и согласия.


Рецензии