Казахстан и Соединенные Штаты Америки

Искренние отношения укорачивют дальнюю
дорогу, а недобросовестные – удлиняют.

Рустем Нуршаев

Отношения между Казахстаном и США складываются со времен принятия независимости Казахстаном. 25 декабря 1991 г. Соединенные Штаты Америки признали государственный суверенитет Республики Казахстан. А 26 декабря того же года установлены дипломатические отношения. В следующем году было открыто Посольство США в РК.
Сейчас взаимодействие между Казахстаном и США развиваются очень динамично, а активизацию сотрудничества стран Европейского союза с государствами Центральной Азии и Казахстаном, руководство США воспринимает положительно. Об этом на пресс-конференции в Алматы рассказал Посол США в Казахстане Джон Ордвей. (27.11.2006.)
По мнению дипломата, в расширении партнерских отношений заинтересованы правительства обеих стран. На данный момент США крупнейший инвестор в Казахстане. Из 40 миллиардов долларов, вложенных в экономику республики за годы независимости, одна треть приходится именно на США. Это более 12 миллиардов долларов. Джон Ордвей отметил, что после визита лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева в США, список направлений сотрудничества заметно расширился. Бизнесмены обоих государств уже во время встречи Президентов Нурсултана Назарбаева и Буша заключили контракты. В ходе пресс-конференции Джон Ордвей также рассказал о работе посольства в Астане. Не так давно дипломатическая миссия переехала в столицу, однако в Алматы, по-прежнему, принимают документы на оформление визы. Здесь остался корпус мира и Агентство по международному развитию. Отвечая на вопросы, касающиеся демократических реформ и развития гражданского общества в Казахстане, дипломат подчеркнул, что каждая страна должна выбирать свою модель реформирования. Уже сейчас другим странам есть чему поучиться у Казахстана.
Джон Ордвей, Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Казахстане говорил: «У нас очень глубокие, широкие и богатые взаимоотношения с Казахстаном и народом Казахстана. Мы развиваем эти отношения с момента получения Казахстаном независимости. И на каждом шагу в ходе развития данных взаимоотношений мы постоянно подчеркивали важность демократического развития и дальнейшего формирования гражданского общества, а также обеспечения демократических прав, гражданских и политических свобод».
23 августа 2006 года в своей речи на конференции "Казахстан и США: текущее состояние и перспективы двустороннего сотрудничества" новый заместитель помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Эван Э. Фейгенбаум изложил политику США в Центральной Азии и, в частности, в Казахстане. Конференция была организована Институтом мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана в Алматы (Казахстан) совместно с посольством США в Алматы и корпорацией АЭС.
Участники обсудили роль США в развитии энергетики Казахстана, перспективы поставок нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, двустороннюю торговлю, поддержку США, заявки Казахстана на вступление во Всемирную торговую организацию, инвестиции США вне энергетического сектора и укрепление безопасности в Центральной Азии и Каспийском регионе.
Заместитель помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии выступил на тему "Казахстан и США в изменившемся мире": «Спасибо всем вам за возможность присоединиться к такому большому количеству друзей в этом красивом городе Алматы. Я являюсь заместителем помощника государственного секретаря США по делам Центральной Азии, я работаю в этой должности не более месяца. Короткий промежуток времени по любым меркам. Тем более короткий в регионе со столь богатой историей. Но я надеюсь, что он является достаточно длинным для того, чтобы составить представление о некоторых из вызовов, стоящих перед Казахстаном и США в этот момент широких глобальных возможностей и перемен. Я хочу поговорить о трех вещах:
- о  мире, в котором мы живем;
- о возможностях, которые он открывает перед Казахстаном и Центральной Азией;
- о некоторых способах, с помощью которых США надеются помочь реализовать эти возможности.
Позвольте мне начать с нашего быстро меняющегося мира.
В этом году мы отмечаем двойную годовщину: пятнадцатую годовщину независимости Казахстана и пятнадцатую годовщину окончания "холодной войны". Можно сказать и по-другому: история независимого Казахстана точно совпала с периодом бурного развития и борьбы, обсуждений и дебатов: периодом, в котором пали многие из столпов, на которых на протяжении пятидесяти лет держалась международная система. Насколько сильно мир изменился!
Когда Казахстан достиг своей независимости, казахстанцы и американцы жили в мире, сформированном (и травмированном) "холодной войной". В мире, определяемом соперничеством сверхдержав, титанической идеологической борьбой между сверхдержавами и "войнами за влияние" между соперничающими блоками государств.
С окончанием "холодной войны" остались обнадеживающие столпы более раннего времени, построенные в сороковые годы XX века из пепла ужасной мировой войны. Это доминирующая архитектура сегодняшней международной системы. Организация Объединенных Наций. "Бреттон-Вудские" учреждения, такие как Всемирный банк и Международный валютный фонд. И, разумеется, альянсы, такие как НАТО, корни которых также восходят к концу сороковых годов XX века.
Но мир образца 2006 года это, попросту говоря, не мир образца 1946 года. Наш мир переживает драматические и важные изменения. С одной стороны, впервые за более чем два века ведущие мировые державы, по большому счету, находятся в мире друг с другом. Это замечательная перемена - возможность, как сказал президент Буш, "строить мир, в котором великие державы соперничают в условиях мира вместо того, чтобы готовиться к войне".
Стало модным, особенно среди наблюдателей за этим регионом, говорить о возрождении "великой игры" XIX века. Но США поддерживают продуктивные отношения с каждой ведущей державой - Японией, Китаем, Индией, Россией, Европейским союзом и другими. И эти государства во многих случаях пересматривают свои отношения друг с другом. Мы хотим, чтобы в Центральной Азии существовали широкие возможности и варианты выбора для всех, помогая ускорять экономическое развитие и решая проблемы безопасности региона.
Для США это означает, прежде всего, что мы не рассматриваем наши отношения с Центральной Азией - и вообще с ведущими державами - с позиции игры с нулевой суммой. И во многом подобно Казахстану с его умелой "мультивекторной" внешней политикой мы стремимся поддерживать прочные и продуктивные отношения со всеми ними.
Разумеется, мы едва ли удовлетворены этой возможностью. Мы не можем позволить себе впасть в самодовольство. Мы хорошо понимаем мощное наследие восприятия, эмоций и истории. И мы также знаем, что возможность возникновения крупномасштабного конфликта сохраняется - например, в Тайваньском проливе.
Но на глобальном уровне ведущие державы строят более комплексные и миролюбивые отношения, чем когда-либо прежде. И в Центральной Азии, несмотря на несомненно сохраняющиеся элементы соперничества, мы рассматриваем Казахстан - и другие сильные, суверенные, независимые республики - как наших главных партнеров.
В самом деле, в течение последних пятнадцати лет мы наблюдаем, что новые независимые государства в Центральной Азии достигли замечательных успехов в обращении махинаций ведущих держав к своей выгоде и обеспечивают баланс, который максимизирует их независимость.
Тогда, с американской точки зрения, вы находитесь в фокусе политики США, будучи независимыми, полностью суверенными странами, несущими международные обязанности. Поскольку жители Центральной Азии и американцы оказываются "по одну сторону баррикад" по большему числу вопросов, чем когда-либо прежде.
Глобализация принесла американцам, жителям Центральной Азии, европейцам и сотням миллионов других людей более высокий уровень жизни. Способность перемещаться на большие расстояния. Более широкий выбор того, что мы покупаем и чем занимаемся. Но глобализация не только связывает нас для торговли товарами и обмена знаниями, но и служит "каналом" для распространения заболеваний, преступности, терроризма, наркотиков, опасных вооружений и торговли людьми. Никто не знает этого лучше, чем жители этого региона.
Не менее ясно и то, что транснациональные проблемы требуют многонациональных решений. Террористы действуют почти в каждой стране. Ни США, ни Казахстан, ни Таджикистан, ни Россия, ни Индия, ни Китай попросту не имеют возможности действовать в одиночку - мы физически не можем присутствовать повсюду и постоянно вести борьбу с этим.
Поэтому для всех нас - для казахов, американцев и других - главной задачей является определение новых форм и путей сотрудничества: поддержка, стабилизация и адаптация международной системы к новым вызовам нашей новой эры. По сути дела, это означает адаптацию архитектуры, которую я описал ранее, - архитектуры, созданной для мира образца 1946 года - к новым вызовам образца 2006 года. А это накладывает на народы Азии - Восточной, Южной и Центральной - особое бремя ответственности за трансформацию своего растущего влияния в новые возможности.
Кто мог представить себе в 1946 году, что Казахстан и другие новые страны по обе стороны Каспийского моря - не имеющие выхода к морю, удаленные на тысячи миль от ближайших морских портов - будут поставлять нефть и газ потребителям от Мальмо до Мадрида? Кто мог представить себе, что Китай и Индия окажутся в числе наиболее быстро растущих стран мира? Или что Восточная и Южная Азия окажутся в числе мировых лидеров в области биотехнологий, нанотехнологий и разработки программного обеспечения?
Сегодня Казахстан и страны Центральной Азии, которые на протяжении более века были ориентированы на Север и Запад, оказались по обе стороны регионов с наиболее динамично развивающейся экономикой, расположенных восточнее и южнее их. Казахстан и его соседи готовы использовать беспрецедентные экономические возможности: возможности, которые на века сделали этот регион мировым перекрестком, но которые на протяжении большей части XX века оставались недосягаемыми.
Коллапс Советского Союза создал границы там, где их никогда не существовало, разделил семьи из общин и отделил воду от фермеров и полей. Но в то время как возникли одни международные границы, другие исчезли. И появившаяся после 1991 года способность пересекать границы - перемещаться из Центральной Азии в Афганистан, Китай и далее - открывает беспрецедентные возможности для продуктивного использования плодов необычайно динамичного экономического развития, которое в настоящее время наблюдается повсюду в регионе Центральной Азии.
Для Центральной Азии эта перспектива лучше всего реализуется в той мере, в которой правительства и народы думают и действуют, как представители единого региона. Сокращение барьеров и продвижение к долгосрочной цели создания единого рынка принесут выгоды потребителям, сделают этот регион более привлекательным для иностранных инвесторов и создадут новые формы сотрудничества.
Но в этом и состоит суть американской политики в этом регионе: поддерживать ваше развитие как полностью суверенных, демократических, стабильных и процветающих стран, вносящих вклад в региональную стабильность и глобальную войну с терроризмом и показывающих пример этнической и религиозной терпимости другим странам. Мы стремимся одновременно работать во многих областях: обеспечивать, поощрять экономические перемены, включая развитие региональной интеграции и сотрудничества, и, разумеется, поощрять демократические реформы.
Мы стремимся сотрудничать с Казахстаном и его соседями. Обеспечивать широкий выбор и новые возможности по всем направлениям - на Восток, на Запад, на Север и на Юг. Наша политика не направлена против кого-либо. Она также не сфокусирована на каком-то единственном направлении в ущерб другому.
Напротив, как сказала госсекретарь Райс, она заключается в том, чтобы придать импульс "коридору реформ", простирающемуся на юг до Афганистана и Индийского океана, в то самое время, когда связи региона расширяются в восточном направлении до Китая, Японии, Кореи и стран Тихоокеанского бассейна.
И, ища эти новые возможности в направлении на юг, США твердо поддерживают ведение и сохранение прочных связей Центральной Азии с евроатлантическим сообществом, не в последнюю очередь посредством таких учреждений, как НАТО и ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
Развитие Казахстана включает в себя следующие составляющие:
- Мы глубоко привержены долгосрочному сотрудничеству с этим регионом.
- Мы используем многомерный подход, одновременно решая проблемы безопасности, экономики и демократии, но также действуя на стыке этих проблем: поощрение власти закона - это не просто вопрос более эффективного управления и демократического развития, но и вопрос более привлекательного экономического и инвестиционного климата; ни одна компания не будет инвестировать там, где отсутствует власть закона, где контракты не являются священными и где фирма не может рассчитывать на четкую правовую защиту в случае договорного спора.
- Мы, как я уже сказал, поощряем широкий выбор и возможности разных направлений, но уделяя все больше внимания югу - наименее освоенному направлению. И в центре нашего внимания находятся непосредственно сами страны Центральной Азии. Разумеется, Казахстан будет играть во всем этом все более и более важную роль. Его растущая экономика и множащиеся фонды для инвестиций свидетельствуют об огромных возможностях.
Наши две страны объединяет заинтересованность в свободном передвижении энергоносителей, людей, товаров и информации от казахских степей до моря, включая морские порты Индийского океана. И мы хотим не просто поддерживать экономическое развитие вдоль этой оси Север-Юг, но и обеспечивать Афганистану доступ в более широкий мир, тем самым возводя "мост" где там, где когда-то существовал барьер. В рамках этого видения США хотят быть координатором. Посредником. Движущей силой перемен. Мы хотим участвовать в ликвидации физических и дипломатических "узких мест".
Мы возлагаем большие надежды на стратегический диалог о региональном сотрудничестве и экономической интеграции со странами региона, который начнется позднее в этом году. Мы будем сотрудничать с многосторонними учреждениями, такими как Азиатский банк развития и Всемирный банк, а также с национальными правительствами и частным сектором. Мы делаем успехи в таких областях, как транспорт, энергетика, телекоммуникации и торговля.
На следующий год запланировано открытие афганско-таджикского моста стоимостью 36 млн. долл., который строится на деньги, выделенные США. Мы помогаем строить таможенные объекты и пограничные контрольно-пропускные пункты повсюду по региону. Мы успешно восстанавливаем афганскую электроэнергетическую сеть и надеемся заложить фундамент для экспорта электроэнергии из Таджикистана в Афганистан. В Форуме энергетического сектора Центральной Азии, организованном в июне Агентством США по торговле и развитию, приняли участие правительства всех стран региона, включая Казахстан, а также частный сектор. Они обсудили конкретные проекты в области торговли энергоносителями в Центральной и Южной Азии. Мы стремимся сокращать барьеры для торговли и инвестиций посредством Рамочного соглашения о торговле и инвестициях между США и Центральной Азией и технической помощи.
Каким же нам видится путь вперед? США и Казахстан энергично развивают стратегическое партнерство при постоянном обмене представителями высокого уровня. В марте министр энергетики США Бодман встретился с президентом Назарбаевым и министром энергетики Казахстана Измухамбетовым. В мае вице-президент США Чейни встретился с президентом Назарбаевым. 6 июля госсекретарь Райс встретилась с министром иностранных дел Казахстана Токаевым. А в июле здесь побывала сельскохозяйственная торговая делегация во главе с министром сельского хозяйства США Йоханнсом. Мы ожидаем, что эта тенденция будет продолжаться.  Мы тесно сотрудничаем для обеспечения безопасности, оказывая Казахстану помощь в борьбе с угрозами, вытекающими из наркоторговли, терроризма и контрабанды всеми видами товаров, включая оружие массового поражения, посредством наращивания его потенциалов быстрого реагирования.
В рамках финансируемой США программы обучения пограничников нами было безвозмездно предоставлено три патрульных катера Морской службе пограничной охраны Казахстана. Благодаря нашим программам содействия безопасности, проводятся ремонтно-восстановительные работы в Морской академии в Актау. Мы также активно поддерживаем программу сотрудничества для обеспечения Казахстану способности контролировать и охранять свои сухопутные и морские границы. При содействии США Казахстан также приобретает восстановленные вертолеты "Хуэй" для своих сил быстрого реагирования.
США и Казахстан также достигли заметных успехов в области нераспространения. Наше Министерство энергетики оказало Казахстану помощь в выводе из эксплуатации ядерного реактора советской эпохи БН-350 и в настоящее время решает проблему утилизации отработанного ядерного топлива. Оно помогло Казахстану улучшить защиту ядерных материалов, их учет и контроль на ядерных объектах. Мы ликвидировали объекты биологического оружия в Степногорске и помогли трудоустроить десятки бывших ученых-оружейников в мирных, устойчивых областях деятельности.
Мы тесно сотрудничаем в освоении энергоресурсов для мирового рынка. Наша политика делает акцент на лучших коммерческих стандартах и прозрачности для обеспечения эффективного освоения ресурсов на благо заинтересованных стран.
Мы проводим политику поощрения строительства множества различных трубопроводов, чтобы предоставить странам региона возможность выбора маршрутов экспорта своей нефти и газа. Завершение строительства трубопровода Каспийского трубопроводного консорциума от Казахстана до черноморского порта Новороссийск в России и ввод в эксплуатацию трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан от Азербайджана до Турции являются наглядными примерами успеха этой политики.
Мы особенно гордимся ролью, которую сыграли в реализации этих проектов американские фирмы. В частности, трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан олицетворяет собой новую веху в области охраны окружающей среды, в социальной области и в области проектирования транспорта энергоносителей во всем мире. Строительство Южнокавказского трубопровода обеспечит поставку азербайджанского природного газа на европейские рынки и, в конечном счете, туркменский и казахский газ также сможет пересечь Каспий и потечь по этому маршруту. Поддерживая множество различных проектов строительства трубопроводов, свободные от влияния монополий или географических барьеров, наша политика вносит важные и долгожданные изменения в пейзаж Евразии.
Кроме того, мы развиваем торговлю, которая помогает поддерживать рост, увеличивать богатства и, хочется надеяться, ликвидировать все барьеры. США выступают за вступление во Всемирную торговую организацию всех государств Центральной Азии, хотя в настоящее время ее членом является только Кыргызская Республика.
Мы тесно сотрудничаем с Казахстаном в его усилиях по присоединению к ВТО и рассчитываем на аналогичное сотрудничество с Таджикистаном. Деловые люди говорят нам, что более крупные региональные рынки с растущими экономиками с наибольшей вероятностью будут привлекать инвестиции, которые способны поддержать дальнейший рост и процветание. Особого внимания заслуживает тот факт, что растущая экономика - а также растущие иностранные инвестиции - требуют дальнейших реформ.
Мы не только поощряем продолжение экономических и коммерческих реформ, но и ожидаем от Казахстана проведения сопутствующих политических реформ, которые создадут демократические институты, имеющие основополагающее значение для стабильности и упорядоченной передачи власти, когда в 2013 году завершится срок пребывания у власти президента Назарбаева.
Казахстан занимает одно из ведущих мест среди стран бывшего Советского Союза в области безопасности и энергетики. Тем не менее, ему необходимо продвигаться вперед в осуществлении своих планов демократических реформ.
В конечном счете, сегодня Казахстан служит примером религиозной терпимости. Межнациональные конфликты на его территории в основном отсутствуют. Стремительный экономический рост компенсировал большинство потерь понесенных за последние 15 лет. Кроме того, страна находится на пороге небывалого процветания с началом добычи нефти в Кашагане в ближайшие три-четыре года. Главный вызов будущего заключается в том, чтобы грамотно управлять этим ростом. И обеспечить, чтобы его результаты ощутили на себе все граждане Казахстана. Лучший гарант будущего Казахстана - это процветающее, стабильное и демократическое общество, где все граждане участвуют в политической системе.
Короче говоря, я полагаю, что руководство Казахстана понимает, что экономическая и политическая модернизация зависит от продолжения политических реформ, которые необходимы для того, чтобы Казахстан смог в течение ближайшего десятилетия оказаться в числе пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира - на что мы, со своей стороны, также надеемся.
США твердо поддерживают эту цель. Мы активно работаем в рамках наших программ помощи, чтобы поддержать усилия Казахстана по строительству современного демократического общества, предоставляющего каждому человеку возможность реализовать свое предназначение.
Поэтому позвольте мне закончить на том, с чего я начал:
США и Казахстан создали многообещающее стратегическое партнерство в тот момент, когда перед нами открываются громадные глобальные и региональные возможности. Наши отношения приносят все большую пользу не только народам наших двух стран, но и всему региону и всему миру. Мы достигли заметных успехов в расширении видения регионального сотрудничества и интеграции друг у друга. И в ближайшие месяцы и годы мы рассчитываем увидеть реальные плоды это работы.
В первые годы сотрудничества США были более заинтересованы в проблеме нераспространения оружия массового поражения, включая ядерное оружие, обладателем которого была молодая независимая республика. "Вашингтон стремился поскорее избавить нас от этого опасного наследства, финансируя конкретные программы и инициативы, направленные на уничтожение соответствующей инфраструктуры. Эта проблематика по-прежнему сохраняет важное место в двусторонних соглашениях, но уже с учетом современной международной и региональной конъюнктуры - в рамках борьбы с международным терроризмом, с тем, чтобы ОМП не попало в руки террористов, стран-изгоев и "несостоявшихся государств". Кроме того, политика США в Казахстане и на постсоветском пространстве в целом была направлена на "управление" последствиями распада СССР, что подразумевает обеспечение необратимости процесса распада, ослабление влияния России и контролируемую эволюцию постсоветских государств от тоталитаризма к рыночным демократиям. Поэтому США поддерживали суверенитет новых государств на территории бывшего Советского Союза и наставляли их на путь рыночных и демократических реформ, - поясняет эксперт. - С середины 1990-х годов американские эксперты и Госдепартамент стали раскручивать тезис об энергетическом богатстве Центрально-Азиатского региона и необходимости более активной политики в регионе. С одной стороны, Центральная Азия, и особенно Казахстан, действительно, располагают богатыми ресурсами минерального сырья. С другой стороны, "каспийские богатства" служили аргументом для обоснования политического и экономического присутствия США здесь".
Нынешняя официальная политика США в Казахстане держится на трех "китах-приоритетах" - это продвижение и развитие рыночной экономики и демократических реформ, региональная безопасность и сотрудничество, а также экономические и энергетические интересы США. Данные стратегические цели, говорит А.Нурша, не претерпели изменений, но появились новые нюансы: "Объективно можно сказать, что в последние годы интерес США к Казахстану обусловлен ослаблением позиции США в регионе, то есть после потери баз в Узбекистане роль Казахстана в американской политике значительно возросла. Второй фактор - США обеспокоены объединительными процессами, происходящими в Центральной Азии, в особенности усилением Шанхайской организации сотрудничества как влиятельной международной организации, консолидацией центральноазиатских стран вокруг России. После прошлогоднего саммита ШОС в Астане в июле, когда прозвучала настоятельная просьба освободить Центральную Азию от военного присутствия США, убрать американскую базу из Узбекистана, Белый дом понял, что в его центральноазиатской политике происходит что-то неладное, и резко усилил свои контакты с Казахстаном, который теперь видится в качестве приоритетного партнера США. Со своей стороны Казахстан также демонстрирует интерес к развитию взаимовыгодных отношений США, и последнее подтверждение тому - присоединение Казахстана к проекту Баку - Тбилиси - Джейхан".
По мнению завотдела КИСИ для США существенно важно, чтобы Казахстан как минимум продолжал реализацию многовекторной политики. "В ближайшие годы, по всей вероятности, нас ожидает интенсификация контактов с НАТО и другими евроатлантическими структурами и приглашение Казахстану развивать южноазиатское направление своей внешней политики как альтернативу северному и восточному направлениям. У этого блока вопросов есть еще одно ответвление - иранская проблема. Поэтому многие эксперты считают, что США ведут дипломатическую подготовку ужесточения санкций в отношении Ирана. Поскольку их позиция встречает сопротивление, США ведут многосторонние и двусторонние переговоры, стремясь заручиться поддержкой стран, соседних с Ираном. Как известно, недавно состоялся визит в США Ильхама Алиева, появления которого в Вашингтоне долгое время не приветствовали. Но именно теперь, когда осложнилась ситуация вокруг Ирана, созрела необходимость общения со странами региона. Аналитики считают, что во время сентябрьского визита Нурсултана Назарбаева США попытаются не то чтобы привлечь Казахстан на свою сторону, но, по крайней мере, обсудить различные варианты развития событий и "прощупать" позицию Казахстана на случай применения силовой акции по отношению к Ирану".
Недавно прошедший Круглый стол,  посвященный стратегическому партнерству Казахстана и США,  прошел в Алматы. Американский вектор является одним из ключевых приоритетов во внешней политике Казахстана. Учитывая лидерские позиции США в мировой политике и экономике, военно-силовой потенциал и активную вовлеченность в геополитические процессы, взаимодействие с США нашей республики приобретает стратегический характер. Сегодня двухстороннее сотрудничество выходит на новый уровень. За Казахстаном твердо закрепился статус наиболее динамично развивающейся страны в регионе. Республика последовательно и прагматично подходит к выстраиванию своей внешнеполитической стратегии. Это позволяет двум странам усилить диалог и развивать механизмы сотрудничества. Во время круглого стола обсуждались современное состояние и перспективы взаимоотношений между Казахстаном и США. Был проведен анализ ведущих тенденций и факторов, оказывающих влияние на двухсторонние отношения. На встрече также рассматривались вопросы взаимодействия Казахстана и США в сфере безопасности, торгово-экономического и энергетического сотрудничества, перспективы стратегии Вашингтона в отношении Центральной Азии и Казахстана после президентских выборов в США в ноябре 2008-го года.
Марат Шайхутдинов, директор ИМЭП при Фонде первого Президента:
- Мы пригласили коллег, именно казахстанских ученых-экспертов, для того, чтобы мы могли обсудить за круглым столом и выверить свои позиции, провести дискуссию для того, чтобы в Вашингтоне и Нью-Йорке, куда мы планируем поехать в начале апреля, встретиться с нашими американскими коллегами. И обговорить какие-то вопросы, которые сегодня не могут себе позволить политика, а для ученых-экспертов это вполне реально и возможно.
На сегодняшний день Соединенные Штаты Америки держат пальму первенства на инвестиционном поле Казахстана. По официальным данным, Новый Свет вкладывает в экономику нашей страны более трети всех инвестиций, львиная доля которых направляется в нефтегазовый сектор. В то же время при растущих темпах товарооборота между нашими странами не решен еще ряд проблем, препятствующих развитию двустороннего сотрудничества. Перспективы казахстанско-американских отношений представители двух стран обсуждали в преддверии очередного официального визита Нурсултана Назарбаева в США, который состоится нынешней осенью. В целом картина весьма оптимистичная. Так, по словам вице- министра экономики и бюджетного планирования Болата Палымбетова, в прошлом году товарооборот между нашими странами составил около двух миллиардов долларов. В 2004 году эта цифра не достигала и миллиарда.
 К слову, сегодня в Казахстане зарегистрировано более трехсот семидесяти предприятий с американским участием и почти сотня представительств компаний из Соединенных Штатов. Но участие инвесторов сегодня ограничивается рамками одной отрасли. - Американский бизнес сейчас в основном присутствует в энергетических проектах, - говорит вице-министр индустрии и торговли Болат Смагулов. - Мы, в свою очередь, хотели бы, чтобы эти инвестиции шли и в другие отрасли - сельское хозяйство, телекоммуникации и транспорт. Однако, по словам помощника заместителя госсекретаря США Эвана Файгенбаума, Америка рассматривает Казахстан в первую очередь как источник углеводородного сырья. - Мы рассматриваем Казахстан и другие государства Центральной Азии как источник нефти и газа. Политика США заключается в постоянном стимулировании развития множества трубопроводных проектов, для того чтобы дать странам региона возможность по экспорту углеводородов.
И американцы гордятся той ролью, которую сыграли в проекте трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан, - сказал он. Эван Файгенбаум также отметил, что Америка заинтересована в строительстве большего числа трубопроводов, так как монополии создают угрозу глобально-энергетической безопасности. Однако он подчеркнул, что поддержка подразумевает под собой не только выгодность и эффективность, но и прозрачность. Хотя, как ранее отметила в своем докладе экс-посол США в Казахстане Элизабет Джонс, американское правительство не может диктовать условия коммерческим структурам. Но может настаивать на определенных принципах при подписании соглашений. - Правительство США может стимулировать или даже настаивать на международных стандартах, в частности в отношении борьбы с коррупцией, - подчеркнула она.
В свою очередь, казахстанские специалисты поинтересовались у госпожи Джонс, насколько правительство США способно повлиять на американские компании в отношении прозрачности контрактов. Экс-посол отметила, что это цель, к которой стоит стремиться, так как транспарентность во благо не только обществу, но и самим компаниям. Однако, по ее мнению, не стоит настаивать на данных принципах в отношении уже заключенных договоренностей, а следует их оговаривать при подписании новых контрактов. Также Элизабет Джонс затронула и злободневный вопрос о пересмотре контрактов, заключенных иностранными компаниями в начале девяностых годов. Сейчас многие казахстанцы высказывают мнение, что инвесторам были предоставлены чрезмерно выгодные условия. - Правительство США придерживается главного принципа предпринимательства - неприкосновенности условий контрактов в течение оговоренного времени. Пятнадцать лет назад эти контракты были составлены таким образом, чтобы компенсировать возможные риски инвестирования в экономику Казахстана.
В начале девяностых годов нельзя было предположить возможности добычи энергоресурсов. А сейчас мы наблюдаем большое сопротивление американских коммерческих компаний в отношении пересмотра этих договоренностей. Я думаю, это можно понять, - заключила Элизабет Джонс. Впрочем, Казахстан заинтересован не только в пересмотре стандартов в отношении американских компаний. Как рассказал вице-министр индустрии и торговли Болат Смагулов, в США действует ряд антидемпинговых мер, которые заранее ставят нашу страну в неравные торговые условия. В частности, с 1998 года американским правительством введена таможенная пошлина в размере пятнадцати процентов в отношении импорта казахстанского необработанного титана. А в отношении некоторых видов стали пошлина превышает двести сорок процентов. Впрочем, как сказал вице-министр, срок данных мер истекает в этом году, и, возможно, Америка пересмотрит свои позиции. - До сих пор со времен холодной войны в отношении Казахстана действует поправка Джексона-Вэника. В настоящее время наступили более теплые времена, и хотелось бы, чтобы эту поправку отменили. Нынешние меры ставят Казахстан в заведомо неравные условия при вступлении в ВТО, - сказал Болат Смагулов. Кстати, американские специалисты не раз выражали свое стремление всецело помогать Казахстану при вступлении во Всемирную торговую организацию.
При этом представители США считают вполне реальной идею о Большой Центральной Азии и главенствующую роль в ней отводят именно нашей стране. Так, профессор университета Нью-Мексико Грегори Глесон считает, что Казахстан преодолел переходный период и ориентирован на будущее, а не на советское прошлое, как многие из государств СНГ. Однако, по его мнению, переходу к большому будущему препятствует инфраструктура «советской эры». По его мнению, именно плохо развитая транспортная сеть и прочие элементы инфраструктуры являются огромной пропастью между настоящим и будущим страны. Также, по мнению американских предпринимателей, Казахстану следует усовершенствовать налоговое законодательство. Как высказался один из выступавших, контролирующие органы и компании <по-разному интерпретируют> некоторые положения. Решать же подобные споры, по мнению вице- президента американской компании, стоит не в уголовном, а в гражданском. Отношения Казахстана и США останутся прежними вне зависимости от того, кто победит на предстоящих выборах президента. Об этом заявил на встрече в Алматы с журналистами посол Соединенных Штатов.
Посол США в Казахстане - Джон Ордвей завершает свою четырехлетнюю дипломатическую службу в Казахстане. О своем новом месте работы господин Посол не распространялся, зато признался, что главные его впечатления о Казахстане это казахское гостеприимство, красивые горы, бескрайние степи и… залежи нефти.
Джон Ордвей, посол США в Казахстане говорил:
- Вне зависимости от того, какая администрация заедет в Белый дом, она продолжит работать над тем, чтобы по всему миру нефть и газ добывались и доставлялись по справедливой цене как для производителей, так и для потребителей. В этом отношении с Казахстаном у нас сложились хорошие отношения.
С первых дней внешнеполитическая деятельность ведется в двух плоскостях: на многостороннем и двустороннем уровнях. На многостороннем уровне Казахстан стал активно сотрудничать с международными структурами безопасности - ООН, ОБСЕ, НАТО. В 1992 г. Казахстан стал членом ООН, ОБСЕ и Совета Североатлантического сотрудничества. В 1994 г. Казахстан стал участвовать в программе НАТО "Партнерство во имя мира", созданной для формирования новых отношений в области безопасности между НАТО и его партнерами. В конце 1990-х годов для плановой и последовательной деятельности между Казахстаном и НАТО была заключена двухлетняя Индивидуальная программа партнерства (ИПП), получившая одобрение Совета Безопасности Республики Казахстан и Совета НАТО. На мой взгляд взаимоотношения Казахстана и США плодотворны для обеих стран.


Рецензии