Казахстан и Исламский мир

Молитва верующих, какой бы они веры
не придерживались, предотвращает и
спасает мир от катаклизмов. 

Мухаммед Ибрахим

Ислам наряду с христианством, буддизмом и другими религиями является одной из мировых конфессий. В ряде стран Ислам является официально провозглашенной государственной религией, а в большинстве государств с мусульманским населением – определенным образом жизни верующих, основанным на Сунне и Шариате. Сунна – это пример жизни пророка Мухаммеда для каждого мусульманина. Шариат – это комплекс закрепленных Кораном предписаний. Казахстан исторически, географически, политически и духовно имеет связь с Исламским миром. Вместе с тем мы живем не по классическому Исламу, а по Конституции страны. У нас есть свое направление по ускоренной модернизации cтраны. У нас религия отделена от государства. Ислам является историческим наследием и этноконфессиональной идентификацией центральноазиатских народов. Мы живем в период ренессанса религии на постсоветском пространстве в связи с крушением коммунистической идеологии и одновременно ее общемирового кризиса. Насколько мы являемся частью Исламского мира. Это вопрос многогранный. И сразу ответить однозначно, вряд ли получиться. В статье делается попытка дать ответ на вопрос, который поднимается время от времени в обществе.      
С обретением независимости началось и духовное возрождение казахской нации. Люди начали возвращаться к вере предков. Как казахи мы, естественно, относим себя к исламской культуре. Большинство населения Казахстана считает себя мусульманами. Но хочу подчеркнуть, что доминанта ислама в Казахстане никаким образом не препятствует полноценному функционированию других вероисповеданий. Еще на заре первых лет нашей независимости Президент страны говорил, что мы являемся мусульманским государством, и что для нас священной книгой является Коран. Наша политическая культура по своей сути абсолютно светская. Современный Казахстан строит общество, которое основано на уважении прав верующих всех конфессий. Казахстан не приемлет “датскую модель”, когда “дружба с Западом любой ценой” или когда “верность демократии американского образца” заменяет религиозную и цивилизационную идентичность казахского народа, служит оправданием разгулу религиозного прозелитизма в стране и массовому переходу казахов в секты “баптистов”, “евангелистов”, “кришнаитов”, “маронитов” и прочих течений. Глава нашего государства неоднократно заявлял, с разных трибун, отстаивая чистые помыслы Ислама. Имеет ли Ислам отношение к терроризму, дает однозначно отрицательный ответ, статья одного из ведущих политологов страны «Беслан – не порождение Ислама». 
Казахстан провел II съезд лидеров мировых и традиционных религий. Если в 2003 году в нем приняло участие конфессиональные делегации из 17 стран, то в 2006 году уже из 29 стран. Это говорит  о растущем авторитете форума. Казахстан демонстрирует миру, что Ислам  не является источником терроризма, наоборот, показывает, как могут мирно сосуществовать многокофесиональные течения не только в отдельно взятой стране, но и могли бы аналогично жить в дружбе и согласии во всем мире. 70 процентов казахстанцев считают себя приверженцами Ислама. Второй крупной конфессией является Христианство. Съезд мировых религий, проведенный в Астане, является новым направлением в звене международной политики. То, что представители разных религий сели за один стол переговоров уже является достижением съезда. Он призван для межрелигиозного диалога на постоянной основе. Центральное место на нем заняла "тема развития межрелигиозного партнерства с целью сохранения и упрочения ценностей современной цивилизации". Речь идет о таких ценностях, как гуманизм религиозного сознания, культурное наследие религий, многообразие, принципиальное равенство и уважение религиозных традиций, духовное воспитание и наставничество. "Все эти важнейшие тезисы получили отражение в принятой декларации. В этом документе емко отражена глобальная потребность в замене "идеологии противостояния" – "культурой мира". Н.Назарбаев считает необходимым создать под эгидой съезда лидеров мировых и традиционных религий международный центр культур и религий. Помимо религиозной и культурной проблематики, центр мог бы осуществлять образовательные, научно-исследовательские и гуманитарные проекты, заниматься изучением потенциально конфликтных аспектов религиозной ситуации в мире. Важные задачи такого центра - проведение международных мероприятий и содействие контактам и взаимопониманию между религиозными деятелями и политическими элитами различных стран, издание книг. Поэтому деструктивной идеологии терроризма нужно противопоставить идеологию толерантности, согласия и диалога. Факт проведения подобного съезда рассматривается как огромный успех, исторический прорыв, может быть, даже начало нового этапа развития человечества. Религиозные лидеры приняли на съезде декларацию, где признали право каждого человека на свободный выбор религии, заявили, что диалогу культур, цивилизаций и религий в мире нет альтернативы. Примечательно, что иерархи мировых религий благословили Казахстан, назвали его "землей мира и согласия". За годы независимости в многонациональном Казахстане, где проживают представители около 130 этносов и свыше 40 конфессий, прочно установились отношения мира, согласия и взаимного уважения. Благодаря этому, мы планомерно выстроили казахстанскую модель развития и добились впечатляющих успехов в модернизации экономики. Еще в древности, римский император, философ Марк Авелий отметил, что «без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот». 
В VII–VIII века несторианство (христианство) получило признание среди найманов и некоторых других казахских родов. Хан найманов Кучлук преследовал мусульман, чтобы они приняли христианство или буддизм и носили китайскую одежду. В свою очередь, проповедники Ислама продолжают идти в Великую степь из Поволжья, Средней Азии и Ирана. В результате чего, в течение XIV-XV веков остатки христианства были окончательно вытеснены из казахской степи [1]. С Исламом на территорию современного Казахстана приходит прогрессивная наука того времени, письменность и культура арабов. С тех пор не терялась связь между Центральной Азией и Арабским востоком. На территории Центральной Азии возникают новые государства с преобладанием уже тюркско-арабской мусульманской духовности и культуры. Впервые в IX веке Ислам становиться государственной религией на территории современного Казахстана при царстве Караханидов. Их столицей являлся город Баласагун, который находился недалеко от современного города Чу (Жамбылская область).       
В XI веке тюркские племена в результате небывалого военного триумфа обрели большую политическую силу на всей территории мусульманского мира. О высокой культуре тюрков того времени, говорит трактат Махмуда Кашгари «Диван Лугат ат-Турк». Он хотел еще в то время ознакомить весь мир ислама с новой политической силой, с культурой нового этнического элемента, который появился на мусульманском пространстве М.Кашгари уже в то время доказывает, что тюркский язык в величии, красоте и состоятельности выражений не уступает арабскому [2]. Тюркская и арабская культуры взаимодополняли и обогащали друг друга. С нашествием Чингисхана (XIII век) территория Центральной Азии приходит в упадок. На своем пути он равнял с землей древние непокорные города Великой степи. Со временем завоеватель и его потомки растворились в многочисленной исламской тюркской среде.
В XIV веке (1312 год)  Узбек-хан также объявил ислам государственной религией Золотой Орды. Степная тюрко-монгольская культура исламизировалась под воздействием мусульманских традиций Поволжья (булгарское население) Средней Азии (Хорезм).  В XVII столетии начали свои опустошительные набеги джунгары и калмыки. Цель – завоевание благодатных земель и уничтожение казахов с лица земли. И это испытание казахский народ вынес с достоинством.  В XIX веке начинается добровольно-насильственное воссоединение территорий нынешнего Казахстана и Средней Азии с Россией. Некоторые историки считают, что казахи исторически, как кочевой народ самого края исламской ойкумены, были плохими мусульманами. Хотел бы возразить и не согласиться с такой интерпретацией и определением.
Во-первых, будет правильнее применять определение о казахах как оседло-кочевой народ. Сейчас не только наши археологи и историки, но и зарубежные их коллеги  удивляются в том, как могли строиться такие мощные форпосты и города в бескрайних степях. Мне предполагается, что в те времена климат был помягче, и земля была более плодородной, с меньшими засолениями и песками. Вокруг было очень много озер и рек, о которых сегодня напоминают лишь их высохшие русла. Ясно одно, не мог человек обосновываться там, где не было воды. Сейчас все эти города в большинстве своем поглощены песком.    И таких городов на древней земле казахов более десятка только в одной взятой области - Южно-Казахстанской.
Во-вторых, казахи никогда не были плохими мусульманами. Разве можно задевать чувства целого народа? Равно также если сказать, про любой другой народ, что они плохие верующие. Если сегодня мы говорим, что люди придерживающиеся Ислама в Казахстане составляют примерно 70 процентов, и это притом, что старшее поколение прошло через семидесятилетний пролетарский «серп и молот» советского атеизма.  А сколько же процентов будут составлять верующие, где в обществе не представляли и не понимали что такое атеизм или безбожие?  Разве можно назвать народ плохими мусульманами, у которого были такие великие ученые и мыслители, как истинно верующие Аль Фараби, Байлак Кипчаки, Жармухаммед Наймани, Хасан Али Жалайри, Махмуд ат-Тарази, Хафиз ад-Дин аль-Кердери, Дауд Туркистани, Мухаммед Хайдар Дулати, Абай, Шакарим и другие? В результате многолетних изысканий Абсаттар кажы Дербисали обнаружил в архивах мусульманских стран более пятидесяти мыслителей и ученых уроженцев казахской земли. Только под именем Аль Фараби выявлено 12 ученых и мыслителей. Это люди, жившие и творившие в разное время с X по XVII века. Истинными правоверными были многие великие правители,  государственные деятели до монгольского нашествия  являвшиеся активными проводниками Ислама. Например, как Сатук Богра хан (правитель царства Караханидов, столица  Баласагун, находилась на территории Жамбылской области), Жакып Абу Ляйс, прибывший в присырдарьиский регион с пятьюстами проповедниками из Самарканда (в народе именуется «Кылауз-ата»), правитель Западного каганата царства караханидов, столицей которого являлся город Нижний Озкент. (Ныне останки древнего города находятся на территории Кызылординской области.) Надгробный камень Жакыпа находиться в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи. Последующие правители-ханы казахской земли, после монгольского нашествия, имена которых широко известны казахстанцам, также были правоверными мусульманами.
В 2002 году вышла в свет книга Абсаттара Кажы Дербисали «Ислам и время», являющаяся продолжением «;аза; даласыны; ж;лдыздары». Она вызвала большое количество откликов в казахстанской прессе. Труд раскрывает тему тесной взаимосвязи ислама с казахской культурой, его благотворном влиянии на нашу литературу и искусство. О том, что казахи были достойными мусульманами, говорит тот факт, что в годы советского атеизма они не отказались полностью от веры своих предков. Сегодня каждый казахстанец, чьи предки исповедовали ислам, также себя считает мусульманином, и причисляет себя к почти двух миллиардному мусульманскому миру. Со своей стороны остальной мир ислама также считает Казахстан мусульманской страной. В современном политическом и научном мире неоднократно приходиться встречаться с высказываниями о том, что Казахстан является самой северной страной Исламского мира. И это мнение твердо соотносит Казахстан к Исламскому миру.
Некоторые исследователи  считают, что  исламизация казахов - шаманистов и тенгриан, едва ли не полностью заслуга татарских (оренбургских) мулл, которые несли религию в массы при полной поддержке и с одобрения имперских властей. Таким образом, царское самодержавие стремилось привести кочевников к большей покорности. Более того, в XVIII веке была попытка отлучения казахов от его многовековой веры. Тогда пытались придумать специальную религию для казахов. Только благодаря прозорливости и дальновидности одного из величайших императоров России чудом пришлось избежать от этого нелепого   решения. Известный исторический факт попытки Западно-Сибирского генерал-губернатора Г.Гасфорта “изобрести” для степных кочевников отдельную религию в свое время не встретил понимания у императора Николая Первого и остался нереализованным.
О том, что Казахстан принадлежит к мусульманскому миру, говорит и то, что он не остается в стороне, когда возникают проблемы у Ислама. Так, например, практически все мусульманские страны четко и однозначно заявили о неприемлемости оскорбления религиозных чувств мусульман, прикрываясь какими бы то ни было принципами “демократии и свободы самовыражения”. В этом мы убедились, когда была поднята «карикатурная проблема». Не осталось в стороне от этой проблемы планетарного масштаба Правительство страны и ДУМК. С их стороны были официальные заявления в поддержку Ислама и его канонов, а также о необходимости жить в дружбе с представителям различных религий и конфессий. Исламский мир со своей стороны старается оказывать своим братьям по вере определенную помощь и поддержку. Что также говорит об их солидарности и принадлежности к одной религии и стремлении быть рядом в общем развитии. Они стараются оказывать нам духовную и финансовую поддержку. Так, например, строительство здания Сената Парламента Республики Казахстан осуществлено при финансовой поддержке Саудовской Аравии. Благодаря поддержки арабов открыт в Алматы Исламский университет «Нур-Мубарак». И таких примеров достаточно. Глава государства уделяет большое внимание духовным вопросам. Под его началом было построено несколько крупнейших мечетей. К примеру, в селе Чемолган на его средства построена прекрасная мечеть на полторы тысячи прихожан. 22 марта 2005 года в Астане была открыта мечеть «Нур-Астана», которая была воздвигнута за счет средств государства Катар в знак глубокого уважения к нашему Президенту. На мечети, построенной в Петропавловске, есть надпись: «Эта мечеть построена на средства Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева и наследного принца Саудовской Аравии Султана бен Абдел Азиза». В октябре нынешнего года, посетивший Южно-Казахстанскую область Президент Объединенных арабских эмиратов Шейх Халифа Бен Заид Аль-Нихаян объявил о своем намерении построить в регионе мечеть и роддом.  В этом году в Астане открыта еще одна мечеть, инициатором которой является Кайрат Сатыпалды (Назарбаев). Сегодня в стране насчитывается более 1800 мечетей. Казахстан прирастает не только мечетями, но и  ритуальными сооружениями других конфессий, а значит – у нашей страны точно есть будущее! Мечети, церкви, синагоги и т.д. необходимы как знак укрепления основ жизни, к истокам которой в ее высшем и вечном понимании приходит рано или поздно каждый человек. В последнее время люди все чаще понимают,   что помимо бренного тела у них у них есть и бессмертная душа, забота о которой – дело наиважнейшее. Еще великий английский драматург Бернард Шоу говорил, что религия одна, но в сотне обличий.    
Расширяется тенденция распространения исламского финансирования и на постсоветские мусульманские страны. В Казахстане сегодня практикуется, с учетом особенностей отечественной бизнес-среды и местных клиентов, наиболее простой, по мнению ряда экспертов, вид исламского финансирования. Первый исламский кредит в Казахстане привлечен банком «Тураналем» в 2003 году. Первая публичная сделка, также от Банка Туран Алема, состоявшаяся в 2005 году, позволила банку получить 50 млн. долларов. В 2006 году сначала банк «ЦентрКредит» подписал соглашение по привлечению исламского финансирования на 38 млн. долларов, а затем Банк Туран Алем привлек уже 200 млн. долларов США. Отмечу, что объемы исламского финансирования будут расти не только в Казахстане, но и в других Среднеазиатских республиках и России. Во всяком случае, рынок России уже анализируется. Понятно, что более 20 млн. российских мусульман делают рынок розничного кредитования довольно привлекательным для освоения. По некоторым данным, отдельные бизнес-структуры, в первую очередь на юге Казахстана, по собственной инициативе все-таки пробуют двигаться в направлении становления исламского банкинга. Ведь чем шире выбор финансовых инструментов, тем большими возможностями развития располагает реальный сектор экономики страны. Если подумать, то сегодня действуюшие банки, к сожалению, своими большими процентами не поддерживают в достаточной мере экономику страны, бескорыстной помощи от них когда можно будет получить еще не известно, а исламские - путь к процветанию всего общества, пусть это и звучит идеалистично. Потому что Исламский банкинг строится по принципу беспроцентного финансирования.
Благодаря многочисленным инициируемым мероприятиям Президента РК в мире все большее количество стран начинают узнавать Казахстан, в том числе и как страну, относящуюся к исламскому миру. Пятнадцать лет назад на карте мира не было страны под именем Республика Казахстан. По сути, мы единственная страна на постсоветском пространстве, которая что-то делает для своего имиджа по всем направлениям своего развития. Эти Форумы на самом деле дают позитив в плане продвижения знаний о Казахстане. Глава государства толерантный политик и человек. Только он оказался способным увидеть в диалоге разных религиозных конфессий, большой потенциал для поддержания мира. Он не на словах, а на деле, не жалея средств показал, что уважает религиозные чувства не только народов Казахстана, но и всего мира. Прежде чем разговаривать с кем-то, нужно не только желание сказать, но и желание услышать. Без этого диалог теряет смысл. Роль межконфессиональных отношений в обеспечении стабильности общества, как у нас, так и за его пределами, а также многочисленные инициативы Н.А.Назарбаева в этом направлении дают ясное понимание того, что они будут не напрасными и со временем спасут мир от катаклизмов и глобальных войн.
Как и у всех религий, у Ислама есть доброжелатели и недоброжелатели. Если первые стараются вести работу по объединению мусульман, то вторые – к их разобщению, а то и к столкновениям не только между мусульманами. К сожалению, люди недостаточно знающие историю Ислама, историю тюрков и в частности казахов вводят себя и других в заблуждение относительно истории Ислама на территории Казахстана и его отношения с внешним миром. Ислам – это религия не только арабов, турков, иранцев и т.д. В число почти двух миллиардов мусульман всего мира сегодня также входят и англичане, и немцы, и китайцы, и японцы, и русские, и индийцы, а также представители других народов принявшие Ислам. В мире насчитывается около 60-ти государств относящихся к Исламском миру. Казахстан – полноправный член Организации Исламской Конференции.
Есть отдельные попытки утвеждения, что Казахстан не относиться к Исламскому миру и что здешний Ислам отличается от Ислама арабов и т.д. К слову, такое ошибочное разделение ислама встречается и у некоторых наших ученых и писателей. Они искусственно создают как бы новые религии, придумывая арабский, турецкий, иранский ислам. Это большое заблуждение, ибо Ислам – единый, в единственном варианте. Все мусульмане друг другу являются братьями по вере. Во время первого официального визита Президента Египта Хосни Мубарака 7 ноября 2006 года в Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что Казахстан и Египет являются надежными партнерами и братскими государствами. Обе страны успешно развивают политические, экономические и культурно-гуманитарные связи. Казахстан ощущает поддержку Египта в осуществлении нами международных инициатив, таких как СВМДА и Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В свою очередь Хосни Мубарак также отметил: - Мой визит в вашу братскую страну отражает глубокие связи дружбы и сотрудничества между Казахстаном и Египтом, а также выражает наше общее стремление расширять двусторонние связи. Во время переговоров в узком и расширенном составах лидеры двух государств обсудили возможности развития двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах, а также актуальные международные вопросы, ситуацию на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. В ноябре 2006 г. также посетил Казахстан Премьер–министр Иордании Мааруф Бахит. Обсуждены вопросы укрепления двухстороннего торгово-экономического сотрудничества.  Связь с Арабским Востоком никогда не прерывалась, нас продолжают связывать множество духовных, литературных, культурных и исторических связей.
Главный источник Ислама – священный Коран по сей день, сохранился в таком виде, в каком был ниспослан Пророку 1400 лет тому назад, его содержание с тех пор не подверглось изменению. Поэтому все мусульмане в одной единой вере.
Известно, что исламский мир является не просто совокупностью исламских стран и народов, исповедующих ислам, но и специфическим социальным и политическим организмом, обладающим динамизмом и пространственным самосознанием. Под исламом следует понимать не только религию, но и цивилизацию. Как любая религия, ислам стремится к расширению территории и зон влияния и, как любая цивилизация, имеет свое отвоеванное пространство. Поэтому мусульманские страны хотят укреплять дружественные отношения со странами, которые в недавнем прошлом были в составе СССР.   
С первых дней независимости исламские государства довольно активно склоняли Казахстан к возрождению ислама и усилению его роли в государственном управлении. Однако руководство страны дало четко понять, что в своем политическом развитии республика будет придерживаться принципов светской власти. В других странах Центральной Азии также не спешат с исламизацией государственной власти. Признавая религию одним из важнейших элементов общественной, культурной и духовной жизни, региональные элиты, тем не менее, стремятся придерживаться светской формы государственного управления. Поэтому руководство страны не допустит чтобы, радикальные исламские течения проводили в Казахстане свою антигосударственную деятельность. В свое время были попытки проведения в стране пропагандистской деятельности ваххабитами, а также представителями известной в мире радикальной оппозиции «Братья мусульмане». Примером того, что Казахстан находиться в системе исламского мира является и то, что немало казахской молодежи наряду с другими странами обучается и в странах где исповедуется Ислам. В Казахстане функционируют казахско-арабские и казахско-турецкие учебные заведения. Например, в городе Туркестане в 1992 году был открыт Международный казахско-турецкий университет им. А.Яссауи в соответствии с соглашением, заключенным руководством Казахстана и Турции. Университет финансируется из бюджета двух стран. В нем получают знания в области медицины, права, журналистики, ветеринарии и других профессий 15 тысяч студентов. Не будет ошибкой сказать, что этот вуз готовит специалистов не только для южного региона, но и для всей страны. В КазГу им. Аль-Фараби готовятся востоковеды-арабисты. Здесь функционируют кафедра арабского языка и литературы, факультет востоковедения, готовятся ученые в этом направлении.
Будущее страны - нынешняя молодежь. Какой она будет, все зависит от сегодняшних усилий государства. И не последнюю роль здесь будет играть духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Учение Дарвина о том, что человек произошел от обезьяны, вводит людей, особенно молодых в заблуждение, когда только начинает формироваться их не окрепшее сознание. Ученые и другие передовые люди стран СНГ все больше склоняются к тому, чтобы в школах отменили предмет и учение Дарвина о сотворении мира и людей на земле. И вместо этого предмета предлагают ввести уроки по религиоведению. О том, что принес дарвинизм человечеству за последние полтора столетия можно подробно ознакомиться в статье  «Жо;;а шы;аруды жо;;а шы;ару» опубликованную в газете «Егемен ;аза;стан». Ислам – является источником духовного развития. В свое время великий итальянский писатель Чезаре Павере говорил, что «религия – это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. Именно поэтому она будет существовать всегда». После многолетнего советского атеизма принесшего людям неисчислимые трагедии, люди ищут и обращаются к своему духовному началу. Наверное, поэтому все больше молодежи можно сегодня увидеть в мечетях страны. Ежегодно сотни мусульман Казахстана совершают хадж в Мекку. За годы независимости  паломничество  совершили более 5000 человек.            
В стране работает Казахстанская Ассоциация дружбы с арабскими странами. В этом году проведена научно-практическая конференция «Ислам на пути мира и согласия», посвященная столетию первого съезда мусульман Семиречья. Ее участники отметили, что наше суверенное государство демонстрирует яркий образец свободы вероисповедания и уважения представителей всех религий, межэтнического и межрелигиозного согласия.
Казахстан в своей практической политике исходит из того, что только внутренняя свобода человека есть условие межконфессиональной толерантности. Именно поэтому, исторически являясь частью культурного материка Ислама, он  не препятствует развитию всех мировых и традиционных религий в Казахстане. Для казахов толерантность не академическое, а практическое понятие. И так, Казахстан, являясь частью исламского мира он также является частью Евразийского мира (сообщества). Ведь объединение стран, дружественные связи по интересам могут происходить не только через религиозные, но политические мировоззрения. Известная американская писательница Этел Мамфорд в свое время писала, что “Господь даровал нам родных, но друзей мы, слава богу, вольны выбирать сами”.


Рецензии