40 АД. Хроника сентября 41-го

40 АД. Хроника сентября 41-го

Согласно директиве немецкого верховного главнокомандования № 35 от 6 сентября 1941 г. группе армий «Север» предназначалось совместно с финскими соединениями окружить советские войска в районе Ленинграда, группе армий «Центр» приказывалось не позднее конца сентября перейти в решительное наступление на московском направлении, а группа армий «Юг» должна была главными силами разгромить Юго-Западный фронт русских. Как увидит читатель, боевая работа 40 АД с основных аэродромов базирования ее полков будет направлена против осуществления планов немцев на ленинградском направлении, а оперативная группа майора Сурова против танковых частей Гудериана, действующих на южном театре боевых действий.

Из «Журнала боевых действий 40 АД» [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10] узнаем, что 1.9.41 г. 40 авиадивизия боевых действий не производила.

При тренировочных полетах 53 ДБАП летчик лейтенант Якунин при рулении после посадки взамен того чтобы убрать щетки, убрал шасси, в результате произошла поломка самолета. А ст. лейтенант Словесник перелетел с аэродрома Монино на аэродром Якушево.

2 и 3.9.41 г. 40 авиадивизия также боевых действий не производила. Согласно телеграфного распоряжения начальника 5 управления АДД ВВС КА пять самолетов 53 ДБАП с экипажами 7 ДБАП перебазировались с аэродрома Якушева на аэродром Елец.

Но в «Донесении о безвозвратных потерях 53 ДБАП» [ЦАМО, Ф. 20109, Оп.2, Д. 16] обозначена потеря одного экипажа, случившаяся 2 сентября 41 года, которая не была зафиксирована в «Донесении о безвозвратных потерях 40 АД»:

Манин Алексей Васильевич, 1907 г.р., 40 ад 53 дбап, командир звена, ст. лейтенант, пропал без вести 02.09.1941г.
Мельников Евгений Андреевич, 1905 г.р., 40 ад 53 дбап, начальник связи АЭ, ст. лейтенант, пропал без вести 02.09.1941г.
Грунин Петр Дмитриевич, 1913 г.р., 40 ад 53 дбап, стрелок-радист, старшина, пропал без вести 02.09.1941г.
Антюхов Георгий Яковлевич, 1917 г.р., 40 ад 53 дбап, мастер по приборам, мл. сержант, пропал без вести 02.09.1941г.

А так как 2 сентября 40 авиадивизия боевых действий не вела, то вышеуказанный экипаж мог выполнять боевое задание в составе оперативной группы, приданной 52 авиадивизии. Об этой возможности говорится в записи ЖБД 40 АД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10] от 30.8.41 года:

30.8.41 г. …На основании шифрограммы начальника 5 управления АДД ВВС КА 12 самолетов 7 ДБАП перебазировались с аэродрома Углич на Курский аэродром. 9 самолетов на аэродром Старый Оскол, 3 самолета на аэродром Фатеж, и поступили в распоряжение командира 52 авиадивизии. 3 самолета 53 ДБАП перебазировались с аэродрома Якушева на аэродром Фатеж и поступили также в распоряжение командира 52 авиадивизии.

С 4.9. по 8.9.41 г. 40 АД боевых действий не производила.

8.9.41 г. прилетело из Энгельса 6 самолетов Дб-3 в 53 ДБАП.

От себя добавлю, что предположительно ожидалось 7 самолетов из Энгельса, один из них потерялся на маршруте и для этого есть основания, о которых будет рассказано в записи ЖБД от 12.9.41 г.

Ночью 53 ДБАП производил тренировочные полеты. Сделано 17 полетов с налетом 2 часа 08 мин.

5 самолетов 7 ДБАП перелетели с аэродрома Углич на аэродром Калязин.

9.9.41 г. 4 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение самолетов противника на аэродроме Гривочки (Дно), в период времени 2:55 – 3:00 с Н=3000 м сброшено 20 шт. ФАБ-50; 20 шт. ЗАБ-1; 57 шт. АО-50-20-25-15. Общий налет 15 часов 22 минуты. На аэродром базирования вернулись все 4 самолета [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Дб-3ф за № 2033 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Уромов, штурман лейтенант Колчин, стрелок-радист Баранников, 9.9.41 г. произвел вынужденную посадку у ст. Шарья из-за потери ориентации и нехватки горючего. Самолет вернулся на аэродром Якушево 9.9.41 г. [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15]

9.9.41 г. 2 Дб-3ф 7 ДБАП вылетели на уничтожение самолетов противника на аэродроме Гривочки, в период времени 2:25 – 2:45 с Н=1800 м сброшено 10 шт. ФАБ-50; 48 шт. ЗАБ-1; 40 шт. АО-10. Общий налет 8 часов 20 минуты. На аэродром базирования вернулись все 2 самолета [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Дб-3ф за № 1246 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Щербина, штурман лейтенант Новиков, стрелок-радист сержант Манеров, стрелок мл. сержант Белоконев, 9.9.41 г. при тренировочном полете под колпаком не смог открыть колпак и в районе аэродрома Калязин потерпел катастрофу. Летчик имеет ожоги, штурман, стрелок-радист и стрелок погибли. Самолет списан [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

Новиков Александр Никитич (Николаевич), 1916 г.р., 7 дбап 40 ад, убит 09.09.1941 [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 11458, Д. 1].
Манеров, 10 авд (40 авд), сержант, погиб 09.09.1941 [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].
Белоконев, 10 авд (40 авд), мл. сержант, погиб 09.09.1941 [ЦАМО, Ф. 20103, Оп.2, Д. 15].

В ЖБД 40 АД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10] из записи от 9.9.41 г. уточняем, что 40 авиадивизия в составе 6 самолетов: 4 самолета от 53 ДБАП и 2 самолета от 7 ДБАП, в период 2:25 – 2.35 уничтожали авиацию противника на аэродроме Гривочки. По наблюдению экипажей на аэродроме возникли очаги пожара. При возвращении с задания летчик Уромов из 53 ДБАП произвел благополучно вынужденную посадку из-за нехватки горючего. В 20:16 перелетел на свой аэродром Якушево.

-------
Гривочки… Вот они - блага цивилизации: «прикрыв» на время текстовый редактор, в «Яндексе» вбиваю запрос – «Гривочки». Ответ незамедлительный – «военный аэродром Гривочки… г. Дно, разрушен 1944 году». Так, про Гривочки выяснил, а теперь очередь за «станцией Ширья».

Ух! Да это на «кудыкиной горе» и далеко восточнее Рыбинска, но практически по прямой!

На «Яндекс.карты» есть замечательная опция – «Линейка». Воспользовавшись ей, узнаю, что по прямой от Рыбинска до Дна - 530 км, а от Дна до ст. Ширья – 920 км. А в общем – 1450 км. Вот, заблудились так заблудились… Не мудрено, что горючего как раз и хватало на это расстояние.

Отбомбился экипаж Уромова в 3:00, к 5 часам утра должен был долететь до Якушево, но, видимо, штурман, не обнаружив земных ориентиров и не поверив своим расчетам, проскочил момент принятия решения. Либо Рыбинское моря, а такой ориентир даже ночью трудно не заметить, туманом затянуло, что под утро да ранней осенью вполне возможно, либо летели южнее его. Проскочив Волгу через минут 30 дальнейшего полета, заволновались. Уже пора на стоянку заруливать, а они летят и летят!

А когда земля стала просматриваться, то ни одного знакомого ориентира, как не всматривались, не обнаруживались! Да это и понятно: они же всегда на запад летали, а восточная территория за Рыбинском им была без надобности, чтобы ее изучать.  Но чуть ли ни час еще летели на восток, пока горючее не стало заканчиваться.

Нашли ровное место, а может просто проселочную дорогу, да и ж.-д. станцию обнаружили рядом возможной посадки, и воздав хвалу Ильюшину за неприхотливость Дб-3ф к грунтовому покрытию при взлете и посадке, благополучно приземлились на колеса, иначе к вечеру не вернулись бы на базу, предварительно, конечно, раздобыв горючее в округе.
-----

Но вернемся к записям ЖБД 40 АД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 1]:

7 ДБАП в этот день производил тренировочные полеты по кругу и полеты в «слепую». Во время полета под «колпаком» летчик Щербина не смог открыть заклинивший колпак и врезался в землю. Погибло 3 человека.

В период с 10.9. по 13.9.41 года 40 АД боевых действий не производила.

10.9.41 г. 53 ДБАП совершал тренировочные полеты в районе аэродрома. Летчик Провоторов перегнал один Дб-3ф из Энгельса.

11.9.41 г. 53 и 7 ДБАП продолжили тренировочные полеты в районе аэродрома, а 53 ДБАП был пополнен одним Дб-3 из Кошеня.

12.9.41 г. 53 и 7 ДБАП занимались командирской учебой и ремонтом матчасти.

Летчик Бабичев из 53 ДБАП, вылетевший с вынужденной посадки на свой аэродром, не долетев до базы из-за плохих метеоусловий, опять благополучно произвел вынужденную посадку в районе ст. Волга. Он по прилету на базу доложил, что экипаж ст. политрука Догадина погиб при катастрофе в Пензенской области Макшанского района у деревни Марфино.

Данная потеря Дб-3 не указана в «Донесениях о безвозвратных потерях 40 АД». Это и понятно, т.к. самолет еще не долетел до аэродрома будущего базирования и в состав 53 ДБАП так и не был поставлен.  Но экипаж был потерян и естественно, что в «Донесениях о безвозвратных потерях 53 ДБАП» [ЦАМО, Ф. 20109, Оп.2, Д. 16] этот факт был отражен. И так:

Догадин Владимир Иванович, 1914 г.р., 40 ад 53 дбап, летчик, ст. политрук, погиб при авиакатастрофе 08.09.1941 г.
Шуригин Александр Иванович, 1914 г.р., 40 ад 53 дбап, штурман звена, ст. лейтенант, погиб при авиакатастрофе 08.09.1941 г.
Гуров Александр Петрович, 1913 г.р., 40 ад 53 дбап, стрелок-радист, старшина, погиб при авиакатастрофе 08.09.1941 г.
Чернышев Иван Иванович, 1910 г.р., 40 ад 53 дбап, авиационный механик, старшина, погиб при авиакатастрофе 08.09.1941 г.
Первичное место захоронения экипажа: Пензенская обл., Мокшанский р-н, Плессовский с/с, с. Плес, кладбище.
-------

Бабичев… В главе «Замолвим слово о фотографе-еврее» читатель уже встречался с этим летчиком. Напомню по какой причине:

Из «Донесения о безвозвратных потерях 40 АД» [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15]:

13.7.41 г. десять Дб-3ф 200 ДБАП вылетели на уничтожение транспортов в устье реки Западная Двина. В период времени 09:30 - 09:40 с Н=3000 м сброшено 60 шт. ФАБ-100. Вернулись на аэродром базирования 6 Дб-3ф. Общий налет 55 ч. 06 мин.

Одним из не вернувшихся тогда оказался Дб-3ф за № 1512 200 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Бабичев, штурман лейтенант Кривоконь, стрелок-радист красноармеец Пушь, стрелок красноармеец Ашкинезер, 13.7.41 г. при возвращении с боевого задания произвел вынужденную посадку в районе Холм. Экипаж в полном составе жив. При занятии района Холма противником, самолет был сожжен нашими войсками 5.8.41 г. Самолет списан.

Порой прибегаю весьма беглому просмотру «Донесения о безвозвратных потерях 40 АД», чтобы по-быстрому найти нужную фамилию и привязать к тому или иному событию, а тут повод появился: зацепкой стала формулировка - «произвел вынужденную посадку». Уже дважды замечаю, что Бабичев упоминается при данных обстоятельствах. Заметив тенденцию к закономерности, не удерживаюсь и в качестве разрядки и здорового любопытства проделываю очередной экспресс-анализ, связанный с летчиком по фамилии Бабичев. И не жалею о потраченном времени…

Пять раз в «Донесении о безвозвратных потерях 40 АД» упоминается фамилия «Бабичев»: три раза это было связано с боевыми потерями: 13.7.41 г, 11.10.41 г., 20.1.42 г., а два раза с не боевыми: 27.7.41г., 29.10.41 г.

С событиями от 13.7.41 г. читатель уже познакомился, перейдем к следующим:

27.7.41 г. 40 АД боевых действий не производила, но в «Донесении о безвозвратных потерях 40 АД» зафиксирован следующее происшествие: Дб-3ф за № 357 200 ДБАП, управляемый летчиком лейтенантом Бабичевым, после задания при посадке на аэродром Якушево попал в аварию. Летчик промазал и наскочил на каток. Экипаж жив, а самолет 9.8.41 г. отправлен на ремонт ж.-д. транспортом в Монино. Задание могло быть и учебным или перелетом с одного аэродрома на другой. Но в ЖБД 40 АД об этом происшествии ничего не сказано. Скорей всего именно этот самолет после ремонта перегонял лейтенант Бабичев с Монина, но уж больно скоро его доставили туда и отремонтировали, а может быть он чей-то другой перегонял, так же севший на вынужденную. Увы, подробностями не располагаю.

11.10.41 г. 53 ДБАП вылетел двумя экипажами на уничтожение мотомехчастей и танков противника в районе Жиздра. На базу вернулся лишь один экипаж. Дб-3ф за № 134 53 ДБАП, управляемый летчиком лейтенантом Бабичевым, 11.10.41 г. сел вынуждено на аэродроме Калуга, имел много пулевых и осколочных пробоин. Самолет уничтожен нашими войсками. Летчик, штурман и стрелок живы. Стрелок-радист Мельник тяжело ранен.

29.10.41 г. 53 ДБАП пятью Дб-3ф вылетал на уничтожение мотомехчастей противника в районе Детчино, Черные грязи… скорей всего это в Калужской обл. На базу вернулись четыре самолета. В этот день в районе г. Ряжск произвел вынужденную посадку летчик Бабичев из-за отказа матчасти. Экипаж жив. 31.10.41 г. самолет возвратился на свой аэродром в Дягилево.

20.1.42 г. 53 ДБАП одним экипажем /Дб-3ф за № 249/вылетел на уничтожение ж.-д. эшелонов на ж.-д. узле Вязьма.  Экипаж с задания не вернулся. [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 1]. Ст. лейтенант Бабичев, командир данного самолета при возвращении с боевого задания произвел вынужденную посадку на аэродроме Тула. Экипаж жив. Затем перелетел на свой аэродром в Дягилево [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15].

Как видит читатель – пять вынужденных посадок за весьма короткий срок. Главное: все при этом оставались живы, да и самолеты либо сохранялись в рабочем состоянии, либо были восстанавливаемыми. Это уже не вина пилота, что некоторые из них были уничтожены нашими же войсками, дыбы не достались в руки противника.

Задачей командира воздушного корабля при подобных экстренных ситуациях в то время была – спасти экипаж и сохранить матчасть. Если машину сохранить не представлялась возможности, давалась командиром команда – «покинуть самолет», и тут, кому, как повезет… Ну, а если командир знал, что кто-то из экипажа это сделать не мог физически, он обязан был садить машину во спасение такового, но настойчиво требовал, чтобы машину покинули те, кто на это был способен. Не всегда это удавалось… Эти «гробы» поисковики до сих пор выкапывают… дабы соблюсти наши людские традиции и успокоить души живущих.

Но кто же Вы, летчик Бабичев?

На ресурсе «Память народа» без особого труда нахожу два наградных документа на Бабичева Николая Степановича, 1916 г.р.

Указом Президиума ВС СССР от 24.02.42 г. командир звена 53 ДБАП лейтенант Бабичев Николай Степанович награжден орденом «Красное знамя» за 14 успешно выполненных боевых вылетов в сложных метеоусловиях по мотомехколоннам противника, из них 4 ночью. В последнем вылете тяжело ранен истребителями противника. А также в наградном листе указывается, что лейтенант Бабичев награжден медалью «За Отвагу» за участие в борьбе с финской белогвардейщиной в 1940 году.

Во втором наградном документе Бабичев представлялся ко второму ордену «Красное знамя», но награжден так и не был. Из этого представления узнаем, что он, старший лейтенант командир звена 455 ап ДД 36 авиадивизии, делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан. Морально устойчив, политически развит хорошо. Участвует на фронте борьбы с германским фашизмом с 22.6.41 года.

За время Отечественной войны имеет 44 боевых вылета, из них 10 ночью. Участник боев по разгрому японских захватчиков в МНР, где сделал 10 боевых вылетов, за что награжден медалью «За Отвагу».

За отличное выполнение задания командования по разгрому германского фашизма награжден орденом «Красное Знамя». После правительственной награды имеет 20 боевых вылетов, из них 10 ночью в сложных метеоусловиях. Летал на уничтожение мотомехколонн и живой силы противника в районе Воронеж, Орел, Курск, аэродром Щигры. Два боевых вылета совершил по военно-промышленных объектам Кенигсберга в сложных метеоусловиях ночью… Неоднократно приходилось вести неравный бой с истребителями противника… но всегда выходил победителем…

Этот документ датирован 28 июля 1942 года. А войну летчик Бабичев закончил майором, как показывает ресурс «Память народа», правда больше не награждался и особо ничем не обозначился… Видимо ранения, полученные в первый период войны, не дали ему особо летать на боевые задания, и «ушел» он всей душой в полезную работу натаскивания молодняка, или в штабную … Мне это не ведомо, я лишь по аналогии «определяю судьбы» мне не безразличных людей…  Дожил он до Победы, а затем прожил, что положено ему, как всякому, и 1969 году приказал всем долго жить… Но пришел этот час, и о тебе, майор Бабичев Николай Степанович, мы потомки, по подвернувшемуся случаю, и вспомнили…
--------

13.9.41 г. 53 ДБАП шестью самолетами производил тренировочные полеты по технике пилотирования летного состава, сделав 19 самолетовылетов с налетом 13 часов 05 минут.

Самолет летчика Бабичева наконец-то перелетел со второй вынужденной посадки на аэродром Якушево.

Из «Донесениях о безвозвратных потерях 53 ДБАП» [ЦАМО, Ф. 20109, Оп.2, Д. 16] узнаем:

14.9.41 г. 9 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение войск противника в районе Лычкова-Вольное -Тележна, в период времени 18:18 – 18:20 с Н=2000 м сброшено 46 шт. ФАБ-50; 72 шт. АО-50-20-25-15; израсходовано патронов 640 шт. Общий налет 27 часов 05 минут. На аэродром базирования вернулись 7 самолетов.

Дб-3ф за № 854 53 ДБАП в составе экипажа: летчик лейтенант Мурашов, штурман лейтенант Шевченко, стрелок-радист сержант Гаврилов, стрелок сержант Холеев, 14.9.41 г. был сбит истребителем противника в районе ст. Лычкова. Все, кроме штурмана, погибли. Самолет списан.

Мурашов Виктор Андреевич, 1918 г.р., 40 ад 53 дбап, лейтенант, погиб 16.09.1941.
Халеев Иван Тимофеевич, 1918 г.р., 40 ад 53 дбап, сержант, погиб 16.09.1941.
Гаврилов Геринарх Федорович, 1913 г.р., 40 ад 53 дбап, ст. сержант, погиб 16.09.1941

Первичное место захоронения всех трех погибших: Ленинградская обл., Валдайский р-н, Дворецкий с/с, м. Дворцы.

Судьбу штурмана Шевченко при этих обстоятельствах выяснить не удалось, но можно допустить, что он вернулся в часть, иначе кто бы мог доложить об обстоятельствах данной трагедии.

Дб-3ф за № 5805 53 ДБАП в составе экипажа: летчик ст. лейтенант Завалинич, штурман ст. лейтенант Потапов, стрелок-радист мл. сержант Бобринский, стрелок мл. сержант Антонов, 14.9.41 г. вынуждено сел в районе Бологое на аэродроме Хотилово из-за поломки матчасти. Экипаж жив. Самолет вернулся на аэродром Якушево 16.9.41 г.


Согласно записи от 14.9.41 г. из ЖБД 40 АД узнаем, что 40 авиадивизия в составе 9 самолетов 53 ДБАП действовала по уничтожению живой силы противника в районе Лычково – Вольное – Тележна. По наблюдению экипажей сброшенные бомбы своими разрывами покрыли район цели хорошо, от «КС» возникли пожары. По наблюдению экипажей самолет Завалинича произвел посадку в районе Бологое.

В районе цели наши самолеты были обстреляны слабым огнем ЗА противника.  С 5-тью Ме-110 и 8-мью Ме-109 в бой вступили наши истребители, сопровождающие нашу девятку.

Самолет лейтенанта Мурашева по наблюдениям экипажей загорелся в воздухе и пошел вниз в районе аэродрома Муры.

В 20:20 два экипажа вылетели на уничтожение войск противника на восточной окраине Новгорода, но из-за плохих метеоусловий задание выполнено не было.

Увы, на этом записи в ЖБД 40 АД за 1941 г. заканчиваются.

15.9.41 г. 17 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение войск противника в районе Осинушка – Истошино - Ореховно, в период времени 15:45 – 18:25 с Н=4000 м сброшено 49 шт. ФАБ-50; 100 шт. АО-50-20-25-15; израсходовано патронов 320 шт. Общий налет 48 часов 59 минут. На аэродром базирования вернулись все 17 самолетов.

15.9.41 г. 9 Дб-3ф 7 ДБАП вылетели на уничтожение войск противника в районе Осинушка- Истошино- Ореховно, в период времени 16:34 – 18:30 с Н=1300 м сброшено 5 шт. ФАБ-100; 49 шт. ФАБ-50; 50 шт. ЗАБ-1; 14 шт. АО-50-20-25-15; 32 шт. АО-10. Общий налет 32 часа 55 минут. На аэродром базирования вернулись все 9 самолетов.

Дб-3ф за № 1644 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик мл. лейтенант Лосенков, штурман лейтенант Конотоп, стрелок-радист сержант Волков, стрелок мл. сержант Подхвашилин, 15.9.41 г. произвел вынужденную посадку на аэродроме Будово из-за поломки матчасти. Экипаж жив. Самолет отправлен ж.-д. транспортом на ремонт в Монино 25.10.41 г.

16.9.41 г. 18 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение войск противника в районе Осинушка - Ореховно – Похново - Селигер, в период времени 11:07 – 17:07 с Н=1200 м сброшено 5 шт. ФАБ-100; 68 шт. ФАБ-50; 81 шт. АО-50-20-25-15; сброшено 36000 листовок. Общий налет 34 часов 58 минут. На аэродром базирования вернулись 17 самолетов.

Дб-3ф за № 1120 53 ДБАП в составе экипажа: летчик лейтенант Колодкин, штурман лейтенант Подорожный, стрелок-радист мл. сержант Беловол, стрелок красноармеец Анисимов, 16.9.41 г. произвел вынужденную посадку в районе Назаровки в 75 км севернее Калинина из-за поломки матчасти. Экипаж жив. Самолет вернулся на аэродром Якушево 20.9.41 г.


16.9.41 г. 11 Дб-3ф 7 ДБАП вылетели на уничтожение войск противника в районе Осинушка- Ореховно – Похново - Селигер, в период времени 11:23 – 17:02 с Н=1500 м сброшено 31 шт. ФАБ-100; 47 шт. ФАБ-50; 28 шт. АО-50-20-25-15; 58 шт. АО-10. Общий налет 33 часов 53 минут. На аэродром базирования вернулись все 11 самолетов.

17.9.41 г. Один Дб-3ф 53 ДБАП вылетел на разведку войск противника в районе Залужье, в 10:25 с Н=800 м сброшено 7 шт. ФАБ-50; 12 шт. АО-50-20-25-15; 58 шт. АО-10; сброшено 6000 листовок. Общий налет 2 часа 56 минут. На аэродром базирования вернулся один самолетов.

17.9.41 г. 6 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение живой силы противника по шоссе Пески - Истошино, в период времени 15:25 – 16:25 с Н=1200 м сброшено 46 шт. ФАБ-50; 64 шт. АО-50-20-25-15; сброшено 12000 листовок. Общий налет 21 час 41 минута. На аэродром базирования вернулись все 6 самолетов.

17.9.41 г. 9 Дб-3ф 7 ДБАП вылетели на разрушение складов противника у Лукино в 45 км ю.-з. Валдай, в период времени 17:45 – 17:55 с Н=1200 м сброшено 39 шт. ФАБ-100; 13 шт. ФАБ-50; 14 шт. АО-50-20-25-15. Общий налет 25 часов 44 минуты. На аэродром базирования вернулись 8 самолетов.

Дб-3ф за № 451 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Бондарев, штурман лейтенант Ярлыков, стрелок-радист мл. сержант Низгурский, стрелок мл. сержант Морандель, 17.9.41 г., возвращаясь из района Бологое произвел вынужденную посадку на аэродроме Хотилово из-за поломки матчасти. Экипаж жив. Самолет вернулся на аэродром Дягилево 24.10.41 г.

18.9.41 г. Один Дб-3ф 53 ДБАП вылетел на разведку погоды по маршруту и в районе Залужье, в 11:16 с Н=1500 м сброшено 12 шт. ФАБ-50; сброшено 6000 листовок. Общий налет 3 часа 35 минут. На аэродром базирования вернулся один самолетов.

19.9.41 г. Один Дб-3ф 53 ДБАП вылетел на разведку погоды по маршруту и в районе Залужье, в 10:02 с Н=1100 м сброшено 7 шт. ФАБ-50; 6 шт. АО-50-20-25-15. Общий налет 3 часа 38 минут. На аэродром базирования вернулся один самолетов.

19.9.41 г. 13 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение автоколонн и живой силы противника в районе Залужье, в период времени 14:25 – 14:40 с Н=1200 м сброшено 106 шт. ФАБ-50; 81 шт. АО-50-20-25-15; сброшено 37000 листовок. Израсходовано 260 патронов. Общий налет 38 часов 38 минут. На аэродром базирования вернулись все 13 самолетов.

19.9.41 г. 7 Дб-3ф 7 ДБАП вылетели на уничтожение живой силы противника в районе Матрошино, в период времени 16:37 – 16:45 с Н=2000 м сброшено 31 шт. ФАБ-100; 39 шт. ФАБ-50. Общий налет 20 часов 00 минут. На аэродром базирования вернулись 6 самолетов.

Дб-3ф за № 2056 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Терещенко, штурман ст. лейтенант Рябинин, стрелок-радист сержант Ушаков, стрелок ефрейтор Гафуров 19.9.41 г., возвращаясь из района Бологое произвел вынужденную посадку на аэродроме Хотилово из-за поломки матчасти. Экипаж жив. Самолет вернулся на свой аэродром.

20.9.41 г. 12 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение мотомехчастей и живой силы противника в районе Кириловщина, Каменная гора, Красея, в период времени 9:57 – 10:33 с Н=1000 м сброшено 82 шт. ФАБ-50; 20 шт. ЗАБ-50-10; 72 шт. АО-50-20-25-15. Израсходовано 640 патронов. Общий налет 38 часов 40 минут. На аэродром базирования вернулись 11 самолетов.

У Дб-3ф за № 5002 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик сержант Орлов, штурман сержант Батаев, стрелок-радист сержант Гайдин, стрелок красноармеец Васицкий, 20.9.41 г. при посадке на аэродроме Якушево заклинило мотор и подломились шасси. Экипаж жив. Самолет перелетел на аэродром Дягилево 5.11.41 г.

Дб-3ф за № 2301 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Банников, штурман сержант Саломонов, стрелок-радист мл. сержант Гудимов, стрелок мл. сержант Теличка, 20.9.41 г., из-за поломки матчасти сел вынуждено у с. Троицкое в 85 км севернее Вологды. При перелете на аэродром базирования из-за недостатка горючего сел вынуждено вторично на лед Рыбинского моря. Экипаж жив.

20.9.41 г. 9 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение мотомехчастей и живой силы противника в районе Кириловщина, Каменная гора, Красея, в период времени 16:10 – 16:25 с Н=2000 м сброшено 35 шт. ФАБ-50; 8 шт. ЗАБ-50-10; 36 шт. АО-50-20-25-15. Сброшено 6000 листовок. Общий налет 36 часов 45 минут. На аэродром базирования вернулись все 9 самолетов.

20.9.41 г. 7 Дб-3ф 7 ДБАП вылетели на уничтожение мотомехчастей и живой силы противника в районе Кириловщина, Красея, в период времени 10:26 – 10:36 с Н=900 м сброшено 27 шт. ФАБ-100; 41 шт. ФАБ-50. Общий налет 21 час 55 минут. На аэродром базирования вернулись все 7 самолетов.

20.9.41 г. 6 Дб-3ф 7 ДБАП вылетели на уничтожение мотомехчастей и живой силы противника в районе Кириловщина, Красея, в 15:00 не выполнив задачу из-за плохих метеоусловий, произвели посадку с бомбами на свой аэродром все 6 самолетов. Общий налет 12 часов 18 минут.


21.9.41 г. 4 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели с задачей разрушить и зажечь пункты Залужье и Осинушка, в период времени 20:07 – 20:19 с Н=2000 м сброшено 13 шт. ФАБ-50; 7 шт. САБ; 8 шт. ЗАБ-50-10; 95 шт. АО-50-20-25-15. Общий налет 11 часов 00 минут. На аэродром базирования вернулись все 4 самолета.

22.9.41 г. 12 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение живой силы и артиллерии противника в районе Каменная гора, Красея, в период времени 9:10 – 9:15 с Н=1200 м сброшено 15 шт. ФАБ-100; 73 шт. ФАБ-50; 20 шт. ЗАБ-50-10; 61 шт. АО-50-20-25-15. Общий налет 41 час 00 минут. На аэродром базирования вернулись все 12 самолетов.

22.9.41 г. 9 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение живой силы и артиллерии противника в районе Каменная гора, Красея, в период времени 15:28 – 16:21 с Н=900 м сброшено 19 шт. ФАБ-100; 21 шт. ФАБ-50; 48 шт. АО-50-20-25-15. Общий налет 26 час 07 минут. На аэродром базирования вернулись все 9 самолетов.

22.9.41 г. 8 Дб-3ф 7 ДБАП вылетели на уничтожение живой силы и артиллерии противника в районе Гаршковицы, в период времени 9:32 – 9:40 с Н=800 м сброшено 35 шт. ФАБ-100; 45 шт. ФАБ-50. Общий налет 24 часа 00 минут. На аэродром базирования вернулись все 8 самолетов.

22.9.41 г. 8 Дб-3ф 7 ДБАП вылетели на уничтожение живой силы и артиллерии противника в районе Гаршковицы, в 13:50, не выполнив задачу из-за плохих метеоусловий, произвели посадку с бомбами на свой аэродром 7 самолетов. Общий налет 24 часа 30 минут.

Дб-3ф за № 1836 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Майоров, штурман старшина Цесарь, стрелок-радист сержант Широков, стрелок мл. сержант Костерев, 22.9.41 г., совершил вынужденную аварийную посадку в районе ст. Радионова у д. Адамово. Самолет сгорел. Экипаж жив. Самолет списан.

23.9.41 г. 10 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение живой силы противника в районе Алешенка, Ямник, в период времени 12:50 – 13:04 с Н=3500 м сброшено 40 шт. ФАБ-100; 31 шт. ФАБ-50; 96 шт. АО-50-20-25-15. Общий налет 30 часов 37 минут. На аэродром базирования вернулись все 10 самолетов.

23.9.41 г. 4 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение живой силы противника в районе Хани, Беляевщина, Мирохны, в период времени 19:38 – 19:48 с Н=1700 м сброшено 15 шт. ФАБ-100; 6 шт. ФАБ-50; 7 шт. САБ; 48 шт. АО-50-20-25-15. Общий налет 11 часов 40 минут. На аэродром базирования вернулись все 4 самолетов.

23.9.41 г. Один Дб-3ф 7 ДБАП вылетели на уничтожение живой силы противника в районе Екимовщина. В 20:00 с Н=1400 м сброшено 5 шт. ФАБ-100; 2 шт. ФАБ-50; 3 шт. ЗАБ-50-10. Общий налет 3 часа 00 минут. На аэродром базирования вернулся 1 самолет.

Дб-3ф за № 2049 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик сержант Шаров, штурман лейтенант Филинов, стрелок-радист мл. сержант Утин, стрелок мл. сержант Даниленко, 23.9.41 г. произвел вынужденную посадку из-за отказа мотора на аэродроме Хотилова. Экипаж жив. Самолет вернулся на аэродром Якушево 27.9.41 г.

24.9.41 г. 9 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение живой силы противника в районе Лужно, в период времени 9:35 – 9:40 с Н=1000 м сброшено 25 шт. ФАБ-100; 2 шт. ФАБ-50; 12 шт. АО-50-20-25-15. В воздушном бою сбит один самолет противника. Общий налет 17 часов 47 минут. На аэродром базирования вернулись 6 самолетов.

Дб-3ф за № 5806 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик мл. лейтенант Сергин, штурман лейтенант Жиделев, стрелок-радист мл. сержант Меньшиков, стрелок мл. сержант Волков, 24.9.41 г. не вернулся с боевого задания из района Лужно. Экипаж в полном составе пропал без вести. Самолет списан.

Сергин Андрей Герасимович, 1916 г.р., 53 дбап, мл. лейтенант, погиб 24.09.1941 [ЦАМО, Ф. 53, Оп. 12220, Д.10].

Жиделев, 10 авд (40 авд), лейтенант, пропал без вести 24.09.1941 [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15], но возможно это неточность в написании фамилии и согласно [ЦАМО, Ф. 20109, Оп.2, Д. 16] имеем: Жихарев Николай Данилович, 1918 г.р., 40 ад 53 дбап, стрелок-бомбардир, лейтенант, убит в воздушном бою 24.09.1941 г.

Меньшиков, 10 авд (40 авд), мл. сержант, пропал без вести 24.09.1941 [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15]. Так же не исключено, что в составе экипажа был за стрелка-радиста не Меньшиков, а Белык Иван Матвеевич, 1919 г.р., 40 ад 53 дбап, мл. сержант, убитый в воздушном бою 24.09.1941 г. Это предположение основано последовательностью записей в «Донесении о безвозвратных потерях 53 ДБАП». Белык является следующим за Жихаревым и в графе «Когда и по какой причине выбыл» имеется характерный прочерк, указывающий на идентичность предшествующей записи.

Волков Николай Федорович, 1918 г.р., 40 ад 53 дбап, мл. сержант, убит 24.09.1941, [ЦАМО, Ф. 20109, Оп.2, Д. 16].

Дб-3ф за № 851а 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик ст. лейтенант Шишов, штурман лейтенант Убин, стрелок-радист мл. сержант Базилевич, стрелок старшина Егоров, 24.9.41 г., был сбит ЗА противника в районе Лужно. Экипаж в полном составе погиб. Самолет списан.

Шишов Николай Потапович, 1908 г.р., 40 ад 53 дбап, ст. лейтенант, убит в воздушном бою 24.09.1941 г. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп.2, Д. 16].

Убин Константин Алексеевич, 1908 г.р., 40 ад 53 дбап, лейтенант, убит в воздушном бою 24.09.1941 г. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп.2, Д. 16].

Базилевич Владимир Власович, 1918 г.р., 40 ад 53 дбап, мл. сержант, убит в воздушном бою 24.09.1941 г. [ЦАМО, Ф. 20109, Оп.2, Д. 16].

Егоров, 10 авд (40 авд), старшина, пропал без вести 24.09.1941 [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15]

Дб-3ф за № 2033 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик мл. лейтенант Алешин, штурман лейтенант Трофимов, стрелок-радист мл. сержант Козлов, стрелок красноармеец Воронцов, 24.9.41 г., не вернулся с боевого задания из района Лужно. Экипаж в полном составе пропал без вести. Самолет списан.

О судьбе экипажа мл. лейтенанта Алешина будет рассказано в следующей главе.

24.9.41 г. 4 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение пехоты и артиллерии противника в районе Иловка, в 16:20 с Н=1700 м сброшено 19 шт. ФАБ-100; 6 шт. ФАБ-50; 42 шт. АО-50-20-25-15. Общий налет 13 часов 05 минут. На аэродром базирования вернулись все 4 самолета.

24.9.41 г. 9 Дб-3ф 7 ДБАП вылетели на уничтожение пехоты и артиллерии противника в районе Мелеча, в период времени 15:38 – 15:52 с Н=1500 м сброшено 41 шт. ФАБ-100; 38 шт. ФАБ-50; 5 шт. АО-50-20-25-15. Общий налет 31 час 56 минут. На аэродром базирования вернулись все 9 самолетов.

25.9.41 г. 5 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение пехоты и артиллерии противника в районе Михальцево, в период времени 17:20 – 17:40 с Н=900 м сброшено 32 шт. ФАБ-100; 6 шт. ФАБ-50; 48 шт. АО-50-20-25-15. Общий налет 15 часов 15 минут. На аэродром базирования вернулись все 5 самолетов.

25.9.41 г. 5 Дб-3ф 7 ДБАП вылетели на уничтожение пехоты и артиллерии противника в районе Мирохны, Домаши, в период времени 18:03 – 18:24 с Н=1000 м сброшено 16 шт. ФАБ-100; 14 шт. ФАБ-50; 5 шт. АО-50-20-25-15. Общий налет 12 часов 00 минут. На аэродром базирования вернулись 3 самолета.

Дб-3ф 7 ДБАП за № 1537 с экипажем в составе: летчик мл. лейтенант Тяпченко, штурман лейтенант Шмелев, радист сержант Бандурко, стрелок Новохатько, 25.9.41 г. сел вынуждено с убранными шасси на аэродроме Будово из-за заедания сектора газа. Экипаж жив. Самолет отправлен ж.-д. транспортом на ремонт Монино 25.10.41 г.

Дб-3ф 7 ДБАП за № 1951 с экипажем в составе: летчик сержант Грудаков, штурман лейтенант Усачев, радист сержант Антоненко, стрелок мл. сержант Хохич, 25.9.41 г. сел вынуждено из-за погоды у д. Верезье в 15 км ю.-з. Максатихи. Экипаж жив. Самолет вернулся на аэродром Якушево 9.10.41 г.

26.9.41 г. 7 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение пехоты и артиллерии противника в районе Мирохны, в период времени 11:40 – 11:45 с Н=1900 м сброшено 41 шт. ФАБ-100; 4 шт. ФАБ-50; 48 шт. АО-50-20-25-15. Общий налет 16 часов 13 минут. На аэродром базирования вернулись все 7 самолетов.

Однако Дб-3ф за № 1551 7 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Кондрин, штурман лейтенант Гагиев, стрелок-радист старшина Савин, стрелок мл. сержант Верхоламов, 26.9.41 г., был сбит ЗА противника в районе Бологое. В 40 км ю.-з. Бологое самолет загорелся в воздухе и врезался в землю. Самолет сгорел. Летчик жив. Штурман, стрелок-радист и стрелок погибли. Самолет списан.

Гагиев Александр Степанович, 1914 г.р., 7 авп, лейтенант, стрелок-бомбардир, погиб 26.09.1941, место захоронения: Ленинградская обл., д. Жары [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 818883, Д. 641].
Савин, 10 авд (40 авд), старшина, пропал без вести 26.09.1941 [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д.15].
Верхоламов, 10 авд (40 авд), старшина, пропал без вести 26.09.1941 [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д.15].

26.9.41 г. 4 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение пехоты и артиллерии противника в районе Мирохны, в 17:45 с Н=1400 м сброшено 25 шт. ФАБ-100; 2 шт. ФАБ-50; 120 шт. АО-10. Общий налет 11 часов 17 минут. На аэродром базирования вернулись 3 самолета.

Дб-3ф 53 ДБАП за № 205 с экипажем в составе: летчик лейтенант Малышев, штурман лейтенант Дробышев, радист мл. сержант Бобринский, стрелок красноармеец Гизунов, 26.9.41 г.  сел вынуждено у д. Василькова в 90 км с.-з. Рыбинска с убранными шасси. Экипаж жив. Самолет вернулся на аэродром Якушево 9.10.41 г.

30.9.41 г. 9 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение войск противника в районе Любань – Шапка, в период времени 9:48 – 10:17 с Н=50-100 м сброшено 20 шт. ФАБ-100; 2 шт. ФАБ-50; 30 шт. АО-50-20-25-15. Общий налет 23 часа 33 минуты. На аэродром базирования вернулись все 9 самолетов.

30.9.41 г. 2 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение войск противника в районе Любань – Шапка, в 13:50 с Н=900 м сброшено 5 шт. ФАБ-100; 2 шт. ФАБ-50; 40 шт. АО-10. Общий налет 5 часов 10 минут. На аэродром базирования вернулись все 2 самолета.

30.9.41 г. 3 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение войск противника в районе Тосно, Тигода, в период времени 19:40 – 20:10 с Н=2300 м сброшено 17 шт. ФАБ-100; 3 шт. САБ; 24 шт. АО-50-20-25-15; 40 шт. АО-10. Сброшено 3000 листовок. Общий налет 13 часов 33 минуты. На аэродром базирования вернулись все 3 самолетов.

30.9.41 г. 6 Дб-3ф 7 ДБАП вылетели на уничтожение войск противника в районе Тосно, Шапки, в 10:15 с Н=100 м сброшено 10 шт. ФАБ-100; 10 шт. ФАБ-50. Общий налет 22 часа 00 минуты. На аэродром базирования вернулись все 6 самолетов.

30.9.41 г. Один Дб-3ф 7 ДБАП вылетели на уничтожение войск противника в районе Ульяновка, в 20:28 с Н=1400 м сброшено 10 шт. ФАБ-100. Общий налет 3 часа 42 минуты. На аэродром базирования вернулся один самолет.

Подведем некоторые итоги боевой работы 40 АД за сентябрь 1941 года с основных аэродромов базирования 7 и 53 ДБАП. 16 дней в сентябре были «рабочими». 39 боевых вылетов были совершены полками дивизии в эти 16 боевых дней. 268 самолетовылетов сделано экипажами обоих полков, три из них на разведку. 254 раза возвращались наши экипажи на свои аэродромы. 14 раз они не долетали до дома. 14 летунов погибли или пропали без вести. 7 потерь в личном составе набралось от неудачных перегонов техники и в учебных полетах. Боевая работа велась в основном по живой силе противника, а театром боевых действий было северно-восточное продвижение противника в сторону Ленинграда.


Рецензии