Три почему? неизвестно кому...

Три "почему?" неизвестно кому...


"...Человек один не может ни черта" (с) Восточные церкви справедливо критикуют догмат о непогрешимости Папы Римского. Не может один человек. Это – верно у наших. Соборность во всём. Иерархия. Мы сочувственно относимся к мысли Игнатия Богоносца о трёх степенях церковного устройства: "...Епископ председательствует на месте Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, а диаконам вверено служение Иисуса Христа" (Послание к Магнезийцам, цит. по: митрополит Иларион (Алфеев). "Церковь. Небо на земле", М. 2014). Отсюда следует логический вывод о необходимости почитать епископа "как Иисуса Христа, Сына Бога Отца" (Послание к Траллийцам; там же).
Вот так. Ни больше ни меньше. Как Иисуса Христа. Куда Папе Римскому с его "непогрешимостью" ex cathedra! Игнатий, правда, не уточняет: всегда почитать епископа как Сына Бога Отца – или только "при исполнении", в служении? Я думаю, лучше – всегда. Иначе может возникнуть путаница в головах.
Ну и в оправдание началопочитания (епископ – начальник местной Церкви, епархии), добавим: в отличие от католиков, православные не возводят это в догмат. Цвет штанов и положенное в каждом случае число "ку" – на усмотрение свободомыслящей овцы.

Книгу эту лучше читать местами. А ещё лучше – мыслями. Нашёл "зернистую мысль" – остановись, закрой, обдумай. Иначе есть опасность встретить в непосредственной близости к драгоценному зерну ещё другое, не менее ценное, но... полностью противоречащее ранее найденному. Только один пример. "И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим..." (Исход, 33-11). И тут же: "И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых..." (Исход, 33-20). Забыли? Не заметили? Заметили. Но не придали значения. "В этом повествовании сначала говорится о том, что Бог беседовал с Моисеем лицом к лицу, но потом Бог говорит, что человек не может увидеть лицо Божие и остаться в живых" (митрополит Иларион (Алфеев). "Бог. Православное учение". М. 2014). Нормально, в общем. Сначала белое, потом чёрное. И мы не удивляемся. Почему? А потому, указывает православный доктор философии и доктор богословия, что "Путь богопознания заканчивается удивлением и изумлением перед чудом – в этом состоянии всякое дискурсивное мышление прекращается..." (там же). Изумление – вот это точно подмечено. Из-ум-ление. "...Изумлен, сиречь вне ума своего" (Номоканон).

На святой Руси был случай. Стали перестраивать Успенский собор в Кремле, 150 лет не ремонтировался. Работали русские зодчие. Взяли за образец тоже Успенский, но в городе Владимире. Строительство шло три года. И когда уже близилось к завершению, собор возьми, да рухни. Всё дело насмарку. Своим дали по шеям, решили по давней русской традиции призвать варягов. И через год приехал из Италии Фиораванти и отстроил в лучшем виде. Это было в конце XV века. Эпизод русской истории приводит в своей книге "Апокалипсис Средневековья" культуролог и специалист по медиевистике Валерия Косякова.
Ничего не напоминает? Создавали по образцу ("по образу и подобию"), а он – пал... Почему? Был скрытый дефект в проекте? Но ведь проектант... сами знаете, Кто... и Он же исполнитель. Внешние обстоятельства вмешались и свели всё на конус? Змий, там, жена неразумная... Дали человеку свободу выбора, а он выбрал не то, что нужно. Как же это, позвольте спросить, откуда вообще эта возможность выбрать "не то"? Если он "по образу и подобию", а "Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы" (Первое послание Иоанна, 1-5). Откуда тогда взялась "тьма" в образе?
Вообще эта история с грехопадением и последующим изгнанием из Рая поражает какой-то немотивированной и необъяснимой жестокостью. Ну, съели Адам и Ева плод с дерева познания добра и зла. Ну и что? Ничего же не произошло. Зачем было изгонять глупых детей на улицу? Ну, ослушались. Так ведь дети. Сам делал. И ведь не просто выгнал, а обременил проклятиями, даже проклял зачем-то землю: "...Проклята земля за тебя" (Бытие, 3-17). И поставил жирную финальную точку в истории как отдельного человека, так и человечества: "...Прах ты и в прах возвратишься" (Бытие, 3-19), вот так безрадостно...
Что, помимо прочего, делает невозможной миссию Иисуса Христа – для неё просто не остаётся места в Божественном плане. Как и для самого Спасителя. Это уже – лишнее. Всё на самом деле короче и проще. Вера в Бога проста и страшна в простоте своей. Эта вера гораздо страшнее, чем все последующие литературные опыты огречившихся александрийских евреев. Ведь на деле всё заканчивается в самом начале.


5 июля 2018 г.


Рецензии