Назым Хикмет - Если я гореть не буду...

Великий сын Турции, тюркского мира и всего человечества

Жить честно и бороться за справедливость  могут
только люди рожденные любовью Бога. Это избранные
личности. И только такие люди готовы на любые
жертвы ради установления справедливости в обществе.

Автор статьи

На протяжении последних нескольких лет меня приглашают на свои культурные мероприятия Посольства иностранных государств. Неоднократно приходилось слышать о том, что они не всегда имеют возможность встретиться с представителями творческой интеллигенции, в частности, с казахскими писателями. Когда меня им представляют, и что перед ними казахский писатель, публицист, иностранные дипломаты оживляются. Естественно, сразу начинается разговор обо всем: о культуре, традиции, экономике, истории казахского народа и т.д. Так как в такие минуты вокруг меня представители разных народов нам приходиться говорить о мировой культуре, мировой истории, мировой экономике или об отдельно взятой какой либо стране и т.д.
Посольства приглашают к себе на прием в гости или на торжественные мероприятия. Их интерес к нашей стране огромен. Они хотят больше знать о стране, в которую командированы своим государством. Что я заметил, моих собеседников, прежде всего, интересует лично мое мнение на то или иное событие в нашей стране, или в мире. Не раз замечал их удовлетворенность моим ответом на их вопросы. Я понимал, что они по мне судят об интеллектуальном уровне казахстанцев. В свою очередь, всегда им говорил, что являюсь рядовым казахстанцем со всеми моими недостатками и небольшими успехами. И я в глазах замечал, как бы вопрос: «Если рядовой, простой казахстанец такой, то какой же уровень знания у элитного, признанного, заслуженного или народного писателя?»   
На официальные, торжественные приемы, в основном, приглашаются Послы всех государств, аккредитованных в стране пребывания. Например, на торжества, посвященные Дню независимости любой страны, прибывают с поздравлением от казахстанской стороны представители государственных органов страны. Так, например, в 2009 году на торжественный прием, организованный в честь 60-летия КНР лично Послом Китая в Казахстане был приглашен Спикер Сената Касыжомарт Токаев, Первый Замминистра МИД РК Нуртай Абыкаев. Среди немногих приглашенных от казахстанской стороны был и я. Большую часть гостей представляли Послы разных государств.   
В 2010 году вышел в свет мой трехтомник на казахском языке посвященный народам Латинской Америки. Презентация книг была проведена по инициативе дипломатов из Чили и Кубы. В этой работе есть у меня статья, рассказывающая о конкретных дипломатах вносящих большой вклад в дружбу между нашими народами. Как-то один из дипломатов мне предложил, что было бы позитивным явлением, если бы я свои труды подарил посольствам.  И в частности, тем людям, о которых идет речь в моих книгах. 
На очередных вручениях своих книг Посол Турции в Казахстане  госпожа Лале Улькер затронула тему о Назым Хикмете. Честно говоря, к своему стыду, я подзабыл его. Почему подзабыл, расскажу чуть позже. Но потом вспомнил и с радостью приступил к написанию книги об этом незаурядном человеке, великом сыне Турции и нашем брате Назыме Хикмете. Ведь мы сородичи – мы тюрки. Мы ветви одного большого Платана, которая своими корнями уходит в глубь веков и тысячелетий. Не зная прошлого - не оценишь настоящее и тем более будущее. Только оглядываясь назад, человек на опыте прошлых лет, делает меньше опрометчивых ошибок. Мне не раз приходилось слышать как наши братья-турки с доброй ностальгией, с любовью вспоминают землю своих предков – древнюю казахскую землю, в прошлом великая огузская степь. Это я в очередной раз услышал из уст депутата Парламента Турции Мехмеда Чичек во время проведения фотовыставки известного турецкого фотографа Реха Биллир.
 Теперь о том, почему подзабыл Хикмета. В жизни каждого человека бывают не просто тяжелые дни, а невыносимо тяжелые дни. Когда находишься между жизнью и смертью. Только Аллах в эти моменты дает «руку помощи» тем, кто в него верит. И если это негативное состояние длится не один месяц или не один год, финал печален. Я в своих книгах уже писал, что моему поколению людей, в частности, простым людям, внезапный приход капитализма ничего хорошего не принес.  Когда жёстко, а иногда ударил по нашему «хребту». Кто изучал, сколько было «хребтов», судеб? Капитализм со звериным оскалом, разорвал наши честные, порядочные души и добрые сердца. И, всё же надежда умирает последней.
Многие мои современники, родившиеся при социализме, не сумели найти себя в новой жизни: где выживает предприимчивый, нагловатый, иногда даже двуличный. Да, трудные времена, мы переживаем Ранения, полученные мной в период выживания, сделали своё дело: стерли из памяти многое, что хорошо в свое время помнил. Я забыл многие свои стихи, которые любил читать перед друзьями,  забыл напрочь свои песни, которые любил исполнять перед своими родственниками. Наверное, не зря мудрые китайцы отмечали, нет хуже жизни, когда живешь в переходный период. Многие мои соотечественники, как и я, испытали на себе это страшное изречение. Я молю Аллаха, чтобы на нас закончился этот переходный период. Пусть наши дети живут в стабильном мире. Об этом же мечтал полвека назад великий турок, мой старший брат Назым Хикмет. 
Мир – это время в пространстве. Жизнь – это сплетение судеб. Мир или война, жизнь или смерть всегда находились рядом. Они живут параллельно. И то, и другое некоторое время находится в руках человека. К сожалению, умение использовать этот шанс во благо не многим удается. Преобладание первого или второго зависело от разума и сердца того, на которого возлагалась великая миссия вести свой народ, и других  к расцвету или к закату. В своих многочисленных трудах я о них уже рассказывал. Мое поколение и более старшее по сегодняшний день помнит Назыма Хикмета. Его пламенные стихи. Он был поразительно красивый и открытый человек. Высокий, рыжий, голубоглазый, с орлиным носом и чеканными чертами лица. Ещё он был общителен, весел, хлебосолен и органически талантлив в искусстве доставлять людям хорошее настроение. В этом весь тюркский народ. Какими были наши предки – тюрки - рассказывал азербайджанским журналистам в феврале 2011 года.
Я был двадцать лет коммунистом (1971-1991 гг.) Если бы не развал СССР, наверное, как и Назым Хикмет умер бы коммунистом. Он до конца своих дней верил в светлые идеалы социализма и коммунизма. Возможно, было бы и так. Если бы не разложилась «верхушка» КПСС. И в то время в советской стране, будучи членами безбожной организации, некоторые люди жили, веруя, что есть Бог, и жили те, которые его существование игнорировали. Вот они то и развалили супердержаву СССР. Разве кто-нибудь обратил внимание на такой немаловажный факт. Почему все президенты такой супердержавы как США во время принятия присяги произносят «Да поможет мне Бог»..? 
Коммунист-поэт Хикмет стал заложником политической ситуации в родной стране. Турция в первой половине XX века придерживалась своеобразной линии во внешней и внутренней политике: европеизация, светское государство, независимость. Настороженным было отношение к СССР и резко враждебным по отношению к коммунистам. 17 лет Хикмет провёл в тюрьмах. Незадолго до конца срока Хикмета перевели в тюрьму города Трабзон на черноморском побережье. Откуда он в 1950-м, едва выйдя на волю, бежал в СССР. Человек с больным сердцем прошёл сотню километров на вёслах, ночью, без компаса и ориентиров в море. В СССР Хикмет стал членом Всемирного совета мира. Изучил русский язык – не любил зависеть от других, не терпел приставленных к нему «мидовцев» и чекистов. Много писал, выступал, ездил по странам соцлагеря. Советскую действительность оценивал объективно. Все, вспоминавшие Хикмета, приводили его слова, которыми он начинал разговор с любым, даже незнакомым человеком: "Слушай, брат..."
Из многих его стихов навсегда отпечатались в памяти эти строки:
Если я гореть не буду,
Если ты гореть не будешь,
Если мы гореть не будем,
Кто тогда рассеет мрак?
 Никто не сомневается в том, что маститый сын своего времени эти крылатые слова, исходившие из его горячего сердца и большой души изрек всему человечеству. Он уважал и любил всех: вне зависимости от национальности и вероисповедания. Интернационализм, патриотизм и любовь к людям, им понимался и воспринимался в их лучших традициях и смыслах. О дружбе народов в свое время еще пророк Мухаммед сказал, если кто-либо будет сильно уважать человека из другой нации, тот будет блажен.         
Он был светлый человек. Это был турецкий Абай, турецкий Алишер Навои, турецкий Хосе Марти, турецкий Маяковский. Ему была присуждена Международная премия Мира (1950). Он был похоронен на московском Новодевичьем кладбище, его могила до сих пор остается объектом массового посещения. До сих пор невыполненным остается его желание быть похороненным под Платаном на сельском кладбище в Анатолии.


Рецензии