Ветви одной кроны или думы о братских народах

Познание истории открывает дорогу в будущее.
Тот, кто знает и ценит историю своего народа, тот и
будет ценить и уважать историю другого народа.

Мухаммед Ибрахим

Почти десять лет назад в своей книге «В потоке истории» Нурсултан Абишевич Назарбаев писал о великой степи: «Из голубой дали пространства и времени чудятся и великолепие старинных городов, о коих напоминают лишь таинственные полуразрушенные стены, и растянувшиеся на сотни километров самые грозные в истории двух тысячелетий конные легионы покорителей Евразии,  мирное дыхание джайлау, и звонкая песнь номадического менестреля, и вечная, казалось, сотворенная не человеком, но самим Всевышним, наполненная трудами и радостями, победами и поражениями жизнь степняка…».
Еще в те далекие времена на территории Центральной Азии среди многих других народов, жила одна большая дружная многодетная семья. Ведь семья – это один из шедевров природы. И каждая семья выживала, как могла, опираясь только на опыт идущий от предков, опираясь на свой ум и трудолюбие, выносливость, энергичность и т.д. В те далекие годы опасность ожидала человеческий род на каждом шагу. Но спасало их братство. Во время подоспевшая взаимовыручка. Они интуитивно чувствовали, кого и что ожидает во время охоты. Поэтому всегда были готовы помочь друг другу в любой момент, так как не знали что такое страх, ради близкого. Родства и дружбы сила велика.
Родители очень любили своих детей. Дети росли трудолюбивыми, умными и благородными. Так воспитывали их родители. Со временем, повзрослев, каждый из них обзаводился семьей. В свою очередь, и у них появлялись уже свои дети. Вот так увеличивался род людской. Как писалось в Великих Писаниях люди плодились и размножались, наполняя землю и обладая ею.  Жизнь совершенствовалась. От примитивных орудий труда переходили к более совершенным. И со временем, некоторые из них, забыв, что они одного корня люди, и что дети одних родителей начали враждовать между собой. Применять силу по отношению друг другу. Но всегда находились среди них разумные, кто напоминал им о родительских наставлениях в том, что они все братья и сестры. Что своими неправедными действиями гневят не только покой родителей, но и создавшего их родителей Творца.
Те же дети, которые держались добрых традиций идущих от отца к сыну, от матери к дочери, добивались прогресса во всех вопросах жизненного бытия. Нежели те, что ссорились и уничтожали друг друга. Конечно, всему была виной простая человеческая зависть. Успех в жизни всегда приходил не только к трудолюбивому, но вместе с тем хорошо знающему и придерживающемуся передовых духовных традиций и ценностей предков.
Увеличиваясь в количестве люди, все больше получали испытаний на свою голову. Как  отмечал Оноре де Бальзак, семья становилась основой общества. А Виктор Мари Гюго объявлял, что Семья – это кристалл общества. Разростая, они начали делиться на рода, затем на племена, касты и т.д. Объединяясь, образовывали государства. Завистники были во все времена. Потомки тех первых ленивцев, неудачников, завистников продолжали дела своих далеких предков. Это было у них в генах, в крови.
Чтобы люди не истребили друг друга Высший Абсолютный Разум (Аллах) начинает направлять различные правила жизни (Тора, Евангелие, Коран) для своих подданных. ОН дал им для общения разные языки и наделил их разными цветами внешности. Опять же для испытания. Основная часть человечества достойно несет ту миссию, которой его наделил Всевышний Творец. Нет-нет, да и встречаются среди них, опять, те же завистники. Желающие заменить собой Творца. Их было немало в истории жизни людей и Земли. Время поглотило не только их идеи, но и их самих. Знать свое место в жизни – главный принцип бытия. Излишнее любопытство – чревато. Имея уникальный мозг, человек на протяжении миллионов лет не познал еще до конца ни одну из близлежащих планет. Да что там планеты. Мы сами себя еще не познали. Одна цивилизация сменяет другую. Человечество, достигнув определенного уровня развития, самоуничтожается или его уничтожают. И, все начинается заново. Повторяется пройденное не тысячи, а миллионы лет назад. Свидетельством того, что человек существует миллионы лет является  “Мальчик из Туркана”. Возраст, которого 1,6 млн. лет. Вместо того чтобы, дружно объединившись и разумно постигать пределы вселенной, потомки Адама и Евы выясняют отношения: кто из них из высшей, а кто из низшей расы, у кого больше прав, и, кто кого должен слушаться и т.д. и т.п.
Взаимопонимание и совместное мирное сосуществование между людьми на Земле – это мечта любого человека. И в этом важном вопросе великая роль отводится руководителям государств. Их дружба и взаимопонимание распространяется и на их народы. Ведь не зря пророк Мухаммед отмечал, что правитель является тенью Всевышнего на Земле. А подданным, в свою очередь, необходимо поддерживать своих правителей избранных из среди своего общества. Любой правитель старается быть достойным своего народа и защищать его интересы во внутренней и внешней политике. Потому что он знает, что народ будет помнить его правление и почитать многие лета за то, что он все сделал, чтобы его народ  жил во здравии и благополучии.
 Полторы тысячи лет назад на Землю пришел Ислам. Сегодня в его рядах насчитывается около двух  иллиардов людей, различных национальностей и цвета кожи. На территорию Средней Азии и Казахстана Ислам пришел в конце VII и начале VIII веков. Потомки пророка и четырех халифов все дальше от Мекки и Медины распространяли Ислам среди мирян. Из древних источников сегодня мы знаем о первых миссонерах прибывших на территорию Узбекистана и Казахстана. Так, например одним из известных потомков одного из великих халифов Ислама является потомок Абу Бакра исламский правовед, ученый и мыслитель Абу Лайс (9-10 века) покоящийся ныне в городе Самарканде. Династия Абу Лайсов на протяжении нескольких веков занимала высшие должности в духовной иерархии на территории Центральной Азии. Под их патронажем функционировали учебные заведения – Медресе, при них функционировали Мечети. У Абу Лайсов получили знания, и были их учениками, а затем стали великими поэтами Востока Алишер Навои, Абдурахман Жами и другие выдающие мыслители. Всемирно известный астроном, ученый и государственный деятель Улугбек также считается учеником Абу Лайсов. После завоевания города Тараза великий Тамерлан дарит его своему внуку Улугбеку. В городе Туркестане покоится дочь Улугбека Рабия-бегим. В 40 километрах от города Мешхед (Иран) в память о великом учителе Абу Ляйсе благодарными иранцами построен грандиозный древний архитектурный ансамбль-Медресе. Сегодня имя Абу Ляйса ас-Самарканди можно встретить во многих древних и современных книгах, как с религиозной тематикой, так и со светскими взглядами. Ссылки на его труды, написанные тысячу лет тому назад, сегодня мы находим в современных не только казахстанских изданиях. Так в книге «Библия – золотая книга Ислама!» (об этой уникальной книге я расскажу в следующей статье) писатель ссылается в своей работе по некоторым правовым вопросам на книгу факиха Абу Ляйса ас-Самарканди «Пробуждение беспечных». Еще больше всего меня удивило, когда его афоризмы я встретил в книге «Золотая коллекция. Афоризмы», изданной российскими и белорусскими издательствами «Харвест-АСТ» в Москве и Минске в 2000 году.  В этой книге собраны изречения великих людей человечества, начиная с античных времен, которые поражают своей логикой и совершенством изъяснения актуальных и для современного сегодняшнего мира человеческого бытия. Это еще раз доказывает, насколько богата и безгранична память, мышление  и разум человека в жизни. Так вот ас-Самарканди пишет, что религия без власти погибнет, а власть без религии перестанет действовать (675 стр.). Примером его высказываниям, которые он изрек еще 1000 лет тому назад, может служить не только развал советского государства, но и группы других стран, где главенствовали атеистическое мировоззрение, у основания которой стояла теория Дарвина о  том, что человек произошел от обезьяны. Коротко о книге «Библия – золотая книга ислама!» могу сказать, что автор доказывает, что еще до появления исламской религии, то есть за 600 лет вперед, в Священных Писаниях говорилось об Исламе.
Наши предки защищали и передали нам в наследство огромные территории. Как отмечал, Цицерон тогда была битва за алтари и очаги. Нам от предков передались самобытные культуры и особый дух свободолюбия, не растраченные на крутых переломах истории. Мы хорошо знаем историю народов проживающих на территории Центральной Азии творивших свои великие и созидательные дела после монгольского нашествия. И, к  сожалению, не очень то достаточно знаем жизнь наших предков до монгольского нашествия. Только благодаря обретенной независимости, у народов Средней Азии и Казахстана  появляется возможность, более пристального изучения истории своих общих предков скифов, саков, гуннов, государственные устройства тюркского каганата, тюргешского, караханского и огузского царств. Если внимательно присмотреться к матушке земле, то можно увидеть, сколько она хранит в себе древних городов и поселений, поглощенных песком. Только на территории одной Южно-Казахстанской области сегодня можно встретить более шестидесяти древних городов и поселений. Большинство, из них с нетерпением ждут своего часа, чтобы рассказать, как жили в то далекое время славные и мудрые наши прародили. Например, город Исфиджаб в Казахстане или Бухара в Узбекистане были известны миру еще до прихода ислама в Центральную Азию. 
В истории народов Средней Азии и Казахстана было много правителей. Но не обо всех дошли сведения до сегодняшнего дня. Одной из основных причин исчезновения памяти и истории о наших предках живших до XII века явилось монгольское нашествие, которое на своем пути жгло и сокрушало непокорные ему города. Домонгольское царство караханидов известно в истории тем, что при нем впервые Ислам был признан государственной религией на территории Центральной Азии. Жакып Абу Ляйс (XI век) был одним из правителей западного каганата царства Караханидов. По географическому расположению государство охватывало части территорий нынешнего Узбекистана, Таджикистана и юга Казахстана. Подданные государства исповедовали буддизм, христианство и ислам. Столицей этой многонациональной страны был город Томенги Узгент (городище ныне находится на территории Жанакорганского района Кызылординской области), который стоял на Великом шелковом пути, на берегу реки Сейхун-дарья, ныне Сыр-дарья. Жакып Абу Ляйс ныне покоится в Жана-Корганском районе Кызылординской области в пяти километрах от мавзолея Корасан-ата (Абд аль Жалел бап). Одноименный средневековый город Верхний Узкент находился на территории Узбекистана. Надгробный камень Жакыпа расписанный сурами из Корана находится в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи в Туркестане. Есть предположение, что шлем расписанный золотом сурами из Корана, находящийся сегодня в музее города Петропавловска может принадлежать потомкам Жакыпа. Там есть такие слова: «Пророк Мухаммед с тобой… Ахмед сын Жакыпа…». В книге известного историка Койшигары Салгарина «Списки ханов» Жакып значится как правитель вышеуказанного государства. Салгарин эти данные, то есть список правителей царства Караханидов берет из книги «Династии мусульман» профессора К.Э. Босворта из Манчестерского университета. Тот в свою очередь эту информацию черпает из арабских источников.      
Известный также исламскому миру крупный богослов Бахауаддин (умер в 1624 г.) потомок Абу Бакра. Он вместе с Уваиси являются авторами широко распространенного в Средней Азии и Казахстана учения Накшбандия.   Сулеймен Бакыргани родился на территории Хорезма (умер в 1186 г.) он, в свою очередь является потомком Жакыпа Абу Ляйса в седьмом колене. Был известным поэтом и крупным писателем своего времени. Его книга, посвященная матери пророка Иисуса – святой Марии – в начале XX века на чагатайском языке вышла в Казани. Покоящаяся в 20 километрах от города Тараза юная девушка Айша-биби (XII век), являющаяся собой примером, символом прекрасной, чистой и преданной любви к молодому Карахану (мавзолей в городе Таразе) дочь Сулеймена Бакыргани. Занги-ата ее отчим. Он потомок Арыстан-бапу в шестом поколении. Святой Занги-ата ныне покоится в городе Янгиюле Ташкентской области Узбекистана. Его мавзолей и сегодня является местом паломничества мусульман Средней Азии и Казахстана. Знаток Ислама Смаил аль Бухари (родился в 1011 г.) тоже является потомком Абу Бакра
В IX веке на территории нынешней Жамбылской области происходит столкновение китайцев и арабов за господство над Средней Азией и Казахстаном. На стороне арабов выступают местные тюрки. Кровопролитная Атлахская битва положила конец китайской экспансии. Они были отброшены до территории нынешней Кашгарии. И так с этого времени начинается оседание и созидание арабов в Центральной Азии.  Внедряется их культура и язык. Со временем они сливаются и исчезают среди местного населения. Вот еще одно подтверждение тому, что я уже неоднократно в своих других статьях отмечал: Величие тюркского народа в том, что он умел, не отторгая, как губка вбирать в себя все позитивное которое оказывалось вокруг и рядом с ним. Его умение адаптироваться при любых условиях, жестоких войнах, стихийных бедствиях выводило его со временем снова и снова  из небытия на гребень в межэтнических и международных отношениях.
Потомки Абу Бакра сегодня живут как в Казахстане, так и в Узбекистане. Пророк говорил, что «надо знать свои корни. Это необходимо для взаимоотношений с родственниками». О том, что люди должны знать свои корни, историю своего народа мы не раз также слышали из уст нашего Главы государства. Все познается в сравнении. Не зная прошлое своего народа, невозможно оценить настоящее и тем более понять будущее. Знание своей родословной и знание жизни своих предков, и их изучение, необходимо для будущих поколений в их развитии. Оно также является продолжением, связующим звеном, нитью, в развитии национальных традиций, которое ведет к сохранению, укреплению и единению сегодня в отдельности казахского и узбекского народов, как самостоятельных наций. Нация – это единство разделяемых взглядов.
Самым старшим из Абу Лайсов считается Наср ибн Мухаммед ибн Ахмед ибн Ибрахим (930-1003 гг.).  Он является автором более двадцати книг, которые издавались во многих странах, в том числе и в Египте. Его книги сегодня можно найти в библиотеках, архивах и научных центрах многих государств, где основной религией является Ислам. Цитаты из его трудов, уникальные по своему содержанию и форме изречения, афоризмы, наставления на путь истинный используются в учебных пособиях университетов таких стран как Египет, Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Сирия, Ливан, Алжир, Марокко, Турция и т.д. Он также хорошо известен мусульманскому миру на территории СНГ как Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркмения, Татарстан, Башкортостан, Каракалпакия и на Кавказе. В последние годы в Узбекистане (Ташкент) изданы его такие три книги  под общим названием «Танбехул гофилийн», и четвертая - «Бустонул орифийн».
Дружба между народами извечная тема, не теряющая своей актуальности с момента появления на Земле Адама и Евы. Когда в Самарканд поехали казахстанские потомки Абу Ляйса, в частном порядке, чтобы навестить своего предка, самаркандцы узнав о визите более сотни казахстанцев, решили во главе с представителями руководства области и города встретить их с почетом. Представители из Казахстана, местные узбеки и таджики молились и посвящали суры из Корана не только своим предкам, но и своим правителям, дружбе между нашими народами. Многонациональный Казахстан стремиться жить в дружбе не только между собой. Великий Абай говорил: «Святой долг каждого из нас – множить число своих друзей». Казахстанцам не безразлична жизнь соседей. Мы каждый раз радуемся их успехам.
Когда все мы находились в составе СССР, национальное самосознание оказалось жертвой классового сознания, внедряемого тоталитарным режимом. В государственном масштабе проводилась политика изменения этнического менталитета территории народов, населяющих центральную Азию, посредством глобальной и целенаправленной миграции.  Сегодня пример единения духовности и светской жизни нас только радует. И тем более, когда пример в этом подают первые лица государства, а также известные миру великие сыны и дочери планеты Земля. Президент Узбекистана Ислам Каримов, посетив мечеть Абу Ляйса в Самарканде, отчитал губернатора области (хокима), за то, что обитель Всевышнего находиться в плачевном состоянии. Он так и сказал, «что ждете, когда Каримов займется ремонтом?».
О серьезном отношении и почитании духовного развития и уважительного отношения к представителям конфессий, есть множество примеров. Это сегодня мы можем увидеть и от Главы нашего государства, который открыто общается с руководителями и представителями различных конфессий не только нашей страны, но и других государств. Чего раньше, до получения независимости, казахстанцы не только видеть, но и слышать не могли об их общении с представителями религиозных объединений. Развитие и совершенствование  духовности, культуры  народов населяющих Казахстан, несомненно, приведет нас к единению и успехам во всех направлениях жизнедеятельности. Узбеки, живущие в Казахстане, чувствуют себя прекрасно. Здесь рождаются их дети и внуки. Здесь веками жили их предки. Если кто хочет увидеть настоящую дружбу казахов и узбеков в нашей стране, могут посетить  места их общего проживания. Не только народные праздники и гулянья они проводят вместе, но и являются постоянными гостями друг другу на частных празднествах-тоях, днях рождениях и т.д. Еще Байрон сказал, не любящий свою страну, ничего любить не может.    
Исламский мир считает и соотносит казахов и узбеков своим представителем, живущим в самой северной оконечности своей ойкумены. В статье «Казахстан и исламский мир»  опубликованной в газете «Казахстанская правда» (1 декабря 2006 года) мне приходилось рассказывать о современном сегодняшнем Казахстане и его новейшей истории. У нас религия отделена от государства. Но вместе с тем Ислам является частью жизни казахского и других народов проживающих в Казахстане. 
«Побуждение друг друга к состраданию» является одним из важнейших предписаний Всевышнего, милость Аллаха и будет над тем, кто милосерден к людям, говорится в Коране. Ислам, как это видно из Корана, современная, просвещенная и прогрессивная религия. Истинный мусульманин, прежде всего,  активно участвует в жизни своей страны, лоялен к окружающим, высокообразован, честен и добродетелен. Образованный мусульманин, воспитанный на моральных ценностях Корана, несет людям только лишь любовь и уважение, он с почтением относится к любой идее, даже самой отличной от его мировоззрения, умеет ценить искусство и чтит этикет. Он выступает в качестве миротворца в любых конфликтных ситуациях. Задумайтесь, если каждый мусульманин сможет в душе сказать, что он соответствует всем этим критериям, то общество, в котором он живет, станет самым высокоразвитым, мирным, процветающим и благополучным во всем мире.
Каждый человек имеет право выбирать, жить ли ему, повинуясь законам Всевышнего Создателя или предпочесть иной жизненный путь. Без духовного воспитания нет будущего. Люди,  в том числе и молодежь, со свойственным им интересом тянутся к духовным истокам своих предков. Они хотят понять смысл жизни. И прожить жизнь с пользой, как для себя, так и для земли, где они родились и выросли. Их всегда интересует извечный вопрос: кто мы, откуда и зачем живем? Еще Омар Хайям говорил:
Оглянись на себя,
И подумай о том:
Кто ты есть, где ты есть,
И куда же потом?
В век наступающего глобализма устоять и определиться нелегко. Это беспокоит всех руководителей больших и малых государств. Это они в первую очередь задумываются, что они должны сделать и чего добиться, чтобы после себя оставить вполне благополучную страну. Не все, наверное, всем удается. Но стремление к этому высокому и ответственному делу, решения судьбы своего народа, создание для него благополучной среды существования – залог успеха в этом деле для новых начинаний. Мы видим, как нелегка ноша глав государств. Успешно управлять страной не каждому смертному под силу. Наш Президент  лет семь тому назад писал, что «задача состоит в том, чтобы суметь «вписать» огромное тело национальной культуры на очередном вираже в полотно истории. В то же время движение на этой огромной и динамичной «магистрали современности» не позволяет пользоваться архаическими методами. Иначе в поисках прошлого можно утерять будущее. Эта дилемма не столь проста, как представляется на первый взгляд… Простые и вечные вопросы – кто мы и откуда, куда ведет нас порой мистический туманный, а порой ослепительно очевидный дрейф истории?». Очень хорошо отражает и рассказывает об ответственности как руководителя страны перед своим народом наш Президент в своей книге «В потоке истории». А если кто хочет более подробно узнать о той ежедневной и колоссальной работе, которую проводит Нурсултан Абишевич Назарбаев, не только во благо казахстанцев интересны в этом плане  работы и труды М. Касымбекова. 
Нурсултан Абишевич Назарбаев давно вынашивает идею создания союза центральноазиатских государств, куда включает Казахстан и Среднюю Азию. Такие союзы уже действуют в Европе, Латинской Америке, в Юго-Восточной Азии и т.д. Конечно же появление такого крупного союза с многомиллионным населением (более 55 млн.человек) займет еще более достойное место в мировом сообществе. Поэтому есть надежда, что этот союз может состояться. Ведь это во благо только этим объединившимся народам, во благо будущим поколениям за достойное место под солнцем. Поэтому любой дружелюбный, братский шаг навстречу друг к другу будь-то в экономике, культуре, экологии и других вопросах  искренне радует простых народов этих стран.   
И так благодаря целенаправленной деятельности двух первых Президентов Казахстана и Узбекистана с каждым годом увеличиваются дружественные взаимоотношения по всем направлениям жизнедеятельности двух братских стран. Проводятся различные мероприятия. Конечно же, один практический шаг, важнее дюжины программ. Так, например, в ноябре 2006 года в Алматы состоялся «круглый стол», посвященный юбилеям Хорезмской академии Маъмуна и города Карши, посвященный юбилейным торжествам – 1000-летию Хорезмской академии Маъмуна и 2700-летию города Карши. Организаторы – посольство Узбекистана в Республике Казахстан, Институт востоковедения им. Р.Сулейменова, Институт археологии им. А.Маргулана, Институт истории и этнологии им. Ч.Валиханова Министерства образования и науки Республики Казахстан. Чрезвычайный и Полномочный Посол Узбекистана в Республике Казахстан Турдикул Бутаяров отметил неоценимый и значительный вклад ученых Академии Маъмуна в науку не только Средней Азии, но и всей мировой цивилизации. «Специалисты нашего института совместно с учеными Академии Маъмуна выпустили каталог краеведческого музея города Карши на французском языке. Приятно, что в этой Академии работает 2 академика, 50 докторов наук и 25 кандидатов», - отметила директор Института востоковедения им. Р.Сулейменова профессор Меруерт Абусеитова. Доклады ученых на круглом столе на темы «Место и роль Карши в мировой цивилизации», «Академия Маъмуна и продолжение ее традиций в Дашти Кипчаке», «Значение Хорезмской экспедиции для истории и народов Центральной Азии», «Города Казахстана и Узбекистана на Шелковом пути» еще раз подчеркнули историческую значимость этих древнейших научных центров Средней Азии.
Осенью прошлого года в Ташкенте наше посольство организовало презентацию казахстанских книг, посвященных  теме межнационального и межконфессионального согласия в Казахстане. Прошла встреча делегации представителей НКЦ Республики Казахстан с узбекистанцами. О работе Ассамблеи народов Казахстана рассказал в своем выступлении председатель ассоциации общественных объединений узбеков «Дустлик» в Казахстане Розакул Халмурадов. Директор Интернационального культурного центра Узбекистана Насриддин Мухаммадиев отметил схожесть целей и задач их организации с нашей Ассамблеей. Говорилось о народной дипломатии и дальнейшего сближения двух стран. Были предложения с узбекской стороны о необходимости установления прямых связей между национальными общественными центрами двух стран. Живой интерес вызвала выставка картин из фонда Республиканского казахского национального культурного центра Узбекистана, выполненных местными художниками на тему многовековой дружбы между казахским и узбекским народами.       
В Южно-Казахстанскую область на различные культурные мероприятия приезжают гости из Узбекистана. Так, например скоро в Шымкенте будет свой Оперный театр. «Посредством театра мы должны воспитывать, духовно обогащать людей. Мы найдём возможность и деньги», - отметил аким Южно-Казахстанской области Умирзак Шукеев в приветственной речи на большом концерте с участием артистов оперы и балета не только из нашей страны, но и братского Узбекистана.
Посол Казахстана в Узбекистане Аскар Мырзахметов постоянно проводит пресс-конференцию в Ташкенте, чтобы в очередной раз отметить положительную динамику развития двусторонних отношений. Сегодня отношения двух дружественных братских стран вышли на новый, качественный уровень. Только в 2006 году главы государств, встречались 11 раз.
Межгосударственный координационный совет под непосредственным руководством двух стран провело одно заседание в Ташкенте в ноябре прошлого года. Был также проведен бизнес-форум. Состоялись два заседания межправительственной комиссии. Возобновляется железнодорожное сообщение по маршруту «Алматы-Ташкент-Нукус». Есть договоренность по маршруту «Ташкент-Астана-Ташкент», туристических поездов из Алматы до Бухары и Самарканда. Это все жизненная необходимость для двух братских народов. Увеличена частота авиасообщения между Алматы и Ташкентом. Межправительственные и межведомственные мероприятия являются залогом углубленного и динамического развития двусторонних отношений в сфере науки и технологий, туризма, автомобильного и воздушного сообщения, сельского хозяйства и т.д.
Правительствами двух братских и дружественных стран разрабатывается Стратегия экономического сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном до 2015 года. Давая, поручения своим правительствам Главы государств четко определили им их задачи: максимальная консолидация возможностей двух стран и всемерная реализация их потенциала. Здесь надо учесть, что у двух стран имеются мощные ресурсы. Объединение двух сильных экономик в регионе, и их  совместное использование во благо себя выведет двусторонние отношения на новый уровень. Успешная реализация этих отношений в свою очередь призовет к реальному союзу Кыргызстан и Таджикистан. Вот это и будет настоящей интеграцией в Центральной Азии. Полагаю, теперь и в дальнейшем идеи Глав государств Казахстана и Узбекистана отныне будут находить все большую поддержку не только с двух сторон, но и другими   соседними странами. Потому что эти объединения защищают и поддерживают их же интересы в регионе. Отрадно, что Казахстан занял третье место в товарообороте Узбекистана, выйдя на рубеж в 703,8 миллиона долларов. Жизнь показывает, что эти показатели могут быть во много раз больше и лучше. И она выполнима. Осуществление также крупных проектов, открытый взаимный доступ на финансовые, фондовые рынки двух государств также будет большим показателем во взаимоотношении двух стран. На уровне совместных проектов, создания инновационных инфраструктур (технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов) идет постоянный обмен информацией.
Сегодня в Узбекистане абсолютное большинство граждан поддерживает действенные меры, принимаемые руководством страны в целях укрепления стабильности и межнационального согласия в обществе. В общественном мнении присутствует убежденность в том, что в стране складываются благоприятные экономические и правовые условия для оптимального развития малого бизнеса и частного предпринимательства. В стране идет регулярное повышение заработной платы, пособий и пенсий. 2007 год объявлен в Узбекистане Годом социальной защиты.
Общеизвестно, что многое делается руководителями двух стран в части улучшения благополучия своего народа. Конечно, можно много говорить, о деятельности государства и их руководителях. И насколько они правильно руководят своей страной. Но одно мы должны понять четко, что пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства. В свое время Николай Бердяев отмечал, что государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей, окончательно превратиться в ад. 
Узбекистан хорошо помнит и понимает что такое дружба народов. Ташкент после страшного землетрясения  отстраивался почти заново. Успешно освоена Голодная степь. Хорошие данные можно найти из сообщений специалистов Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр». Где они сообщают, что «в основе повышения доходов и уровня жизни граждан Узбекистана в 2006 году, - свидетельствует опрос, - лежит обеспечение устойчиво высоких темпов роста экономики, стабильных и сбалансированных макроэкономических показателей, создание необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций, расширение сектора частной собственности». Сегодня большинство узбекистанцев имеют стабильную возможность пользоваться электроэнергией и газом. Как выяснили специалисты Центра, абсолютное большинство граждан, не желает выезжать из Узбекистана на постоянное место жительства в другую страну, что свидетельствует о социально-экономической комфортности жизни в республике. Дом для узбека всё: родина, семья, дети, родственники. И даже уехав на заработки в более благополучную в экономическом плане Россию, они все равно возвращаются домой.
Казахстан был и остается активным участником широкого международного сотрудничества, направленного на ядерное сдерживание, борьбу с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркоторговлей и другими современными угрозами. В февральском (2007 год) Послании народу Казахстана говорится об активизации роли Казахстана в обеспечении региональной стабильности, развитии экономической интеграции стран Центральной Азии. Вместе с тем, для использования преимуществ  регионального развития нужно обеспечить более глубокую и взаимовыгодную интеграцию стран региона. Это находит практическое отражение в конструктивных инициативах Казахстана по интенсификации сотрудничества в Центральной Азии. В Послании отмечается, что в этой связи Казахстану в дальнейшем предстоит: Во-первых,  договориться с нашими соседями о развитии более благоприятного делового климата на всей территории Центральной Азии. Может потребоваться, заключение особых соглашений, которые позволят нашим компаниям свободно инвестировать средства в соседние страны и устранят бюрократические и протекционистские барьеры на пути импорта и экспорта, а также движения капитала и рабочей силы. Во-вторых,  мы должны сосредоточить свои усилия на вопросах реализации проектов в государствах Центральной Азии с привлечением зарубежных финансовых  институтов и отечественных компаний. В-третьих, совместно с нашими соседями можем обсудить введение специального режима  перемещения рабочей силы.  Мы за свободное, но управляемое движение квалифицированной рабочей силы в странах центрально-азиатского региона. Далее в своем выступлении Н. Назарбаев отметил, что с рядом государств, которые так же заинтересованы в расширении и углублении диалога цивилизаций, мы могли бы совместно выступить с крупными международными инициативами,  направленными на сближение понимания между Востоком и Западом по ключевым проблемам современного мироустройства. Сотрудничая с другими странами  в решении жизненно важных проблем: от обеспечения энергетической безопасности – до борьбы с эпидемиями и экологическими бедствиями,  мы будем и далее укреплять свою роль и авторитет как ответственного члена регионального сотрудничества и международного сообщества, отмечает наш Глава государства.
В марте 2011 года исполнилось 20 лет со дня вступления в ООН восьми бывших республик СССР – среди которых были Казахстан и Узбекистан. В 1992 году штаб-квартирой Организации были подняты государственные флаги этих стран. Это уже новейшая история. На сегодняшний день в составе ООН 192 государства. Тогдашний Генеральный секретарь ООН  Бутрос Бутрос-Гали заявил: «Я хочу заверить вас в том, что ООН будет уделять тому, что происходит в бывшем Советском Союзе, или в государствах членах СНГ, такое же внимание, какое мы уделяем событиям в Центральной Америке, Африке или Югославии. Для нас все государства равны. Это непросто, но это – одна из наших задач».
И так ровно двадцать лет назад двум великим братским народам было суждено выйти на мировую арену. На политической карте мира появились новые независимые, равноправные с мировым сообществом государства – Казахстан и Узбекистан. В те дни весь мир рукоплескал казахам и узбекам, искренне поздравляя их, с признанием мировыми державами и  самоутверждением на планете Земля. С тех пор и Казахстан, и Узбекистан активно включились в решение жизненных проблем человечества. Стали членами многих международных организаций. Инициаторами различных международных форумов. Так, например, в начале марта текущего года в  Ташкенте прошло очередное совещание ШОС по вопросам энергетической безопасности. Здесь обсуждали вопросы укрепления партнерства в сфере энергетики. В ходе встречи члены правительств шести стран договорились создать общий энергоклуб. Как отмечал в своем Послании народу Казахстана Президент страны, наша страна должна присутствовать во всех значимых региональных объединениях. Это позволит Казахстану в будущем укрепить позиции в мировом энергетическом пространстве. Процесс глобализации обязывает правительства каждой из стран уделять большое внимание вопросам энергетической безопасности. Об этом уже говорилось в прошлогоднем совещании ШОС в Китае. И именно там впервые было предложено создать энергетический клуб, соответствующий интересам стран участников. В рамках круглого стола в Ташкенте обсуждены детали этого проекта. По общему мнению, участников дискуссии, создание энергоклуба в рамках Шанхайской организации поднимет на новую ступень партнерства в сфере энергетики все государства альянса.
Межгосударственную политику Президентов двух стран по укреплению дружбы, добрососедских и деловых отношений продолжают и представители нижестоящих государственных органов братских государств. Так, например, примечательным является инициатива Министра иностранных дел Республики Казахстан Марата Тажина, который 2 марта 2008 года провел телефонные переговоры с главами внешнеполитических ведомств государств Центральной Азии, в том числе  и с Министром иностранных дел Республики Узбекистан Владимиром Норовым. Глава МИД Казахстана ознакомил своих коллег с основными положениями Послания Главы нашего государства к народу страны. Дипломаты также обсудили актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, механизмы внутрирегионального взаимодействия, ситуацию в Центрально-Азиатском регионе, вопросы подготовки встречи «Тройка ЕС – страны Центральной Азии» на уровне министров иностранных дел, запланированной на 28 марта в Астане.
Во все времена и всегда в дружбу, единение и братство казахского и узбекского народов большую лепту вносили люди культуры и искусства. Так, например, маститый узбекский поэт Миртемир писал о казахах: (на узбекском)
”Дийдоринга тойдим… Шахрим пешкаш,
Дилимда йо; эди, хам ;олмади ;аш,
Нечо;ли; суюксан, нечо;лик дилкаш,
О;ажон, то;ажон, эркажон, эркаш
Нонхонам, дурдонам, достим ино;им,
;алби ;айно;им – ;ардош ;озо;им!”
В свою очередь наш известный поэт Гали Орманов о братьях узбеках писал: (на казахском)
;анша к;ріп ;;мар к;зім тоймас еді,
Ш;лдеп к;;іл то;тама деп ;оймас еді.
Тіпті той;а кіріп ;ал;ан жас баладай,
К;зім жанып, г;ркірейді ;уес оты!
………………………………………
Азияны; зор ;а;пасы дедім оны,
Жады;да т;т, достым, сенде дайым м;ны!
Осыны; ;зі а;ыры жо; к;й емес пе,
Келіп т;рса жа;сы досы; жо;тап сені!
Вновь мне вспоминаются родители некогда большой и когда-то дружной семьи. Так хочется быть послушным потомком, во благо себя же и грядущих поколений, выполняя наказы своих далеких предков-родителей. Но это мое желание. А какое желание у моего соседа, чьи пра-родители когда-то выросли и грелись у одного очага  с моими, затем стали соседями по двору,  по дому, по населенному пункту, по регионам и  теперь уже по государству?   
Да, сегодня у каждого из нас есть своя Родина. И ее мы любим не из-за того, что она велика, а из-за того, что она своя. Еще Уго Фосколо писал, что природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной. Да здравствует дружба и процветание братских республик! 


Рецензии